Файл: Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И.Деловые коммуникации (учебник для бакалавров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

правило, достигает обратного эффекта – недоверия и желания поступить иначе. Более того, не следует забывать, что совет, данный в присутствии других, воспринимается как упрек. Следует также помнить, что, давая советы, наживаешь врага. Тот, кто советуется – беспомощная личность,

желающая снять с себя ответственность. Если потом выйдет не очень хорошо, то есть кого обвинить. Мудрый Сократ, когда некто с ним советовался, жениться ему или нет, заметил: «Поступай как знаешь, все равно потом раскаешься».

Перебивание собеседника, а также повышение голоса или стремление направить другого, мало того, что невежливо, но и весьма конфликтогенно.

Тот, кто это делает, всем видом показывает, что слушать нужно только его,

что его мысли более ценные, чем мысли других.

Внимательно слушая собеседника, мы как бы отдаем приоритет мыслям говорящего перед своими (скрытый комплимент). И, наоборот, перебивая его, мы как бы говорим: «Послушай лучше меня, мои мысли ценнее твоих. А

все, что ты хочешь сказать, я и так знаю».

Отрицательно должно быть расценено и жесткое сопротивление перебиванию. Объяснения относительно мотивации те же.

Но не только перебивание партнера и жесткое сопротивление перебиванию конфликтогенны. Сам по себе длинный монолог, когда человек долго говорит, слушая сам себя, тоже конфликтогенен. Как уже раньше писалось – лучшая форма общения – диалог.

Любые знаки неприятия другого человека, его игнорирование,

являются конфликтогенным способом самоутверждения.

К знакам неприятия относится хмурое лицо, игнорирование другого,

молчание как уход от общения, увеличение психологической дистанции,

забывание имени.

В противоположность этому знаки искреннего приятия другого человека – положительное внимание, улыбка, обращение по имени,

уменьшение психологической дистанции снимают напряженность и

способствуют деловому общению.

Контрольные вопросы и задания.

1.Что такое конфликт? В чем причины возникновения конфликтов в деловых коммуникациях?

2.Выделите основные стратегии поведения в конфликте и дайте им

характеристику.

2.Какие конфликты являются социальными? Почему?

3.В чём суть и различие трёх классов социальных конфликтов?

4.Каковы основные конфликтные коммуникативные стратегии?

5.Каковы основные типы конфликтов, различающиеся источниками конфликта?

6.Почему различные практики предотвращения и урегулирования конфликтов являются неотъемлемой частью цивилизации?

Охарактеризуйте их.

7.Каковы современные подходы к предотвращения и урегулированию конфликтов?

8.Каковы принципы и правила проведения делиберативных

мероприятий?

9.Что такое «конфликтоген» и «синтон»? В каких формах проявляются конфликтогены и синтоны? Приведите примеры.

10.Как нужно вести себя в условиях конфликта?

Литература

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. – СПб.,

Питер, 2007.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб; ПИТЕР, 2000.

Егидес А.П. Лабиринты общения, или как научиться ладить с людьми. – М.:

АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2000.


Егидес А. П. Психология конфликта. Учебное пособие. (Университетская серия). – М.: Московский финансово-промышленный университет

«Синергия», 2013.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.:Аспект Пресс.1996.

Кафтан В.В., Чернышова Л.И. Деловая этика. Учебник и практикум для бакалавров. – М.: Юрайт, 2016.

Конфликтология : учебник / под ред. А. Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп.

– Москва : ИНФРА-М, 2012.

Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. – М.: Речь, 2002.

Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты: общение в работе руководителей. –

М.: Экономика, 2000.

Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. – СПб.: Наука, 2007.

Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров /Под ред.

В.Н. Лавриненко и Л.И.Чернышовой – М.: Юрайт, 2015.

Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. - СПб.:

Наука, 2001.

Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма. — М.:

Праксис, 2010.

Глава 7. Вербальная коммуникация в деловом общении: устная речь.

Речь удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы им воспользоваться.

Г.Гегель, немецкий философ.

7.1. Речь как средство коммуникации.

Слова великого ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова

«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению»1, написанные им 1748 году в работе «Краткое руководство к красноречию» не устарели и по сей день. В

ситуациях делового взаимодействия свободное владение речью, умение излагать свои мысли, вести диалог, понимать собеседника – залог успешности вербальной (от лат. verbalis – словесный) коммуникации.

Прежде чем обращаться к деловой речи, рассмотрим общую характеристику речи как средства коммуникации, ее соотношение с языком.

Понятия языка и речи, как и любые слова естественного языка, имеют несколько значений. На обыденном уровне эти слова часто употребляются как тождественные, но в работах по языкознанию в них вкладывается разный смысл, хотя они и взаимосвязаны: и понятие речи и понятие языка определяются через понятие общения.

Речь форма общения (коммуникации) людей посредством языка.2

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности.3

Лингвисты сравнивают язык и речь с ручкой и текстом. Язык - ручка, а

речь - текст, который записан этой ручкой.4 Они представляют собой две стороны одного и того же явления: язык присущ любому человеку, а речь -

конкретному человеку.

1http://centr-zlatoust.ru/?name=biblioteka&id=1

2Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая российская энциклопедия, 2002. С. 240.

3Большая психологическая энциклопедия. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1219244

4http://www.langust.ru/review/lang_h03.shtml


При общности этих понятий, их не следует отождествлять. Каковы их

различия?

