Файл: Терехин, Н. И. Расчет параметров объемной гидравлической передачи машин инженерного вооружения учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ыё, чем больше энергии затрачено на выполнение рабочего процес са, потребление энергии для привода насоса не может быть мень ше некоторой величины, определяемой задачами рабочего процес
са. Поэтому |
необходимо распределить имеющийся энергозапас |
||
так, |
чтобы |
обеспечить максимально возможную |
производитель |
ность машины. |
|
||
Решение такой задачи достаточно просто осуществить графиче |
|||
ским |
методом линейного программирования, |
предложенным |
|
Т. В. |
Алексеевой. Существенное значение при этом приобретают |
вводимые ограничения на распределение имеющегося запаса ма шины, которые сводятся к следующим:
1) мощность, затрачиваемая на совершение рабочего процесса Л/рп , включающая в общем случае затраты энергии на привод рабочего органа Npo и на передвижение Nm и мощность на привод
насоса гидропередачи системы управления NT не должна |
превы |
|||||
шать мощности силовой установки |
машины, т. е. |
|
|
|||
|
|
% n -b ^ r</V ,; |
|
(14) |
||
2) мощность на совершение рабочего процесса должна быть |
||||||
значительно больше |
мощности привода |
насоса NTy т. |
е. |
|
||
|
|
ЛАрп»Л^г; |
|
|
(15) |
|
3) |
мощность на привод насоса Nr не может быть меньше мин |
|||||
мально |
допустимой |
величины 7Vr |
, |
определяемой |
из условий |
выполнения рабочего процесса машиной (отсутствие буксования движителей, изменение скоростного режима двигателя и т. ,п.), т. е.
7Vr > |
(16) |
На основании перечисленных ограничений в системе координат АрП; Nr (РИ(С- 1) строим график линейного программирования для
решения указанной |
|
задачи. Из этого графика |
следует, что опти |
мальное распределение энергозапаса машины |
характеризуется |
||
треугольником abc, |
в |
котором координата точки а (Л;Рпопт; ^rmin) |
наилучшим образом соответствует решению поставленной задачи по распределению энергозапаса машины. Как отмечалось, по условиям выполнения рабочего процесса системы управления ма шин инженерного вооружения включаются в работу периодически, в основном для снятия перегрузок двигателя или для снятия пре дельного тягового сопротивления. В момент включения системы управления машина находится в неустановившемся режиме. По этому анализ процессов, совершающихся в этих условиях, удобно проводить по уравнениям равновесия или уравнениям баланса моментов на валу двигателя или же уравнениям мощности. Наи более характерными условиями совместного действия машины
исистемы управления являются:
1)машина выполняет рабочий процесс при работе двигател па регуляторной ветви характеристики, причем сумма моментов
12
от сил рабочих сопротивлений Мрп и сопротивления передвижению Мхч меньше номинального момента двигателя Мд, а включение системы управления не вызывает появления неуетановившегося режима, т. е.
^рп + ^ хч + Мг< Ж д; |
(17) |
2) момент от сил рабочих сопротивлений по своей величин близок к значению номинального момента двигателя и включение
Р и с. 1. График линейного программирования при выборе параметров гидропередачи механизма управления
системы управления может привести к некоторой перегрузке дви гателя. В этом случае
М рп+ М хч+ М г> М л; |
(18) |
3) момент от сил рабочих сопротивлений превышает номиналь ное значение момента двигателя Мд, а включение гидропередачи системы управления приводит к значительной перегрузке двига теля, т. е.
