Файл: Завадский, С. Основы регионального планирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

об экономической целесообразности дополнительного развития в районе (сверх предварительно намеченного по отраслям) трудоемких производств для обеспечения полного использования имеющихся трудовых ресурсов либо, наоборот, о сокращении ряда предварительно на­ меченных производств, особенно трудоемких, вследствие необеспеченности их трудовыми ресурсами. В связи с этим может возникнуть вопрос об экономической эффективности привлечения трудовых ресурсов (и для каких именно производств) из других районов путем переселения оттуда или, наоборот, о переселении пз данного района в другие.

Могут возникнуть более частные вопросы, например о дополнительном использовании свободных ресурсов женского труда, что требует специального экономиче­ ского обоснования для нахождения наиболее рацио­ нального решения.

Может возникнуть также вопрос, в какой степени предварительно намеченные уровни производительности труда, избранная технология и техника производства, то есть планы реализации научно-технического прогресса, соответствуют особенностям экономики отдельных рай­ онов п специфике их трудовых балансов. Возможно, что в отдельных районах, отличающихся дефицитом тру­ довых ресурсов, необходимо запланировать дополни­ тельные технические мероприятия с целью сокращения их потребпостп в рабочей силе. Все эти и другие вопросы требуют обоснования с целью выбора экономически наиболее эффективного варианта решенпя.

Районные перспективные балансы должны состав­ ляться и применительно к природным ресурсам — топливно-энергетическим, сырьевым, минеральным и сельскохозяйственным, лесным, водным, а также терри­ тории. На основе перспективных балансов топлива и энергии, сырья, воды и т. д. следует проверить, в какой мере предварительно намеченное размещение отдельных отраслей по районам, с одной стороны, обеспечивается соответствующими видами их ресурсов и возможностью их ежегодного освоения в перспективный период; с другой, — в какой мере такое размещение отраслей по районам удовлетворяет требованию использования этих ресурсов в наиболее рациональном паправлеиии и осо­ бенно в какой мере оно соответствует их комплексному использованию.

Совершенно очевидно, что прп этом должна идти речь не вообще о природных ресурсах, а о ресурсах экономически эффективных для освоения в перспектив­ ном периоде, так как даже значительные природные ресурсы определенного вида могут оказаться эконо­ мически неэффективными в планируемый период

времени.

Особо следует отметить, что территория, занима­ емая под строительство (промышленное, городское, транспортное и др.), резко отличается по районам своими экономическими показателями, и это влияет на разную эффективность ее использования в отдельных районах. Это обстоятельство раньше часто игнорирова­ лось, но оно должно быть полностью учтено террито­ риальным планированием.

На основе системы перспективных материальных балансов по каждому рахгону определяются масштабы вывоза и ввоза отдельных продуктов и анализируется их экономическая эффективность. Все это в совокуп­ ности с предыдущим позволяет сформулировать кон­ кретные выводы о межрайонном обмене и об участии каждого района в межрайонном разделении труда. В тесной связи с этим определяется и участие отдельных районов в международном разделении труда, и осо­ бенно в разделении труда между социалистическими странами иа основе осуществления Комплексной про­ граммы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономи­ ческой интеграции стран — членов СЭВ. Это совершенно необходимая часть территориального планирования, так как международное разделение труда представляет со­ бой вид территориального разделения труда и то или иное участие в нем отражается на производственной специализации отдельных экономических районов, на направлении и масштабах развития их экономики.

Наконец, на основе синтеза выводов и показателей развития отдельных экономических районов следует проанализировать получающиеся территориальные про­ порции развития экономики страны: в какой мере рациональны соотношения темпов и масштабов разви­ тия экономики отдельных районов, в какой мере они со­ ответствуют общим экономическим задачам и директи­ вам КПСС и Советского правительства об усиленном раз­ витии экономического потенциала восточных районов,

13


о подтягивании экономпкп в прошлом отстававших в CBOGiMэкономическом развитии районов и т. и.; особеыио тщательно следует проверить соответствие между соот­ ношением темпов развития производительных сил от­ дельных экономических районов и соотношением уров­ ней производительности общественного труда в этих районах.

Помимо перечисленных и других проблем и задач территориального (районного, или регионального, и межрайонного) планирования, следует указать на важ­ ную роль внутрирайонного планирования как части территориального.

Территориальное планирование должно обеспечить рациональную территориальную организацию обще­ ственного производства внутри каждого крупного эко­ номического района. В связи с этим выдвигается ряд специфических задач.

Среди них прежде всего возникает задача обоснова­ ния рационального размещения производства и рассе­ ления населения, то есть всех производительных сил внутри крупных экономических районов.

