ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
решение которой производилось на ЭЦВМ. В начале были вы
браны четыре |
вулканизующие системы типа А, |
Б, В, Г |
(см. табл. 13). |
В табл. 13 следующие обозначения: |
х х — сера; |
хх — сантокюр; х5 — альтакс. |
Независимым переменным х 2 и хг |
|||
придавались |
значения от 5 |
до 20 весовых |
частей с интервалом |
|
5 весовых частей во всех возможных сочетаниях. |
|
|||
|
|
|
|
Т а б л и ц а 13 |
Показатели |
А |
в |
в |
г |
хх |
2,0 |
2,0 |
1,5 |
1,8 |
хь |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,8 |
0,5 |
0,0 |
0,5 |
0,0 |
На рис. 89 представлены совмещенные контурные графики влияния окиси цинка и сажи ПМ-15 на физико-механические свойства резин с вулканизующей системой А.
Для дальнейшего опробования в элементах сдвига были ото браны две смеси с содержанием ПМ-15 соответственно 5 и 10 весо вых частей, так как смеси с 15 и 20 весовыми частями ПМ-15 имели
более |
высокое теплообразование. |
Рецептура |
смесей |
приведена |
||
в табл. |
14. |
|
Т а б л и ц а |
14 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
1 |
И |
|
|
|
|
|
состав |
состав |
|
|
|
Ингредиент |
|
на 100 ве на 100 ве |
|
||
|
|
совых |
совых |
|
|
|
|
|
|
частей |
частей |
|
|
|
|
|
каучука |
каучука |
|
|
|
СКИ-3 1 гр.................................. |
|
100,0 |
100,0 |
|
|
|
Сера ......................................... |
|
2,0 |
2,0 |
|
|
|
Альтакс...................................... |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
|
С антокю р.................................. |
|
1,0 |
1,0 |
|
|
|
Стеариновая кислота . . . . |
1,0 |
1,0 |
|
||
|
Окись цинка .......................... |
|
5,0 |
5,0 |
|
|
|
Сажа П М -15.............................. |
|
5,0 |
10,0 |
|
|
|
Неозон Д .................................. |
|
1,0 |
1,0 |
|
|
|
Продукт 4 0 1 0 .......................... |
|
1,0 |
1,0 |
|
|
На основе приведенных смесей были изготовлены опытные |
||||||
партии резинометаллических |
деталей, работающих |
на |
деформа |
|||
цию сдвига по режиму: |
|
|
|
|
|
|
температура вулканизации 143—151° С; |
|
|
|
|||
время вулканизации 60—80 мин; |
|
|
|
|
||
гидравлическое давление 10,0 МН/м2. |
резин |
приведен |
||||
Динамический модуль |
сдвига |
опытных |
||||
в табл. 15, а результаты усталостных испытаний в табл. |
16. |
140
Из данных табл. 15 видно, что лучшие показатели усталостных испытаний имеют блоки из резины типа I. В течение всего времени испытания блоки из резины типа I имели стабильную жесткость.
Блоки из резины типа II бы |
|
|
|||||
ли сняты с испытания после |
|
|
|||||
3700 ч работы ввиду значитель |
|
|
|||||
ного снижения жесткости. Кро |
|
|
|||||
ме того, |
в блоках |
из |
резины |
|
|
||
типа II |
было |
отмечено |
увели |
|
|
||
ченное |
теплообразование, |
в |
|
|
|||
связи с чем потребовалась даль |
|
|
|||||
нейшая |
доработка |
рецептуры |
|
|
|||
этой резины. |
|
|
|
|
|
|
|
После выбора оптимального |
|
|
|||||
|
|
Т а б л и ц а |
15 |
|
|
||
Тип резины |
Динамический |
|
10 |
1S |
|||
модуль при сдви- |
|||||||
|
|
|
ге, 1 Н /м ! |
|
ZnO, Весовых частей |
||
|
|
|
|
|
Рис. 89. |
Совмещенный |
контурный |
I |
|
|
|
|
график зависимости физико-меха |
||
|
0.60 ± 0 ,0 1 |
нических |
показателей |
резины от со |
|||
II |
|
0,69 ± 0 ,0 4 |
держания |
цинковых белил и сажи |
|||
|
|
|
|
|
|
ПМ-15 |
|
состава исходной смеси определим влияние динамических характе ристик вулканизата на его усталостные свойства.
