Файл: Гурвич, Л. И. Конструктивные особенности современных основовязальных быстроходных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Л.И. ГУРВИЧ, Э.Е.ПЕЙСАХ, А.М.БЕНЦМАН

КОНСТРУКТИВНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ

ОСНОВОВЯЗАЛЬНЫХ

БЫСТРОХОДНЫХ М А Ш И Н

М О С К В А « Л Е Г К А Я И Н Д У С Т Р И Я » 1973

6П9.26

Г95

У Д К 677.055.6—185.4

Гсс. г • - —я

О.о З А Л А

Рецензент докт. техн. наук Симин С. X.

Гурвич Л . И. и др .

Г95 Конструктивные особенности современных осново- в я з а л ь н ы х быстроходных машин . М., « Л е г к а я индустрия», 1973.

184 с.

Пере д загл. авт.: Гурвич Л . И., Пейсах Э. Е., Бенцман А. М.

Книга с о д е р ж и т описание конструкций современных основовязальных машин. В ней приведены их краткие технические характеристики, рассмотрены конструктивные особенности различных механизмов, д а н ы

сведения по расчету отдельных узлов . Рассмотрены

т а к ж е процессы

петлеобразования на машинах

с крючковыми, язычковыми и пазовыми

иглами. Показаны основные

направления

совершенствования

осново-

вязального

оборудования .

 

 

,

 

 

 

Книга

предназначена дл я инженерно-технических ^работников три­

котажной

промышленности

и

м о ж е т быть

полезна

студентам

вузов

и учащимся техникумов,

специализирующимися

по трикотажному

производству.

 

 

 

 

 

Г

3163—062

 

 

 

 

Г95

 

64—73

 

 

 

 

 

036(01)—73

 

 

 

 

 

© Издательство «Легкая индусгрия», 1973


ПР Е Д И С Л О В И Е

Особенность текущего девятого пятилетнего плана

развития народного хозяйства С С С Р — более высокий темп роста производства предметов потребления по от­ ношению к темпу роста производства средств производ­

ства.

В связи с

этим особое внимание

в настоящее

время

уделяется

развитию трикотажной

промышлен ­

ности.

Производство т р и к о т а ж а

за пятилетие д о л ж н о

увеличиться на

47%.

 

 

Т р и к о т а ж н а я

промышленность

нашей

страны осна­

щена большим количеством основовязальных машин, на которых в ы р а б а т ы в а е т с я широкий ассортимент полотен различного назначения .

В настоящей книге описываются современные основовязальные машины, выпускаемые различными фирмами . Основной упор делается на последние достижения в об­ ласти трикотажного машиностроения . З н а ч и т е л ь н а я

часть м а

т е р и а л а публикуется впервые.

Книга

рассчитана на читателей, знакомых с осно­

вами трикотажного производства. П р и написании книги

авторы использовали

накопленный опыт по созданию

т р и к о т а ж н ы х машин

в Ленинградском конструкторском

бюро по проектированию т р и к о т а ж н ы х м а ш и н и Ленин ­

градском институте текстильной и

легкой

 

промышлен ­

ности имени С. М. Кирова .

 

 

 

 

 

 

Предисловиэ,

главы

I , V,

V I , V I I

и

I X книги

написаны А. М. Бенцманом, главы

I V , V I I I Л . И.

Гур-

вичем, глава

I I I Э. Е. Пейсахом,

глава

I I совмест­

но А. М. Б е н ц м а н о м и

Л . И. Гурвичем.

 

 

 

 

Авторы в ы р а ж а ю т

благодарность С X. Симину за

ценные з а м е ч а н и я при

рецензировании книги.

 

З а м е ч а н и я

и

п о ж е л а н и я

просьба

н а п р а в л я т ь

по

адресу: Москва,

103031,

Кузнецкий

мост,

22,

издательст­

во « Л е г к а я индустрия».

 

 

 

 

 

 

 


Гл а в a I

СО В Р Е М Е Н Н ОЕ СОСТОЯНИЕ О С Н О В О В Я З А Л Ь Н Ы Х

МАШИН

В1775 г. англичанин Крейн изготовил одногребеночную

основовязальную

машину д л я производства

чулок, а

спустя

16 лет, в

1791

г., Вильяму

Д а у с о н у был

выдан

патент

на

изобретение

основовязалы-юй

машины д л я производства

к р у ж е в

и чулок. Т а к появились первые основовязальные

машины .

