Файл: Основы теории и конструкции контрольно-проверочной аппаратуры авиационных управляемых ракет учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
Для стыковки отсеков ракеты служит стенд стыковки, представ ляющий собой металлическую конструкцию, которая состоит из основания, двух подкосов, двух стоек и четырех узлов крепления отсеков ракеты.
Временное хранение собранных (состыкованных) ракет осу ществляется на раздвижном стеллаже, состоящем из четырех от
дельных стеллажей. Каждый стеллаж |
представляет собой сталь-, |
|||
■ную наклонную трубу с приваренными |
к ней ложементами |
для |
||
укладки ракет. Два |
стеллажа (правый |
и левый) |
в верхней |
части |
соединены между |
собой шарнирно, а |
в средней |
части — тросом. |
Трос позволяет складывать стеллажи и ограничивает их угол рас
твора в рабочем положении. ,
В комплект вспомогательного оборудования входит ряд подго товительных стеллажей, предназначенных для укладки отдельных отсеков ракеты при подготовке их к стыковке. В. комплект запас ного имущества и инструмента входят набор серийного и специ ального инструмента, предназначенного для выполнения работ по подготовке ракет к применению, а также инструмент и запасное имущество, используемые при развертывании оборудования пози ции-для выполнения регламентных работ и подготовки ракет к бое вому применению. Запасное имущество и инструмент позиции раз мещаются в ящиках, находящихся на стеллажах прицепа.
§ 25. КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНАЯ АППАРАТУРА ПППР
Контрольно-проверочная аппаратура рассматриваемой ПППР
предназначена для выполнения следующих основных операций:
— автономной автоматической проверки параметров отсеков управления ракет по принципу «годен—брак» с указанием на све товом табло негодного параметра;
• — ручной проверки параметров отсеков управления ракет и количественной оценки результатов проверки (с помощью специ альных вычислительных планшетов и стрелочных приборов);
— ручной проверки параметров и функционирования аппара турных отсеков учебных ракет.
КПА должна иметь небольшое время подготовки к работе (не более 2—3 мин) и как можно меньшее время полного цикла ра
боты по проверке одного отсека управления ракеты. |
блоков |
|
КПА выполняется в |
виде отдельных функциональных |
|
с широким применением |
унифицированных легкосъемных |
узлов. |
КПА подвижной позиции подготовки ракет включает следую щие блоки и агрегаты (рис. 5.2):
—блок измерений;
—блок автоматики;
—блок ручного контроля;
—блок овязи;'
—блок пневмолитания;
—блок электропитания;
153
— выпрямитель; ■— преобразователь;
—стенды проверки;
—пульт управления.
Блок измерений предназначен для обработки контролируемых сигналов, сопоставления их с эталонными значениями и выдачи результата. Кроме того, в блоке измерения имеется устройство са моконтроля, предназначенное для самопроверки КПА, и блок вре мени, обеспечивающий работу блока автоматики.
Рис. 5.2. Структурная схема КПА подвижной позиции подготовки ракет
В состав блока измерений входят:
—устройства обработки контролируемых сигналов;
—допуековое измерительное устройство;
—устройство самоконтроля;
—временное устройство.
К у с т р о й с т в а м о б р а б о т к и к о н т р о л и р у е м ы х с и г н а л о в относятся интегратор-инвертор и преобразователи. Ин тегратор-инвертор обеспечивает инвертирование и интегрирование напряжений, необходимых для выполнения операций сравнения этих напряжений с эталонными значениями.
Основу схемы интегратора-инвертора составляет уаилитель по стоянного тока с большим коэффициентом усиления, играющий роль операционного усилителя. Интегратор-инвертор может рабо тать в двух режимах: режиме инвертирования и режиме интегри рования. Изменение режима работы интегратора-инвертора осу ществляет схема управления и коммутации. В режиме инвертиро-
154
в'ания электрическая схема работает как масштабный усилитель с коэффициентом передачи 1. В режиме интегрирования выходное напряжение изменяется как интеграл от входного:
t
^вь,х (0 = k f UBX(t) dt, |
(5.1) |
о |
|
где t — время подключения входного напряжения.
Интегрирование необходимо для определения среднего значе ния контролируемого параметра за время интегрирования (напри мер, среднего момента на рулях).
Преобразователи обеспечивают перевод контролируемых сигна лов в электрические сигналы определенного вида, например пре образуют ток, частоту или шарнирный момент в пропорциональные им напряжения.
Д о п у с к о в о е и з м е р и т е л ь н о е у с т р о й с т в о включает блок эталонов, сравнивающее и логические устройства. В допусковом измерительном устройстве эталонный сигнал сравнивается с контролируемым преобразованным сигналом. В зависимости от ре зультатов сравнения логическое устройство выдает ответ «Годен» или «Брак». Устройство и работа отдельных элементов допускового измерительного устройства описаны в § 13.