|
|
Т а б л и ц а 16 |
Тип |
Наработка |
Примеч ание |
резины |
блоков, ч |
|
I |
15 000 |
Без видимых признаков |
|
|
разрушения |
и3 700 Сняты с испытания ввиду
малой жесткости
Согласно принятому методу планирования и выбранной ма трице рассматривались восемь марок амортизационных резин, из них четыре известные марки типа 2959, 1378, 1224, 1847 и че тыре опытные смеси. Из этих резин были изготовлены элементы сдвига и подвергнуты экспериментальным исследованиям для определения динамических характеристик при режиме нагруже ния: амплитуда 12,5 мм, со = 50—70 1/с.
В качестве математической модели использован линейный полином типа
У — bо “Ь Ь^хх -J- Ъ2х2 -f- bsx3-f- Ъ^„хгх2 -f- b13XjXs
-f- b23x2xз -j- b^x^c.jc^. (3.99)
141
Пределы изменений динамических характеристик -^тах И -^тт приведены в табл. 17.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 17 |
|
|
|
Пределы изм енений |
|
Д инам ические характеристики |
^min |
+ р |
Атах |
|
|
|
|||
Динамический модуль, МН/м2 . . |
0,74 |
1,2 |
1,66 |
|
Коэффициент поглощения |
энергии |
ОД |
0,2 |
0,3 |
Теплообразование в образце, |
°С . . |
50 |
90 |
130 |
Коэффициенты уравнения (3.99) рассчитывались по результа там испытаний резинометаллических блоков на эксперименталь ных стендах.
Матрица планирования эксперимента показана в табл.18, где приняты следующие обозначения: * t — динамический модуль, МН/м2; * 2 — коэффициент поглощения энергии; х3 — теплообра зование, °С; у — наработка блоков, ч.
После подстановки значений коэффициентов уравнение (3.99) принимает вид
у= 4194 - 3481*! - 1406*2 -
—3731* 3+ 1069* 5*2+
+3594*5*3 +
+1 2 1 9 * 2 * з — 1 3 0 6 * 5 * 2 * 3
|
|
|
|
(3.100) |
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 18 |
|
|
||
x t |
|
х2 |
Х3 |
У |
|
|
|
+ |
|
— |
— |
20 000 |
|
|
|
|
1100 |
|
|
||||
— |
|
+ |
— |
10 000 |
коэффициент поглощения энергии if |
||
. |
— |
||||||
+ |
+ |
600 |
|
|
|||
— |
|
— |
+ |
300 |
Рис. 90. |
Контурный график зави |
|
+ |
|
— |
|||||
|
+ |
1000 |
симости |
сопротивления многократ |
|||
— |
|
+ |
+ |
400 |
ному сдвигу от коэффициента погло |
||
+ |
|
+ |
+ |
150 |
щения энергии и теплообразования |
в образце
Из уравнения (3.100) видно, что все три динамические характе ристики оказывают отрицательное влияние на усталостные свой ства, в большей степени динамический модуль и температура, несколько меньше коэффициент поглощения энергии в пределах', его изменения ф = 0,1—0,3. Затем был проведен контурно-графи-^
142
ческий анализ уравнения согласно схемы планирования Клей мана.
На рис. 90 представлены контурные кривые зависимости уста лостных свойств от температуры в образце во время работы и коэф фициента поглощения энергии при трех постоянных значениях динамического модуля. Контурные кривые на графике получены путем соединения точек с одинаковыми значениями сопротивлений усталостному разрушению (N, ч).
