Файл: Цирульников, Л. М. Защита газомазутных котлов от сернокислотной коррозии [монография].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Приведенные данные свидетельствуют о том, что протекающая под слоем отложений сернокислотная коррозия металлических поверхнос тей нагрева по своему механизму близка к грунтовой электролитиче ской коррозии металла (Томашов, 1960). Из теории грунтовой корро зии, в частности, следует, что для беспрепятственного протекания кор розионного процесса необходимо определенное количество влаги. Вне зависимости от состава грунтов максимальная скорость коррозии, как правило, наблюдается при их влажности, равной 15—20%, большее содержание влаги образует сплошной слой, затрудняющий доступ кор розионно-активных веществ к металлу. Учитывая это, предполагаем, что максимальная коррозия низкотемпературных поверхностей на грева может иметь место при влажности отложений 15—20%.
Рассмотрение теории вопроса и литературных данных показало, что защиту от сернокислотной коррозии можно вести в двух направле
ниях. |
Первое — воздействие на топливо и |
топочный процесс |
|
с |
целью уменьшения количества образующегося |
серного ангидрида |
|
и |
его |
нейтрализации; второе — создание коррозионно-стойких |
низкотемпературных поверхностей нагрева с целью полного предот вращения их коррозии.
По этим направлениям шли исследования и разработки, изложен ные в следующих главах.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕРНОКИСЛОТНОЙ КОРРОЗИИ
Температура точки росы дымовых газов
Наиболее распространенный способ изменения температуры точки росы дымовых газов — способ Джонстона, основанный на определе нии проводимости диэлектрика, заключенного между двумя электро дами, омываемыми потоком продуктов горения. Различные конструк тивные модификации приборов, основанных на этом способе, приведены А. К. Внуковым (1966), Н. И. Верховским, Г. К. Красноселовым, Е. В. Машиловым, Л. Μ. Цирульниковым (1970). Он состоит из корпуса, стеклянного охлаждаемого колпачка с платиновыми электродами для измерения проводимости пленки сконденсированной серной кислоты и с платино-платинородиевой термопарой для измерения температуры диэлектрика, роль которого выполняет колпачок, при охлаждении на нем образуется пленка кислоты. Стеклянный колпачок охлаждается обычно струей углекислого газа. Проводимость и температура кол пачка фиксируются регистрирующим потенциометром. Температура колпачка, соответствующая отклонению проводимости от перво начального значения за счет конденсации аэрозолей серной кислоты, отождествляется в данном методе измерений с температурой точки росы.
Использование этого прибора при многочисленных исследованиях показало, что полученные значения температуры точки росы в боль шинстве случаев не находятся в соответствии со скоростью сернокис лотной коррозии (Гвоздецкий, Горбаненко, Красноселов, Мартынов,
12
tfyfaac
Рис. 2. Зависимость скорости коррозии (а), приращения силы тока в колпачке (6) и скорости изменения силы тока (в) от тем пературы стенки на котле ТП-41 (230 т/час, 98 бар, 510° С) в период коррозионных испытаний при коэффициенте избытка воздуха 1,04. Температура точки росы:
1 — 70° С; 2 — 50° С; 3 — 178° С; 4 — 137’ С.
IS
Цирульников, 1964; Красноселов, Цирульников, Карпов, Максютова, 1967; Верховский, Красноселов, Машилов, Цирульников, 1970). Это обусловлено рядом методических особенностей, в частности, появ ление на колпачке не только пленки серной кислоты, но и сажистых частиц или каких-либо солей приводило к изменению первоначального значения проводимости.
В некоторых зарубежных работах (Niepenberg, 1963, 1970) приво дятся данные о силе тока в колпачке и скорости образования пленки как о характеристиках коррозионных процессов. К сожалению, в этих работах отсутствуют материалы, по которым можно было бы судить о связи этих характеристик с полученными в этих же условиях непо средственными измерениями скорости сернокислотной коррозии.
Для изучения возможности получить однозначное соответствие между скоростью коррозии и косвенными показателями коррозионной активности дымовых газов данные нескольких коррозионных иссле дований были обработаны по следующей методике. Полученные при измерениях точки росы мгновенные значения установившихся вели чин силы тока, приращения силы тока и отношения приращения силы тока к приращению температуры стенки откладывались на осях орди нат, а соответствующие значения температур стенки колпачка — на осях абсцисс (рис. 2). Сопоставление полученных кривых с темпера турной зависимостью скорости коррозии, установленной при тех же исследованиях, показывает, что периодические замеры, не охваты вающие 'всей продолжительности коррозионных исследований, не позволяют получить однозначного соответствия между скоростью коррозии и любой из величин, указанных на рис. 2.