^ п + М х ч + ^ г » М д. |
(19) |
Уравнение баланса моментов при совместном действии всех сопро тивлений при неустановившемся режиме можно представить в виде
М ж+ Ь М А + М ц = М рп + Ь М 9П+ М хч+ М п |
(20) |
13
где А Мд — приращение |
крутящего момента двигателя при пере |
ходе на безрегуляторную ветвь внешней характери |
|
стики; |
|
Мн — приведенный |
к валу двигателя инерционный момент; |
А Мрп — приращение |
момента сил рабочих сопротивлений за |
время перегрузки двигателя. Принимая, что до начала перегрузки
А4рп Н~ А1хч ~ Мд,
Р ис. 2. Внешняя характеристика дизельного двигателя |
|
можно написать |
( ) |
А АГд + Ми — Д Мрп — Мг = 0. |
|
|
21 |
Приращение крутящего момента двигателя ДМд определяется из
анализа внешней |
характеристики |
после линеаризации безрегуля- |
|||
торной ветви ее |
(рис. 2) |
|
|
|
|
. . . |
М т— Мд |
|
d ср |
||
А Мд = — - ---- — |
(о)д |
(22) |
|||
|
|
|
|
|
d t |
где «)д — номинальное |
значение |
угловой |
скорости двигателя; |
||
о)т — значение угловой скорости двигателя при максимальном |
|||||
крутящем моменте Мт , |
|
|
|||
|
. ' |
„ |
М ш - М л |
|
|
|
|
«П= |
««V |
|
|
14
Инерционный момент определяется по известной зависимости
|
М„ = |
d2 ф |
(23) |
|
/„ |
||
|
|
d t2 |
|
где |
d 2 ф |
ч |
коленчатого вала |
------ — угловое ускорение (замедление) |
|||
|
двигателя; |
|
всех поступательно |
|
/ пр — приведенный момент инерции |
||
|
движущихся и вращающихся частей. |
||
|
Приращение момента сил |
рабочих сопротивлений Мрп удобно |
выражать через показатель интенсивности нарастания сопротивле
ния km, представляющий функцию перемещения |
машины |
|
t |
t |
|
Д Мрп= § k„dx = |
k„k0 § d v , |
(24) |
оо
где |
х — (перемещение машины; |
|
двигателя; |
||
|
ср — угол |
поворота коленчатого вала |
|||
|
k0 — переходной коэффициент от х к ф. |
||||
Так как яи = |
AWon |
|
|
|
|
-----------, то |
|
|
|
||
|
|
d x ’d o |
|
|
|
|
|
г |
d M vu |
|
г |
|
|
Д^п |
|
|
(25) |
|
|
= k°J |
~~dv— d<f = k°J |
||
где |
k0 ■ |
|
|
|
|
При проведении практических расчетов |
с достаточным прибли |
||||
жением можно считать |
const. |
Тогда. |
|
||
|
|
^ ^рп — М и |
] d ср. |
(26) |
Из уравнения баланса моментов после подстановки полученных значений для режима перегрузки можно определить необходи мую величину М г
|
|
t |
М т= Д Мд + М а- Д M vn = ( я„ - а |
j + / ПР |
- k akK \d <?. (27) |
|
|
О |
Вследствие кратковременности |
переходного |
процесса можно |
d 2 ср |
и /пр. |
|
принять постоянными значения ---- |
- = з ^ const |
d t 2
В переходном режиме угловая скорость коленчатого вала дви гателя резко изменяется. Изменение скоростного режима с неко торым приближением описывается зависимостями:
15
— линия снижения числа оборотов
Ш= «)д — £
—линия разгона двигателя
U)= 0)д + £ ^р,
где t3, tp — время от начала снижения или увеличения угловой
скорости,
в— угловое ускорение или замедление коленчатого вала двигателя.
