Файл: Основы теории и конструкции контрольно-проверочной аппаратуры авиационных управляемых ракет учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для стыковки отсеков ракеты служит стенд стыковки, представ­ ляющий собой металлическую конструкцию, которая состоит из основания, двух подкосов, двух стоек и четырех узлов крепления отсеков ракеты.

Временное хранение собранных (состыкованных) ракет осу­ ществляется на раздвижном стеллаже, состоящем из четырех от­

дельных стеллажей. Каждый стеллаж

представляет собой сталь-,

■ную наклонную трубу с приваренными

к ней ложементами

для

укладки ракет. Два

стеллажа (правый

и левый)

в верхней

части

соединены между

собой шарнирно, а

в средней

части — тросом.

Трос позволяет складывать стеллажи и ограничивает их угол рас­

твора в рабочем положении. ,

В комплект вспомогательного оборудования входит ряд подго­ товительных стеллажей, предназначенных для укладки отдельных отсеков ракеты при подготовке их к стыковке. В. комплект запас­ ного имущества и инструмента входят набор серийного и специ­ ального инструмента, предназначенного для выполнения работ по подготовке ракет к применению, а также инструмент и запасное имущество, используемые при развертывании оборудования пози­ ции-для выполнения регламентных работ и подготовки ракет к бое­ вому применению. Запасное имущество и инструмент позиции раз­ мещаются в ящиках, находящихся на стеллажах прицепа.

§ 25. КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНАЯ АППАРАТУРА ПППР

Контрольно-проверочная аппаратура рассматриваемой ПППР

предназначена для выполнения следующих основных операций:

— автономной автоматической проверки параметров отсеков управления ракет по принципу «годен—брак» с указанием на све­ товом табло негодного параметра;

• — ручной проверки параметров отсеков управления ракет и количественной оценки результатов проверки (с помощью специ­ альных вычислительных планшетов и стрелочных приборов);

— ручной проверки параметров и функционирования аппара­ турных отсеков учебных ракет.

КПА должна иметь небольшое время подготовки к работе (не более 2—3 мин) и как можно меньшее время полного цикла ра­

боты по проверке одного отсека управления ракеты.

блоков

КПА выполняется в

виде отдельных функциональных

с широким применением

унифицированных легкосъемных

узлов.

КПА подвижной позиции подготовки ракет включает следую­ щие блоки и агрегаты (рис. 5.2):

блок измерений;

блок автоматики;

блок ручного контроля;

блок овязи;'

блок пневмолитания;

блок электропитания;

153


— выпрямитель; ■— преобразователь;

стенды проверки;

пульт управления.

Блок измерений предназначен для обработки контролируемых сигналов, сопоставления их с эталонными значениями и выдачи результата. Кроме того, в блоке измерения имеется устройство са­ моконтроля, предназначенное для самопроверки КПА, и блок вре­ мени, обеспечивающий работу блока автоматики.

Рис. 5.2. Структурная схема КПА подвижной позиции подготовки ракет

В состав блока измерений входят:

устройства обработки контролируемых сигналов;

допуековое измерительное устройство;

устройство самоконтроля;

временное устройство.

К у с т р о й с т в а м о б р а б о т к и к о н т р о л и р у е м ы х с и г ­ н а л о в относятся интегратор-инвертор и преобразователи. Ин тегратор-инвертор обеспечивает инвертирование и интегрирование напряжений, необходимых для выполнения операций сравнения этих напряжений с эталонными значениями.

Основу схемы интегратора-инвертора составляет уаилитель по­ стоянного тока с большим коэффициентом усиления, играющий роль операционного усилителя. Интегратор-инвертор может рабо­ тать в двух режимах: режиме инвертирования и режиме интегри­ рования. Изменение режима работы интегратора-инвертора осу­ ществляет схема управления и коммутации. В режиме инвертиро-

154

в'ания электрическая схема работает как масштабный усилитель с коэффициентом передачи 1. В режиме интегрирования выходное напряжение изменяется как интеграл от входного:

t

^вь,х (0 = k f UBX(t) dt,

(5.1)

о

 

где t — время подключения входного напряжения.

Интегрирование необходимо для определения среднего значе­ ния контролируемого параметра за время интегрирования (напри­ мер, среднего момента на рулях).

Преобразователи обеспечивают перевод контролируемых сигна­ лов в электрические сигналы определенного вида, например пре­ образуют ток, частоту или шарнирный момент в пропорциональные им напряжения.

Д о п у с к о в о е и з м е р и т е л ь н о е у с т р о й с т в о включает блок эталонов, сравнивающее и логические устройства. В допусковом измерительном устройстве эталонный сигнал сравнивается с контролируемым преобразованным сигналом. В зависимости от ре­ зультатов сравнения логическое устройство выдает ответ «Годен» или «Брак». Устройство и работа отдельных элементов допускового измерительного устройства описаны в § 13.