З а

200 лет, прошедших со времени создания этих машин, они пре­ терпели целый р я д изменений. В настоящее время конструкции основовязальных машин достигли весьма высокого технического

уровня и

больших

технологических

возможностей.

 

 

Растущий спрос на т р и к о т а ж объясняется широким ассор­

тиментом и

высокими потребительскими свойствами выпускае­

мых изделий. На

современных основовязальных

м а ш и н а х

вы­

р а б а т ы в а ю т

т р и к о т а ж н ы е полотна разнообразных видов — от

тончайших кружевных и бельевых

до полотен д л я шитья пальто

и костюмов. Кроме

одежды,

из

основовязаного

полотна

из­

готовляют

ковры,

одеяла,

обивку

д л я

мебели, тюль,

гардины,

скатерти, полотенца

и т.

д.

 

 

 

 

 

 

 

В последнее

время

основовязаный

т р и к о т а ж с

успехом

применяют

д л я технических

целей.

Из

него производят

сетки

д л я б а г а ж н ы х полок в междугородных автобусах и железнодо ­

рожных вагонах, рыболовные сети, салфетки,

сетки д л я спор­

тивных игр, фильтры, прокладки, упаковочные

мешки,

основу

для .покрытия сидений автомобилей.

 

 

 

 

Основовязаное полотно

является

хорошим

сырьем

д л я

из­

готовления прорезиненных

прокладок,

которые

используют

д л я

герметизации дверей в самолетах, вентиляционных камер, кла­ панов насосов и вентилей: Переработка металлизированных ни­ тей открывает новые возможности д л я применения основовя­ заного полотна.

Основовязальное производство растет очень быстро по сравнению с другими производствами т р и к о т а ж н о й и текстиль­ ной промышленности. Этот рост обусловлен ие только широким ассортиментом выпускаемых изделий, но и высокой производи­ тельностью машин . П о сравнению с т к а ц к и м оборудованием

4


производительность основовязальных машин в 3—8 раз выше. Говоря о преимуществе основовязальных машин, следует т а к ж е отметить и их недостатки. К ним относятся: меньшая зо­

на обслуживания основовязальных машин по сравнению с зо­ ной обслуживания ткацких станков; б о л ь ш а я масса квадрат ­ ного метра вырабатываемого т р и к о т а ж а по сравнению с массой

квадратного

метра

ткани,

что

объясняется

большим

расходом

сырья

дл я производства

трикотажа .

 

 

В

себестоимости текстильных изделий д о л я стоимости

сырья

составляет

60—90%,

поэтому трикотажные

изделия

стоят д о р о ж е

тканых . Тем не

менее т р и к о т а ж н ы е изделия об­

л а д а ю т

лучшими эстетическими свойствами, а т р и к о т а ж н ы й

способ

производства является

значительно

более

производи­

тельным, вследствие чего тканые изделия постепенно вытесня­

ются трикотажными . Эта тенденция

характеризуется

следую­

щими

показателями .

В 1970 г. масса

выпущенных

в

мире

т р и к о т а ж н ы х полотен

составляла

20%

от массы

тканей.

К 1975

г. ожидается

увеличение

этого процента

до

33,3.

В Англии с 1961 по 1966 г. объем ткацкого производства со­ кратился на 13%, в то время как объем основовязалы-гого про­ изводства удвоился. В мире д о л я основовязаного полотна, иду­

щего

иа

изготовление

одежды,

составляла

в

1955

г. —

7%,

в 1965 г. — 10% и ожидается в 1975 г. — 25%.

 

 

 

 

Высокие

темпы

роста

основовязалыюго

производства

по­

требовали

резкого

увеличения

парка

основовязальных

машин .

50 лет н а з а д в

мире насчитывалось

всего

800

таких

машин,

25 лет спустя их уж е было 7500, а сейчас

более 45 000, при этом

средняя

ширина

игольницы в м а ш и н а х

удвоилась, а

скорости

возросли почти

в

6 раз .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

настоящее

время

производством

основовязальных

машин

з а н я т ы

17

фирм

в восьми странах . В 1971

г. ими были

выпу­

щены

основовязальные

машины более

чем

116

марок.

