Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т О Р Б И Н В. И.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЦЕН В ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЭКОНОМИКА» М о с к в а — 1974

I Гос. пубд'" :ая

на учно■т с к •.

aiзя

библиотека ’

СР

Oil чь.&>г;.'

1'

ЧИТАНЫ'>ОПО ВАЛА

10*807— 19

T----------106— 74 011(01)— 74

Издательство «Экономика», 1974

ВВЕДЕНИЕ

В дальнейшем усилении роли товарно-денежных от­ ношений в экономической жизни нашей страны важное место отводится ценам. В Программе КПСС отмечается значение наиболее полного отражения в цене обществен­ но необходимых затрат труда. Это предполагает совер­ шенствование цен, их приближение к территориальной дифференциации общественной стсщмости.

Производство однородных продуктов в нашей стране осуществляется на большой территории в различных природно-климатических условиях, что приводит к резким различиям в уровне затрат на производство по отдель­ ным районам, значение которых для территориальной дифференциации цен усиливается плановым характером социалистического способа производства.

Высокие темпы роста советской экономики находятся в тесной взаимосвязи с изменением территориальных пропорций. Темпы развития отдельных районов весьма неравномерны. Наряду со старыми промышленными и сельскохозяйственными районами возникают и интенсив­ но развиваются новые. За годы Советской власти прои­ зошел существенный сдвиг экономического потенциала в восточные районы страны. Динамизм территориальных пропорций приводит к подвижности затрат на производ­ ство продукции, меняет транспортные связи, соответст­ венно уровни затрат по транспортировке как в целом по стране, так и по отдельным районам. Это повышает зна­ чение территориальной дифференциации цен, которая. должна своевременно отражать изменения территориаль­ ной дифференциации общественной стоимости.

Разработка планов комплексного развития отдельных экономических районов, централизованное распределение ' капиталовложений по территории страны происходят на

3


базе стоимостных показателей, в основе которых лежат цены. В этих случаях недостатки территориальной диф­ ференциации цен могут привести к глобальным ошибкам

вразмещении производства. Итог этих ошибок проявится

вобщей потере для народного хозяйства, „в снижении эффективности его функционирования.

ВМатериалах XXIII съезда КПСС указывалось на

необходимость «усилить разработку научных проблем территориального планирования и определения экономи­ ческой эффективности размещения производительных сил» '. Решение этих проблем невозможно в отрыве от процессов совершенствования территориальной диффе­ ренциации цен.

Цены представляют собой активный инструмент раз­ мещения производительных сил. В зависимости от уровня и территориальной дифференциации цен на материалы, оборудование, товары народного потребления, а также от построения тарифов на электроэнергию, транспортные перевозки и услуги населению определяются текущие материальные издержки производства, уровень затрат на заработную плату, величина единовременных капи­ тальныхвложений и прочие стоимостные показатели про­ ектируемых предприятий. В свою очередь география цен21 зависит от сложившегося размещения производства, изменяется во времени под действием -процессов -разме­ щения производительных сил и связанного с этим изме­ нения издержек производства и обращения.

Особого внимания заслуживаетизучение вопроса о построении перспективной географии цен, об увязке проектных и хозрасчетных показателей, о единстве кри­ териев рационального размещения производства и эф­ фективности действующих предприятий. Образование хозрасчетных производственно-территориальных объеди­ нений обостряет проблему взаимосвязи географии цен и их хозрасчетной деятельности, повышает внимание к вопросам географии цен.

В принятом в 1973 г. Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промыш­

1 XXIII съезд КПСС. Стенографический отчет. М., Политиздат, 1966, т. II, с. 363.

2 Здесь и далее понятие «территориальная дифференциация цен»

будет для краткости обозначаться также термином «география цен».

4

ленностью» отмечается, что «полное возмещение затрат на производство продукции и получение прибыли должны обеспечиваться при строгом соблюдении дисциплины це­ нообразования»1. Это требование предполагает наличие географии цен, отвечающей хозрасчетным интересам производственно-территориальных комплексов.

В любой отрасли различия индивидуальных стоимос­ тей однородных товаров настолько существенны, что при нормальном для отрасли в целом уровне рентабельности у отдельных предприятий возникают осложнения в хоз­ расчетной деятельности. В некоторых отраслях даже территориальная дифференциация цен для производи­ телей по крупным зонам не решает этой проблемы, что приводит к установлению индивидуальных расчетных цен для производителей (уголь, железная руда, ряд строи­ тельных материалов). География цен должна обеспечить условия для образования нормального хозрасчетного уровня рентабельности производителям и потребителям, а также для постоянства цен на производимую и потреб­ ляемую продукцию вне зависимости от изменения тран­ спортных связей.