У с т р о й с т в о с а м о к о н т р о л я предназначено для само­ проверки КПА перед началом работы, между циклами контроля и при появлении неисправности в процессе контроля. Узлы устрой­ ства самоконтроля имитируют электрические стимулирующие сиг­ налы, подаваемые на КПА, и сигналы, аналогичные известным контролируемым сигналам отсека управления ракеты. Электро­ схема устройства самоконтроля обеспечивает имитацию:

— частоты бортового источника переменного напряжения ра­

кеты;

• -?

— напряжения бортового источника ракеты;

скорости ротора гироскопа;

напряжений цепей анода и накала отсека управления и др. Самопроверка заключается в измерении сигналов с устройства

самоконтроля, имитирующих параметры отсека управления ракеты, и производится в той же последовательности и в том же объеме, что и при работе аппаратуры в режиме «Автомат». Включение имитирующих сигналов в соответствующие моменты времени обес­ печивается стимулирующими сигналами программирующего уст­

ройства, расположенного в блоке автоматики.

для выдачи

В р е м е н н о е у с т р о й с т в о

предназначено

временных интервалов, необходимых

для работы

программирую­

щего устройства блока автоматики. Временное устройство состоит из электронных и электронно-механических реле времени.

Блок автоматики является программирующим и коммутирую­ щим устройством, управляющим последовательностью операций, выполняемых автоматическим комплексом КПА. Блок автоматики

155


состоит из программирующего устройства и коммутатора. Для каж­ дой операции контроля отсека управления ракеты блок автома­ тики определяет:

какие стимулирующие воздействия должны быть поданы и

вкакой канал контроля;

откуда должны поступать и куда передаваться контролируе­ мые сигналы;

какой по результатам контроля данного параметра должен быть очередной шаг (переход к следующей операции, остановка или самоконтроль).

Рис. 5.3. Функциональная схема блока ручного контроля

Принцип работы блока автоматики заключается в следующем. Команды на включение стимулирующих воздействий подаются из программирующего устройства через коммутатор на объект конт­ роля (в отсек управления ракеты). Реакция на стимулирующее воздействие передается с помощью контролируемых сигналов, ко­ торые через блок связи поступают в блок измерений, где происхо­ дит их сравнение с эталонными значениями сигналов и формиро­ вание результата сравнения «Годен» или «Брак».

Программирующее устройство блока автоматики в режиме «Автомат» при поступлении сигнала «Годен» снимает данный сти­ мулирующий сигнал и выдает следующий, а в конце цикла конт­ роля выдает сигнал «Годен» на лампу индикации. В случае поступ­ ления сигнала «Брак» программирующее устройство выдает сиг­ нал «Брак» на лампу индикации, снимает все стимулирующие воздействия с отсека управления и останавливает цикл контроля.

Блок ручного контроля (рис. 5.3) обеспечивает работу КПА в случае выхода из строя систем автоматического контроля, а также

156

служит для проверки аппаратурных отсеков учебных ракет. Про­ грамма работы при этом задается оператором. Стимулирующее воздействие со схемы управления через блок связи поступает в проверяемый отсек управления ракеты. Некоторые стимулирую­ щие сигналы поступают на узлы самого блока ручного контроля для приведения их в состояние готовности к измерению контроли­ руемых параметров. Контролируемые сигналы из отсека управле­ ния ракеты поступают непосредственно на схему индикации. Конт­ ролируемые сигналы представляют собой электрические сигналы, в которых содержится информация о значениях параметров отсека управления ракеты. Часть этих сигналов измеряется с помощью стрелочного индикатора. Если стрелка индикатора находится в допусковом секторе, то по данному параметру отсек управления го­ ден. Некоторые контролируемые сигналы измеряются автоматиче­ ски в соответствующих схемах измерения, и сигналы о их годности поступают на схему индикации.

Сигналы, выдаваемые устройствомсамоконтроля, поступают в устройство обработки и измерения входных сигналов, где рас­ пределяются по соответствующим схемам измерения параметров с помощью коммутирующих реле.

Устройство самоконтроля блока ручного контроля является встроенным имитатором эталонного отсека управления ракеты. На устройство самоконтроля поступают стимулирующие сигналы со схемы управления, в соответствии с которыми устройство выдает контролируемые сигналы, имитирующие реакции исправного от­ сека управления ракеты.

Блок связи осуществляет электрическую связь КПА с проверяе­ мым отсеком управления ракеты как в автоматическом, так и в ручном режиме работы. В него входят устройства, служащие для следующих целей:

управления питанием анодных и накальных цепей проверя­ емого отсека управления;

преобразования токов в напряжения;

— обработки некоторых контролируемых сигналов и выдачи их в автоматический или ручной комплекс КПА;

обработки и передачи стимулирующих сигналов, поступаю­ щих в блок связи из автоматического или ручного комплекса КПА.

