Файл: Конструкция летательных аппаратов учеб. пособие для студентов инженер.-экон. фак.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
А. К. БЕЛАИЧУК, Д. П. ОСОКИН. В. П. ПАВЕЛК.О, Я. С. СЕГАЛ
К О Н С Т Р У К Ц И Я ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ и н ж е н е р н о -э к о н о м и ч е с к о г о
ФАКУЛЬТЕТА
Под общей редакцией доцента Я. С■СЕГАЛА
РИЖСКИЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ имени ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА
Р и га — 1973
.... :тя j
л? 8КаЬ‘^(Ш"
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛАJ
У Ч ч З Ш
В учебном пособии изложены основные вопросы конструк ции летательных аппаратов гражданской авиации в соответст вии с программой курса, читаемого на инженерно-экономиче ском факультете РКИИГА.
Разъясняется связь летпо-техничссккх характеристик и особенностей конструкции самолета с его экономическими по казателями. С этой целью рассмотрены некоторые вопросы проектирования.
Пособие может быть использовано студентами других факультетов.
Главы 2, 6 и § 1 гл. 10 написаны А. К. Белайчуком;
глава 4, § 4 гл. 9, § 2, 3, 4 гл. 10 — Д. П. Осокиным;
главы 3, 5, 7 — В. П. Павелко; главы 1, 8, 9 — Я- С. Сегалом.
П Р Е Д И С Л О В И Е
Современное положение в гражданской авиации характер но тем, что все важнейшие инженерные задачи решаются с уче том экономических соображений. Для реализации научных положений экономики в многообразных условиях граждан ской авиации экономист должен иметь широкую инженерную подготовку.
Учебное пособие «Конструкция летательных аппаратов» написано в соответствии с программой курса для инженерно экономического факультета. Программа предусматривает вы полнение упрощенного эскизного проекта самолета. Содержа ние курса и навыки курсового проектирования служат базой для выполнения технической части дипломного проекта по ряду тем.
При. написании пособия ставилась задача — показать тес нейшую связь между конструктивными особенностями лета тельного аппарата, его летно-техническими характеристиками и показателями экономической эффективности. Наиболее на глядно эту связь можно продемонстрировать, раскрыв процесс проектирования самолета, который целиком подчинен дости жению наилучших экономических показателей. Этим объяс няется внимание, уделенное в пособии вопросам проектиро вания.
Учебное пособие написано с учетом материального осна щения лабораторий кафедры конструкции и прочности лета тельных аппаратов конкретной авиатехникой с учетом имею щихся методических пособий, кинофильмов, диафильмов, на глядных пособий. Это позволило сократить иллюстративный материал некоторых разделов учебного пособия, касающийся конструктивных особенностей частей самолета и в ограничен ном объеме текста изложить основные вопросы программы. Узловые практические занятия по изучению образцов авиа ционной техники дополняют учебное пособие в этой части.
Особенностью магистральных самолетов является необхо димость их базирования на аэродромах с искусственным по крытием. Наблюдается постоянная тенденция увеличения ско рости полета и пассажировместшиости магистральных само летов.
Пассажирские самолеты МВЛ отличаются .малой даль ностью полета (L = 504-1500 км) и способностью использо ваться с грунтовых аэродромов. Классификация самолетов этой группы производится по пассажировместимостн: тяжелые самолеты МВЛ — 40 и более пассажиров; средние самолеты МВД — 20—40 пассажиров; легкие самолеты МВЛ — до 20 пассажиров.
Самолеты МВД имеют скорость полета, как правило, до
600 км/час.
Самолеты специального назначения. К этой категории от носятся различные специализированные самолеты: учебнотренировочные, санитарные, сельскохозяйственные, геологоразведывательные, самолеты для аэрофотосъемки, патруль ные н др. Сюда можно также отнести легкие многоцелевые самолеты, способные выполнять несколько функций специ ального назначения, включая грузовые и пассажирские пере возки.
Грузовые самолеты. Наличие в стране труднодоступных районов, не обеспеченных другими видами транспорта или обеспечиваемых ими сезонно, требует доставки грузов по воз духу специализированными самолетами. В настоящее время наблюдается тенденция к росту грузовых перевозок. При со ответствующем развитии аэродромной и самолетной механи зации грузо-погрузочных работ можно ожидать в ближайшие годы значительных темпов роста грузовых авиаперевозок. Грузовые самолеты по своим летно-техническим характери стикам могут классифицироваться в зависимости от дально сти и грузоподъемности. Обычно предусматривается возмож ность применения грузовых самолетов с грунтовых аэродро мов.
