Файл: Потураев, В. Н. Резина в горном деле.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

решение которой производилось на ЭЦВМ. В начале были вы­

браны четыре

вулканизующие системы типа А,

Б, В, Г

(см. табл. 13).

В табл. 13 следующие обозначения:

х х — сера;

хх — сантокюр; х5 — альтакс.

Независимым переменным х 2 и хг

придавались

значения от 5

до 20 весовых

частей с интервалом

5 весовых частей во всех возможных сочетаниях.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 13

Показатели

А

в

в

г

хх

2,0

2,0

1,5

1,8

хь

1,0

1,0

1,0

0,8

0,5

0,0

0,5

0,0

На рис. 89 представлены совмещенные контурные графики влияния окиси цинка и сажи ПМ-15 на физико-механические свойства резин с вулканизующей системой А.

Для дальнейшего опробования в элементах сдвига были ото­ браны две смеси с содержанием ПМ-15 соответственно 5 и 10 весо­ вых частей, так как смеси с 15 и 20 весовыми частями ПМ-15 имели

более

высокое теплообразование.

Рецептура

смесей

приведена

в табл.

14.

 

Т а б л и ц а

14

 

 

 

 

 

 

 

 

1

И

 

 

 

 

 

состав

состав

 

 

 

Ингредиент

 

на 100 ве­ на 100 ве­

 

 

 

совых

совых

 

 

 

 

 

частей

частей

 

 

 

 

каучука

каучука

 

 

СКИ-3 1 гр..................................

 

100,0

100,0

 

 

Сера .........................................

 

2,0

2,0

 

 

Альтакс......................................

 

0,5

0,5

 

 

С антокю р..................................

 

1,0

1,0

 

 

Стеариновая кислота . . . .

1,0

1,0

 

 

Окись цинка ..........................

 

5,0

5,0

 

 

Сажа П М -15..............................

 

5,0

10,0

 

 

Неозон Д ..................................

 

1,0

1,0

 

 

Продукт 4 0 1 0 ..........................

 

1,0

1,0

 

На основе приведенных смесей были изготовлены опытные

партии резинометаллических

деталей, работающих

на

деформа­

цию сдвига по режиму:

 

 

 

 

 

температура вулканизации 143—151° С;

 

 

 

время вулканизации 60—80 мин;

 

 

 

 

гидравлическое давление 10,0 МН/м2.

резин

приведен

Динамический модуль

сдвига

опытных

в табл. 15, а результаты усталостных испытаний в табл.

16.

140


Из данных табл. 15 видно, что лучшие показатели усталостных испытаний имеют блоки из резины типа I. В течение всего времени испытания блоки из резины типа I имели стабильную жесткость.

Блоки из резины типа II бы­

 

 

ли сняты с испытания после

 

 

3700 ч работы ввиду значитель­

 

 

ного снижения жесткости. Кро­

 

 

ме того,

в блоках

из

резины

 

 

типа II

было

отмечено

увели­

 

 

ченное

теплообразование,

в

 

 

связи с чем потребовалась даль­

 

 

нейшая

доработка

рецептуры

 

 

этой резины.

 

 

 

 

 

 

После выбора оптимального

 

 

 

 

Т а б л и ц а

15

 

 

Тип резины

Динамический

 

10

1S

модуль при сдви-

 

 

 

ге, 1 Н /м !

 

ZnO, Весовых частей

 

 

 

 

 

Рис. 89.

Совмещенный

контурный

I

 

 

 

 

график зависимости физико-меха­

 

0.60 ± 0 ,0 1

нических

показателей

резины от со­

II

 

0,69 ± 0 ,0 4

держания

цинковых белил и сажи

 

 

 

 

 

 

ПМ-15

 

состава исходной смеси определим влияние динамических характе­ ристик вулканизата на его усталостные свойства.

 

 

Т а б л и ц а 16

Тип

Наработка

Примеч ание

резины

блоков, ч

I

15 000

Без видимых признаков

 

 

разрушения

и3 700 Сняты с испытания ввиду

малой жесткости

Согласно принятому методу планирования и выбранной ма­ трице рассматривались восемь марок амортизационных резин, из них четыре известные марки типа 2959, 1378, 1224, 1847 и че­ тыре опытные смеси. Из этих резин были изготовлены элементы сдвига и подвергнуты экспериментальным исследованиям для определения динамических характеристик при режиме нагруже­ ния: амплитуда 12,5 мм, со = 50—70 1/с.

В качестве математической модели использован линейный полином типа

У — bо “Ь Ь^хх -J- Ъ2х2 -f- bsx3-f- Ъ^„хгх2 -f- b13XjXs

-f- b23x2xз -j- b^x^c.jc^. (3.99)

141


Пределы изменений динамических характеристик -^тах И -^тт приведены в табл. 17.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 17

 

 

 

Пределы изм енений

Д инам ические характеристики

^min

+ р

Атах

 

 

Динамический модуль, МН/м2 . .

0,74

1,2

1,66

Коэффициент поглощения

энергии

ОД

0,2

0,3

Теплообразование в образце,

°С . .

50

90

130

Коэффициенты уравнения (3.99) рассчитывались по результа­ там испытаний резинометаллических блоков на эксперименталь­ ных стендах.

Матрица планирования эксперимента показана в табл.18, где приняты следующие обозначения: * t — динамический модуль, МН/м2; * 2 — коэффициент поглощения энергии; х3 — теплообра­ зование, °С; у — наработка блоков, ч.

После подстановки значений коэффициентов уравнение (3.99) принимает вид

у= 4194 - 3481*! - 1406*2 -

3731* 3+ 1069* 5*2+

+3594*5*3 +

+1 2 1 9 * 2 * з — 1 3 0 6 * 5 * 2 * 3

 

 

 

 

(3.100)

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 18

 

 

x t

 

х2

Х3

У

 

 

+

 

20 000

 

 

 

1100

 

 

 

+

10 000

коэффициент поглощения энергии if

.