Основное направление совершенствования материаль­ но-технического снабжения — установление прямых связей и переход к оптовой торговле средствами произ­ водства — повышает значение географии цен. При опто­ вой торговле средствами производства цены могут стать орудием рационализации транспортных связей, если будут соответствовать территориальной дифференциации общественной стоимости, отражать движение основных товарных потоков.

Нужно заметить, что в настоящее время цены не игра­ ют должной роли в рационализации транспортных связей. При ценах франко-станция отправления органы матери­ ально-технического снабжения не имеют хозрасчетных стимулов для рационализации транспортных связей. Все затраты, связанные с нерациональными* поставками, возмещаются потребителем. Аналогичное положение складывается и при ценах франко-станция назначения, хотя здесь имеется возможность сопоставлять затраты сбытовых организаций с размером снабженческо-сбыто­ вой скидки. Повышенные транспортные расходы отража­

1 «Правда», 1973, 3 апреля.

5


ются на финансовых показателях сбытовых организаций. Но, поскольку они не являются хозрасчетными организа­ циями, это не связано для них с материальной заинтере­ сованностью.

География цен оказывает воздействие на стоимостное выражение ряда показателей развития народного хозяй­ ства по районам страны. Например, стоимостное выраже­ ние национального дохода в территориальном аспекте существенно меняется в зависимости от вида географии цен. Если география цен построена таким образом, что отражает фактические затраты по отдельным районам производства, то различие уровня национального дохода по районам будет определяться количеством работников и уровнем оплаты их труда. Районы с повышенной опла­ той труда из-за нерациональной организации производ­ ства или из-за суровых климатических условий будут характеризоваться относительно большей величиной создаваемого национального дохода в расчете на каждо­ го занятого в сфере производства. При отсутствии тер­ риториальной дифференциации стоимостного выражения прибавочного продукта территориальное выражение на­ ционального дохода будет неправильным. Не дает пра­ вильного отражения национального дохода и отсутствие территориальной дифференциации цен, т. е. установление одинаковых цен для всех производителей продукции в ус­ ловиях существенных различий в затратах по крупным районам производства.

Взаимосвязь географии цен с другими экономически­ ми категориями проявляется в конкретных экономичес­ ких и плановых показателях. Так, уровень развития про­ изводительных сил по отдельным районам выражается в объеме валовой продукции. Сам же этот показатель нахо­ дится под воздействием территориальной дифференциа­ ции цен.

География цен оказывает воздействие на общую вели­ чину стоимостного выражения производимой продукции. Например, если оценивать добытую нефть по групповым прейскурантным ценам (в нефтедобывающей промышлен­ ности установлены прейскурантные цены, дифференциро­ ванные для отдельных групп производителей почти в 3 раза), то увеличение добычи в районах с низкими ценами приведет к снижению стоимостного выражения добытой нефти по сравнению с физическим объемом добычи.6

6

Поэтому наряду с прейскурантными ценами для опреде­ ления стоимостного выражения объемов добычи нефти применяются символические учетные цены, которые построены на базе среднеотраслевых затрат на добычу.

География цен оказывает воздействие на пространст­ венное измерение амортизационных отчислений. Напри­ мер, цены железобетонных изделий, которые занимают значительный удельный вес в пассивной части основных фондов, различаются по районам страны для производи­ телей в 2 раза. При одинаковых нормах амортизационных отчислений это приведет к разным абсолютным разме­ рам амортизационных отчислений в территориальном разрезе-

Влияние географии цен на хозяйственную деятель­ ность и взаимосвязь с экономическими категориями количественно различаются по отдельным отраслям и товарным группам, поскольку территориальная диффе­ ренциация общественной стоимости определяется рядом факторов, степень воздействия которых неодинакова по товарам. Этим обусловливается разное значение геогра­ фии цен для отдельных отраслей, что в конечном итоге оп­ ределяет конкретные методы территориальной дифферен­ циации цен и формы ее построения. Практика ценообра­ зования в настоящее время представлена различным сочетанием отдельных видов географии цен по отраслям народного хозяйства.

Будучи составным экономическим элементом функци­ онирования народнохозяйственного механизма, геогра­ фия цен должна отвечать ряду требований: наиболее полно отражать территориальную дифференциацию стои­ мости; создавать условия для рационального размещения производства; обеспечивать устойчивость хозрасчетной деятельности производителей и потребителей продукции; способствовать рационализации транспортных связей.