Многочисленные опытные данные позволяют считать угловое ускорение в процессе изменения угловой скорости величиной по стоянной и колеблющейся для различных двигателей в пределах от 10 до 160 сек~2 Учитывая, что а0=аи>д, a «)=шд—s t3, приращение
крутящего момента двигателя будет
|
Д Мя = а0 — аш = |
ао)д — а(од + |
as t3 = |
as t3. |
(28) |
||||
В подынтегральном выражении уравнения (25) |
заменим |
||||||||
Тогда |
|
d <р= d(o) t) = |
ui-dt + |
£ t-dt. |
|
|
|||
h |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д^рп = |
k 0k„ J d <P= K K |
|
|
|
|
|
|
||
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
|
£ t‘a~f- |
s t\ |
\ |
|
/ |
El |
|
|
= k0kH( <1>Дt3 |
|
j — k 0k„ ^0)д t3 |
— |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
“>д t3r Kf\ |
S ^ r |
) |
|
, / |
, |
6 t\ Гк -Ц\ |
||
= |
k« |
|
ГкKT1\ |
|
|||||
|
i |
|
|
|
|
2 i |
j ' |
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
После |
подстановки |
полученных |
значений ДуИд, |
ДМрп выра |
|||||
жение для М г примет вид |
|
|
|
|
|
|
|||
|
= |
/„ре + |
as t3 — k K(v„f, tq------- |
|
(29) |
||||
где гк — радиус |
ведущего колеса |
(звездочки); |
|
|
|||||
i — передаточное число привода движителя; |
|
||||||||
t3 — время замедления |
при перегрузке. |
|
|
Оптимальные условия, при которых энергозатраты на привод на соса минимальны, определяются дифференцированием по времени выражения (29)
d M r |
=■ • as — k H (VoV— |
£ r*t3 У] |
d t |
i |
16
Приравнивая нулю производную по времени |
d М г |
л |
определяем |
|||||||||
------= 0 , |
||||||||||||
оптимальное время £°пт, |
|
|
|
|
|
dt |
|
|
|
|||
при котором затраты энергии на привод |
||||||||||||
насоса минимальны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
i (i\ M o — as) = |
iv0ttj _ |
M m— 7ИД __1_ |
||||||||
|
|
e rKk„ Y) |
|
e rKY) |
|
(йд - |
u>m |
k0k„ ’ |
||||
|
|
tOHT= |
3 J _ _ |
Ж'П- |
|
|
1 |
_ |
|
(30) |
||
|
|
|
s/j0 |
(«)д — U)m) |
k0ka |
|
|
|
||||
Преобразуем |
выражение для £°пт |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
;опт = |
|
_ |
Х ~ |
1 |
Шд |
_ L _ |
_ |
|
(31) |
|
|
|
3 |
к0г |
I - |
а |
k0k„ |
' |
|
|
|||
где Х= ^ 2!— |
коэффициент приспособляемости двигателя, |
|||||||||||
|
М . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
aim |
|
снижения угловой |
|
скорости |
коленчатого |
||||||
= — — степень |
|
|||||||||||
|
“ д |
вала двигателя. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
После |
|
момента МГт|п можно найти зна |
||||||||||
определения крутящего |
||||||||||||
чение |
мощности для |
привода |
насоса |
по |
известной |
зависимости |
||||||
|
|
|
N r |
. = |
М Г |
. - п г |
|
|
|
|
(32) |
|
|
|
|
---- |
|
|
|
|
|
|
где с — коэффициент перевода размерностей.
§ 7. ВЫБОР РАБОЧЕГО ДАВЛЕНИЯ И СКОРОСТИ ТЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ
По полученному значению мощности можно выбрать давление рабочей жидкости р и производительность насоса Q гидропередачи.
Как известно, эти параметры связаны с мощностью гиперболиче
ской |
зависимостью и поэтому назначение или выбор одного из |
этих |
параметров при определенной величине NT позволяет опре |
делить второй параметр. Обычно при расчете гидропередач машин инженерного вооружения задаются величиной рабочего давления. По величине рабочего давления все гидропередачи машин инже нерного вооружения можно разделить на:
— гидропередачи с низким рабочим давлением |
(до 100 кГ(см2) ; |
||
— гидропередачи со средним |
рабочим |
давлением |
(до |
200/сГ/сж2); |
|
|
и |
— гидропередачи с высоким рабочим давлением_(до 450 |
|||
более кГ/'см2). |
ГОС. ГГ'бПИп*, н |
|
|
2 Зак. 876 |
н а у ч н с - т л х н н - 1 ч к -*17 |
||
библиогекА С О Д г' w |
ЭКЗЕМПЛЯР | ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА I