Файл: Емельянов, В. Д. Оборудование предприятий для производства виноградных вин и соков учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
н Щ ... ^ |
В. Д. ЕМЕЛЬЯНОВ |
''' |
|
''wife? ОБОРУДОВАНИЕ
'■■нМ¥і
ПРЕДПРИЯТИЙ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ВИНОГРАДНЫХ ВИН
И СОКОВ
В. Д. ЕМЕЛЬЯНОВ
ОБОРУДОВАНИЕ
ПРЕДПРИЯТИЙ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА
ВИНОГРАДНЫХ
ВИН И соков
Одобрено Ученым советом Государственного комитета Совета Министров СССР
по профессионально-техническому образованию в качестве учебника для средних профессионально-технических училищ
МОСКВА ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
1S74
УДК 663.255
Гх>о п бпичнчя |
1 |
Н1>. ' лИЧ ".кая-
••„HS! ■F
■.■ли'илГ'.пйР
f АГ.ЬКОГО ЗАЛА
y < { - / 8 ¥ f J s
Р е ц е н з е н т ы : Н. Ф. ХАРИТОНОВ, В. В. ОРЛОВСКИЙ
(Б) Издательство «Пищевая промышленность», 1974 г.
^ |
31709—015 |
Е |
------------- 15-74 |
044(01)—74
ПРЕДИСЛОВИЕ
Винодельческая промышленность СССР — крупная отрасль пищевой индустрии, непрерывно развивающаяся на базе постоянного совершенство вания техники и технологии, комплексной механи зации и автоматизации производства. За последние годы в производство внедрены новые прогрессив ные технологические процессы, более совершенная высокопроизводительная техника — поточные ли нии и установки, машины, средства автоматизации и т. д.
Винодельческая промышленность включает про изводство виноградных и плодово-ягодных вин, ви ноградных соков, коньяков и шампанского. В на стоящей книге рассмотрено основное технологичес кое оборудование предприятий по производству виноградных вин и соков, т. е. заводов первичного, зторичного и смешанного виноделия. Наибольшее знимание уделено современному и прогрессивному оборудованию, внедренному в производство в по следние годы. Холодильное, энергетическое и об
щезаводское оборудование в книге не рассматри вается.
'Книга предназначена для подготовки квалифи цированных кадров массовых профессий винодель ческой промышленности. В ней описано основное технологическое оборудование,' дана его конст рукция, приведены технические характеристики. Vделено внимание правилам безопасной эксплуата ции оборудования.
По просьбе автора глава VIII «Оборудование для комплексной переработки отходов виноделия» написана сотрудником отдела технологического оборудования ВНИИ ВиВ «Магарач» А. Н. Мило шевичем.
Г Л А В А I
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ, ПРИЕМКИ И ПЕРЕРАБОТКИ ВИНОГРАДА
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДОСТАВКИ ВИНОГРАДА
Бестарная достатка винограда (перевозка винограда нава лом в кузовах автотранспорта) сокращает сроіки. уборки уро жая, что исключает значительные потери при его вывозе на переработку в мелкой таре (ящиках, корзинах, тарпах и т. д.). Бестарный способ позволяет механизировать погрузочно-разгру зочные операции, ускоряет оборот автомашин, сокращает их об щую потребность. Отпадает также необходимость в дорогостоя щей транспортной таре н исключаются затраты на ее ремонт.
Рис. 1. Контейнер виноградный К.ВА:
] — кузов- |
2 —крюк; 3 — бгрус; |
4 — стремянка; |
<5— хомут; 6 — элек |
тротельфер; |
7 — подъемник; |
8 — передняя |
стенка; 5 — приемный |
|
бункер-питатель. |
|
4
Кроме того, значительно упрощается взвешивание винограда, исключаются потери сусла при транспортировке винограда.
Контейнер виноградный КВА (рис. 1). Это основное транс портное средство для доставки винограда на винзаводы. Он представляет собой сварной металлический кузов, установлен ный на платформе грузового автомобиля. Задняя часть кузова закреплена на платформе с помощью шарнира, вокруг которого кузов может поворачиваться под углом 70°. В верхней части пе редней станки кузова имеется скоба для закрепления крюка электротельфера.
Разгрузку винограда производят опрокидыванием контейне ра вокруг шарнирной оси с помощью электротельфера. Для пол ного удаления продукта задняя стенка кузова наклонена к плос кости дна под углом 40—45°. Вместимость кузова около 2,5— 3,0 т.
Контейнер виноградный КВА изготовляют из черных метал лов или алюминиевых сплавов. Поэтому поверхность контейне ра, соприкасающуюся с продуктом, защищают виностойкими покрытиями.
Техническое обслуживание контейнера КВА заключается в ежедневной очистке и мойке кузова. При этом необходимо про верять состояние защитного покрытия.
ОБОРУДОВАНИЕ ПРИЕМНЫХ ПУНКТОВ ВИНОГРАДА
Поступающий на винзавод транспорт с виноградом взвеши вают на автомобильных весах. Одновременно производят отбор средней пробы сырья, которую прессуют на лабораторном прес се. Полученное сусло фильтруют через несколько слоев марли и анализируют.
