ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Резиновая подкладка выполняет роль амортизатора и в значи тельной степени гасит колебания, передаваемые на шпалы it ко леса вагонетки. Это обстоятельство имеет особенно большое зна чение при применении бетонных шпал, которые под действием ударов выкрашиваются и растрескиваются.
Опыты показали [45], что применение резиновых подкладок, обеспечивающих упругую деформацию и демпфирование, по зволяет упростить скрепление рельсового пути, увеличить ста бильность ширины колеи, уменьшить динамические воздействия на шпалы и подвижной состав.
Б у ф е р н о - с ц е п н ы е у с т р о й с т в а . Эти устрой ства осуществляют сцепку между вагонетками и воспринимают
Рис. 5. Конструкция шахтного рельсового пути с резиновой подкладкой
динамические усилия, действующие в подвижном составе в про дольном направлении. К ним обычно предъявляют повышенные требования по прочности, податливости и демпфированию удар ных нагрузок и продольных колебаний. На рис. 6 показана кон струкция буферно-сцепного устройства с резинометаллическим элементом сжатия в виде наборного амортизатора, используемого в зарубежных шахтных вагонетках. Аналогичные устройства при меняют в вагонетках грузоподъемностью до 20 т (США) и в ваго нетках грузоподъемностью 3—5 т фирмы «АгЬе1» (Франция).
А м о р т и з а т о р ы х о д о в о й ч а с т и ш а х т н ы х в а г о н е т о к . При движении ходовая часть и кузов вагонеток находятся в сложном напряженном состоянии от воздействия раз личных динамических нагрузок, вызванных неровностями рель сового пути, взаимодействием со смежными механизмами откаточ ного комплекса и всевозможными перекосами и дефектами в кон струкциях. Для снижения этих нагрузок используют пружины и резиновые амортизаторы, которые устанавливают между осями колес и рамой, рамой и кузовом или в самом колесе.
9
На рис. 7 показан узел подвески шахтной вагонетки малой емкости [45], где в качестве амортизаторов использованы рези новые элементы цилиндрической формы, работающие на сдвиг со сжатием. В качестве упругих элементов могут быть использованы и детали прямоугольной формы с привулканизованными метал лическими пластинами или закрепляемые в узлах подвески за счет сил трения. Жесткостные характеристики узла подвескнможно регулировать, изменяя форму и размеры резиновых амор тизаторов или устанавливая между ними металлические пластины. Изменяя геометрическую форму упругих элементов, угол их уста новки или марку резины, можно получить необходимые жесткост ные и демпфирующие характеристики и в зависимости от этого
создавать конструкции с требуе мыми динамическими параметрами.
Опыт эксплуатации шахтного транспорта показал, что приме нение пружинных и резинометал лических амортизаторов не всегда предохраняет колесные пары от
Рис. 6. Буферно-сцепное устройство Рис. 7. Подвеска шахтной вагонетки
срезинометаллическим элементом с использованием цилиндрических
сжатия |
резиновых элементов |
значительных динамических перегрузок, чем объясняются их низ кий срок службы и быстрый выход из строя подшипниковых уз лов. Для устранения этого недостатка в некоторых конструкциях вагонеток, особенно большегрузных, резиновый амортизатор разме щают непосредственно в ободе колеса.
3. РЕЗИНА В ВИБРОМАШИНАХ
Имеется класс изделий — упругие связи и амортизаторы, в которых резина в настоящее время практически не может быть заменена ни одним из существующих синтетических материалов. Именно в таких изделиях в наиболее полной мере проявляются высокие демпфирующие и звукопоглощающие свойства резины. К машинам, в которых используют резиновые элементы, отно сятся прежде всего вибрационные транспортные и транспортно технологические машины — грохоты, конвейеры, питатели, а так же горно-обогатительные машины — мельницы, бункера, дро билки, центрифуги и т. д. В этих машинах колеблющиеся массы соединены между собой резиновыми элементами, жесткость кото
10
На рис. 9 показаны наиболее распространенные типы резино металлических деталей простой формы. Цилиндрические элементы (рис. 9, а, б, в) обычно испытывают деформации одноосного сжатия и допускают небольшие смещения сдвига. Наличие цент рального отверстия повышает эластичность амортизаторов и спо собствует их лучшему охлаждению. Варьируя геометрическими размерами, можно увеличивать их устойчивость, сохраняя постоян ной величину продольной жесткости. Одним из средств повыше ния продольной устойчивости является создание элементов сбор ной конструкции (рис. 9, в), которая удобна тем, что ее упругую
Рис. 9. Резинометаллические детали простой формы
характеристику можно изменять, изменяя набор составных эле ментов.
Амортизаторы конической формы (рис. 9, г) имеют слабо нелинейную силовую характеристику.
Рассмотренные конструкции применяются в качестве упругих связей и ограничителей колебаний вибрационных вертикальных конвейеров, а также на посадочных местах шахтных клетей, ски пов и т. д.
