Файл: Гордюхин, А. И. Эксплуатация и ремонт газовых сетей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
приятии, имеющих на данном проезде свое подземное хозяйст во. К бурению можно приступать только после получения от них точных сведений о расположении кабелей и трубопроводов.
Нередко кабели, пересекающие газопровод, отмечают мелом
Рис. 52. Установка для бурения, смонтированная на автомобиле.
/ — коробка отбора мощности; 2 — электрогенератор; 3 — транс форматор; 4 — тельфер; 5 — пневмобур; 6 — компрессор; 7 — элек тровибратор; 8 — раздаточная коробка.
на мостовой или стенах зданий. От кабелей скважины проби вают не ближе 1—2 м.
Устранение утечек газа. Разрывы стыков сварных газопро водов приводят к наиболее интенсивным и опасным утечкам газа, так как до момента обнаружения этих повреждений про ходит значительное время и газ по грунту и подземным соору жениям распространяется на значительной территории.
Многократные исследования поврежденных сварных стыков показывают, что в абсолютном большинстве эти стыки плохо сварены и небольшие дополнительные напряжения (темпера турные, при просадке грунта и т. п.) приводят к их разруше нию. При высоком качестве сварки случаи разрыва сварных соединений единичны. Ведь для того чтобы разорвался от тем пературных напряжений хорошо сваренный стык, имеющий предел прочности не менее 30 кгс/см2, необходимо колебание температуры более чем на 100° С, что практически невозможно. При нарушении постели или при больших вертикальных на грузках на газопровод прежде всего будут изгибаться трубы и только в исключительных случаях может разорваться хорошо сваренный стык. Тем не менее температурные напряжения, как мы отмечали, являются одной из основных причин разрыва стыков (см. табл. 2). Из таблицы видно, что большинство раз рывов относится ко второму периоду зимы, когда глубина про мерзания достигает максимума, а следовательно, наибольшей
98
величины достигают температурные напряжения. В январе — мае обнаруживается 71% всех разрывов за год. О том, что тем пературные напряжения являются одной из главных причин разрушения сварных стыков газопроводов, говорят также фак ты разрыва газопроводов в зимнее время после их раскопки, при этом все прочие условия оставались неизменными.
Разрушения сварных стыков проявляются в виде трещин по сварке либо около нее на небольшом участке или по всей ок ружности трубы (разрыв).
При повреждениях сварных стыков газопроводы восстанав ливают путем наварки муфты на поврежденный стык (рис. 53) или вырезки его и вварки катушки из отрезка трубы (см. рис. 38, а). Вырезку поврежденных стыков производят во
Рис. 53. Устранение по вреждения стыка навар кой муфты с гофрой.
1 |
— газопровод; |
2 — муфта |
|
с |
гофрой; |
3 — сварной шов |
|
газопровода |
(лопнувший); |
||
4 |
— гофра |
муфты; 5 — свар |
|
|
ной |
шов |
муфты. |
всех случаях, когда эти стыки направляются для исследования причин их разрушения.
Как правило, муфты сваривают из двух половинок продоль ным швом на некотором расстоянии (около 1 м) от поврежден ного стыка. Во избежание возникновения больших местных напряжений желательно муфты делать с гофрой (валиком). При постановке муфты на лопнувший стык предварительно на кладывают бинт из тонкого брезента или мешковины, густо смазанных глиной, чтобы прекратить выход газа из трещины (щели). В качестве бинта хорошо также применять клейкую ленту для изоляции трубопроводов. После наложения бинта надвигают и устанавливают предварительно сваренную муфту. Когда муфта установлена, концы ее конопатят асбестовым шну ром и после этого подвальцовывают и заваривают. Конопатка нужна для того, чтобы предотвратить выход газа и загорание его при сварке. Хорошо выполненная конопатка при давлении 120—150 мм вод. ст. газ не пропускает. Подвальцовка осуще ствляется путем разогрева концов муфты газовой горелкой и обсадки кувалдой.