Ни один из применяемых на практике методов пост­ роения географии цен не отвечает всему комплексу этих требований.

При единых для производителей ценах франко-стан- ция отправления в местах потребления может образо­ ваться большое разнообразие цен в связи с отражением в них фактических транспортных расходов. В тех слу­ чаях, когда цены для производителей дифференцированы по районам (местам) производства без взаимного согла­

7


сования в пространстве, этот недостаток усугубляется. Установление индивидуальных цен для производителей лишает цену экономического содержания, делает ее расчетным инструментом.

Множество цен в одном и том же месте потребления искажает основную функцию цены как инструмента измерения общественных затрат. Таким образом, нару­ шается один из общих принципов ценообразования — равная цена за равную потребительную стоимость. Создаются условия для формирования неустойчивых хозрасчетных отношений на предприятиях, проектные организации лишаются критерия размещения производ­ ства — можно заложить в проект произвольную цену на потребляемое сырье. Например, потребители, располо­ женные в Иркутске, могут получать энергетический уголь

по четырем ценам: канско-ачинский — 5

р. 10 к. за 1 г

уел. топлива, азейский— 3 р. 20

к.,

черемховский—•

7 р. 09 к., забайкальский — 8 р. 92 к.

 

 

При единых ценах для производителей проектировщи­ ки, стремясь обеспечить повышенную рентабельность проекта, будут ориентировать плановые органы министер­ ства на новое строительство и реконструкцию действую­ щих предприятий в развитых районах, где индивидуаль­ ные затраты на выпуск продукции, как правило, ниже, чем в районах, отдаленных от промышленных центров. Это противоречит претворению в жизнь намеченного XXIV съездом КПСС курса на быстрейшее освоение восточных районов, развитие производства в средних и мелких городах.

Единые цены для производителей значительно облегча­ ют процессы планирования, сопоставления хозрасчетной деятельности, проведения финансовых и прочих меропри­ ятий. Но такие цены лишены экономического содержа­ ния.

При ценах франко-станция назначения перечисленные недостатки цен для производителей сохраняются, но устраняется множественность их для отдельного места потребления. Это достигается усреднением цен в преде­ лах поясов, что лишает народное хозяйство стоимостного критерия при размещении производства в масштабах пояса. Нужно учесть, что по отдельным товарам пло­ щадь поясов превышает территорию всех европейских стран.

8

Методы формирования поясных цен свидетельствуют о том, что механизм их построения не имеет объективных основ. Нет критерия для определения количества поясов по отдельным товарам, разрыва цен между поясами. Контуры поясов носят условный характер, привязаны к административному делению. При построении поясных цен, отражающих помимо транспортных расходов факти­ ческие различия в затратах по районам (местам) произ­ водства, отсутствие объективных основ проявляется осо­ бенно отчетливо.

Комплекс перечисленных выше требований может быть удовлетворен при выполнении ценой ее основной функции. Вопросы размещения производства, совершен­ ствования хозяйственного расчета, развития оптовой тор­ говли и рационализации транспортных связей неразрывно связаны с правильным отражением в цене территориаль­ ной дифференциации общественной стоимости.

Необходимое условие приближения цен к территори­ альной дифференциации стоимости — это прежде всего определение объективных основ ее пространственного формирования'. Лишь имея четкое представление о фак­ торах формирования и формах проявления территори­ альной дифференциации стоимости, можно дать оценку действующей географии цен и ставить вопрос о ее даль­ нейшем совершенствовании.

На сегодняшний день в советской экономической науке отсутствуют специальные разработки вопроса об объективной основе и формах проявления общественной стоимости в пространстве. Имеющиеся в печати высказы­ вания носят отрывочный характер, основываются на тре­ бованиях лишь отдельных экономических категорий к географии цен. Теоретическая неразработанность вопро­ са приводит к тому, что практика «на ощупь» продвигает­ ся в совершенствовании географии цен.

Об этом, например, свидетельствуют результаты исследования форм отражения в ценах транспортных затрат. «Исследование практики установления оптовых цен и анализ прейскурантов по многим видам продукции позволяют сделать вывод об отсутствии какой-либо научно обоснованной методики построения оптовых цен по видам франкирования (способа отражения транспорт­ ных затрат). Нет также классификации признаков, на основании которых на тот или иной вид сырья, топлива

9