Файл: Цирульников, Л. М. Защита газомазутных котлов от сернокислотной коррозии [монография].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
В третьей серии опытов в мазут вводился 10—20%-ный раствор хлористого магния с дозировкой, колебавшейся от 0,03 до 0,088% и составлявшей в среднем около 0,06%. Относительная нагрузка составляла 0,62—0,97, коэффициент избытка воздуха колебался oɪ
1,10 до 1,15, температуры воздуха и газов были |
близки к данным, по |
лученным в первой и во второй сериях опытов. |
В этот период была |
проведена не только водная промывка РВП, |
но и опробована их |
обдувка струей перегретого пара (16 бар, 300o С).
Впроцессе паровой обдувки наблюдалась заметная счистка РВП от отложений. Это связано с тем, что, несмотря на повышение золь ности топлива за счет ввода присадки, вызвавшей увеличение коли чества отложений, структура их оказалась более рыхлой, а сцепление
сметаллом значительно меньшее, чем без присадки. Изменение струк туры связано главным образом с увеличением содержания соедине ний магния — примерно в 10 раз. В этих опытах была замерена ско рость коррозии набивки РВП, промывавшегося^ раза смесью техни ческой воды и воды непрерывной продувки котлов.
Врезультате установлено, что максимум скорости коррозии — 0,78 г!м2 час отмечен при температуре стенки 89° С, а в среднем по «холодному» слою — 0,5 г/лг2 час.
Сопоставление этих материалов с данными второй серии опытов без присадки, когда применены две промывки РВП, показывает, что за счет ввода присадки в количестве 0,06% расхода мазута удается ослабить сернокислотную коррозию «холодного» слоя РВП примерно на 30% и снизить максимум скорости коррозии на 0,58 г/л2 час (почти на 40%).
Четвертая серия опытов проведена без очистки РВП, вводился 5—8%-ный раствор присадки хлористого магния с дозировкой от 0,028 до 0,056% (в среднем 0,035 %) расхода мазута. Все показатели режима работы котла оставались примерно такими же, как и в первых трех сериях опытов. Замеренная скорость коррозии оказалась на доста точно низком уровне: при температуре стенки 95° она составила 0,37 г/Mi час, а ее среднее значение — 0,11 г/м2 час.
Сравнение этих данных с результатами первой серии опытов пока зывает, что ввод присадки хлористого магния в количестве 0,035% расхода мазута позволяет снизить среднюю коррозию «холодного» слоя
РВП в 4 раза, а максимум |
коррозии — более чем в 2 раза. |
I- Полученное в четвертой |
серии значение скорости сернокислотной |
коррозии вполне допустимо для эксплуатации мазутных котлов и позволяет продлить срок службы набивки «холодного» слоя РВП с 1 до 2 лет. Для реализации этого эффекта необходимо внедрить паро вую обдувку РВП, практически не интенсифицирующую коррозию и позволяющую в то же время поддерживать поверхность РВП в «чистом» состоянии, что обеспечит длительную эксплуатацию котла на мазуте без ограничения нагрузки, повышения сопротивления набивки и тем пературы уходящих газов при умеренной скорости коррозии металла.
Сравнение данных первой и четвертой, второй и третьей серий по казывает, что ввод присадки хлористого магния снижает максимум
37
скорости коррозии примерно на 0,5 г/м2 час (на 0,43 без очистки РВП и на 0,58 при применении водных промывок).