На рис. 91 представлены контурные кривые зависимости уста лостных свойств от динамического модуля и температуры в образ
цах |
при |
трех |
постоянных |
|
|
|||
значениях коэффициента |
по |
|
|
|||||
глощения энергии ф. |
|
|
|
|||||
Пользуясь |
контурными |
|
|
|||||
графиками и зная динамиче |
|
|
||||||
ские характеристики резины, |
|
|
||||||
можно |
с |
достаточной |
для |
|
|
|||
практики точностью |
опреде |
|
|
|||||
лить количество часов нара |
|
|
||||||
ботки на отказ резиновых де |
|
|
||||||
талей, работающих на сдвиг. |
|
|
||||||
Например, |
для |
резины |
|
|
||||
2959 с динамическими харак |
|
|
||||||
теристиками: (Уд=1,6 МН/м2, |
|
|
||||||
ф = |
0,3 и температуре образ |
|
|
|||||
ца Т > |
130° С из данных на |
|
|
|||||
рис. |
91 |
|
находим |
значение |
|
|
||
N </ 500 ч, что соответствует |
Рис. 91. Контурный график зависи |
|||||||
экспериментальным |
резуль |
мости |
сопротивления многократному |
|||||
татам. |
|
|
|
|
|
сдвигу |
от теплообразования в образце |
|
резины с динамиче |
|
и динамического модуля |
||||||
Для |
|
|
||||||
скими |
|
характеристиками |
|
|
Gr = 0,74 МН/м2, ф = 0,17, Т = 55° С по рис. 90 определяем нара ботку в часах N ^ 15 тыс. ч, что соответствует данным экспери ментальных испытаний резины 51-1562.
Таким образом, изложенный метод подбора оптимальной смеси является достаточно эффективным средством при создании резино вых деталей с заданной долговечностью.
12. ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕЗИНОВЫХ ДЕТАЛЕЙ
Специфика горных предприятий (громоздкое и тяжелое обору дование, абразивность и агрессивность внешней среды, трудность установки машин в шахтах и на карьерах, трудность их обслужи вания и т. д.) обязывает соблюдать определенные правила при ^эксплуатации резиновых изделий. В общем случае эти правила могут быть сведены к следующему.
143
1. К эксплуатации должны быть допущены лишь резиновые детали с гладкой поверхностью без видимых трещин, царапин, сколов и других дефектов. Если деталь имеет металлическую арматуру, необходимо, чтобы ее прикрепление к резиновому массиву было достаточно прочным, без надрывов и трещин. Осо бенно эти требования должны соблюдаться при эксплуатации РТИ в условиях многократных циклических нагрузок. При изго товлении РТИ следует придерживаться правил и ТУ заводовизготовителей (в частности, технические условия ТУ233-54р), а хранение готовых деталей должно осуществляться согласно правилам, изложенным в ТУ233-54р. В частности, амортизаторы и элементы упругих подвесок вибромашин следует хранить в за крытых помещениях с нормальной температурой, вдали от отопи тельных систем (расстояние не менее 1 м от сети центрального отопления) и воздействия агрессивных сред — масел, раствори телей, кислот, щелочей и т. д.
2.Резиновые элементы амортизаторов не должны краситься любой краской, за исключением маслопредохранительных и озоно защитных лаков, если это необходимо. При покраске оборудова ния резина должна быть защищена от попадания краски.
3.Резиновые детали должны быть защищены от попадания любых масел, эмульсий, охлаждающих жидкостей и т. д. Если невозможно использовать специальные, например маслостойкие резины, следует защищать амортизаторы с помощью отражатель ных щитков или помещать их в защитные устройства.
4.Сварочные работы должны быть выполнены до установки амортизаторов. Если это невозможно, следует предохранять
резину толстым слоем асбеста и не допускать перегрева элемента
ипопадания на его поверхность капель горячего металла.
5.При установке оборудования на резиновых амортизаторах кроме собственного веса необходимо учитывать вес рабочей среды (например, перерабатываемого материала, жидкости и т. д.), особенно в тех случаях, когда этот вес не совпадает с центром тяжести машины. При этом амортизаторы должны быть размещены таким образом, чтобы их рабочие деформации и другие отклонения (например, боковая раскачка и др.) под нагрузкой были одинако выми для всех элементов.
6.Соединение амортизаторов с установочной металлической арматурой или основанием машины должно быть таким, чтобы исключить перемещение деталей в процессе эксплуатации. При этом крепежные болты должны быть установлены так, чтобы при работе они не могли повредить поверхность резины. Если резино вый элемент испытывает деформации сдвига, то зазоры между крепежными болтами и металлической арматурой должны быть минимальными.
7.Если амортизатор, например цилиндрический элемент, уста навливается в металлических чашках, то необходимо, чтобы между
-боковой поверхностью резины и металлом был установлен расчет
144