Файл: Видершайн, М. Н. Производственный контроль параметров элементов цифровой автоматики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ность сравнения различных действующих нагрузок на изделия и хорошую повторяемость результатов испытаний.

Устройства для испытания аппаратуры на ударную нагрузку представляют собой установки, в которых используется свободное падение. Возможны разновидности таких устройств. В некоторых случаях испытуемые изделия жестко крепят к платформе, которая падает на наковальню. В других случаях испытуемый объект крепят на неподвижном основании, на которое падает ударное массивное тело. Обычно эти тела создают синусоидальные колеба­ ния. Амплитуду и продолжительность удара при испытаниях устанавливают из выражения, определяющего соотношение кине­ тической и потенциальной энергий падающего тела.

Ускорение при ударных испытаниях при условии свободного

падения определяют

из

соотношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

g = V2Kh\We+ Wv),

 

 

 

 

 

где

g

ускорение

в

единицах

силы

тяжести

(9,81 м/с2);

 

h — высота

падения,

м;

 

 

 

 

 

 

 

 

Wc — масса

каретки,

 

кг;

 

 

 

 

 

 

 

 

Wv— масса испытуемого объекта и крепления, кг;

 

 

К — постоянная

демпфирующей

пружины,

кг/м.

 

Из различных типов устройств, предназначенных для испыта­

ния

аппаратуры

на

ударную нагрузку (копров),

наибольшее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

распространение

получили

 

 

 

 

 

 

 

 

 

машины с вертикальным па­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дением

по

направляющим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По сравнению с установками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свободного падения

и маят­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

никового

типа эти

машины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обладают

относительно про­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стой конструкцией, обеспе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чивают достаточно надежный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контроль положения

нагруз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ки до

и

во время

удара и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

позволяют использовать до­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вольно

простые

измеритель­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ные

устройства.

В

то же

 

 

 

 

 

 

 

 

 

время они обладают и ря­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дом недостатков,

из которых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

основным

является

возмож­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ность заклинивания головки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на направляющих во время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

перемещения.

испытательного

 

Рис. 18. Испытательный копер:

Схема

 

/ — направляющие рельсы;

2

— испытывае­

копра

показана

на

рис. 18.

мый

образец;

3

— акселерометр;

4

— меха­

Испытываемое изделие уста­

низм подъема;5

— механизм сбрасывания; б —

микроконтакты;

7 — каретка;

8 — пневмати­

навливают на металлической

ческий плунжер;

9 — стальная

плита; 1 0

 

бетонное основание

 

 

каретке.

Каретка имеет воз-


можность свободного перемещения вверх и вниз между двумя

вертикальными стальными

стойками. Ее поднимают с помощью

подъемника или

вручную.

На нижней стороне каретки имеется

пневматический

плунжер,

действующий подобно амортиза­

тору, который обеспечивает ограничение максимальной прило­ женной перегрузки. Принцип действия устройства заключается в следующем. Каретку вместе с закрепленным изделием подни­ мают на заданную высоту. Плунжер устанавливают в такое поло­ жение, которое обеспечивает необходимое уменьшение пиковой величины удара. При освобождении каретка падает на стальную плиту основания. После этого производят осмотр и функциональ­ ную проверку аппаратуры с целью обнаружения механических повреждений.

Линейные ускорения. При испытании изделий на воздействие линейных ускорений, их величины рекомендуется выбирать в соот­ ветствии с табл. 8.

Т а б л и ц а 8

 

 

Линейные ускорения

 

 

S

м/с2

g

м/с2

g

м/с2

5

49

200

1 960

5 000

49 000

10

98

500

4 900

10 000

98 000

20

196

1000

9 800

20 000

196 000

50

490

2000

19 000

30 000

240 000

100

980

 

 

 

 

В методике испытаний конкретных изделий указывают оси и направления ускорения и длительность выдержки. При увеличе­ нии скорости вращения центрифуга до установленной величины для получения заданного ускорения или при уменьшении ее скорости вращения до нуля величина тангенциального ускорения не должна превышать 10% от заданного значения линейного ускорения. Размеры центрифуги выбирают из условия, чтобы ни одна часть образцов при их размере до 10 см не испытывала ускорения, отли­ чающегося от заданного на ± 10%, а при размерах образцов, боль­ ших 10 см, ускорение всех частей образца находилось бы в пределах от — 10 до +30% от заданного значения линейного ускорения.

При креплении образцов к центрифуге их располагают в двух противоположных направлениях в трех взаимно перпендикуляр­ ных осях.

Длительность испытания с заданным линейным ускорением в общем случае равна 10 с. В технических условиях на изделие указывают, должен ли быть образец в рабочем или нерабочем состоянии.

§ М. Н. Видершайн

81


Испытания изделия по определению устойчивости их в отноше­ нии воздействия линейного ускорения производят на центрифугах. Устройство центрифуги показано на рис. 19. Металлическая рама 2, укрепленная в центре на оси 4, приводится в движение электро­ двигателем 5. Испытуемый образец 3 крепят к концу рамы. На противоположном ее конце устанавливают груз 1 или аналогич­ ные образцы, обеспечивающие уравновешивание рамы. Центро­ бежное ускорение пропорционально расстоянию от оси вращения до центра тяжести испытуемого изделия. Это необходимо учиты­ вать при выборе центрифуги для испытаний крупногабаритных изделий. При испытании таких изделий, в случае, если длина рамы соизмерима с размерами изделия, различные точки изделия будут испытывать различные ускорения.

