Файл: Системы автоматического и директорного управления самолетом..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
и обрабатываемой информации во избежание существенного усложнения приборного оборудования самолета.
Однако, пилотируя такую сложную систему, как самолет, летчик принимает решение по выбору способа управления и реа лизует это решение, основываясь не только на информационной модели, но и используя полученные ранее знания и опыт.^ Сов местная обработка этих знаний и данных информационной мо дели формирует в сознании летчика целостный образ сложив шейся ситуации, так называемую концептуальную модель ситуа ции, которая обуславливает деятельность летчика в контуре управления самолетом. На основании этой модели он не только принимает решение о соответствующем перемещении рычага управления, но и способен критически относиться к показаниям того или иного пилотажно-навигационного прибора, обнаружи
вать его ложные показания.
Таким образом, для выработки стратегии управления само летом необходимо определенное количество информации о теку щей ситуации, позволяющей анализировать эту ситуацию, а также знания об имеющихся возможностях воздействия на эту
ситуацию.
Приборная информация, получаемая летчиком при инстру ментальном пилотировании, в отличие от непосредственного на блюдения обстановки, выдается в закодированном виде и для образования соответствующего представления она должна быть летчиком переработана. Схематично процесс обработки прибор ной информации летчиком при управлении самолетом изобра жен на рис. 1.1.
В деятельности летчика можно выделить следующие основ ные операции:
—прием информации (обнаружение сигнала, его опознание
ивыявление смысла — идентификация);
—оценка состояния системы на основании полученных дан ных и имеющихся знаний и опыта и принятие решения по вы бору вида управляющего воздействия;
—практическая реализация принятого решения;
—контроль за результатами управляющего воздействия. Следует иметь в виду, что приведенные операции являются
достаточно условными, поскольку прием и обработка информа ции, построение двигательного акта и контроль протекают как единый сенсорно-логический процесс, в котором часто трудно выделить операции в чистом виде. Однако это деление на опера ции целесообразно как методический прием анализа деятельно сти летчика.
Таким образом, :в процессе управления самолетом между ин формацией, получаемой летчиком, и его ответными действиями существует закономерная связь, которая может быть охаракте ризована временем реакции летчика и точностью его действий, т. е. относительным количеством ошибок.
10
Время ответной реакции летчика или время, необходимое для выполнения одной логически законченной операции управ
ления t0n, может быть представлено как |
|
^ОП—^з.п + ntn+ tap+ tM+ tK, |
( 1. 1) |
где t3.n — суммарное время зрительного поиска; t-a— среднее время приема информации; txip — время принятия решения;
п — количество контролируемых приборов; tM— время моторного акта;
t„ — время контроля результата действия.
Рис. 1. 1. Блок-схема процесса обработки приборной информации летчиком:
/—заданная траектория полета; 2—отклонение от заданной траектории полета; 3—обнаружение сигнала; 4—опознание сигнала; 5—идентификация сигнала; 6—прием информации; 7—обработка информации; 8—оценка ситуации; 9—вы бор метода действия; /9—действие; //—динамика движения самолета; 12—те кущая траектория полета
Время приема информации t3.n+ntn зависит не только от коколичества контролируемых приборов, но и от соответствия кон струкции лицевых панелей характеристикам зрительного вос приятия человека. Так, время чтения летчиками показаний трехстрелочного шкального высотомера (рис. 1.2) и комбиниро ванного прибора (цифровая и стрелочная система отсчета) соот ветственно равно t = 7,1 с я i= \,7 с при числе грубых ошибок 11,7 и 0,7% соответственно [9].
Изучение деятельности летчиков в реальных условиях полета
показало, |
что минимальное время, затрачиваемое на обзор |
от |
дельных |
пилотажно-навигационных приборов (ПНП), равно |
|
4.п=0,3—0,5 с [7]. Такое малое время объясняется тем, что |
при |
стабилизации заданного режима полета для летчиков важны не текущие значения параметров движения самолета, а разница
и
между этими значениями и значениями, соответствующими за
данному режиму полета.
Вторая операция — принятие решения о стратегии управле ния на основании оценки текущей и прогнозируемой ситуации — осуществляется по законам логики.
Рис. 1.2. К времени чтения летчиком приборной информации
Экспериментальные исследования показали, что время реше ния той или иной задачи /Пр при формировании исполнительной команды существенно зависит от числа логических действий (рис. 1.3), причем время решения увеличивается по мере услож нения логического процесса [1]. Это объясняется тем, что в зави
симости от сложности этих процессов изменяется рас ход мыслительной энергии человека, его утомляемость, напряженность и т. д., а зна чит, и возможность ошибоч ных действий.
В работе Фогеля [6] дана абстрактная ранговая шка ла относительной сложности логических задач, выпол няемых человеком-операто- ром, которая в возрастаю щем порядке имеет следую щий вид.
