Файл: Терехин, Н. И. Расчет параметров объемной гидравлической передачи машин инженерного вооружения учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА КРАСНОЗНАМЕННАЯ АКАДЕМИЯ имени В. В. КУЙБЫШЕВА
Кандидат технических наук инженер-майор Н. И. ТЕРЕХИН
РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ОБЪЕМНОЙ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ
МАШИН ИНЖЕНЕРНОГО ВООРУЖЕНИЯ
Утверждено начальником академии
в качестве учебного пособия для слушателей
ИЗДАНИЕ ВИА
М о с к в а — 1970
t b - i W |
l |
Гос. |
публичная |
научнс-т^унчч»~1-:ая |
|||
В работе |
изложен^ |
библиотек* COOP |
|
осир |
^pjcwfjрсы р^сч |
||
параметров гидравличе |
|
|
|
инженерного |
вооружен]________ |
|
изучения курса «Гидропривод машин инженерного вооружения».
В учебном пособии содержатся основные справоч ные данные в соответствии с рекомендациями «Руко водящего технического материала (РТМ-2-67И)».
Пособие написано по программе курса и предна значено для слушателей специальности «Б» факуль тетов № 2, 5, 6.
д * 53 П ?
§ 1. ОБЩ И Е ПО ЛО Ж ЕНИЯ
Для расчета гидравлических (передач машин инженерного во оружения необходимо иметь следующие исходные данные:
1)техническую характеристику и схему машины или меха низма, для которых рассчитывается гидравлическая передача, являющаяся составным звеном этой машины;
2)назначение и принципиальную схему гидравлической пере дачи и предъявляемые к ней требования;
3)требуемые выходные параметры гидравлической передачи: усилие Р или момент М, а также (Скорость v или число оборотов п.
Процесс проектирования гидравлической передачи состоит из следующих этапов:
а) установление вида и требуемой •последовательности движе ний в соответствии с характером рабочего процесса машины;
б) выбор гидроаппаратуры и определение ее основных разме ров и параметров;
в) составление гидравлической схемы; г) определение надеж,ности гидравлической передачи;
д) тепловой расчет спроектированной гидравлическойг пере дачи.
Техническая характеристика и схема машины представляют основные элементы при проектировании гидравлических передач машин инженерного вооружения, а также при выборе и проектиро
вании принципиальной |
схемы гидропередачи. |
Все |
многообразие |
I идравлических передач |
машин'инженерного |
вооружения можно |
|
•классифицировать по назначению, по применению |
на различных |
машинах, а также по виду привода элементов гидропередачи. . В общей, схеме машины гидравлическая передача по назначению за- х1имает вполне определенное место по потреблению энергии, по
времени /действия, по времени действия в общем времени работы машины. Назначение гидропередачи и ее положение в общей схеме машины определяют энергона1пряжен1ность действия гидравличе
ской передачи.
Величина перемещения и скорости ведомого звена во времени позволяют установить кинематическую характеристику , проектируемой гидравлической передачи. Для определения кинематичг-
3
ской характеристики, как правило, принимается любая точка исполнительного механизма или рабочего органа при выполнении, рабочего процесса. По кинематическому признаку вое гидравличе ские передачи можно разделить на гидравлические передачи непо средственного действия и гидравлические передачи механизмов управления.
Механизмы управления существенно отличаются от гидравли ческих передач 1непосредствен1ного действия, поэтому они рассмат
риваются нами отдельно.
Разнообразие конструкций машин инженерного вооружения,, сложные условия их работы обусловливают разнообразные режи мы работы гидравлических передач. Режимы работы гидравличе ских передач принято характеризовать рядом показателей.