Следовательно, измеренные значения температуры точки росы не позволяют однозначно контролировать интенсивность коррозионного процесса.
Содержание серного ангидрида
Малые количества серного ангидрида (тысячные доли процента) в весьма сложной системе продуктов горения, высокая реакционная способность предопределили трудности его улавливания и измерения. Уже разработаны многие способы определения количества серного ангидрида в продуктах горения высокосернистых топлив (Степанов и Пучков, 1961, Попов и Грушецкая, 1966; Солун, 1968; Верховский, Красноселов, Машилов, Цирульников, 1970). В частности, интересен турбидиметрический метод, описанный С. С. Солун (1968) и использо ванный в ряде исследований (Красноселов, Цирульников, Карпов, Максютова, 1967; Цирульников, Вязовой, Красноселов, Фомина, Бузанов, 1967; Верховский, Красноселов, Машилов, Цирульников, 1970). Этот метод реализуется с помощью установки, представленной на рис. 3. Отбираемая проба продуктов горения очищается от сажи и серного ангидрида, поступает к поглотительным сосудам со стеклян
ными пористыми фильтрами, |
заполненным раствором едкого натрия |
в глицерине. При обработке |
поглотительных растворов хлоридом |
■Г4
бария образуется сульфат бария, светопоглощение которого сравни вается со светопоглощением стандартных растворов. Этот метод позволяет определить серный ангидрид с погрешностью 0,0003 % об.
Проведенные таким способом измерения серного ангидрида в боль шинстве исследований не могли дать четкого представления о ско-
газов для определения содержания SO3:
1 — газозаборная трубка; |
2 — металлический кожух; 3 — электропечь |
|||
с автотрансформатором; |
4 — стенка |
газохода; 5 — милливольтметр ; |
||
6 —. термопара; 7 — поглотители |
с |
пористым |
фильтром; 8—сосуд в |
|
охлаждающей водой; |
9 — реометр; |
10 — зажим. |
рости коррозии (Верховский, Красноселов, Машилов, Цирульников, 1970). Это объясняется рассмотренным выше механизмом сернокислот ной коррозии, где определяющая роль принадлежит той незначитель
ной доле серного |
ангидрида, которая переходит в серную |
кислоту, |
|
конденсирующуюся |
на |
низкотемпературных поверхностях |
нагрева |
и взаимодействующую с |
ними. |
|
Непосредственные характеристики коррозии
Непосредственным показателем коррозионного процесса обычно служит толщина слоя металла, прокорродированного за определенное время. Эта величина, отнесенная к условному времени работы обору дования в году, имеет размерность (мм/год). Она может быть пере считана на скорость коррозии К, выражаемую через массу прокорро дированного металла, отнесенную к поверхности и времени и имею щую размерность (г/м2 час).
Наиболее широкое распространение получило определение скоро сти коррозии по убыли веса экспериментальных образцов. Установка образцов в газоходах или поверхностях нагрева может соответство вать либо продольному, либо поперечному обтеканию образцов про дуктами сгорания. Поперечное омывание имеет место при последова тельной сборке полых цилиндрических образцов в змеевик, устанав ливаемый в газоходе перпендикулярно потоку дымовых газов с тем пературой 300—500° С. Внутри образцов протекает очищенная вода
15
(чаще всего питательная), измене нием расхода которой регулируется температура стенки образцов змее вика. До и после опыта образцы измеряются с точностью до 0,1 мм, взвешиваются с точностью до 0,01 г, очищаются от окислов и загрязне ний. Общий вид змеевика показан на рис. 4, а.
Продольное омывание имеет ме сто при установке образцов непо средственно в воздухоподогревате лях — трубчатом (рис. 4, б) или регенеративном (рис. 5). В этом случае образцы выполняются из участков труб или набивки возду хоподогревателя, и их температур ный режим, теплообменные и аэро динамические характеристики та кие же, как и у рабочей поверх ности нагрева.
|
Температурный режим |
||
|
экспериментальных образцов |
||
|
и рабочих поверхностей нагрева |
||
|
Скорость сернокислотной кор |
||
|
розии зависит не только от количе |
||
⅛ |
ства выпавшей росы, и концентра |
||
ции в ней серной кислоты, но и |
|||
от других факторов, особенно от |
|||
температуры стенки. |
|
||
Количество конденсирующейся |
|||
кислоты |
зависит от температуры |
||
поверхности. Если при температу |
|||
рах около 50o C в конденсате при |
|||
сутствует наряду с серной кислотой |
|||
|
значительное количество сернистой |
||
|
кислоты, |
то при температурах вы |
|
|
ше 50o C происходит |
конденсация |
|
|
паров только серной |
кислоты. По |
|
|
сле достижения поверхностью тем |
||
|
пературы |
точки росы количество |
|
|
конденсирующейся серной кислоты |
растет до максимального значения при температуре стенки 90—110° С. После максимума конденсации сер ной кислоты, соответствующего, по
о
Рис. 5. Крепление коррозионных образцов к листам набивки РВП.