У с т р о й с т в о с а м о к о н т р о л я предназначено для само проверки КПА перед началом работы, между циклами контроля и при появлении неисправности в процессе контроля. Узлы устрой ства самоконтроля имитируют электрические стимулирующие сиг налы, подаваемые на КПА, и сигналы, аналогичные известным контролируемым сигналам отсека управления ракеты. Электро схема устройства самоконтроля обеспечивает имитацию:
— частоты бортового источника переменного напряжения ра
кеты; |
• -? |
— напряжения бортового источника ракеты; |
—скорости ротора гироскопа;
—напряжений цепей анода и накала отсека управления и др. Самопроверка заключается в измерении сигналов с устройства
самоконтроля, имитирующих параметры отсека управления ракеты, и производится в той же последовательности и в том же объеме, что и при работе аппаратуры в режиме «Автомат». Включение имитирующих сигналов в соответствующие моменты времени обес печивается стимулирующими сигналами программирующего уст
ройства, расположенного в блоке автоматики. |
для выдачи |
|
В р е м е н н о е у с т р о й с т в о |
предназначено |
|
временных интервалов, необходимых |
для работы |
программирую |
щего устройства блока автоматики. Временное устройство состоит из электронных и электронно-механических реле времени.
Блок автоматики является программирующим и коммутирую щим устройством, управляющим последовательностью операций, выполняемых автоматическим комплексом КПА. Блок автоматики
155
состоит из программирующего устройства и коммутатора. Для каж дой операции контроля отсека управления ракеты блок автома тики определяет:
—какие стимулирующие воздействия должны быть поданы и
вкакой канал контроля;
—откуда должны поступать и куда передаваться контролируе мые сигналы;
—какой по результатам контроля данного параметра должен быть очередной шаг (переход к следующей операции, остановка или самоконтроль).
Рис. 5.3. Функциональная схема блока ручного контроля
Принцип работы блока автоматики заключается в следующем. Команды на включение стимулирующих воздействий подаются из программирующего устройства через коммутатор на объект конт роля (в отсек управления ракеты). Реакция на стимулирующее воздействие передается с помощью контролируемых сигналов, ко торые через блок связи поступают в блок измерений, где происхо дит их сравнение с эталонными значениями сигналов и формиро вание результата сравнения «Годен» или «Брак».
Программирующее устройство блока автоматики в режиме «Автомат» при поступлении сигнала «Годен» снимает данный сти мулирующий сигнал и выдает следующий, а в конце цикла конт роля выдает сигнал «Годен» на лампу индикации. В случае поступ ления сигнала «Брак» программирующее устройство выдает сиг нал «Брак» на лампу индикации, снимает все стимулирующие воздействия с отсека управления и останавливает цикл контроля.
Блок ручного контроля (рис. 5.3) обеспечивает работу КПА в случае выхода из строя систем автоматического контроля, а также
156
служит для проверки аппаратурных отсеков учебных ракет. Про грамма работы при этом задается оператором. Стимулирующее воздействие со схемы управления через блок связи поступает в проверяемый отсек управления ракеты. Некоторые стимулирую щие сигналы поступают на узлы самого блока ручного контроля для приведения их в состояние готовности к измерению контроли руемых параметров. Контролируемые сигналы из отсека управле ния ракеты поступают непосредственно на схему индикации. Конт ролируемые сигналы представляют собой электрические сигналы, в которых содержится информация о значениях параметров отсека управления ракеты. Часть этих сигналов измеряется с помощью стрелочного индикатора. Если стрелка индикатора находится в допусковом секторе, то по данному параметру отсек управления го ден. Некоторые контролируемые сигналы измеряются автоматиче ски в соответствующих схемах измерения, и сигналы о их годности поступают на схему индикации.
Сигналы, выдаваемые устройствомсамоконтроля, поступают в устройство обработки и измерения входных сигналов, где рас пределяются по соответствующим схемам измерения параметров с помощью коммутирующих реле.
Устройство самоконтроля блока ручного контроля является встроенным имитатором эталонного отсека управления ракеты. На устройство самоконтроля поступают стимулирующие сигналы со схемы управления, в соответствии с которыми устройство выдает контролируемые сигналы, имитирующие реакции исправного от сека управления ракеты.
Блок связи осуществляет электрическую связь КПА с проверяе мым отсеком управления ракеты как в автоматическом, так и в ручном режиме работы. В него входят устройства, служащие для следующих целей:
—управления питанием анодных и накальных цепей проверя емого отсека управления;
—преобразования токов в напряжения;
— обработки некоторых контролируемых сигналов и выдачи их в автоматический или ручной комплекс КПА;
—обработки и передачи стимулирующих сигналов, поступаю щих в блок связи из автоматического или ручного комплекса КПА.