После разгрузки винограда производят взвешивание порож него транспорта.
Стационарный пробоотборник СПВ-1 (рис. 2) предназначен для механизированного отбора средней пробы винограда из транспортных средств. Применение данного пробоотборника (рис. 2, а) позволяет с достаточной точностью определить истин ное значение сахаристости партии винограда.
Пробоотборник устанавливают у платформы автомобильных весов. Его рабочим органом является пробоотборное устройство (рис. 2, б), которое смонтировано над весами на поворотной стреле и может произвольно ориентироваться в пространстве, позволяя отбирать пробы в любой точке площади размерами 3,5Х2;0 м. По вертикали пробоотборное устройство может пере мещаться на глубину до 2,0 м.
Пробоотборное устройство состоит из вала 1, передающего вращение коническому шнеку 2 с переменным шагом .витков,
5
.перфорированного металлического стакана 3, неподвижных ипо движных ножей 5 и 6, трубы для отвода сусла 7. Принцип дей ствия пробоотборного устройства основан на там, что при погру жении его в кузов транспортного средства подвижные и непо движные ножи вырезают столбик виноградной массы, который захватывается и отпрессовывается коническим шнеко.м. Сусло через перфорированный стакан попадает в камеру 4, откуда по трубе / отсасывается вакуум-насосом в специальный бачок. Вы
жимки через окно 8 выводятся в тару с виноградом, а сусло по |
|||
ступает в кювету датчика |
автоматического |
рефрактометра для |
|
анализа сахаристости. |
|
|
|
|
Техническая характеристика стационарного |
||
|
пробоотборника СПВ-1 |
|
|
Продолжительность отбора средней пробы при |
|||
трехкратном погружении, |
м и н .................................... |
2 |
|
Емкость |
бочки, л .................................................. |
|
3,2 |
Габариты, |
м м ................................................................ |
|
36000x5320 |
6
|
|
Автоматизированный прием |
|||||||
|
ный пункт винограда. Приемный |
||||||||
|
пункт |
завода |
первичного |
вино |
|||||
|
делия |
осуществляет |
автоматиче |
||||||
|
ское выполнение следующих опе |
||||||||
|
раций: |
взвешивание |
транспорта |
||||||
|
с. виноградом и тары; отбор |
||||||||
|
средней пробы винограда; конт |
||||||||
|
роль -сахаристости пробы сусла'; |
||||||||
|
регистрацию |
результатов |
взве |
||||||
|
шивания и определения сахари |
||||||||
|
стости; |
выдачу |
квитанций |
при |
|||||
А-А |
емщику |
и |
сдатчику |
винограда |
|||||
с |
указанием |
всех |
необходимых |
||||||
|
данных. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Взвешивание сырья, поступа |
|||||||
|
ющего |
на вииза.вод, производят |
|||||||
|
с помощью цифропоказы-вающнх |
||||||||
|
и автоматически 'регистрирую |
||||||||
|
щих |
весов типа АЦПВ-ЮДРА, |
|||||||
|
которые состоят |
из |
|
рычажного |
|||||
|
грузопрIIемного механтізма-плат- |
||||||||
|
формы II пульта автоматическо |
||||||||
|
го управления. |
При |
взвешива |
||||||
|
ния, усилие от грузоподъемного |
||||||||
|
механизма передается на цифер |
||||||||
|
блатный |
указатель |
пульта уп |
||||||
|
равления я преобразуется в эле |
||||||||
|
ктрический имлульс-спгнал, |
ко |
|||||||
|
торый поступает на электропеча |
||||||||
|
тающие |
машинки |
и |
-световое |
|||||
|
цифровое |
табло. |
|
|
|
|
|||
|
да |
Отбор средних проб виногра |
|||||||
|
осуществляют |
с |
по-мощыс |
||||||
|
стациона-pного про-боотборнііка |
||||||||
|
СПВ-1. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Система |
|
автоматического |
|||||
|
контроля |
-сахаристости |
-сусла со |
стоит из рефрактометрического датчика, усилителя, вторичного прибора, вакуум-бачка, электромагнитного вентиля, кюветы, реле времени и промежуточного реле.
Приемка винограда на автоматизированном пункте осуще ствляется следующим образом. После того как автомашина с впнопрадом -въехала на платформу автоматических весов, опе ратор нажим-ает на пульте управления кнопку «Пуск». При это-м на табло появляется масса брутто, а на приемной квитан ции регистрируются результаты вз-вешивания (дата, номер ав томашины, номер пульта, масса брутто). Затем оператор вклю
7
чает пробоотборник н отбираемая им проба сусла направля ется вакуум-насосом в узел автоматического .измерения саха ристости. Значение сахаристости также обозначается на свето вых цифровых табло и одновременно -фиксируется на приемной квитанции. Разоруженный транспорт взвешивается на другой платформе весов. При этом на квитанции отпечатываются те же данные (дата, номер автомашины, номер пульта) и масса порожней тары. Массу нетто высчитывает оператор, после чего kbit таицито -выдают сдатчику.
РАЗГРУЗОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ И іБУНКЕРА-П ИТАТЕЛ И ДЛЯ ВИНОГРАДА
После взвешивания и отбора средней пробы виноград раз гружают в бункера-питатели, которые подают его в дроібилытогребнеотделяющие машины. В соответствии с действующими технологическими инструкциями .со времени сбора ©инограда до его переработки должно пройти не более 4 ч. Это требова ние обусловлено возможностью забражігвання (винограда в контейнере, которое может вызвать ухудшение качества полу чаемых виноматериалов.
Устройство площадок іи бункеров-питателей
Разгрузочные площадки должны обеспечивать возможность свободного маневрирования транспортных средств для .подачи винограда в бункера-питатели. Площадки оборудуют стацио нарными разгрузочными устройствами для опрокидывания ви ноградных контейнеров. Поворот контейнера вокруг шарнира, закрепленного на платформе транспортного средства, произво
дится передвижными электроталя-ми |
(рис. 3), подвешенными |
на монорельсе (электротельфером). |
контактными проводами |
Ток подводится к элѳктротали |
(троллеями) со съемом специальными токоснимателями или гибким кабелем. В качестве пусковой аппаратуры в элект.роталях используют магнитные пускатели, а управление осущест вляют с помощью кнопочного пульта.
Элекгротали ©ьипуска-ют ів -продольном и поперечном испол нении. У продольной элекгротали барабан, на который нави вается трое, расположен вдоль монорельса, а у поперечной злектротали барабан расположен поперек монорельса. Грузо подъемность их составляет 2,5; 5,0; 10,0; 20,0; 30,0 и 50,0 т. ■
Бункера-питатели должны обеспечивать равномерную пода чу винограда на переработку в темпе, соответствующем пас портной производительности дробнльно-гребнеотделяющей ма шины. При перегрузке или неравномерной загрузке дробилокгребнеотделиітелей (особенно валковых) возникает опасность забивания гребнеотделяющего устройства продуктом, ухудша ются .качественные показатели получаемого сусла.
8
Высота передней стенки бункера над уровнем земли не должна пре вышать 600 мм. При этом условии в бункера без дополнительных уст ройств можно разгружать все типы контейнеров для бестарной достав ки винограда. Конструкция бунке ра, принятые ;в 'ней уклоны стенок и дна должны исключать возмож ность зависания винограда, слежи вания его, образования сводов и т. д., так как в данных случаях для разгрузки винограда в дро- бпльно-гребнеотделяющую мангину требуются дополнительные затраты ручного труда. Для исключения зависания и сводообразования ви ноградной массы в бункере-питате ле утлы наклона его стенок должны быть не менее 55°.
да |
Дозированную |
подачу виногра |
|
|
|
|
||
на переработку осуществляют |
|
|
|
|
||||
шиековымн |
питателями-доз атора- |
Рис. 3. |
Электрическая |
таль |
||||
ми. |
Другие |
типы |
питателей |
(лен |
|
(тельфер) : |
|
|
точные, скребковые н др.) |
приме |
/ — грузовой барабан: 2 — электро- |
||||||
двигатель; |
3 — механизм |
передви |
||||||
няют ограниченно. |
На винзаводах |
жения тельфера; |
4 — каток; |
5 — ко |
||||
эксплуатнруют |
разнообразные |
робка с пускорегулирующей аппа |
||||||
ратурой; |
6 — моно.рсльс; |
У — кно |
||||||
конструкции |
шнековых |
питате |
почная станция; |
8 — крюк; 9 — |
||||
лей. |
|
|
|
|
трос. |
|
||
|
|
|
стандартные бункера-пита |
|||||
|
В настоящее время разработаны |
тели ТІ-ВБШ-10 и Т1-ВБШ-20. Они отличаются друг от друга только некоторыми іпаіраметрами. Питающим и дозирующим устройством данных бункеров является шнек с индивидуаль ным приводом, расположенный перпендикулярно стене дро бильно-прессоіво-го отделения. Продольный разрез стандартно го бункера-питателя .показан на рис. 4.
|
|
Техническая характеристика бункеров-пнтателен |
|||||
|
|
|
ТІ-ВБШ-10 |
и ТІ-ВБШ-20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ТІ-ВБШ-10 |
ТІ-ВБШ-20 |
|
Подача |
по |
винограду, кг/с . . |
. 2 , 8 |
|
5,6 |
||
Емкость бункера, м3 |
......................... |
6,0 |
|
|
6,0 |
||
Шнек, |
мм |
|
|
|
|
|
|
д и а м е т р .................................. |
|
400 |
|
|
400 |
||
ш |
а г |
............................................. |
об/мин . . |
280 |
|
|
280 |
Частота вращения, |
. 7 , 0 |
|
13,0 |
||||
Мощность |
привода, |
кВт. . . . |
, |
1,0 |
|
1,5 |
|
Габариты, |
м м ................................... |
|
4380x3000x2145 |
4380X3000X2145 |
|||
Масса |
металлоконструкции, кг |
. . |
380 |
|
400 |
9