Вертолеты в зависимости от грузоподъемности делятся на три группы:
—.малой грузоподъемности — GK0U до 1500 кгс;
—средней грузоподъемности — GI(0M до 5000 кгс;
—большой грузоподъемности — GK0M— 10000-4-25000 кгс. GK0M — вес коммерческой нагрузки.
6
Вертолеты одной марки выпускаются во многих вариантах и часто являются многоцелевыми: для грузовых и пассажир ских перевозок, для сельскохозяйственных и других работ спе циального назначения.
§ 2. ОСНОВНЫЕ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ
Различия между самолетами (вертолетами), относящи мися к разным классам, заключаются в особенностях их лет- но-техинческпх характеристик. Рассмотрим основные из них.
Весовые характеристики. Расчетный (нормальный) взлет ный вес G0 — это вес самолета (вертолета) при взлете с рас четной полной нагрузкой. Он состоит из веса пустого само лета (вертолета) G„ycr ч веса полной нагрузки GnH
Оо — ^ л уст ~t~ ^ пн -
Вполную нагрузку входят: коммерческая нагрузка GK0Mt
топливо (?т и служебная нагрузка (?сл (экипаж G3, химикаты, и вода в санузлах, бортинструмент, запас продуктов с кон тейнерами и др.)
^ п и — @ком "Ь ^СЛ'
Максимальная коммерческая нагрузка Оком тач соответст вует максимальному суммарному весу перевозимых пассажи ров, багажа и грузов, определяемому внутренней компонов кой пассажирских салонов и емкостью багажно-грузовых от секов с учетом прочности конструкции и центровки.
Максимальный вес топлива GTmax соответствует полной заправке топливных баков. От,„пх и (7К0МШаХ обычно несов местимы одновременно.
Дальность полета. Дальность полета конкретного летатель ного аппарата может колебаться в значительных пределах и определяется запасом топлива, взлетным весом и режимом полета. Режим полета характеризуется высотой Н, скоро стью V, режимом работы двигателей (степенью дросселирова ния). Совокупность перечисленных условий отражается на километровом расходе топлива ск.
Для определенного летательного аппарата при G0=const (От -f- ОкоМ)тач= const. Поэтому дальность полета определяется
7
соотношением веса топлива и коммерческой нагрузки. Обыч-
но при |
<7К0И= |
С?ком тах 0 Т< О гтаХ и, наоборот, при GT= |
G T шах |
^ком |
^ком шах* |
Наибольшее расстояние, которое может пролететь самолет (в безветрие) до полной выработки топлива, называется тех нической или полной дальностью ZTexH (линия efg, рис. 1.1).
Дальность полета, при которой в баках для обеспечения безопасности полетов остается аэронавигационный запас топ лива Отаз, называется практической дальностью Lnp (линия
bed, рис. 1.1).
Рис. 1.1. Зависимость величины коммерческой нагрузки самолета от дальности полета.
Рассмотренные дальности полета Z.TeXH, L„p, L0 дости
гаются на крейсерском режиме полета.
Расчетная дальность полета L0 — это максимальная практическая дальность полета при G = G0 и GK0M= GK0Mтаж- Эту дальность называют экономической, так как она соответ ствует минимальной себестоимости перевозок.
Скорость полета. Скоростные свойства самолета в горизон тальном полете оцениваются следующими характеристиками.
Крейсерская скорость Укрейс — скорость горизонтального полета (на данной высоте), при которой достигаются наилуч шие экономические показатели самолета. Крейсерская ско рость определяется крейсерским режимом работы двигателей
8
н установленными ограничениями нагрузок па самолет. Имеет ся диапазон крейсерских скоростей, связанный с высотой по лета. дальностью и режимом работы двигателей.
Рейсовая скорость Vpenc — скорость полета по расписа нию учитывает потери времени b.t на всех этапах полета: за пуск и прогрев двигателей, маневрирование на земле и в воз духе при взлете и посадке, на набор высоты и снижение.
При приближенных расчетах
|
р ' С Крейс ~Ь |
V'npeftc 4“ |
|
At х |
20 мин |
(0,33 часа) |
для самолетов с ТРД; 35 мин |
(0.58 |
часа) для |
самолетов |
с ТВД; 10 мин (0.167 часа) для |
легких самолетов с ПД и ТВД; tp — время полета по распи
санию в час (время рейса).