Полученные данные о влиянии присадки хлористого магния на скорость коррозии согласуются с результатами измерения в отдельных опыта.х каждой серии содержания серного ангидрида в дымовых га зах (рис. 19). Ввод присадки в количестве 0,026—0,03% позволяет при коэффициенте избытка воздуха 1,10 снизить концентрацию сер ного ангидрида до такого уровня, который соответствует коэффициенту
избытка |
воздуха |
1,04—1,05 без |
ввода |
присадки. "Подача присадки |
|||
|
|
|
|
в количестве 0,035% приводит к |
|||
|
|
|
|
дальнейшему снижению концентра |
|||
|
|
|
|
ции |
серного ангидрида до уровня, |
||
|
|
|
|
соответствующего коэффициенту из |
|||
|
|
|
|
бытка воздуха 1,02—1,01 без ввода |
|||
|
|
|
|
присадки. |
Переход же к более ин |
||
|
|
|
|
тенсивной |
подаче |
присадки (до |
|
|
|
|
|
0,064 %) практически не вызывает |
|||
|
|
|
|
последующего снижения концент |
|||
|
|
|
|
рации серного ангидрида в продук |
|||
|
|
|
|
тах горения высокосернистого ма |
|||
|
|
|
|
зута. Это указывает на то, что опти |
|||
|
|
|
|
мальная дозировка присадки нахо |
|||
|
|
|
|
дится на уровне 0,03—0,04%. |
|||
|
|
|
|
Одновременно подобный эффект |
|||
Рис. |
19. |
Влияние присадки MgCl2 на |
был |
зафиксирован |
сотрудниками |
||
зависимость концентрации серного ан |
ВТИ при исследовании эффектив |
||||||
гидрида от коэффициента избытка воз |
ности этой же присадки на котле |
||||||
I — без |
|
духа: |
ТГМ-84 (Петросян |
и Зегер). При |
|||
присадки; 2 — с вводом 0,03% при- |
садка вводилась в мазут с серосо- |
||||||
салки: |
3 — с вводом |
0,034—0,036% присад |
|||||
ки; √ — с вводом |
0.064% присадки. |
держанием 2,3 % и зольностью 0,1 % |
перед котлом, оборудованным спе циальной установкой для приготовления и ввода ее. Равномерность эмульгирования водного раствора присадки в мазуте обеспечивалась с помощью струйного смесителя. При вводе 0,05—0,07% присадки (пе риодически до 0,1 % )отложения имели рыхлый характер на всех поверх ностях нагрева, в частности, на листах набивки РВП, в связи с чем уда валось их сдувать струей перегретого пара (13 бар, 230° С). В резуль- • тате ежесуточных обдувок по 0,3 час. удалось в течение 1750 час. сох ранить сопротивление РВП без изменения. В отложениях на РВП соот ношение между ванадием и магнием составляло 0,7—0,9, что связано с выносом этих компонентов из высокотемпературной зоны котла, где рыхлые отложения имеют пониженную механическую прочность.
Повышенное содержание магния в летучей золе обусловливает ее основный характер, благодаря которому она значительно нейтрализу ет серную кислоту, конденсирующуюся на набивке РВП. Увеличение толщины рыхлого слоя на набивке РВП приводит к некоторому росту его наружной температуры, что должно уменьшить количество кон денсирующейся на нем кислоты.
38
В области низких температур стенки (55—90° С) скорости серно кислотной коррозии образцов опытного водоохлаждаемого змеевик« при работе с присадкой и без нее одинаковы. При температурах стенки 90—120° C скорость коррозии не превышает 0,6 г/м2 час, причем максимум располагается в области 100—110°. Значительно (в 2 раза) сглажен пик, характерный для мазута без присадки. При температурах стенки 130o C и более скорость сернокислотной коррозии углероди стой стали в обоих случаях одинакова, а стали 1 х 18Н9Т — выше при работе без присадки.
Максимум скорости коррозии у образцов, установленных в набивке РВП, при pɑðore с присадкой и паровой обдувкой составляет около 0,35 г/ж2 час. Водная промывка РВП увеличила скорость коррозии при тех же температурах стенки 104—IlO0C до 0,85—1 г/м2 час, применение однократной водной промывки повысило скорость корро зии в 2,5 — -3 раза.
Из сравнения показателей скорости коррозии опытного змеевика, поперечно омываемого дымовыми газами, со скоростью коррозии об разцов в РВП, продольно омываемых газами, следует, что уровень коррозии в первом случае примерно в 2 раза ниже. Это согласуется с данными Б. И. Клячко (1963) о влиянии направления газового потока на скорость сернокислотной коррозии.
C учетом положительных результатов по защите от сернокислотной коррозии низкотемпературных поверхностей нагрева обоих котлов, а также полученных убедительных результатов по защите от коррозии высокоіемпературных поверхностей предложено начать ввод этой при
садки в мазут, поступающий к двухкорпусным котлам |
ПК-41-1 |
(274 кг/сек, 250 бар, 565° С) энергоблоков мощностью 300 |
МВт для |
защиты их поверхностей нагрева от коррозионных разрушений. Каж дый корпус имеет два РВП общей поверхностью нагрева 42540 м2, па ровая обдувка которых производится неподвижно расположенными трубами со щелевыми соплами.
Технологическая схема установки для приготовления и ввода в ма зут присадки хлористого магния, в отличие от рассмотренной опыт но-промышленной установки при котле Б КЗ-320-140 ГМ, предназна чена для ежечасной подачи 4м3 раствора присадки к двум котлоагрега там блоков 300 МВт с суммарным расходом мазута 41,7 кг/сек.
Так как на ГРЭС двухступенчатая схема подачи мазута, ввод при садки осуществляется под давлением 11—12 бар — на 3—4 бар боль ше, чем давление мазута после подогревателя. Для подачи присадки используются центробежные насосы высокого давления типа ЗМС-10
с дренируемыми камерами между |
подшипниками и рабочей камерой. |
|
Регулировка подачи присадки в |
мазут осуществляется с помощью |
|
байпасных регулирующих |
клапанов, а перемешивание — смесите |
|
лем ударного типа. |
количестве 0,03—0,05% расхода мазута. |
|
Присадка подавалась в |
Обдувка набивки РВП производилась перегретым паром (16—18 бар, 260—300° С) 3 раза в сутки при расходе пара на обдувку 0,2—0,3 кг/сек. Благодаря этому сопротивление РВП оставалось постоянным в течение
39
5 месяцев. В режиме с коэффициентом избытка воздуха 1,10—1,15 ско рость коррозии в среднем по «холодному» слою набивки составила около 0,1 г/м2 час при максимуме примерно 0,32 г/м2 час.
Одновременно удалось повысить надежность высокотемпературных поверхностей нагрева, особенно нижней радиационной части (НРЧ), и увеличить длительность рабочей кампании за счет нейтрализации агрессивных компонентов продуктов горения и уменьшения тепловосприятия НРЧ. За 5000 час. котел останавливался лишь один раз для очистки поверхностей нагрева от отложений, в то время как анало гичные котлы на других ГРЭС при сжигании близкого по качеству мазута, не содержащего присадки, останавливаются для очистки через каждые 1000—1200 час. работы. В настоящее время котлы всех 5 энер гоблоков суммарной мощностью 1500 MВт используют мазут с присад кой хлористого магния.
На одном из них сотрудниками BTH и ГРЭС А. Ф. Гавриловым и В. К. Марининым выполнен интересный эксперимент по изучению влияния температуры стенки и периодичности паровой обдувки на скорость сернокислотной коррозии набивки РВП. Оказалось, что в зо не температур стенки около 120° C скорость коррозии составила 0,38 г/м2 час при ежесменной обдувке и 0,52 г/м2 час—при ежесуточ ной, а при температуре стенки 105oC соответственно 0,55 и 0,77. Этот эксперимент длился 1900 час., он доказывает, что при сжигании мазута с присадкой хлористого магния целесообразно проводить ежесменную обдувку РВП.
Следовательно, при одной и той же дозировке присадки (в пересче те на магний) наибольшая эффективность наблюдается при подаче вод ного раствора хлористого магния, а наименьшая—при вводе исходного грубодисперсного (без дополнительного помола) каустического маг незита. Промежуточное положение занимает дополнительно молотый тонкодисперсный магнезит. Это объясняется только тем, что хлористый магний образует в воде раствор, обеспечивающий благодаря тщатель ному перемешиванию равномерное распределение присадки в ма зуте, тем самым обусловливается интенсивное взаимодействие с аэро золями серной кислоты по всему газовому тракту, а также равномер ное орошение присадкой низкотемпературных поверхностей нагрева, благодаря чему происходит частичная нейтрализация сконденсиро ванной серной кислоты. Наоборот, при вводе грубодисперсного магне зита поверхность взаимодействия частиц магнезита с аэрозолями сер ной кислоты и равномерность опыления присадкой поверхностей нагре ва явно недостаточны. Кроме того, технология ввода жидкой присадки более надежна и проста, чем твердой. Поэтому ввод жидкой присадки на магниевой основе более перспективен.
40