При разрыве стыков на газопроводах высокого и среднего давления установка муфт более сложна. Здесь наложением бинта выход газа прекратить не удается, так как бинт отдува ется давлением. Поэтому на таких газопроводах нельзя произ-
7" |
99 |
водить сварочные работы без снижения давления, |
поскольку |
|||
при загорании |
газа может |
возникнуть |
пламя большой длины, |
|
к тому же на |
значительной |
площади. |
А снижение |
давления, |
как мы отмечали, нарушает нормальное газоснабжение потре бителей и весьма нежелательно. Чтобы этого избежать, уста новку и заварку муфт производят с приме нением специальных приспособлений. Наи более простым из них является установка бандажа (рис. 54). Бандаж 5 представляет собой полосу стали шириной 120—150 и толщиной 2—3 мм, которую обертывают во круг трубы 1 по лопнувшему стыку 3 и стя гивают болтами с помощью приваренных уголков с отверстиями. Предварительно на трещину под бандажом устанавливают мяг кую прокладку 2 из полосы резины шири ной 50—60 мм. Стальную полосу привари вают (прихватками) к газопроводу электро
Рис. 54. Установка сваркой, после чего уголки срезают и на
бандажа (а) и муфты стык надвигают предварительно сверенную
(б)на лопнувший из двух половинок муфту 4, концы которой
стык газопровода вы подвальцовывают и заваривают. Таким спо сокого давления. собом на трещины стальных газопроводов
можно устанавливать муфты при давлении до 1 кгс/см2. Однако надо иметь в виду, что при значительных трещинах, особенно на газопроводах больших диаметров, вскры тие газопровода и постановка бандажа без снижения давления связаны с большими трудностями, а нередко и опасностью, так как на значительной площадке вокруг поврежденного стыка соз дается опасная концентрация газа. Поэтому при ремонте газопро вода давление приходится понижать и для постановки бандажа.
Неплотности в теле труб, а следовательно, и утечки газа могут возникать вследствие коррозии, повреждений (пробоин) землеройными механизмами, а также из-за некачественного из
готовления труб.
Коррозия труб блуждающими токами приводит к образова нию глубоких каверн или сквозных отверстий (рис. 55). При почвенной коррозии происходит повреждение труб на большой длине. При повреждении труб землеройными механизмами об разуются вмятины или сквозные отверстия, иногда больших размеров, при этом, как правило, с вмятинами. Чаще всего газопроводы повреждаются и пробиваются клин-бабами и ков шами (зубьями) экскаваторов. Иногда газопроводы пробивают
отбойными молотками.
Из-за некачественного изготовления на заводах в трубах могут оказаться свищи, раковины, расслоение металла и мел кие трещины. У шовных труб нередко раскрываются сварные швы.
100
Способы ликвидации утечек в теле труб зависят от харак тера дефектов. Небольшие свищи и трещины в стальных тру бах заваривают; в чугунных трубах свищи и раковины рас сверливают и завинчивают пробками на резьбе. Применяют
Рис. 55. Трубы, поврежденные блуждающими токами.
также глухие (без отверстий) седелки на хомутах. При более значительных повреждениях на трубы устанавливают муфты. На стальные газопроводы вместо муфт можно наваривать по лумуфты или заплаты, перекрывающие поврежденный участок. При повреждениях газопроводов механизмами с образованием отверстий с вмятинами или только вмятин сильно сужается проходное сечение газопровода. Поэтому подобные участки труб приходится вырезать и вместо них вваривать катушки. Такие работы выполняются после выключения газопровода. При этом следует обязательно вскрывать и проверять ближайшие от мес та повреждения сварные стыки.
Если трубы повреждены на значительном протяжении, что чаще всего бывает вследствие коррозии, их необходимо выре зать и заменить новыми.
Утечки на асбестоцементных газопроводах чаще всего воз никают в муфтовых соединениях. В этих случаях производился перестановка муфт, иногда со сменой резиновых уплотнитель ных колец. Нередко также отмечаются переломы и пробоины труб. Такие трубы необходимо заменять новыми. Возможно также на повреждения (отверстия) устанавливать сварные муфты с заделкой концов цементом.
Ремонт полиэтиленовых труб. В эксплуатации полиэтилено вые трубы ведут себя достаточно надежно, если качественно выполнены строительно-монтажные работы. Наиболее харак терные виды неисправностей и повреждений этих труб — раз' рушения стыковых соединений в местах установки фасонных
101
частей и металлических вставок. Возможно также образование трещин на целой части труб и сплющивание. Нередко полиэти леновые трубы пробивают землеройными машинами при про кладке подземных коммуникаций.
Причиной повреждений стыковых соединений чаще всего бывает низкое качество монтажа, в частности непровар, умень шение сечения сварного шва и стенок трубы, а также подрезы, что наиболее характерно для способа соединения труб встык с подкладными кольцами.