В межрайонном разделении труда каждый крупный экономический район внутри страны выступает в каче­ стве единого экономического целого, в качестве единой, территориально ограниченной экономической системы. Но единство пе означает ее внутренней однородности. Единая система может состоять из различных и разно­ родных элементов. Отдельные территориальные части крупного экономического района могут отличаться при­ родными богатствами (видами, количеством их и струк­ турой, а также экономикой их освоения), природными условиями, в которых живет население и осуществ­ ляется строительство, экономгеографическим положе­ нием и в результате — экономическими условиями про­ изводства и жизни. Все это определяет разделение труда внутри крупного экономического района и произ­ водственную специализацию отдельных его террито­ риальных частей, образующих подрайоны или районы низшего ранга. Следует определить не только рацио­ нальную производственную специализацию отдельных территориальных частей крупного экономического рай­ она, но и их рациональную межотраслевую структуру, обеспечить комплексность развития каждой из них и

14

вместе с тем пропорциональность развитая отдельных подрайонов внутри крупного экономического района.

Перед территориальным планированием встает за­ дача рациональной территориальной организации об­ щественного производства внутри каждого крупного экономического района. В связи с этим необходимо обо­ сновать рациональное размещение каждой отрасли внутри крупного экономического района и установить, каким должно быть сочетание отдельных предприятий в территориально-производственных комплексах (ТПК) разного ранга и разного профиля внутри крупного эко­ номического района; какой должна быть рациональная специализация и структура отдельных ТПК и какова должна быть вся система ТПК внутри экономического района. Организация территориально-производственпых комплексов центра (или узла) и микрорайона представ­ ляет один из основных путей повышения эффектив­ ности территориального размещения производительных сил при социализме. Рациональной внутрирайонной территориальной организации общественного производ­ ства должна соответствовать определенная система внутрирайонного расселения населения — сеть населен­ ных пунктов, их размеры и типы, соотношение и т. д.

Районная планировка представляет собой вид тер­ риториального планирования, его особую стадию. Осно­ вываясь на внутрирайонном планировании и исходя из него, районная планировка продолжает и конкретизи­ рует его применительно к задачам наилучшего комп­ лексного использования более ограниченной террито­ рии, наиболее рационального использования ее и фор­ мирования на ней территориально-производственных комплексов в сочетании со строительством соответ­ ствующих населенных пунктов и создания их сети. В результате районной планировки должны быть ре­ шены все вопросы взаимоувязки, наилучшей плани­ ровки и совместной организации различных видов про­ изводственного и гражданского строительства, а также нахождения наилучших архитектурно-проектных реше­ ний для данной территории, сочетания строительства с охраной окружающей природы и возможностью ее использования для отдыха.

Внутрирайонное планирование, включая районную планировку, требует самого тесного сочетания с отрас­ левым планированием. Создание общей и пропорцио-

15


иальной во всех своих частях производственно-техни­ ческой и социальной инфраструктуры для террито­ риально-производственных комплексов возможно только совместными силами и средствами участвующих в них отраслей и согласно с планами их развития. Само пла­ нирование и проектирование формирования террито­ риально-производственного комплекса и выбор его структуры и масштаба производится на основе планов развития и размещения отдельных отраслей, входящих в его состав; эти планы в свою очередь подлежат кор­ ректировке в результате создания ряда ТПК. Аналогич­ ная взаимоувязка развития и размещения отдельных предприятий различных отраслей должна происходить с проектами районных планировок и планами развития

истроительства городов.

ВДирективах XXIV съезда КПСС по пятилетнему

плану развития народного хозяйства СССР на 1971 — 1975 гг. указывалось: «Обеспечить рациональное соче­ тание отраслевого и территориального планирования». (Политиздат, М., 1971, стр. 53). Для этого необходимо осуществить взаимную увязку всех видов террито­ риального планирования на всех его этапах с отрасле­ вым планированием.

Советом по изучению производительных сил при Госплане СССР совместно с министерствами, союз­ ными республиками и соответствующими институтами была разработана Генеральная схема развития и раз­ мещения производительных сил СССР иа 1971—1980 гг. (теперь создаются схемы и иа более длительную пер­ спективу). В этих схемах на предплановой стадии должна быть осуществлена взаимоувязка перспектив развития и размещения отдельных отраслей народного хозяйства и перспектив развития и размещения произ­ водительных сил по союзным республикам и экономи­ ческим районам, то есть согласование отраслевых и тер­ риториальных перспективных схем-планов. Это — боль­ шое достижение в совершенствовании планирования. ЦК КПСС и Совет Министров СССР, придавая большое значение этим схемам, постановили, что все решения о проектировании и строительстве предприятий должны приниматься на их основе.

ДляV выбора наиболее эффективной схемы пропор­ ционального развития отдельных отраслей внутри каж­

дого района и рациональных территориальных пропор­ ций все шире применяются экономико-математические методы и современная вычислительная техника. Эконо­ мико-математическое моделирование позволяет лучше и точнее обосновать наиболее эффективное направле­ ние использования ресурсов района и его производ­ ственную специализацию. Экономико-математические методы становятся одной из основ территориального планирования, а также рационального сочетания его с отраслевым планированием.

Для обеспечения рационального сочетания отрасле­ вого и территориального планирования требуется со­ вершенствование не только методологии, но и всей ор­ ганизации планирования. Отраслевое планирование в условиях отраслевого управления имеет мощную на­ учно-исследовательскую и проектную базу и распола­ гает большими организационными возможностями. Раз­ работка каждого отраслевого плана опирается на огром­ ную информацию и на силы аппарата самих отрасле­ вых министерств и ведомств. Это создает возможность научно (в частности, технически и экономически) обос­ новать план развития и размещения каждой отрасли.

