ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
Г. Л. ФИСЕНКО, М. А. РЕВАЗОВ, Э.Л. ГАЛУСТЬЯН
УКРЕПЛЕНИЕ
ОТКОСОВ В КАРЬЕРАХ
ИЗДАТЕЛЬСТВО « Н Е Д Р А » Ю С К В А 1 9 7 4
УДК 622.271.333:624.138
_ 4 9 _ _
l i j j w |
i |
Фисенко Г. Л., Ревазов М. А., Галустьян Э. Л..Ук репление откосов в карьерах. М., «Недра», 1974. 208 с.
на |
В книге рассмотрены вопросы укрепления откосов |
карьерах. Описаны геологические, горнотехнические |
|
и |
экономические факторы, определяющие необходи |
мость широкого внедрения способов искусственногоукрепления неустойчивых участков бортов в практику проектирования, -строительства и эксплуатации отечест венных карьеров. Разработана методика определения дополнительного удерживающего усилия, описан опыт укрепления откосов в нашей стране и за рубежом.
Книга предназначена для инженерно-технических и научных работников, ведущих проектирование, строи тельство и эксплуатацию карьеров; она может быть так
же полезна преподавателям |
и |
учащимся высших и |
средних учебных заведений горного профиля. |
||
Таблиц 25, иллюстраций |
89, |
список литературы — |
87 назв. |
|
|
0373—80 |
Издательство «Недра», 1974 |
424—74 |
|
043(01)—74 |
|
В В Е Д Е Н И Е
Намеченные 9-м пятилетним планом перспективы дальнейшего развития отечественной горной промышленности, основывающиеся на увеличении доли открытого способа добычи полезных ископае мых, предопределяют проектирование, строительство и ввод в экс плуатацию значительного числа мощных высокопроизводительных карьеров, конечная глубина которых составит 400—500 м и более.
С увеличением глубины карьеров и их производственной мощ ности неизбежно совершенствуется техника и технология откры той разработки месторождений полезных ископаемых; повышается производительность горнотранспортного оборудования, осуществ ляется переход от цикличных процессов к поточной технологии, комплексной механизации и автоматизации всей совокупности горных работ на базе мощной современной техники с машинным программным управлением процессами. Для таких карьеров во просы длительной устойчивости бортов в предельном положении при максимальных углах наклона приобретают особую актуаль ность. Практика открытых разработок месторождений полезных ископаемых и обследование состояния высоких естественных отко сов горных массивов позволяют сделать вывод о том, что во мно гих случаях предельные углы наклона бортов глубоких карьеров в скальных и полускальных породах могут достигать 55—60°, против преобладающих в настоящее время 40—45°. Для увеличе ния общих углов наклона бортов в скальных и полускальных по родах необходимо увеличение углов откосов уступов на предель ном контуре карьера, высоты сплошных откосов между бермами безопасности и сокращение ширины берм; все это становится воз можным лишь при повышении надежности устойчивости откосов уступов и берм.
При проектировании карьеров необходимо анализировать инже нерно-геологические условия карьерных полей и производить райо нирование пограничных участков карьерного поля по условиям устойчивости откосов уступов и бортов в целом. Массивы горных пород, особенно в пределах распространения месторождений по лезных ископаемых, характеризуются большой природной неодно родностью литологического состава, прочности, тектонической на рушенное™, степени и характера трещиноватости, залегания слои стости или сланцеватости.
3
Анализ этих факторов является основой при определении углов откосов и общих углов наклона бортов. Применяя искусственное укрепление, углы откосов на участках с менее устойчивыми поро дами можно довести до значений углов на участках с более устой чивыми породами. Целесообразность такого укрепления устанав ливается технико-экономическими расчетами. Увеличение общих углов наклона бортов с 40 до 55° при глубине карьера 400 м при водит к сокращению объема вскрыши на 40 млн. м3 на каждый километр протяженности борта.
Искусственное укрепление откосов целесообразно на тех участ ках, на которых направление простирания крупных тектонических трещин, нарушений, слоистости или сланцеватости пересекается под углом менее 45° с направлением простирания откосов уступов; укрепление откосов необходимо также в зонах тектонических на рушений с большими амплитудами смещений (в зонах разломов), в зонах интенсивной трещиноватости, а также в зонах распрост ранения пород, склонных к интенсивному выветриванию.
При разработке месторождений могут встретиться зоны с по вышенной интенсивностью трещиноватости или с более неблаго приятной ее направленностью, не выявленные при разведке ме сторождений. В подобных случаях проектами дополнительно пре дусматривается укрепление таких участков, точно не указанных на плане горных работ, общую протяженность которых следует принимать в пределах 4—6% от общей протяженности откосов по карьеру.
Природная нарушенность и неоднородность пород еще более усиливаются взрывными работами. Особенно сильное и неблаго приятное разрушение колонковыми зарядами в вертикальных скважинах большого диаметра происходит по плоскостям сланце ватости и слоистости, падающим в сторону выемки под углами 20—30°, по которым при сохранении естественной прочности пород не возникают сползания или обрушения.