Схема обработки и передачи стимулирующих воздействий бло ка связи представляет собой ряд транзитных цепей, по которым передаются стимулирующие воздействия с автоматического и руч ного комплексов КПА в отсек управления, и ряд разделительных диодных схем, предназначенных для разделения цепей подачи сти мулирующих воздействий. Некоторые стимулирующие воздействия поступают в блок овязи на приемные реле, которые в соответст
вии с программой осуществляют коммутацию этих воздействий. Блок пневмопитания предназначен для осуществления:
—питания сжатым воздухом заданных давлений некоторых агрегатов проверяемого отсека управления ракеты;
167
—плавного регулирования давления воздуха, подаваемого в отсек управления в заданных пределах с помощью автоматического устройства или вручную;
—питания пневмосистемы стенда проверки сжатым воздухом. Сжатый воздух под высоким давлением поступает через вход
ной вентиль 1 (рис. 5.4) и фильтр 2 на первую ступень двухступен чатого регулятора 3 давления, понижающую входное давление до заданного значения. С первой ступени регулятора сжатый воз дух подается на вентиль 7 ручной регулировки, редуктор 8 и вто- v рую ступень регулятора 3 давления, которая позволяет плавно по вышать выходное давление второй ступени от нуля до заданного значения.
Рис. 5.4. Пневмосистема блока пневмопитания:
1 — в х о д н о й в е н т и л ь ; 2 — ф и л ь т р ; 5 — р е г у л я т о р д а в л е н и я ; 4 — с и г н а л и з а т о р д а в л е н и я ; 5 — м а н о м е т р ; 6 — п р е д о х р а н и т е л ь н ы й к л а п а н ; 7 — в е н т и л ь р у ч н о й р е г у л и р о в к и ; 8 — р е д у к т о р
Блок пневмопитания может работать в режиме «Автомат» или «Ручной». В режиме «Автомат» вентиль 7 ручной регулировки за крыт и сжатый воздух в проверяемый отсек управления ракеты подается со второй ступени регулятора 3, привод которого повы шает давление до уровня срабатывания контролируемого устрой ства отсека управления. Если контролируемое устройство срабаты
вает, сигнализатор |
4 давления выдает соответствующий сигнал |
в KJIA для оценки |
годности отсека управления по проверяемому |
параметру. Если контролируемое устройство срабатывает при бо лее низком давлении, сигнал с сигнализатора отсутствует.
В режиме «Ручной» сжатый воздух в отсек управления пода ется с первой ступени регулятора 3 давления путем постепенного открывания вентиля 7 ручной регулировки, а контроль давления подаваемого воздуха осуществляется по манометру 5. Предохрани тельный клапан 6, отрегулированный на допустимое давление, служит для автоматического стравливания избыточного воздуха из пневмосистемы блока в случае травления первой ступени регу лятора 3. Воздушный редуктор 8 редуцирует сжатый воздух до
158
Рис. 5.5. Структурная схема системы электропитания одного комплекта КПА
более низкого давления, используемого в отсеке управления ра кеты.
Блок электропитания (рис. 5.5) вырабатывает все напряжения, необходимые для работы КПА. Он состоит из первичного источ ника трехфазного напряжения 220/380 В, 50 Гц и ряда преобразо вателей. Трехфазное переменное напряжение 220 или 380 В, 50 Гц через распределительную коробку подается на распределительный щит палатки, моторные подогреватели и распределительный щит прицепа с КПА.
Выпрямитель получает питание с распределительного щита при цепа и преобразует переменное напряжение в постоянные напряже ния, использующиеся в КПА. В корпусе выпрямителя размещены трансформаторы и секции выпрямления трансформированных на пряжений. На лицевой панели выпрямителя смонтирована аппа ратура контроля работы выпрямителя и органы управления.
Выпрямленные, но нестабилизированные напряжения с выпря мителя поступают в блок электропитания и на преобразователь ПО-250. Блок электропитания стабилизирует постоянные напря жения с помощью электронных стабилизаторов. Для сглаживания пульсаций выпрямленных напряжений на входах электронных ста билизаторов стоят фильтры. Стабилизированные постоянные на пряжения с блока питания в зависимости от режима работы КПА могут подаваться в блок связи, блок измерений и блок ручного контроля, обеспечивая функционирование этих блоков.
Преобразователь ПО-250 преобразует постоянное напряжение
+ 27 В в однофазное переменное напряжение 115 В, 400 Гц. Пульт управления предназначен для подачи питающих напряже
ний + 27 В и 115 В, 400 Гц на автоматический и ручной комплек сы, т. е. он выполняет роль коммутационного узла. Связь между блоками аппаратурной стойки, пультом управления, стендом про верки и другими устройствами осуществляется с помощью кабель ной сети.
§ 26. УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ АППАРАТУРЫ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ПППР
Аппаратура средств контроля авиационных управляемых ракет предназначена для работы как в стационарных, так и в полевых условиях. Для того чтобы аппаратура работала безотказно, она должна выдерживать без повреждений и необратимых изменений воздействия внешних и внутренних факторов (рис. 5.6).
К внешним факторам относятся факторы, обусловленные окру жающей средой и особенностями эксплуатации. В зависимости от того, являются ли воздействия на аппаратуру следствием суще ствования внешней среды или результатом особенностей примене ния, внешние факторы подразделяются на прямые и эксплуатаци онные.
160