 

 

Язык

 

 

 

Речь

 

 

 

 

 

 

Язык

орудие,

средство

Проявление

и функционирование

коммуникации

 

 

 

языка

 

 

 

 

 

Абстрактен

(система

знаков,

Конкретна (практическая реализация

имеющих смысл, средств и правил

языка)

 

говорения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постоянен

 

 

 

Изменчива

 

 

 

 

Объективен (присущ всем членам

Субъективна

(определяется

общества)

 

 

 

 

использующим ее человеком)

 

 

 

 

Имеет

уровневую

организацию

Имеет линейную организацию (один

(отдельные языковые единицы не

элемент следует за другим в потоке

равноправны, а соподчинены).

речи)

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь является самым универсальным средством коммуникации,

поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл сообщения. Она реализуется в речевой деятельности, которую можно определить как активный, целенаправленный, и содержательный процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли (волеизъявления, выражения чувств).1

Речевая коммуникация – это деятельность, включающая в себя

передачу и восприятие информации посредством языка.

Речевая коммуникация реализуется через устную и письменную речь,

чтение и слушание. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – восприятии текста, заложенной в нем информации.

1 См.: Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. https://psyera.ru/4443/rechevaya-deyatelnost- obshchaya-harakteristika


 

 

 

Виды речевой деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Говорение

 

Слушание

 

 

Письмо

 

 

Чтение

отправление речевых

 

 

 

 

 

зашифровка речевых

 

 

расшифровка

 

акустических сигналов,

 

(или аудирование) –

 

сигналов с помощью

 

 

графических знаков и

 

 

 

 

 

 

 

несущих информацию.

 

восприятие

речевых

 

графических

 

 

понимание

их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

акустических

 

 

символов.

 

 

значений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сигналов

и

их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

понимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Указанные четыре вида речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.1 Оттого насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

В процессе коммуникации она представлена в различных видах.

Виды речи

Внешняя

Внутренняя

Устная

Письменная

Кинетическая

 

Речь представлена в разных видах. Она, прежде всего, подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь (англ. Implicit speech) –

предмет психологии, она определяется как «особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными,

автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно»2. Кратко ее можно определить как беззвучную речь, скрытую вербализацию, возникающую в процессе мышления вне процесса реальной коммуникации.3 И хотя в известной песне поется:

1См.: Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов н/Д, МарТ, 2002.

2Узнадзе Д.Н. Основные понятия психологической теории. – М.: Наука, 1966. С.22.

3См.: Словарь психиатрических терминов. https://vocabulary.ru/termin/vnutrennjaja-rech.html


«Тихо сам с собою, Тихо сам с собою Я веду беседу», внутренняя речь не

является коммуникацией, так как при этом диалог не ведется.

Внешняя речь направлена на партнера по коммуникации и существует на основе внутренней. Одна из главных функций внутренней речи — подготовка внешней речи, в ее устной и письменной форме. Вспомним структуру коммуникативного процесса: прежде, чем передать мысль партнеру по коммуникации, ее нужно словесно оформить, перевести из внутреннего во внешний план. Переход внутренней речи во внешний план требует развертывания структуры внутренней речи, что связано с возникновением трудностей проговаривания вслух (вспомним устные ответы студентов, где наглядно видны эти трудности). При переводе внешней речи во внутреннюю речь происходит редуцирование – сокращение структуры внешней речи. В процессе диалога идет непрерывный переход внутренней речи во внешнюю, и наоборот.

Внешняя речь представлена в двух формах: устной и письменной.

Устная форма речи является первичной, она возникла одновременно с человеком, письменная же речь появилась позже, возникла только в IV-III

тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере. С тех пор как появилась письменность, эти формы речи представлены в единстве, и в процессе коммуникации постоянно взаимодействуют: можно любой письменный текст озвучить, а устный записать. Стили речи (официально-деловой,

публицистический, научный) также представлены в устной и письменной форме со своими особенностями.

Выделим основные характеристики устной речи, которые нужно учитывать в деловой коммуникации.

Сразу же следует отметить значительное отличие устной речи от письменной, причем различия эти затрагивают все уровни языковой системы:

и лексику, и морфологию, и текстовый уровень.1

1 См.: Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. М.: НПО Экономика, 2000. http://www.bibliotekar.ru/delovoe-obschenie/2.htm

Мы говорим совсем не так, как пишем, используя в устной речи не сложноподчиненные, а простые предложения. Довольно часто это отличие не учитывается студентами, при подготовке выступлений, когда просто текст компилируется из письменных источников без всякой переработки, что приводит к тому, что выступающий может только зачитывать текст, но не выступать в устной форме.

В отличие от письменной речи, которая обращена к читающим, и не зависит от их реакции на ее содержание, устная речь предполагает наличие собеседника в момент ее произнесения (будь то один человек или группа людей). Поэтому она зависит от того, как воспринимают и говорящего, и

содержание самой речи.

Вспомним классические строки из поэмы Маяковского «Во весь голос»:

Слушайте, товарищи потомки,

агитатора, горлана-главаря.

Заглуша поэзии потоки,

я шагну через лирические томики,

как живой с живыми говоря.

Восприятие товарищами потомками поэмы никак не могло повлиять на ее содержание, ни на самого поэта, а вот когда он выходил читать свои стихи

вжелтой кофте, эпатируя публику, то реакция была самая непосредственная.

Впроцессе устной речи, в отличие от письменной, обмен информацией протекает сразу по нескольким каналам, как так и невербальному

(несловесному). Передача словесной информации в устной коммуникации сопровождается и дополняется паралингвистическими (от греч. par –

«около» и «лингвистика») – невербальными средствами передачи информации, к которым относятся мимика, жесты, тон речи, ее интонация и др. т.д. Причем перераспределение информации между вербальными и