На рис. 9, д, е показаны резинометаллические амортизаторы сдвига, имеющие жесткость в поперечном направлении значи тельно меньшую, чем в продольном. Это объясняется различным значением модуля резины при деформациях сжатия и сдвига. Обычно элементы сдвига выполняют квадратной или прямоуголь ной формы с привулканизованной металлической арматурой.
12
Для увеличения жесткости на сжатие при сохранении габаритов элемент разделяют одной или несколькими пластинами (см. рис. 9, е). Амортизаторы такого типа применяются в том случае, когда нежелательны колебания машины или оборудования в вер тикальной плоскости. Уменьшение жесткости таких амортизато ров достигается образованием внутри резинового элемента поло сти (рис. 9, ж) или созданием конструкции мостичного типа
(рис. 9, з).
Свойство резины обладать различными модулями при дефор мациях сдвига и сжатия используется при создании амортизаторов,.
Рис. 10. Резинометаллические амортизаторы сжатия и сдвига
имеющих определенное расчетное соотношение продольной и попе речной жесткости. Резиновые элементы таких деталей испыты вают обычно деформации сдвига и сжатия одновременно.
На рис. 10 показаны различные конструкции амортизаторов, которые под действием продольной силы испытывают деформации сжатия и сдвига. Их широко используют в инженерной практике, в том числе для установки горного оборудования. Соотношение продольной и поперечной жесткости можно изменять, регулируя угол установки упругих элементов.
Рассмотренные выше амортизаторы имеют простые геометриче ские формы, большинство из них обладает практически линейной силовой характеристикой. Для горно-шахтного оборудования, имеющего широкий частотный спектр колебаний в горизонтальной и вертикальной плоскостях, применяются полые амортизаторы сложной формы (рис. 11), имеющие поперечную жесткость значи тельно меньшую, чем продольную. Жесткостная характеристика амортизаторов такого типа из резины на основе НК твердостью
13
по ТМ-2 56 и из полиуретана марки СКУ-6 при деформациях сжа тия и сдвига показана также на рис. 11.
Величина модуля объемного сжатия для применяемых в насто ящее время амортизационных резин на порядок выше, чем модуль
Р‘10'1н
Ряс. 11. Общий |
вид и |
силовые |
характеристики |
амортизаторов |
сложной |
формы: |
|
1 — при |
сжатии; г — при |
сдвиге |
при одноосном сжатии. Это свойство положено в основу амортиза торов объемного сжатия, используемых в вибропитателях для-
выпуска руды. |
Одна из простейших конструкций такого аморти |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
затора показана на рис. |
12. |
||||
|
|
|
|
|
|
Полый |
цилиндрический |
||||
|
|
|
|
|
|
резиновый |
элемент |
2 |
|||
\ |
|
X X |
|
|
|
(рис. 12, |
а) помещен в ме |
||||
|
|
|
|
таллический стакан 1. При |
|||||||
/ |
— |
• |
5 |
|
|
деформации |
одноосного |
||||
|
|
|
|
||||||||
! |
|
J |
|
|
сжатия |
резиновый |
эле |
||||
|
|
|
|
мент |
приобретает |
бочко |
|||||
|
|
|
|
образную |
форму, |
касаясь |
|||||
\ N |
|
|
|
своей |
поверхностью |
сте |
|||||
|
^ |
2 .ix d z z k |
|
|
нок |
стакана. |
Величины |
||||
|
|
|
|
|
|
силы и деформации в этот |
|||||
Рис. 12. |
|
Амортизатор |
объемного сжатия |
момент соответствуют зна |
|||||||
перегиба |
на силовой характеристике |
чениям координат |
точки |
||||||||
амортизатора (рис. 12, б). |
|||||||||||
Эта точка является началом появления |
эффекта |
объемного сжа |
|||||||||
тия. При дальнейшей деформации жесткость |
резинового |
эле |
|||||||||
мента существенно |
возрастает. |
Такая конструкция |
удачно |
со |
|||||||
вмещает |
в себе |
амортизатор и |
ограничивающий буфер. |
|
|
14
Более сложная конструкция амортизатора с использованием эффекта объемного сжатия показана на рис. 13. Такой амортиза тор может испытывать одновременно деформации сжатия и сдвига.
Вэтом случае к полому цилиндрическому элементу, имеющему
вцентре кольцевую проточку для уменьшения сдвиговой жест кости, сверху и снизу присоединяются металлические чашки.
Если нижняя чашка установлена на неподвижном основании, а верхняя жестко соединена с амортизируемой подвижной массой, совершающей сложные колебания в горизонтальной и вертикаль ной плоскостях, то резиновый элемент претерпевает деформацию сжатия со сдвигом. В момент, когда величина сжимающей силы достигает таких значений, что резиновый элемент в чашках за счет осадки касается ее стенок, начинает проявляться эффект объемного сжатия.