Показателем энергетических затрат гидравлических передач является коэффициент относительного потребления мощности kN
представляющий собой отношение мощности гидравлической пе редачи NT к полной мощности двигателя машины Мд,
k |
( 1 > |
Другим .показателем является коэффициент продолжительно сти использования гидравлической передачи по времени kB, равный отношению времени действия гидравлической передачи tr к пол ному времени работы машины tM
= - 7— • |
(2> |
Отношением рабочего давления жидкости в системе р к номи
нальному давлению определяется коэффициент использования, номинального давления
Р |
(3) |
Рн |
|
Интенсивность использования гидравлической передачи харак теризуется числом включений z за час работы. Применительно к некоторым типам машин инженерного вооружения интенсивность использования гидропередач характеризуется следующими дан ными:
—навесное бульдозерное оборудование, бульдозеры г =200 —
1500,
—котлованные машины z=150—200,
—мастоукладчики z = 5— 10,
—скреперы г =350—850,
—грейдеры z=220—450.
Характер неуетановившейся работы гцдропаредач определяется отношением времени неуетанавившегося режима tH ко времени
.установившегося режима работы ty
Особенности работы гидравлических передач машин инженер ного вооружения связаны также с возможным снижением числа оборотов коленчатого вала первичного двигателя, вызванного пе регрузками. Установлено, что возможное снижение скорости вращения коленчатого вала двигателя может достичь 30—40% по сравнению с номинальной скоростью вращения. В зависимости от значения перечисленных показателей режимы работы гидравли ческих передач машин инженерного вооружения могут быть лег кими, средними или тяжелыми. Характеристика перечисленных режимов работы гидравлических передач приведена в табл. 1.
|
|
|
|
Таблица |
1 |
|
Характеристика |
режимов работы гидропередач |
|
|
|||
|
Значения коэффициентов |
Возможное |
Число вклю* |
|||
|
|
|
|
|||
Режим работы |
|
|
|
снижение |
чений |
за |
|
|
|
числа обо |
|||
|
|
|
1 час |
|
||
|
kp |
k B |
k N |
ротов дви |
|
|
|
работы |
|||||
|
|
|
|
гателя |
||
|
|
|
|
|
|
|
Л егк и й ................ |
До 0,4 |
0,05-0,3 |
До 0,1 |
Яном |
Менее 300 |
|
Средний . . . . |
0,4-0,7 |
0,35-0,5 |
0,1-0,5 |
До 0,8 azh o m |
400-600 |
|
Тяжелый . . . . |
0,7-1,2 |
0,5 —1,0 |
0,5-1,0 |
До 0,5 /Zhom |
Более 700 |
иболее
§2. ВЫБОР ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ СХЕМЫ ГИДРОПЕРЕДАЧИ
Основу выбора принципиальной схемы гидропередачи машин инженерного вооружения составляет кинематический и динамиче ский анализ рабочего процесса, совершаемого при помощи нее. Для решения этой задачи необходимо из схемы машины или меха низма выбрать ведомые элементы, построить траекторию их дви жения, определить ее величину во времени и пространстве. Для координат времени необходимо знать допустимые скорости пере мещения ведомых элементов, а также допустимые ускорения, ли бо, наоборот, зная временные координаты, определить необходи мые скорости и ускорения ведомых элементов.
В практике проектирования гидравлических передач машин инженерного вооружения наиболее часто встречается случай,
5
когда известно время перемещения исполнительного механизма,, приводимого в действие при помощи гидравлической передачи.
Определяя структуру принципиальной схемы гидропередачи, следует помнить о том, что во многих случаях максимальная ско рость недопустима по условиям максимально допустимых ускоре ний исполнительных механизмов из-за больших значений инер ционных нагрузок.
После определения временных параметров определяется кине матическая характеристика (перемещения или траектории испол нительных механизмов, их скорости и ускорения). Для этого необ ходимо провести кинематический анализ выполняемой операции,, основу которого составляют траектории движения рабочих орга нов машины.
