Файл: Видершайн, М. Н. Производственный контроль параметров элементов цифровой автоматики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
ность сравнения различных действующих нагрузок на изделия и хорошую повторяемость результатов испытаний.
Устройства для испытания аппаратуры на ударную нагрузку представляют собой установки, в которых используется свободное падение. Возможны разновидности таких устройств. В некоторых случаях испытуемые изделия жестко крепят к платформе, которая падает на наковальню. В других случаях испытуемый объект крепят на неподвижном основании, на которое падает ударное массивное тело. Обычно эти тела создают синусоидальные колеба ния. Амплитуду и продолжительность удара при испытаниях устанавливают из выражения, определяющего соотношение кине тической и потенциальной энергий падающего тела.
Ускорение при ударных испытаниях при условии свободного
падения определяют |
из |
соотношения |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
g = V2Kh\We+ Wv), |
|
|
|
|
|
|||||
где |
g — |
ускорение |
в |
единицах |
силы |
тяжести |
(9,81 м/с2); |
||||||||
|
h — высота |
падения, |
м; |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Wc — масса |
каретки, |
|
кг; |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Wv— масса испытуемого объекта и крепления, кг; |
|
|||||||||||||
|
К — постоянная |
демпфирующей |
пружины, |
кг/м. |
|
||||||||||
Из различных типов устройств, предназначенных для испыта |
|||||||||||||||
ния |
аппаратуры |
на |
ударную нагрузку (копров), |
наибольшее |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
распространение |
получили |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
машины с вертикальным па |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дением |
по |
направляющим. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По сравнению с установками |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
свободного падения |
и маят |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
никового |
типа эти |
машины |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
обладают |
относительно про |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стой конструкцией, обеспе |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чивают достаточно надежный |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
контроль положения |
нагруз |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ки до |
и |
во время |
удара и |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
позволяют использовать до |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вольно |
простые |
измеритель |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ные |
устройства. |
В |
то же |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
время они обладают и ря |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дом недостатков, |
из которых |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
основным |
является |
возмож |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ность заклинивания головки |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на направляющих во время |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
перемещения. |
испытательного |
|||||
|
Рис. 18. Испытательный копер: |
Схема |
|
||||||||||||
/ — направляющие рельсы; |
2 |
— испытывае |
копра |
показана |
на |
рис. 18. |
|||||||||
мый |
образец; |
3 |
— акселерометр; |
4 |
— меха |
Испытываемое изделие уста |
|||||||||
низм подъема;5 |
— механизм сбрасывания; б — |
||||||||||||||
микроконтакты; |
7 — каретка; |
8 — пневмати |
навливают на металлической |
||||||||||||
ческий плунжер; |
9 — стальная |
плита; 1 0 — |
|||||||||||||
|
бетонное основание |
|
|
каретке. |
Каретка имеет воз- |
можность свободного перемещения вверх и вниз между двумя
вертикальными стальными |
стойками. Ее поднимают с помощью |
|
подъемника или |
вручную. |
На нижней стороне каретки имеется |
пневматический |
плунжер, |
действующий подобно амортиза |
тору, который обеспечивает ограничение максимальной прило женной перегрузки. Принцип действия устройства заключается в следующем. Каретку вместе с закрепленным изделием подни мают на заданную высоту. Плунжер устанавливают в такое поло жение, которое обеспечивает необходимое уменьшение пиковой величины удара. При освобождении каретка падает на стальную плиту основания. После этого производят осмотр и функциональ ную проверку аппаратуры с целью обнаружения механических повреждений.
Линейные ускорения. При испытании изделий на воздействие линейных ускорений, их величины рекомендуется выбирать в соот ветствии с табл. 8.
Т а б л и ц а 8
|
|
Линейные ускорения |
|
|
|
S |
м/с2 |
g |
м/с2 |
g |
м/с2 |
5 |
49 |
200 |
1 960 |
5 000 |
49 000 |
10 |
98 |
500 |
4 900 |
10 000 |
98 000 |
20 |
196 |
1000 |
9 800 |
20 000 |
196 000 |
50 |
490 |
2000 |
19 000 |
30 000 |
240 000 |
100 |
980 |
|
|
|
|
В методике испытаний конкретных изделий указывают оси и направления ускорения и длительность выдержки. При увеличе нии скорости вращения центрифуга до установленной величины для получения заданного ускорения или при уменьшении ее скорости вращения до нуля величина тангенциального ускорения не должна превышать 10% от заданного значения линейного ускорения. Размеры центрифуги выбирают из условия, чтобы ни одна часть образцов при их размере до 10 см не испытывала ускорения, отли чающегося от заданного на ± 10%, а при размерах образцов, боль ших 10 см, ускорение всех частей образца находилось бы в пределах от — 10 до +30% от заданного значения линейного ускорения.
При креплении образцов к центрифуге их располагают в двух противоположных направлениях в трех взаимно перпендикуляр ных осях.
Длительность испытания с заданным линейным ускорением в общем случае равна 10 с. В технических условиях на изделие указывают, должен ли быть образец в рабочем или нерабочем состоянии.
§ М. Н. Видершайн |
81 |
Испытания изделия по определению устойчивости их в отноше нии воздействия линейного ускорения производят на центрифугах. Устройство центрифуги показано на рис. 19. Металлическая рама 2, укрепленная в центре на оси 4, приводится в движение электро двигателем 5. Испытуемый образец 3 крепят к концу рамы. На противоположном ее конце устанавливают груз 1 или аналогич ные образцы, обеспечивающие уравновешивание рамы. Центро бежное ускорение пропорционально расстоянию от оси вращения до центра тяжести испытуемого изделия. Это необходимо учиты вать при выборе центрифуги для испытаний крупногабаритных изделий. При испытании таких изделий, в случае, если длина рамы соизмерима с размерами изделия, различные точки изделия будут испытывать различные ускорения.