/ —ι дистанционирующий лист, 2 — волнистый лист, 3 — комплект опытных образцов, 4 —, пакеты с набивкой, 5 — поток дымовых газов.
мнению Н. В. Кузнецова (1958), максимуму скорости коррозии, про цесс конденсации затухает. Зависимость скорости коррозии от темпе ратуры стенки имеет вид кривой (рис. 6).
Температура стенки трубчатого воздухоподогревателя с чистыми трубами близка к полусумме температур воздуха и дымовых газов. По мере загрязнения трубок воздухо подогревателя отложениями золы, сажи и продуктами коррозии ухуд шается теплообмен, что обусловли вает снижение температуры стенки, поэтому опыт эксплуатации, налад ки и исследования показывает, что фактическая температура стенки холодных концов загрязненного трубчатого воздухоподогревателя
может быть на 10—20° C ниже полу суммы температур холодного воз духа и уходящих газов, а для ре генеративного воздухоподогревате ля — примерно на 5° С.
2 4-70
ВЛИЯНИЕ РЕЖИМНЫХ ФАКТОРОВ НА СКОРОСТЬ СЕРНОКИСЛОТНОЙ КОРРОЗИИ НИЗКОТРМПЕРАТУРНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НАГРЕВА
Большое влияние на образование и конденсацию серной кислоты оказывает коэффициент избытка воздуха. Впервые это установил F. Glaubitz (1960, 1961) в процессе исследований и эксплуатации котлов ма лой производительности с однофронтовым расположением горелок в топке, работающей под наддувом. По его данным, при сжигании вы сокосернистых мазутов с коэффициентом избытка воздуха 1,005—■
1,01 практически не наблюдалось ни коррозии, ни загрязнения |
низ |
||
котемпературных поверхностей нагрева в течение |
40 000 час. Эти |
||
результаты подтверждены |
опытом эксплуатации |
мазутных |
кот |
лов в Англии (Lachaux, 1960), а также в Бельгии, где топка блока |
125 |
||
МВт устойчиво работала в |
течение нескольких лет с избытком еоз- |
духа 1 %.
Одновременно велись исследования влияния избытков воздуха на скорость сернокислотной коррозии и в СССР, наиболее полно и подроб но — в ВТИ Р. А. Петросяном и Н. Д. Сергеевой (1966) на котле ТГМ151, а также ТП-230-2М. Убедительно показано, что переход от нор мативных значений коэффициента избытка воздуха (1,15) к малым (1,02—1,03) позволяет снизить скорость коррозии с 1,2—1,5 до 0,3— 0,4 г/м2 час.
По данным Д. И. Рабиновича и В. Ю. Горячкина (1970), при сжига нии мазута, содержащего около 2% серы, снижение коэффициента из бытка воздуха с 1,05 до 1,025 и 1,01 вызывает уменьшение скорости коррозии с 0,6 до 0,45 и 0,3 г/м2 час. Непосредственные измерения ско рости сернокислотной коррозии стали 20 при температурах стенки от 70 до 150°C при сжигании мазута с различным содержанием серы (1 и 2%) показали, что при коэффициенте избытка воздуха 1,01 сни жение серосодержания мазута в 2 раза практически не приводило к из менению скорости коррозии.
Как указывает Ф. Тодт (1966), скорость коррозии уменьшается во времени по закону показательной функции, причем с увеличением вре мени показатель степени уменьшается, приближаясь к 1. Это подтвер ждается, в частности, данными Μ. Haneef (1960) о коррозии 5 различ ных сплавов в продуктах сгорания нефтепродукта с содержанием серы 2,9%.
Из рассмотренных данных следует, что увеличением длительности эксперимента достигается меньшее изменение скорости коррозии,вслед ствие чего можно избежать существенного влияния этого параметра на погрешность определения скорости коррозии.
По мнению Р. А. Петросяна и Н. Д. Сергеевой (1965, 1966), по грешность измерения скорости сернокислотной коррозии низкотемпе ратурных поверхностей нагрева не превышает 0,1 г/м2 час при дли тельности испытаний не менее 120 час. Близкие значения указаны и в работах других авторов. Так, Чайковски и Зигмунд (1965) проводили эксперименты в течение 88—95 час., Д. И. Рабинович и В. Ю. Горяч кин (1970) — 100 час. Таким образом, длительность промышленных
18