Резко увеличивается опасность повреждения стыковых сое динений при укладке труб на плохо подготовленные основания и при недостаточной глубине заложения, так как в этом случае при движении тяжелого транспорта на трубы передаются боль шие динамические нагрузки. Поэтому при приемке газопрово дов из таких труб особое внимание следует обращать па каче ство постели и засыпки, а также на глубину укладки. Особо важное значение имеет глубина укладки для труб малых диа метров, так как эти трубы обладают малой прочностью. Так, например, трубы среднего типа с толщиной стенок менее 3 мм (с номинальным наружным диаметром 50 мм) не выдерживают не только динамических, но и статических нагрузок и сплющи ваются. Поэтому такие трубы для подземных газопроводов применяться не должны.
Следует учитывать, что глубина укладки вводов при соблю дении уклонов обычно бывает на 10—20 см меньше глубины укладки уличных газопроводов. Поэтому, чтобы применять по лиэтиленовые трубы также для вводов и дворовых разводок, глубина укладки уличных газопроводов должна быть не менее
1,2 м.
Поврежденные полиэтиленовые трубы и фасонные части следует заменять новыми таких же размеров. Последователь ность операций по замене поврежденного участка газопровода следующая.
1.Сбрасывается давление и газопровод полностью освобож дается от газа.
2.Вырезается поврежденный участок газопровода.
3.Заготавливается такой же отрезок новой трубы и на кон
цы его навариваются муфты. Получается патрубок с двумя раструбами, при этом длина одного раструба должна быть l,5d, а второго — 3d. Заготовленный патрубок вставляется на место вырезанного участка газопровода и сваривается с основ ным газопроводом.
Чтобы ввести конец трубы в раструб, используется гибкость полиэтиленового газопровода, освобожденного от засыпки. Для этого газопровод раскапывается на 2—3 м от места поврежде
ния.
Дефекты сварных соединений газопроводов низкого давле ния могут быть устранены прутковой сваркой дефектных
102
мест, а также с помощью привариваемых муфт или накладок из полиэтиленовых труб. Небольшие трещины и проколы могут устраняться с помощью сварочного пистолета.
Устранение неисправностей запорной арматуры. Наиболее распространенными видами неисправностей запорной арматуры являются утечки во фланцевых соединениях и в сальниках. От мечаются также случаи обрыва фланцев и образования трещин в теле чугунных задвижек вследствие их неправильной уста новки: перекоса фланцев, отсутствия опоры и т. п.
Утечки во фланцевых соединениях задвижек и кранов, как правило, являются результатом их неправильной установки, которая заключается в непараллелыюсти фланцев (перекос) или в плохой соосности патрубков. Нередко также отмечаются случаи утечек из-за плохого качества фланцев (тонкие, без ка навок) или неправильного подбора болтов (недостаточная тол щина болта или длина резьбы). Чаще всего утечки во фланцах устраняют подтягиванием болтов или сменой прокладок. Новые прокладки ставят только после тщательной очистки уплотни тельных поверхностей фланцев от прилипших старых прокла док, а также от сурика или белил. Эта работа очень сложная и опасная, так как ее приходится выполнять под давлением га за. В связи с этим при замене прокладок давление необходимо снижать. Максимально допустимым давлением при выполнении указанных работ следует считать 50—60 мм вод. ст. При пере косе фланцев у задвижек без компенсаторов подтягиванием болтов и сменой прокладок обычно утечку газа устранить не удается. К тому же чрезмерно большие усилия при подтягива нии болтов нередко, приводят к обрыву фланцев чугунных зад вижек и кранов. Здесь наиболее радикальным способом устра нения неисправности является замена задвижки или крана вместе с патрубками. Если новой задвижки нет, то устранение перекоса можно обеспечить перерезанием газопровода у зад вижки с установкой муфты или вваркой патрубка. Лучше пере резать газопровод после задвижки по ходу газа. Необходимо заметить, что такие работы, как правило, должны выполняться после разборки колодца. Более надежный узел получается при вварке патрубка (катушки). Однако подгонка катушки требует высокой квалификации исполнителей, особенно на газопроводах больших диаметров.
Утечки газа в сальниках устраняют подтягиванием сальника или сменой сальниковой набивки.
Иногда в процессе эксплуатации шпиндель задвижки оказы вается погнутым или на шпинделе испорчена резьба, из-за чего задвижка открывается и закрывается с большим трудом и к тому же часто не полностью. В этом случае целесообразно шпиндель заменить новым от такой же задвижки или пол ностью заменить задвижку, а неисправную отправить в ре монтные мастерские.
103