 

 

 

 

 

1. Т И П Ы О С Н О В О В Я З А Л Ь Н Ы Х М А Ш И Н

 

 

 

Основной парк основовязальных машин составляют

вертел-

ки и

рашель - машины . Д о

недавнего

времени различие

между

ними определялось конструкцией иглы. По традиции к вертелкам относили машины с крючковыми иглами, а к рашель - ма -

шииам — с язычковыми иглами . После

изобретения движковых

игл они стали применяться сначала на

вертелках, а затем и на

р а ш е л ь - м а ш и н а х . Наконец, появились вертелки с язычковой иглой. В результате разделение машин по типу иглы стало не­ возможным .

В настоящее время основное различие м е ж д у вертелкой и

рашель - машнной заключается в способе схода полотна

с игл,,

что в конечном итоге зависит от вида в ы р а б а т ы в а е м о й

продук-

5


цни. В вертелке угол схода

полотна

с

игл

близок к прямому, а

о т т я ж к а полотна осуществляется благодаря выдвижению

пла­

тим и вращению о т т я ж н ы х

валов .

В

р а ш е л ь - м а ш и н а х полотно

сходит с игл под углом порядка

140—160° и оттягивается

только

силой о т т я ж н ы х валов, что

требует

большего

н а т я ж е н и я

полот­

на, чем на вертелках, поэтому на них перерабатывают

 

более

грубые нити. Кроме того, на

р а ш е л ь - м а ш и н а х

часто в я ж у т

пере­

плетения

(цепочки,

сетеобразные и

т. д . ),

д л я которых

отбой­

ный брус создает более благоприятные условия д л я

формиро ­

вания петель,

чем платины

вертелки.

 

 

 

 

 

 

 

Вертелки

имеют

более

высокий

класс

(до 40)

и

 

более

быстроходны, чем рашель - машины . К а к правило, на них

 

уста­

навливается не более четырех гребенок. Рабочие скорости

 

вяза­

ния

вертелок

колеблются

в

зависимости от ширины

игольницы

и

числа

гребенок

от

800

до

1800

ряд/мин .

Н а и б о л е е

распространены двух- и трехгребеночные машины с игольницей шириной 168" д л я выработки гладких и рисунчатых полотен из искусственных и синтетических нитей, применяемых д л я изготов­ ления белья. Вертелки с движковой иглой самые быстроходные, зато вертелки с крючковой иглой о б л а д а ю т большими техноло­ гическими возможностями . На них можно получать переплете­

ния с использованием узорного

пресса.

 

 

 

Вертелки с крючковой иглой низкого

класса

н а з ы в а ю т ра-

шель - вертелками . К а к правило,

они имеют узорный пресс.

Вертелки с язычковой иглой

пока выпускаются

только

одной

фирмой

«Текстайл

машинери»

( С Ш А ) .

Известны три

марки

этих машин: с двумя, тремя и

четырьмя гребенками. Исполь­

зование язычковой иглы в сочетании с платинами

такой

формы,

к,ак на вертелке, создало благоприятные

условия

д л я перера­

ботки на

этих м а ш и н а х п р я ж и

из натуральных волокон.

 

Р а ш е л ь - м а ш и н ы

обладают значительно

большими технологи­

ческими возможностями благодаря установке на них большого

числа

гребенок

(до 48). Р а ш е л ь - м а ш и н ы могут быть

одноили

двухфонтурными, низкого, среднего или высокого

классов (от 6

до 64)

и

иметь

игольницу

шириной до 240". Р а б о ч и е

скорости

вязания

машин

в зависимости от числа гребенок

л е ж а т в пре­

делах

300—900

ряд/мин .

Н а р а ш е л ь - м а ш и н а х

в ы р а б а т ы в а ю т

самые разнообразные изделия: кружева, тюль, гардины, почти все виды полотен д л я одежды, сети различного назначения .

В

послевоенные

годы производство рашель - машин сократи­

лось,

т а к к а к они

не в ы д е р ж а л и конкуренции с кругловязаль -

ными машинами . О д н а к о усовершенствование конструкции ра­ шель - машин позволило поднять их производительность, что способствовало их возрождению . Сейчас р а ш е л ь - м а ш и н ы вновь широко применяются .

Среди современных р а ш е л ь - м а ш и н весьма распространены машины, специализированные на выработке плюшевых (ворсо-

6