Ускорение изделия

g = l,l2Rn2- 10-5,

где g — центробежное ускорение в единицах силы тяжести

(9,81 м/с2);

R — расстояние от центра вращения до центра тяжести испы­ туемого изделия, см;

п — скорость вращения, об/мин.

Используя указанную выше формулу, можно определить гра­ диент ускорения точек 1 и 2 испытуемого изделия, если их расстоя­ ние от центра вращения равно соответственно R 1 и R 2, т. е.

gi — gi = U 2 я 2 ( Ra - R i ) - 10-5.

Для измерения ускорений используют акселерометры двух типов: пьезоэлектрические и тензометрические.

Принцип работы акселерометра можно пояснить с помощью рис. 20. Мерой ускорения устройства является величина пере­ мещения массы М относительно рамы акселерометра Р. Уравне­ ние движения массы определяется выражением

d2X йХ . К v d2Y

dt2 м it + м л

dt2 >

Рис. 20. Акселерометр:
1 — рама; 2 — масса; 3 — пружина подвески массы
83

где

У — перемещение

рамы;

М;

 

Z — перемещение

массы

 

X = Z ■— Y — относительное

перемещение внутренней

 

массы по отношению

к раме;

К— постоянная пружины подвески массы;

С— коэффициент кинематической вязкости. Таким образом, зная параметры системы и величину переме­

щения X, можно отградуировать прибор в единицах ускорения. Важным параметром акселерометра является его собственная резонансная частота (или частота собственных колебаний). Для обеспечения правильного показания акелерометра частота его собственных колебаний не должна находиться в пределах иссле­ дуемого диапазона частот механических нагрузок. Некоторые авторы указывают, что эту частоту необходимо выбирать в 5 раз больше верхней частоты исследуемого диапазона. Основными па­ раметрами акселерометров является также линейность характе­ ристики, зависимость показаний от температуры, малогабарит­

ность и др.

Пьезоэлектрические акселерометры находят большое распро­ странение в практике проведения испытаний аппаратуры на меха­ нические воздействия. Обычно в пьезоэлектрических акселеро­ метрах используются кристаллы титаната бария. Работа такого акселерометра основана на известном пьезоэлектрическом эффекте, возникающем в кристаллах некоторых веществ, когда под влия­ нием механических воздействий, например, при сжатии или изгибе на противоположных сторонах кристалла возникает э. д. с. Пьезоэлектрические акселерометры могут быть двух типов: аксе­

лерометры,

работающие на

сжатие (компрессионного

типа,

рис. 21, а)

и акселерометры,

работающие на изгиб (рис.

21, б).

Противоположные поверхности кристалла серебрятся, и к ним припаиваются выходные контакты. Пружина 1 (рис. 21) служит для расширения диапазона ускоре­ ния, измеряемого акселерометром.

При ускорении аппаратуры, к кото­ рой прикреплен акселерометр, кри­ сталл сжимается благодаря дейст­ вию на него массы М. Возникающая на его поверхности э. д. с. пропор­ циональна ускорению. Измеряя ее величину, определяем ускорение, испытуемое прибором.

Пьезоэлектрический акселеро­ метр, работающий на изгиб (рис. 21, б), используют при более высоких значениях ускорений, чем акселеро­ метры, работающие на сжатие. В них пьезоэлектрические кристаллы при­ крепляют к балке из упругой фосфо-

6*


ристой бронзы. При воздействии ускорения балка изгибается, а вмёсте с ней изгибается и пьезоэлектрический кристалл. Вследствие этого на поверхности кристалла возникнет некоторая э. д. с., величина которой пропорциональна ускорению. Так как эквива­ лентные схемы пьезоэлектрических датчиков имеют высокое вы­ ходное сопротивление, то для получения хороших частотных характеристик таких устройств необходимо применять схемы с высоким входным сопротивлением, до нескольких сот или тысяч МОм. Таким требованиям удовлетворяют катодные повторители. Их наиболее часто и применяют при проектировании схем, исполь­ зующих пьезоэлектрические акселерометры.

Пьезоэлектрические акселерометры обладают рядом достоинств, из которых основными являются широкополосная частотная ха­ рактеристика, начиная от 2 Гц при собственной резонансной ча­ стоте в отдельных случаях до 70 кГц и широкий диапазон изме­ ряемых амплитуд ускорения — от долей g до 5000^ и выше. Кроме того, пьезоэлектрические акселерометры имеют малую массу и не требуют электрического питания.

Недостаток

пьезоэлектрических акселерометров — необхо­

димость применения высокоомных катодных повторителей.

Устройство

тензометрического акселерометра показано на

рис. 22, принцип работы которого заключается в изменении сопро­ тивления плеч X и С уравновешенного моста вследствие воздей­ ствия ускорения. Сопротивления А и В взаимно уравновешиваются Источником питания моста выбирается постоянное или пере­ менное напряжение. Тензометрические элементы X и С изменяют свое сопротивление под воздействием ускорения. Тензометрический акселерометр имеет ряд недостатков по сравнению с пьезоэлектри­ ческим, из которых основными являются низкая резонансная ча­ стота (обычно не-выше 800 Гц) и низкий уровень выходных сигна­ лов. Однако такие акселерометры не требуют применения высоко­ омных катодных повторителей и с их помощью можно производить измерения на сверхнизких ча­

стотах.

Кроме указанных типов ис­ пользуются и другие виды аксе­ лерометров: струнные; с пере­ менным магнитным сопротивле-

Рис. 21. Пьезоэлектрические акселерометры:

а — работающий на сжатие;

1 — пружина, 2 — корпус, 3 — масса, 4 — кристалл;

б — работающий на

изгиб: 1 — кристалл, 2 — балка, 3 — основание

84