+

+

600

 

 

 

+

300

Рис. 90.

Контурный график зави­

+

 

 

+

1000

симости

сопротивления многократ­

 

+

+

400

ному сдвигу от коэффициента погло­

+

 

+

+

150

щения энергии и теплообразования

в образце

Из уравнения (3.100) видно, что все три динамические характе­ ристики оказывают отрицательное влияние на усталостные свой­ ства, в большей степени динамический модуль и температура, несколько меньше коэффициент поглощения энергии в пределах', его изменения ф = 0,1—0,3. Затем был проведен контурно-графи-^

142


ческий анализ уравнения согласно схемы планирования Клей­ мана.

На рис. 90 представлены контурные кривые зависимости уста­ лостных свойств от температуры в образце во время работы и коэф­ фициента поглощения энергии при трех постоянных значениях динамического модуля. Контурные кривые на графике получены путем соединения точек с одинаковыми значениями сопротивлений усталостному разрушению (N, ч).

На рис. 91 представлены контурные кривые зависимости уста­ лостных свойств от динамического модуля и температуры в образ­

цах

при

трех

постоянных

 

 

значениях коэффициента

по­

 

 

глощения энергии ф.

 

 

 

Пользуясь

контурными

 

 

графиками и зная динамиче­

 

 

ские характеристики резины,

 

 

можно

с

достаточной

для

 

 

практики точностью

опреде­

 

 

лить количество часов нара­

 

 

ботки на отказ резиновых де­

 

 

талей, работающих на сдвиг.

 

 

Например,

для

резины

 

 

2959 с динамическими харак­

 

 

теристиками: (Уд=1,6 МН/м2,

 

 

ф =

0,3 и температуре образ­

 

 

ца Т >

130° С из данных на

 

 

рис.

91

 

находим

значение

 

 

N </ 500 ч, что соответствует

Рис. 91. Контурный график зависи­

экспериментальным

резуль­

мости

сопротивления многократному

татам.

 

 

 

 

 

сдвигу

от теплообразования в образце

резины с динамиче­

 

и динамического модуля

Для

 

 

скими

 

характеристиками

 

 

Gr = 0,74 МН/м2, ф = 0,17, Т = 55° С по рис. 90 определяем нара­ ботку в часах N ^ 15 тыс. ч, что соответствует данным экспери­ ментальных испытаний резины 51-1562.

Таким образом, изложенный метод подбора оптимальной смеси является достаточно эффективным средством при создании резино­ вых деталей с заданной долговечностью.

12. ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕЗИНОВЫХ ДЕТАЛЕЙ

Специфика горных предприятий (громоздкое и тяжелое обору­ дование, абразивность и агрессивность внешней среды, трудность установки машин в шахтах и на карьерах, трудность их обслужи­ вания и т. д.) обязывает соблюдать определенные правила при ^эксплуатации резиновых изделий. В общем случае эти правила могут быть сведены к следующему.

143


1. К эксплуатации должны быть допущены лишь резиновые детали с гладкой поверхностью без видимых трещин, царапин, сколов и других дефектов. Если деталь имеет металлическую арматуру, необходимо, чтобы ее прикрепление к резиновому массиву было достаточно прочным, без надрывов и трещин. Осо­ бенно эти требования должны соблюдаться при эксплуатации РТИ в условиях многократных циклических нагрузок. При изго­ товлении РТИ следует придерживаться правил и ТУ заводовизготовителей (в частности, технические условия ТУ233-54р), а хранение готовых деталей должно осуществляться согласно правилам, изложенным в ТУ233-54р. В частности, амортизаторы и элементы упругих подвесок вибромашин следует хранить в за­ крытых помещениях с нормальной температурой, вдали от отопи­ тельных систем (расстояние не менее 1 м от сети центрального отопления) и воздействия агрессивных сред — масел, раствори­ телей, кислот, щелочей и т. д.

2.Резиновые элементы амортизаторов не должны краситься любой краской, за исключением маслопредохранительных и озоно­ защитных лаков, если это необходимо. При покраске оборудова­ ния резина должна быть защищена от попадания краски.

3.Резиновые детали должны быть защищены от попадания любых масел, эмульсий, охлаждающих жидкостей и т. д. Если невозможно использовать специальные, например маслостойкие резины, следует защищать амортизаторы с помощью отражатель­ ных щитков или помещать их в защитные устройства.

4.Сварочные работы должны быть выполнены до установки амортизаторов. Если это невозможно, следует предохранять

резину толстым слоем асбеста и не допускать перегрева элемента

ипопадания на его поверхность капель горячего металла.

5.При установке оборудования на резиновых амортизаторах кроме собственного веса необходимо учитывать вес рабочей среды (например, перерабатываемого материала, жидкости и т. д.), особенно в тех случаях, когда этот вес не совпадает с центром тяжести машины. При этом амортизаторы должны быть размещены таким образом, чтобы их рабочие деформации и другие отклонения (например, боковая раскачка и др.) под нагрузкой были одинако­ выми для всех элементов.

6.Соединение амортизаторов с установочной металлической арматурой или основанием машины должно быть таким, чтобы исключить перемещение деталей в процессе эксплуатации. При этом крепежные болты должны быть установлены так, чтобы при работе они не могли повредить поверхность резины. Если резино­ вый элемент испытывает деформации сдвига, то зазоры между крепежными болтами и металлической арматурой должны быть минимальными.

7.Если амортизатор, например цилиндрический элемент, уста­ навливается в металлических чашках, то необходимо, чтобы между

-боковой поверхностью резины и металлом был установлен расчет­

144