1. Дедуктивные решения, описываемые выражением
|
yi = F(Xi), |
(1.2) |
где yi — выходной сигнал (команда); |
|
|
F — логический оператор; |
|
|
Xi — входной сигнал (сообщение). |
|
|
Различают следующие ранги дедуктивных решений: |
сигнала п |
|
а) |
мороническая дедукция — преобразование |
|
жесткой программе без корректировки на основе |
прошлого |
|
опыта. |
|
|
12
В этом случае определенному входному сигналу соответст вует строго определенная ответная реакция человека (например, при загорании определенной лампочки человек нажимает опре деленную кнопку);
б) оптимизирующая дедукция предполагает сравнение вход ного сигнала с сигналом из памяти, т. е. входной сигнал сравни вается с определенным критерием, отличающим его от других сигналов;
б) адаптивная дедукция — модель желаемого преобразова ния используется для образования внутреннего сигнала, позво ляющего получить оптимальный для данных условий выходной сигнал (например, в ответ на ускорение движения командной стрелки летчик ускоряет движение рычага управления).
2. Абдуктивные решения, аналитически представляемые как
= |
(1.3) |
соответствуют сигналам, когда по заданному следствию yi и ру ководящему правилу F -1 нужно найти причинный фактор. Эти преобразования отличаются некоторой неопределенностью реше ния, так как руководящее правило F~1 не исчерпывает всех при чинно-следственных связей между х\ и г/,-.
3.Индуктивные решения имеют место, когда для ряда собы тий Xi и yi требуется найти руководящее правило, определяю щее связи между этими или сходными событиями.
4.Прогнозические решения включают в себя индуктивные, дедуктивные и абдуктивные решения. Результатом этих решений является экстраполяция ситуации.
Анализируя обстановку при управлении самолетом, летчик экстраполирует воссоздаваемую на основании полученной ин формации ситуацию на время
3 |
2 |
* / |
+ 2 ( 1 - 4 ) |
1 |
1 |
где г = 1, 2, 3 и / = 1, 2;
t\ — время на ознакомление с ситуацией; t2— время на решение текущей задачи; tz — время для дачи ответа;
—время передачи соответствующей исполнительной команды к соответствующим органам управления;
Д^2 — время реакции самолета.
Решение задач, уровень логической сложности которых выше дедуктивных решений, требует оперативного мышления летчика. Под оперативным мышлением в общем случае понимается про цесс решения практических задач, который осуществляется мыс ленным воссозданием элементов, образующих проблемную ситуацию, моделированием образов этих элементов, на основе
13
которого формируется план предполагаемой совокупности |
опе |
раций, обеспечивающих достижение поставленной цели. |
не |
Оперативное мышление — довольно сложный процесс, |
редко требующий значительного времени.
В справочнике [4] приведены количественные оценки состав ляющих перехода от восприятия к действию, которые равны:
обнаружение сигнала —-0,1 с, распознавание зрительного образа ~0,4 с, принятие решения ~ 4 —5 с, двигательная реакция ~ 0,5 с.
Из приведенных данных следует, что наибольшее запаздыва ние в процессе управления вносит необходимость принятия ре шения.
Быстрое и правильное восприятие ситуации в целом, т. е. уменьшение до определенного минимума слагаемого tx выраже ния (1.4), существенным образом зависит от структурной орга низации приборного оборудования, т. е. от структуры информа ционной модели, от системы кодирования сигналов. Система ко дов (символов) должна позволять летчику легко, быстро и безошибочно мысленно преобразовывать приборную информа цию в реальную предметную обстановку.
Соотношение между временем, необходимым для выполне ния летчиком операции t0п, и располагаемым временем, рассчи танным из условий выполнения заданного режима полета с тре буемой точностью, определяет функциональное состояние лет чика. В случае близости этих времен наступает так называемый дефицит времени для оценки ситуации, принятия решения и т. д., который развивает у человека состояние напряженности и ока зывает отрицательные действия на стабильность его работы. В условиях дефицита времени может наступить психологический конфликт между получаемой информацией и восприятием лет чика. Недоверие к приборам вызывает у летчиков повышенную психологическую напряженность. «Я буквально «бегал» по при борной доске в мучительном поиске отказавшего прибора» — пи шет один из летчиков [1].
Наиболее высокий оперативный уровень восприятия, т. е. восприятие без сложных промежуточных преобразований, экви валентен одномоментному, симультанному опознанию, при кото ром мыслительная деятельность человека сводится к решению задач с рангом логической сложности, соответствующим моронической дедукции. В случае ручного пилотирования самолета, когда от летчика требуется на основании полученной информа ции выполнение взаимосвязанных, точно координированных и до зированных движений рычагами управления, наиболее высокая эффективность достигается при согласовании по направлению и во времени движений рычагов управления с характеристиками сигналов (например, при стабилизации углов крена и тангажа
14