Сохранение естественной прочности пород, слагающих борта карьера в их предельном положении, должно стать обязательным условием при разработке паспортов буровзрывных работ для бор тов вблизи предельного контура каждого горизонта. Применение короткозамедленного взрывания и создание отрезных щелей рас средоточенными зарядами в наклонных скважинах малого диа метра позволяют сохранить естественную прочность пород.
Выветривание горных пород в откосах уступов также влияет на уменьшение прочности пород и развитие осыпания откосов. Склонность горных пород к выветриванию является основным фак тором, влияющим на общие утлы наклона бортов карьеров. В та ких условиях становится экономически целесообразным искусст венное укрепление откосов уступов, сложенных интенсивно вы ветривающимися породами.
Сравнение затрат на искусственное укрепление откосов для предотвращения выветривания пород и их осыпания с затратами
4
на дополнительный разнос борта вследствие выполаживания усту пов показывает, что при высоте борта 300 м искусственное укреп ление всей поверхности откосов в 10 раз дешевле дополнительного разноса (выполаживания) борта.
В условиях, когда разнос борта практически осуществить слож но, а иногда и невозможно, обрушение даже небольшого участка борта, на котором расположены транспортные и другие комму никации, может повлечь за собой нарушение режима работы пред приятия на длительный срок. При работе на больших глубинах в отдельных случаях будет экономически выгодно сооружение ис кусственных транспортных берм небольшой протяженности. Искус ственные улавливающие бермы уже в настоящее время находят применение на карьерах.
Особенно необходимо искусственное укрепление на реконст руируемых карьерах, первоначальными проектами которых разра ботка предусматривалась на небольшую глубину. Вокруг та ких карьеров территория застроена промышленными и жилыми комплексами и возможность увеличения угла наклона борта даже на несколько градусов может дать большой экономический эффект.
Впервые в отечественной практике открытых работ успешное укрепление бортов было осуществлено на угольных разрезах Куз басса в 1956—1957 гг. [21, 36]. В последующие годы более широкое распространение методы укрепления получили на рудных карье рах. В течение последнего десятилетия укрепительные работы выполнены на целом ряде карьеров: Коунрадском, Кургашинканском, Златоуст-Беловском, Объединенном, Зыряновском, Сибайском, Блявинском и др. Очень важные по значению и сложные по инженерно-геологическим условиям укрепительные работы выпол нены на Зыряновском карьере для сохранения комплекса шахты «Капитальная». Искусственное укрепление бортов применяется и на зарубежных карьерах. Начало систематическим исследованиям было положено в лаборатории устойчивости бортов карьеров ВНИМИ. По результатам укрепления откосов на карьерах, в гид ротехническом и специальном строительстве, а.также теоретиче ских и лабораторных исследований было издано первое практиче ское руководство по укреплению откосов скальных и полускальных пород [38].
Совершенствованию способов укрепления и углублению теоре тических исследований способствовали проведенные ВНИМИ на учно-исследовательские работы по изысканию способов укрепле ния бортов угольных карьеров. При выполнении этой темы были обследованы карьеры Челябинского комбината и Кузнецкого бас сейна, произведено опытное укрепление участка борта Коркин ского разреза .разработаны рекомендации по стабилизации ополз ней на некоторых других карьерах. Исследования были заверше ны выпуском «Методических указаний по укреплению бортов угольных карьеров» (ВНИМИ, 1969).
5
Изысканием способов искусственного повышения устойчивости
бортов карьеров занимаются |
также институты |
ВНИИЦветмет, |
||||
ГИГХС, Унипромедь, СредазНИпроцветмет и другие. |
в |
работах |
||||
Отдельные |
вопросы |
этой |
проблемы освещены |
|||
В. Ф. Беляева |
и др. [5, |
6], П. |
А. Власова [8, 9], |
А. |
М. |
Галкина |
и др. [11, 12], Г. Р. Глозмана и др. [18, 45], Р. А. Игнатьева [26], М. Е. Певзнера и др. [37], Ю. И. Туринцева [72] и других.
Теоретической основой расчетных методов определения пара метров укрепления откосов является теория предельного равно весия, широко применяемая для решения ряда задач механики грунтов и механики горных пород.
Вданной работе изложены способы укрепления берм и уступов, поставленных в предельное положение, в различных горно-гео логических и инженерно-геологических условиях, приведены мето ды построения потенциальных поверхностей скольжения и расчета параметров укрепления, а также описан опыт укрепления неустой чивых участков на ряде карьеров и в гидротехническом строи тельстве. Этот опыт подтверждает техническую возможность и экономическую целесообразность повышения устойчивости доста точно больших участков бортов глубоких карьеров.
Вработе рассмотрены лишь проверенные на практике спосо
бы укрепления откосов; способы, еще не вышедшие из стадии экс периментальных исследований и перспектива применения которых в практике открытых разработок невелика; так, например, электроосмотическое укрепление, электросиликатизация и другие спо собы укрепления слабых пород, основанные на их проницаемости, в работе подробно не рассматриваются.
Последовательность выполнения отдельных этапов при проек тировании укрепительных работ следующая: геологические и ин женерно-геологические изыскания и испытания горных пород (ла бораторные и натурные); расчеты устойчивости участка борта, определение необходимого дополнительного удерживающего уси лия для его укрепления; выбор способа укрепления или упрочне ния; составление паспорта укрепления и расчетной схемы; расчет основных параметров укрепления; технико-экономические расче ты целесообразности укрепительных работ; укрепление опытного участка (при отсутствии практических данных) или промышленное внедрение. В таком плане и изложен материал книги.
Авторы будут признательны за все замечания и пожелания, которые учтут при дальнейшей разработке этой важной для народ ного хозяйства страны темы.
6
Глава I
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УКРЕПЛЕНИЯ откосов
НА КАРЬЕРАХ
§1. ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ
ИЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ УКРЕПЛЕНИЯ ОТКОСОВ
При оценке устойчивости бортов карьеров и определении уг лов наклона бортов различают общую устойчивость отдельных бортов или достаточно протяженных их участков (протяженностью по крайней мере более наклонной высоты борта) и устойчивость отдельных уступов или отдельных локальных участков бортов.
Общая устойчивость борта и угол его наклона определяются: инженерно-геологическим разрезом данного участка; литологиче ским составом пород, их прочностью, характером и степенью тре щиноватости; направлением падения слоев или плоскостей рассланцованности; тектоническими нарушениями, простирание кото-, рых близко к простиранию борта; материалом, заполняющим тек тонические разломы и нарушения; гидростатическим давлением, распределенным по поверхности скольжения.
Устойчивость отдельных уступов или отдельных локальных участков бортов определяется: тектонической нарушенностью дан ного участка борта или уступа; общей интенсивностью трещинова тости пород; склонностью пород к выветриванию; ориентировкой относительно простирания откоса крупных тектонических трещин, слоистости и сланцеватости; фильтрационными деформациями, связанными с высачиванием воды на откосы уступов.
Искусственное укрепление откосов уступов целесообразно во всех случаях, когда общий угол наклона борта (а), установлен ный по условию устойчивости неукрепленных откосов уступов, определенный по формуле (1.1)
а = arc tg |
Hhj |
( U ) |
|
2hi ctg 8{ |
|||
2а( + |
|
(где hi, 6i — высота уступов и допустимые углы откосов соответст венно; ai — ширина берм) оказывается положе углов наклона бор тов, определенных расчетным путем по методам, изложенным в работе [74].
7
Искусственное укрепление откосов уступов и берм необходимо во всех случаях, когда откосы уступов имеют недостаточную устой чивость на относительно коротких участках, хотя это существенно и не влияет на общий угол наклона борта.
Рассмотрим геологические и гидрогеологические факторы, влияющие на деформацию откосов уступов и их выполаскивание.
С л а н ц е в а т о с т ь |
метаморфических горных пород |
приводит |
к обрушению откосов |
уступов в тех случаях, когда |
плоскости |
сланцеватости наклонены в сторону свободной поверхности откосов под углами более 25°. При диагональном направлении падения плоскостей сланцеватости относительно простирания откосов усту пов обрушение откосов уступов может происходить в тех случаях, когда плоскости сланцеватости падают в сторону свободной по верхности откосов под углами более 30°. Для обеспечения устой чивости откосов уступов под углами, большими углов падения плоскостей сланцеватости, их необходимо укреплять.
С л о и с т о с т ь |
всех осадочных горных пород оказывает такое |
же отрицательное |
влияние на устойчивость откосов уступов, как |
и сланцеватость метаморфических пород. Во всех случаях, когда падение слоев в сторону свободной поверхности откоса превышает угол внутреннего трения по контактам между слоями пород, воз можно обрушение уступов. Величина сцепления по наиболее сла бым контактам между слоями не превышает 2—5 тс/м2 и под влиянием взрывных работ, набухания пород и выветривания с те чением времени может быть еще больше снижена, так что сцепле ние по контактам слоев следует учитывать при расчетах устойчиво сти откосов уступов только при большой надежности сохранения его с течением времени.
Т е к т о н и ч е с к и е н а р у ш е н и я влияют на устойчивость откосов уступов в тех случаях, когда они направлены под углом менее 45° к направлению простирания откосов при падении тек тонических нарушений под углом [76]
Р > arc tg |
cosо , |
(1.2) |
|
где р' — угол внутреннего |
трения |
по тектоническому нарушению; |
|
6 — угол между линиями |
простираний откоса |
и тектонического |
|
нарушения. |
|
|
|
При таком расположении откоса уступа создается возможность обрушения блока пород, подрезанного тектоническим нарушением (рис. 1.1). Кроме того, в зонах тектонических нарушений породы Оказываются раздробленными, а на глубине 50—70 м могут быть полностью дезинтегрированы процессами выветривания. Зона дробления пород значительно расширяется на участках пересече
ния двух тектонических нарушений. |
|
Т е к т о н и ч е с к и е т р е щ и н ы |
большого протяжения, со |
гласнопадающие (продольные) или |
диагональные, пересекающиеся |
8