Схема обработки и передачи стимулирующих воздействий бло­ ка связи представляет собой ряд транзитных цепей, по которым передаются стимулирующие воздействия с автоматического и руч­ ного комплексов КПА в отсек управления, и ряд разделительных диодных схем, предназначенных для разделения цепей подачи сти­ мулирующих воздействий. Некоторые стимулирующие воздействия поступают в блок овязи на приемные реле, которые в соответст­

вии с программой осуществляют коммутацию этих воздействий. Блок пневмопитания предназначен для осуществления:

питания сжатым воздухом заданных давлений некоторых агрегатов проверяемого отсека управления ракеты;

167


плавного регулирования давления воздуха, подаваемого в отсек управления в заданных пределах с помощью автоматического устройства или вручную;

питания пневмосистемы стенда проверки сжатым воздухом. Сжатый воздух под высоким давлением поступает через вход­

ной вентиль 1 (рис. 5.4) и фильтр 2 на первую ступень двухступен­ чатого регулятора 3 давления, понижающую входное давление до заданного значения. С первой ступени регулятора сжатый воз­ дух подается на вентиль 7 ручной регулировки, редуктор 8 и вто- v рую ступень регулятора 3 давления, которая позволяет плавно по­ вышать выходное давление второй ступени от нуля до заданного значения.

Рис. 5.4. Пневмосистема блока пневмопитания:

1 — в х о д н о й в е н т и л ь ; 2 — ф и л ь т р ; 5 — р е г у л я т о р д а в л е н и я ; 4 — с и г н а л и з а т о р д а в л е н и я ; 5 — м а н о м е т р ; 6 — п р е д о х р а н и т е л ь н ы й к л а п а н ; 7 — в е н т и л ь р у ч н о й р е г у л и р о в к и ; 8 — р е д у к т о р

Блок пневмопитания может работать в режиме «Автомат» или «Ручной». В режиме «Автомат» вентиль 7 ручной регулировки за­ крыт и сжатый воздух в проверяемый отсек управления ракеты подается со второй ступени регулятора 3, привод которого повы­ шает давление до уровня срабатывания контролируемого устрой­ ства отсека управления. Если контролируемое устройство срабаты­

вает, сигнализатор

4 давления выдает соответствующий сигнал

в KJIA для оценки

годности отсека управления по проверяемому

параметру. Если контролируемое устройство срабатывает при бо­ лее низком давлении, сигнал с сигнализатора отсутствует.

В режиме «Ручной» сжатый воздух в отсек управления пода­ ется с первой ступени регулятора 3 давления путем постепенного открывания вентиля 7 ручной регулировки, а контроль давления подаваемого воздуха осуществляется по манометру 5. Предохрани­ тельный клапан 6, отрегулированный на допустимое давление, служит для автоматического стравливания избыточного воздуха из пневмосистемы блока в случае травления первой ступени регу­ лятора 3. Воздушный редуктор 8 редуцирует сжатый воздух до

158


Рис. 5.5. Структурная схема системы электропитания одного комплекта КПА

более низкого давления, используемого в отсеке управления ра­ кеты.

Блок электропитания (рис. 5.5) вырабатывает все напряжения, необходимые для работы КПА. Он состоит из первичного источ­ ника трехфазного напряжения 220/380 В, 50 Гц и ряда преобразо­ вателей. Трехфазное переменное напряжение 220 или 380 В, 50 Гц через распределительную коробку подается на распределительный щит палатки, моторные подогреватели и распределительный щит прицепа с КПА.

Выпрямитель получает питание с распределительного щита при­ цепа и преобразует переменное напряжение в постоянные напряже­ ния, использующиеся в КПА. В корпусе выпрямителя размещены трансформаторы и секции выпрямления трансформированных на­ пряжений. На лицевой панели выпрямителя смонтирована аппа­ ратура контроля работы выпрямителя и органы управления.

Выпрямленные, но нестабилизированные напряжения с выпря­ мителя поступают в блок электропитания и на преобразователь ПО-250. Блок электропитания стабилизирует постоянные напря­ жения с помощью электронных стабилизаторов. Для сглаживания пульсаций выпрямленных напряжений на входах электронных ста­ билизаторов стоят фильтры. Стабилизированные постоянные на­ пряжения с блока питания в зависимости от режима работы КПА могут подаваться в блок связи, блок измерений и блок ручного контроля, обеспечивая функционирование этих блоков.

Преобразователь ПО-250 преобразует постоянное напряжение

+ 27 В в однофазное переменное напряжение 115 В, 400 Гц. Пульт управления предназначен для подачи питающих напряже­

ний + 27 В и 115 В, 400 Гц на автоматический и ручной комплек­ сы, т. е. он выполняет роль коммутационного узла. Связь между блоками аппаратурной стойки, пультом управления, стендом про­ верки и другими устройствами осуществляется с помощью кабель­ ной сети.

§ 26. УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ АППАРАТУРЫ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ПППР

Аппаратура средств контроля авиационных управляемых ракет предназначена для работы как в стационарных, так и в полевых условиях. Для того чтобы аппаратура работала безотказно, она должна выдерживать без повреждений и необратимых изменений воздействия внешних и внутренних факторов (рис. 5.6).

К внешним факторам относятся факторы, обусловленные окру­ жающей средой и особенностями эксплуатации. В зависимости от того, являются ли воздействия на аппаратуру следствием суще­ ствования внешней среды или результатом особенностей примене­ ния, внешние факторы подразделяются на прямые и эксплуатаци­ онные.

160