Файл: Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И.Деловые коммуникации (учебник для бакалавров).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
добропорядочность, великодушие необходимы для того, чтобы вызвать доверие слушателей и тем самым достичь тех целей, которые ставит перед собой оратор, произнося речь: «Иметь хорошую репутацию значит считаться у всех людей серьезным человеком».1 Со времен Аристотеля мало что изменилось в том плане, что проблема доверия к коммуникатору в модели Г.
Лассуэла остается актуальной и по настоящее время. Отсутствие доверия к коммуникатору распространяется и на передаваемую им информацию.
Другое дело, что в эпоху манипулятивных технологий для коммуникатора важно не столько обладать определенными качествами, сколько казаться тем,
кто ими обладает. Приведем пример. Сообщение ученого, доктора наук, тем более академика, вызывает больше доверия, чем сообщение профана. В не столь давние годы многие руководители фирм, чиновники, депутаты и прочие организовывали себе соответствующее звание. Спрос порождает предложение. Тут же образовались фирмы, готовые за деньги написать диссертацию и провести ее защиту, сделать доктором наук, академиком,
неважно какой академии, главное академиком! После ужесточения требований Высшей аттестационной комиссии к качеству диссертаций количество профанов, стремящихся получить докторскую степень несколько уменьшилось, хотя и по сей день в интернете масса предложений по написанию кандидатских и докторских диссертаций, цена которых стартует от 150 тысяч до 400 тысяч рублей соответственно.
В модели Лассуэла не учитывался такой важный фактор, как помехи,
неизбежно возникающие в ходе коммуникативного процесса и искажающие его.
Шумовая модель К. Шеннона — У. Уивера.
Математик К.Е. Шеннон и инженер-электронщик У. Уивер в 1949 году опубликовали работу «Математическая теория коммуникации», в которой они обобщили опыт своих исследований проблем повышения качества телефонной связи.
1 Аристотель. Риторика. Глава VIII. http://e-libra.ru/read/168359-ritorika.html
Коммуникация в данной работе рассматривается на трех уровнях:
техническом;
семантическом;
уровне эффективности.
Технические проблемы коммуникации связаны с точностью передачи информации от отправителя к получателю при помощи технических средств.
Во время написания книги технически средства передачи информации носили ограниченный характер, и при их использовании неизбежно вставала проблема точности передачи информации от отправителя к получателю.
Семантические проблемы (семантика – от др.греч. semanticos -
«обозначающий» – раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка), связаны с истолкованием сообщения получателем в сопоставлении с тем значением, которое вкладывал в него отправитель.
Смыслы переданного и полученного сообщения могут не совпадать.
Проблема эффективности говорит о результатах изменения поведения в связи с переданным сообщением.
Модель коммуникации Шеннона –Уивера.
Источник |
|
Передатчик |
|
Сигнал |
|
Приемник |
|
Получатель |
информации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шум
К. Шеннон и У. Уивер разработали математическую модель,
описывающую линейную передачу сообщений: источник информации,
передатчик, канал передачи, приемник, конечная цель.
В модели Шеннона – Уивера введен добавочный элемент – помехи,
влияющие на эффективность коммуникации, именуемые в технических
устройствах шумами. Шум связан с теми факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником. В дальнейшем информационный шум стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии и избыточности.
Понятия энтропии (от греч. entropia – поворот, превращение), было впервые введено в термодинамике и обозначало функцию состояния системы, характеризующую меру ее упорядоченности: чем выше уровень энтропии, тем ниже ее упорядоченность.
В теории коммуникации энтропия (шум) понимается как действие внешних факторов, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником.
Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию.
Понятие избыточности, повторения элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи, которые используют в качестве средства против энтропии, можно продемонстрировать на примере естественных человеческих языков, которые информативно избыточны.
Можно залить кляксами половину слов текста или стереть половину слов в радиовыступлении, но при этом сохранится возможность понять их.
Часть слов текста смыта дождем, но смысл его при некоторых усилиях понять можно.
Разумеется, есть предел допустимого шума, за порогом которого возможность понимания резко снижается. В особенности трудно понимать в условиях шума сообщение, использующее малознакомый код.
Коммуникация в данной модели рассматривалась авторами как линейный, однонаправленный процесс, а отправитель, являющийся источником информации, и получатель находятся в неравноправном положении.
Как отмечает М.Н. Грачев, модель Шеннона – Уивера оказывается значительно ближе к действительности, чем модель Лассуэлла. Новым является понятие шума, создающего помехи в коммуникации, которые приводят к тому, что передаваемые по каналам связи сообщения отнюдь не всегда приводят к ожидаемому результату.
Эта модель сыграла значительную роль в развитии многих наук,
связанных с обменом информацией, хотя сейчас ее уже можно считать ограниченной. В ней отсутствует принципиально важное для коммуникативного процесса понятие обратной связи: «В результате процесс коммуникации предстает лишь как единичный и далеко не всегда эффективный акт: коммуникатор не имеет возможности контролировать действия адресата и, соответственно, корректировать свои последующие управляющие воздействия»1
Циркулярная модель коммуникации У. Шрамма и Ч. Осгуда.
Упрощенная трактовка коммуникации как одностороннего линейного процесса была преодолена в работах У. Шрамма и Ч. Осгуда.