В качестве элементов упругой подвески широкое распростра нение получили резинометаллические шарниры, основные типы которых показаны на рис. 14. Они позволяют компенсировать некоторые перекосы деталей и узлов машин, возникающие при сборке и эксплуатации. Отсутствие трущихся частей исключает износ и необходимость смазки, а отсутствие зазоров в соедине ниях устраняет шумы и создает некоторую амортизацию толчков и вибраций.
Отсутствие проскальзывания достигается присоединением ре зины к пальцу и обойме шарнира вулканизацией или приклеива нием отдельно изготовленных резиновых элементов, а также нали чием значительных нормальных усилий, создаваемых сжатием резинового элемента специальными устройствами или запрессов кой его под давлением.
Конструкция резинометаллического шарнира, наиболее часто используемого в качестве элементов упругой подвески различных машин, показана на рис. 14, а. Шарнир состоит из концентрично расположенных металлических втулок, между которыми помещен резиновый элемент, приклеиваемый к ним или соединяемый спосо бом вулканизации. Внутренняя втулка шарнира выполнена раз резной, что позволяет производить посадку на вал с некоторым натягом. Внешняя втулка изготовляется также разъемной для снятия внутренних напряжений термической усадки резины при изготовлении шарнира.
|
Параметры резтшометаллияеских шарниров |
|
|||
Тип шарнира |
|
35X73 |
60X108 |
100x159 |
|
Основные |
размеры |
(см. |
|
|
|
рис. 14, |
а), мм: |
. . . |
20 |
32,5 |
52,5 |
Г\ . . . |
|
||||
Г2 . . . |
|
. . . |
34 |
51,5 |
77 |
i . . . . |
|
. . . |
50 |
70 |
90 |
Ах . . . |
|
. . . |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
А2 • • • |
|
. . . |
3 |
3 |
4 |
13
Конструкция шарнира обусловливается характером действу ющих нагрузок и требованиями эксплуатации. Для придания шарниру большой радиальной жесткости при неизменной осевой жесткости резиновый элемент раз деляют металлическим кольцом (рис. 14, б). Если необходимо, что бы шарнир выдерживал значи тельные осевые и радиальные на грузки при большой коаксиаль ной податливости, ему придают особую форму (рис. 14, в). При этом осевые нагрузки вызывают в резиновом элементе напряже ния сжатия и сдвига, тогда как радиальные нагрузки вызывают
Рис. 13. Амортизатор с двумя лишь напряжения сжатия. Боль установочными чашками шой осевой ход шарнира при его
значительной радиальной жест кости достигают обычно привулканизацией промежуточного металлического кольца (рис. 14, г).
На рис. 14, д показана конструкция упругой опоры с исполь зованием шарнира в качестве эластичного элемента.
16
4. РЕЗИНА В КАЧЕСТВЕ ФУТЕРОВОЧНЫХ И ЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ
При переработке и транспортировании горной массы, облада ющей большой абразивностью и агрессивным влиянием, наблю дается значительный износ рабочих поверхностей машин и оборудо вания. Для защиты от такого воздействия применяют износостой кие футеровки и покрытия, используя для этого различные марки сталей и чугуна, синтетические материалы (капрон, тиоколы, фторопласт и т. д.), каменное литье. В последнее время в каче стве покрытий и футеровок стали применять износостойкие ре зины.
До создания конструкций износостойких покрытий и подбора специальных типов резин в инженерной практике использовали обычную листовую резину или отработанную конвейерную ленту. Применение такой облицовки в местах с большим абразивным износом (течки, места перегрузки руды, бункера, рудоспуски и т. д.) увеличивало срок эксплуатации оборудования и уменьшало производственный шум.
Впоследствии для этой цели были разработаны различные резиновые смеси на основе натурального и синтетического каучу ков, используемых отдельно или в соединениях. Большой выбор исходных смесей, возможность создания разнообразных конструк ций от тонких пленочных покрытий, наносимых напылением, склеиванием или вулканизацией, до массивных ударостойких футе ровок, присоединяемых к рабочей поверхности машин механически, позволило в каждом отдельном случае эксплуатации использо вать наиболее оптимальные средства защиты от абразивного из носа и агрессивного воздействия внешней среды.
В общем случае износостойкие покрытия и футеровки горных машин осуществляют:
гуммированием поверхности; вулканизацией или склеиванием резины с металлом;
механическим присоединением резиновых элементов к защи щаемой рабочей поверхности.
Для покрытия по первому и второму способам предпочтитель ной является резина твердостью по ТМ-2 от 40 до 70 в зависимо сти от абразивности перерабатываемого материала и механизма взаимодействия его с рабочей поверхностью.
При третьем способе для покрытия применяют толстую листо вую резину. Падающие куски горной массы при ударе о рези новый слой теряют значительную часть энергии, снижая при этом ударные нагрузки на рабочую поверхность машины.
Гуммирование поверхности помимо защитного действия от кор розии и абразивного износа позволяет использовать в конструк циях черные металлы вместо легированных сталей и цветных металлов. Гуммируют поверхности каучуковыми растворами или пастами с последующей термической или холодной вулканизацией..,^
2 Заказ 1074 |
И 6, |