Территориальное планирование располагает значи­ тельно меньшими возможностями и средствами. Союз­ ные республики имеют меньшую и часто даже недоста­ точную научно-исследовательскую и проектную базу и меньшие средства для обоснования планов комплекс­ ного развития производительных сил республики, кото­ рые должны охватывать все отрасли экономики и не­ производственной сферы. Все это относится не только к отраслям союзного, по также отчасти и к отраслям союзно-республиканского и даже республиканского подчинения. Но для каждой союзной республики нужна разработка комплексного плана развития всех отраслей народного хозяйства вне зависимости от их подчинен­ ности и ведомственной принадлежности. Для этого Госпланы союзных республик должны располагать необходимой исходной информацией на основе доста­ точно развернутой и оперативной технической и экономической информации по всем предприятиям — действующим, реконструируемым, строящимся и проек­ тируемым, — и притом нередко не только в пределах своей республики. Опи должны располагать доста­ точным аппаратом для критического анализа ин-

17

Гос. публичная научно-техничеочг.я библиотека С ^ С Р


формации, получаемой от союзных министерств, чтобы предложения союзных республик о размещении и раз­ витии у них новых предприятий и террпториально-про- пзводствеппых комплексов, как и о решении новых районно-комплексных проблем, всегда были бы доста­ точно технически и зкоиомнческп обоснованными.

Крупные экономические районы из-за отсутствия в них плановых комиссии организационно недостаточно обеспечены силами и средствами для разработки соот­ ветствующих территориальных планов. Областные и краевые плановые комиссии располагают возможностью для разработки планов развития только тех отраслей хозяйства, которые непосредственно подчинены област­ ным и краевым советам.

Мы не можем здесь рассмотреть ряд других вопро­ сов организации территориального планирования. Одна­ ко очевидная необходимость повышения его уровня требует перестройки организационной структуры (и базы) территориального планирования в соответствии с большими и сложными задачами, па него возла­ гаемыми.

Территориальное планирование, несмотря иа свое большое народнохозяйственное значение и сложность ряда методологических и организационных вопросов, к сожалению, до сих пор ие получило должного осве­ щения в пашей экономической литературе последних лет. Существует ряд статей по отдельным вопросам. В специальных работах и общих курсах по народно­ хозяйственному планированию проблемам территори­ ального планирования обычно уделялось слишком мало внимания. Совсем иначе обстоит дело с разработкой проблем отраслевого планирования, по которым имеет­ ся обширная литература и которые подробно освещены во всех курсах народнохозяйственного планирования.

Разработкой вопросов территориального планирова­ ния и его совершенствования занимаются не только в СССР, но п в других социалистических странах. Осо­ бенно большое внимание уделяют этим вопросам поль­ ские экономисты. В Польской Народной Республике имеется ряд достижений в организации регионального как части территориального планирования и в разра­ ботке ряда методологических проблем. Знакомство с ними, песомиенпо, представляет интерес для советских экономистов.

18

В Польше», согласно конституции, перспективные планы народнохозяйственного развития составляются и утверждаются по каждому административному рай­ ону — воеводству. Эти планы разрабатываются бюро ре­ гионального планирования, имеющимся при каждом воеводстве. Эти бюро, то есть воеводские плановые комиссии, находятся в двойном подчинении: Президиуму воеводского Народного совета и Плановой комиссии при Совете Министров ПИР. Проекты планов народнохозяй­ ственного развития районов разрабатываются одновре­ менно и «снизу» и «сверху»: каждым воеводством в от­ дельности и Плановой комиссией при Совете Министров ПНР. В организации районного планирования в Польше имеется много сходного с организацией планирования в союзных республиках СССР и в соподчинении рес­ публиканских Госпланов с Госпланом СССР.

В перспективный план народнохозяйственного раз­ вития воеводства включаются все без исключения от­ расли и предприятия вне зависимости от их ведомствен­ ной принадлежности. Это дает возможность разрабо­ тать комплексный план развития экономики воевод­ ства и увязать между собой развитие отдельных отрас­ лей с развитием сопряженных производств, инфраструк­ туры и т. д.; обеспечить более полное использование трудовых ресурсов района, его территории и природных ресурсов, а также планировать мероприятия по охране природы. По каждому воеводству разрабатываются планы развития и размещения производительных сил на год, пятилетие и на длительный перспективный пе­ риод; так был разработан по воеводствам двадцатилет­ ний план иа 1966—1985 гг., а теперь разрабатывается план до 1990 г.

При каждом воеводстве имеется также бюро районной планировки и, кроме того, научный совет, состоящий из представителей научных и проектных ин­ ститутов, вузов, а также из отдельных специалистов. Члены этого совета работают частично па общественных началах, частично проведенные ими конкретные работы оплачиваются из «безлюдного фонда».

Воеводская плановая комиссия решает вопросы раз­ мещения в пределах своего воеводства любого пред­ приятия вне зависимости от его ведомственной принад­ лежности. При воеводстве имеется специальный терри­ ториальный совет, который дает разрешение (или от-

19