Коммерческая скорость 1/КоМ — средняя скорость по марш
руту с учетом потерь времени |
A7n, связанных с промежуточ |
||||||
ными посадками и стоянками |
|
|
|
|
|||
,/ |
|
|
|
|
I |
|
. |
h°'' |
Крейс + |
-(- Д/п |
|||||
при |
Л/п = |
0 |
Кком = \/рейс. |
||||
Крейсерская скорость |
|
может быть |
выражена через чис |
||||
ло М |
|
|
|
|
|
|
|
|
лл |
|
|
__ |
^крейс |
’ |
|
|
|
крене— |
|
|
где а соответствует скорости звука на высоте крейсерского
полета. |
полета |
//tpclic — расчетная высота |
|
Крейсерская высота |
|||
полета па экономическую даль |
Lu. |
конкретного рейса, когда |
|
Высота полета при |
выполнении |
||
1 ф L0, может отличаться от Дкрс»с- |
Каждой дальности соот |
ветствует определенная ианвыгоднейшая высота полета, |
обес |
|
печивающая минимальную себестоимость. |
GK0м, L, |
если |
В дальнейшем под терминами VKPenc, |
||
не делается оговорок, будут подразумеваться |
расчетные ха |
рактеристики, обеспечивающие наилучшие показатели исполь-
9
кования самолета по выбранному экономическому критерию оценки (себестоимости переволок) при полете па экономиче скую лалыюсть /.„■
Скороподъемности определяется временем набора задан
ной высоты /н;1б |
или |
величиной вертикальном |
скорости |
|
Значения величин |
Vs |
и |
для различных |
высот даются |
в виде таблиц или графиков. Обычно набор высоты происхо дит па номинальном режиме работы двигателей.
Взлетно-посадочные характеристики определяют класс аэродромов, на которых может эксплуатироваться самолет с учетом требовании безопасности. К ним относятся: длина разбега Лразб, длина пробега ЛпроГ), дистанция сбалансиро
ванного взлета Лсй, скорость отрыва \ р, посадочная ско
рость ГПос, проходимость но грунту н по бетону — свойство, характеризующее способность самолета эксплуатироваться с взлетно-посадочных полос различной прочности (см. гл. 6).
Общий технический ресурс треС(. - амортизационный или
полный срок службы самолета в летных часах. После его ис черпания самолет снимается с эксплуатации. В течение этого срока службы самолет подвергается нескольким ремонтам через каждые /с часов налета, где tc — межремонтный техни ческий ресурс. Длительность эксплуатант! самолета может быть также ограничена числом посадок.
Для вертолета, кроме перечисленных, имеются следующие характеристики:
— статический потолок пли потолок впеения максималь ная высота, па которую вертолет может подняться вертикаль но вверх н неподвижно висеть в воздухе (вертикальные н го ризонтальные скорости равны пулю);
- математический потолок — максимальная высота, на которую может подняться вертолет при наличии горизонталь ной составляющей скорости полета.
§ 3. УРАВНЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Рассмотрение вопросов классификации выявило большое многообразие летательных аппаратов ГА но их назначению н. как следствие, существенные различия их летно-техниче ских характеристик.
10
Крейсерские скорости эксплуатируемых самолетов имеют значения от 120 До 950 км/час для дозвуковых самолетов. Вы соты полета составляют от 1000 до 12000 м; дальности — от 200 до 10000 км. Взлетные веса самолетов, их пассажировместимость. грузоподъемность, взлетно-посадочные характери стики определяются очень широким диапазоном числовых значении.
Таким образом, каждый класс самолетов и каждый само лет в отдельности обладает определенным комплексом свойств или летно-технических характеристик.
Очевидно, что все указанные различия характеристик ле тательных аппаратов обеспечиваются особенностями конст рукции и компоновки составляющих летательный аппарат ча стей, агрегатов, систем.
Современный летательный аппарат может быть подразде лен на следующие крупные составные части: планер летатель ного аппарата (крыло, фюзеляж, оперение, управление, шас си), двигательную установку, оборудование, топливную си стему, экипаж, полезную (коммерческую) нагрузку. Каждая из перечисленных составных частей может быть представлена своим весом, составляющим часть взлетного веса летательного аппарата (?0, откуда:
G0 = Окн + Grу -+- Соб + Grz С?э -f- 6’К0М. |
(1.1) |
Многообразие составных частей летательного аппарата тре бует участия в его создании большого количества специалис тов различных отраслей знаний: механиков, аэродинамиков, теплотехников, материаловедов, химиков, технологов, специа листов по электрорадиооборудованию, автоматике и т. п.
В связи с этим, летательный аппарат является воплоще нием достижений различных областей знания. Поэтому и про гресс в развитии летательных аппапатов связан с прогрессом многих отраслей науки и техники.
Внедрение в конструкцию летательного аппарата послед них достижений каждой отрасли знания обеспечивает лета тельному аппарату определенные новые свойства (характери стики) .
Следовательно, комплекс свойств, которыми может обла дать летательный аппарат, зависит от достигнутого уровня развития науки и техники.
11