На основании построенной кинематической диаграммы можно построить диаграмму движения исполнительных механизмов про ектируемой гидропередачи. Выбор схемы исполнительного меха низма должен быть обязательно увязан с возможностями преоб разования движения типовых (серийных) гидромеханизмов в необ ходимую характеристику движения исполнителыного механизма. Существует три основных типовых характеристики движения по виду траектории ведомых звеньев: поступательное движение, вра щательное и качательное движения. Поступательное движение можно получить при помощи обычного силового цилиндра с же стко закрепленным штоком или корпусом цилиндра; вращатель ное — при помощи гидродвигателя; качательное — при помощи поворотных силовых цилиндров. Более сложные характеристики движения получают сочетанием перечисленных типовых характе ристик.
Таким образом, исходными данными при выборе принципиаль ной схемы гидропередачи являются: величина перемещения ведо мого звена, его скорость или ускорение, а также силы рабочих со противлений и силы инерции перемещающихся звеньев исполни тельного механизма.
При выборе гидравлической передачи для машин инженерного вооружения необходимо также исходить из ее механической харак теристики, которая должна соответствовать режиму работы маши ны. В зависимости от типа ^гидропередача может быть с жесткой пли мягкой характеристикой. Под жесткой характеристикой пони мается такая, в котррой при изменении нагрузки в 2—3 раза ско рость в рабочем диапазоне изменяется на 10—20%. Такую харак теристику имеют гидравлические передачи с объемным регулирова нием (регулируемый насос — нерегулируемый гидродвигатель). Гидравлические передачи с дроссельным регулированием имеют мягкую характеристику.
Следует также учитывать, что в зависимости от режима рабо ты той или иной машины требуется решать соответствующие за дачи регулирования скорости. Для таких машин, как войсковые траншейные и котлованные машины, желательно осуществлять
6
плавное регулирование |
при N = k M n и M = f | |
с изменением |
скорости рабочего хода |
от нуля до максимального |
значения. В |
•91 ом случае удобно применять гидравлическую передачу с насо сом регулируемой производительности в сочетании с автоматиче ским регулятором. Для регулирования скорости рабочих органов этих машин требуется изменение скорости в более узких пределах
от v min до ^шах*
Весьма перспективным направлением развития гидравлических передач машин инженерного вооружения является применение высокомоментных гидродвигателей, рабочий объем которых значи тельно больше рабочего объема насоса, что позволяет трансфор мировать передаваемый крутящий момент. В гидравлических пе редачах с 1низкомомент:ным двигателем рабочие объемы насоса и
гидродвигателя обычно одинаковы, что не позволяет трансформи ровать передаваемый крутящий момент. В этих условиях для по лучения требуемых выходных параметров необходимо применение механических передач.
§3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ПАРАМЕТРОВ ОБЪЕМНОЙ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ
Соответствие |
выходных |
параметров |
гидравлической передачи |
||
(Qp) и машины |
(pv или М п ) наиболее |
полно характеризуется |
|||
мощностью гидравлической |
передачи А/г, которая может |
быть |
|||
представлена в виде произведения |
входных параметров (произво |
||||
дительность Q и давление р насоса) |
и выходных параметров |
(уси |
лия Р и скорости v поршня или крутящего момента М и скорости вращения вала п гидродвигателя). Таким образом, для гидропе
редачи с поступательным движением
АЛ1= cxQp = — c2Pv, |
(5) |
||
а для гидропередачи с вращательным движением |
|||
N* = cxQp = — с3Мп, |
(6) |
||
|
|
ri |
|
где си съ съ — коэффициенты |
пропорциональности с учетом пе |
||
реводных |
коэффициентов размерностей, |
||
д — общий |
к.п.д. |
гидропередачи, |
определяющий |
полноту использования входных |
параметров. |
Общий к.п.д. гидропередачи зависит не только от ее типа, но и от способа регулирования, условий работы и качества монтажа элементов. Необходимо помнить о том, что силовые выходные па раметры (усилие на штоке Р или крутящий момент М) обеспечи ваются давлением рабочей жидкости р, а кинематические пара-
7