Ускорение изделия
g = l,l2Rn2- 10-5,
где g — центробежное ускорение в единицах силы тяжести
(9,81 м/с2);
R — расстояние от центра вращения до центра тяжести испы туемого изделия, см;
п — скорость вращения, об/мин.
Используя указанную выше формулу, можно определить гра диент ускорения точек 1 и 2 испытуемого изделия, если их расстоя ние от центра вращения равно соответственно R 1 и R 2, т. е.
gi — gi = U 2 я 2 ( Ra - R i ) - 10-5.
Для измерения ускорений используют акселерометры двух типов: пьезоэлектрические и тензометрические.
Принцип работы акселерометра можно пояснить с помощью рис. 20. Мерой ускорения устройства является величина пере мещения массы М относительно рамы акселерометра Р. Уравне ние движения массы определяется выражением
d2X _с йХ . К v d2Y
dt2 м it + м л |
dt2 > |
где |
У — перемещение |
рамы; |
М; |
|
Z — перемещение |
массы |
|
|
X = Z ■— Y — относительное |
перемещение внутренней |
|
|
массы по отношению |
к раме; |
К— постоянная пружины подвески массы;
С— коэффициент кинематической вязкости. Таким образом, зная параметры системы и величину переме
щения X, можно отградуировать прибор в единицах ускорения. Важным параметром акселерометра является его собственная резонансная частота (или частота собственных колебаний). Для обеспечения правильного показания акелерометра частота его собственных колебаний не должна находиться в пределах иссле дуемого диапазона частот механических нагрузок. Некоторые авторы указывают, что эту частоту необходимо выбирать в 5 раз больше верхней частоты исследуемого диапазона. Основными па раметрами акселерометров является также линейность характе ристики, зависимость показаний от температуры, малогабарит
ность и др.
Пьезоэлектрические акселерометры находят большое распро странение в практике проведения испытаний аппаратуры на меха нические воздействия. Обычно в пьезоэлектрических акселеро метрах используются кристаллы титаната бария. Работа такого акселерометра основана на известном пьезоэлектрическом эффекте, возникающем в кристаллах некоторых веществ, когда под влия нием механических воздействий, например, при сжатии или изгибе на противоположных сторонах кристалла возникает э. д. с. Пьезоэлектрические акселерометры могут быть двух типов: аксе
лерометры, |
работающие на |
сжатие (компрессионного |
типа, |
рис. 21, а) |
и акселерометры, |
работающие на изгиб (рис. |
21, б). |
Противоположные поверхности кристалла серебрятся, и к ним припаиваются выходные контакты. Пружина 1 (рис. 21) служит для расширения диапазона ускоре ния, измеряемого акселерометром.
При ускорении аппаратуры, к кото рой прикреплен акселерометр, кри сталл сжимается благодаря дейст вию на него массы М. Возникающая на его поверхности э. д. с. пропор циональна ускорению. Измеряя ее величину, определяем ускорение, испытуемое прибором.
Пьезоэлектрический акселеро метр, работающий на изгиб (рис. 21, б), используют при более высоких значениях ускорений, чем акселеро метры, работающие на сжатие. В них пьезоэлектрические кристаллы при крепляют к балке из упругой фосфо-
6*
ристой бронзы. При воздействии ускорения балка изгибается, а вмёсте с ней изгибается и пьезоэлектрический кристалл. Вследствие этого на поверхности кристалла возникнет некоторая э. д. с., величина которой пропорциональна ускорению. Так как эквива лентные схемы пьезоэлектрических датчиков имеют высокое вы ходное сопротивление, то для получения хороших частотных характеристик таких устройств необходимо применять схемы с высоким входным сопротивлением, до нескольких сот или тысяч МОм. Таким требованиям удовлетворяют катодные повторители. Их наиболее часто и применяют при проектировании схем, исполь зующих пьезоэлектрические акселерометры.
Пьезоэлектрические акселерометры обладают рядом достоинств, из которых основными являются широкополосная частотная ха рактеристика, начиная от 2 Гц при собственной резонансной ча стоте в отдельных случаях до 70 кГц и широкий диапазон изме ряемых амплитуд ускорения — от долей g до 5000^ и выше. Кроме того, пьезоэлектрические акселерометры имеют малую массу и не требуют электрического питания.
Недостаток |
пьезоэлектрических акселерометров — необхо |
димость применения высокоомных катодных повторителей. |
|
Устройство |
тензометрического акселерометра показано на |
рис. 22, принцип работы которого заключается в изменении сопро тивления плеч X и С уравновешенного моста вследствие воздей ствия ускорения. Сопротивления А и В взаимно уравновешиваются Источником питания моста выбирается постоянное или пере менное напряжение. Тензометрические элементы X и С изменяют свое сопротивление под воздействием ускорения. Тензометрический акселерометр имеет ряд недостатков по сравнению с пьезоэлектри ческим, из которых основными являются низкая резонансная ча стота (обычно не-выше 800 Гц) и низкий уровень выходных сигна лов. Однако такие акселерометры не требуют применения высоко омных катодных повторителей и с их помощью можно производить измерения на сверхнизких ча
стотах.
Кроме указанных типов ис пользуются и другие виды аксе лерометров: струнные; с пере менным магнитным сопротивле-
Рис. 21. Пьезоэлектрические акселерометры:
а — работающий на сжатие; |
1 — пружина, 2 — корпус, 3 — масса, 4 — кристалл; |
б — работающий на |
изгиб: 1 — кристалл, 2 — балка, 3 — основание |
84