У.Шрамма и Ч. Осгуда недьзя рассматривать как И.Ильфа и Е.Петрова,
которые писали книги о похождениях Остапа Бендера совместно таким образом, что в тексте нельзя определить авторский вклад каждого из них.
1 Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. – М.: Прометей, 2004. С. 121.
У.Шрамм и Ч.Освуд, работая в разных областях (Ч.Освуд – известен своими работами в области психолингвистике, а У. Шрамм – в области массовых коммуникаций и медиакультуры), независимо друг от друга разработали модель коммуникации, которая получила название циркулярной модели. Как, например, в историю вошла коллективная модель возникновения Солнечной системы Канта – Лапласа, хотя авторы и не встречались друг с другом по причине того, что жили в разное время.
У. Шрамм разработал модель коммуникации в 1954 году. Недостаток представлений о коммуникации как линейном процессе он видел в том, что
«фактически это приводит к ошибочным представлениям о том, что коммуникационный процесс где-то начинается и где-то заканчивается. В
действительности он бесконечен. Каждый из нас является маленьким распределительным центром по управлению и переадресации огромного,
бесконечного информационного потока…»1.
Схематично разработанную им модель можно изобразить в как замкнутую систему циркуляции информации.
1 Цит по: Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. – М.: Прометей, 2004. С. 123.
Модель коммуникации У.Шрамма.
Сообщение А
Кодирование |
Расшифровка |
Интерпретация |
Интерпретация |
Кодирование |
Кодирование |
Сообщение Б
У. Шрамм, рассматривая процесс коммуникации, обратил внимание на необходимость существования обратной связи между коммуникаторами. В
зависимости от того, как получатель информации расшифровывает и интерпретирует сообщение, он составляет свое ответное сообщение, которое,
всвою очередь, подвергается расшифровке и интерпретации. Помимо этого,
вмодели Шрамма и отправитель, и получатель информации действуют в пределах взаимоотношений, сложившихся между ними, и окружающей их социальной ситуации.
Свою лепту в разработку этой модели внес и американский психолог,
специалист в области психолингвистики Ч. Освуд (1916 – 1991), который также рассматривал отправителя и получателя информации как равноправных партнёров, уделяя большое внимание обратной связи.
Предметом исследования его исследования стали проблемы кодирования и декодирования сообщения в условиях коммуникации.
В рамках модели У. Шрамма и Ч. Освуда произошел отход от упрощенной линейной трактовки процесса коммуникации, однако эта модель
преувеличивает симметричность коммуникации, своего рода равенство ее
участников, что не всегда соответствует действительности.
Всовременных работах в области управления и деловых коммуникаций коммуникативный процесс рассматривается в качестве системы с обратной связью и шумом, искажающим информацию. Американские специалисты в области менеджмента М.Х. Мескон, Альберт М., Хедоури Ф. считают, что основная цель коммуникационного процесса обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений.1 Однако сам факт обмена информацией еще не гарантирует эффективности коммуникационного взаимодействия участвовавших в обмене людей.
Вмодели коммуникации, представленной в данной работе, выделено четыре базовых элемента:
1)отправитель (человек, генерирующий идеи или собирающий и передающий информацию);
2)сообщение – информация, закодированная с помощью символов;
3)канал – средство передачи информации;
4)получатель – человек, которому предназначена информация и который интерпретирует ее.
1 См.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. С англ. М.: Вильямс; 2015. //Основы менеджмента - Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. nashol.com›…osnovi…meskon- m-albert…hedouri-f.html
Модель коммуникации в менеджменте (Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.)
Отправитель |
Сообщение |
|
Канал |
|
|
||
Получатель |
|
|
|
|
передает |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лицо, |
|
|
Вербальные |
|
Речь, |
|
|
|
Кодирует |
отбирает |
сообщение |
|
|||
|
письмо, |
Декодирует |
|||||
генерирующее |
|
|
|||||
|
|
или |
|
|
|||
идею |
|
|
|
электрон- |
|
и правильно |
|
|
|
невербальные |
|
|
|||
|
|
|
ные |
|
|||
|
|
|
|
|
или |
||
|
|
|
символы |
|
|
||
|
|
|
|
средства |
|
||
Получатель |
|
|
|
неправильно |
|||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
связи |
|
понимает |
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шум
Отправитель Генератор идеи
Декодирует отклик
|
|
|
|
Сообщение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отклик |
|
передает |
|
|
в адрес |
|
|
сообщение |
Канал |
отбирает |
отправителя |
кодирует |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Деловую коммуникацию можно определить как процесс взаимодействия между отправителем и получателем информации, в ходе которого осуществляется создание, передача и прием информации.
Рассмотрим, как осуществляется этот процесс. В качестве отправителя информации может выступать и отдельное лицо, и группа людей, или же официальный орган, выступающий в качестве отправителя информации.
Например, во времена Советского Союза при сообщении важной информации, использовалось словосочетание «ТАСС уполномочен заявить»,
придающее Телеграфному агентству Советского Союза (ТАСС) статус отправителя информации. ТАСС уведомляет, хотя ясно, что даже в том случае, когда информации передается от того или иного коллективного органа, прежде, чем она будет передана, ее нужно вначале сформулировать и