Файл: Гурвич, Л. И. Конструктивные особенности современных основовязальных быстроходных машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
Л.И. ГУРВИЧ, Э.Е.ПЕЙСАХ, А.М.БЕНЦМАН
КОНСТРУКТИВНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
СОВРЕМЕННЫХ
ОСНОВОВЯЗАЛЬНЫХ
БЫСТРОХОДНЫХ М А Ш И Н
М О С К В А « Л Е Г К А Я И Н Д У С Т Р И Я » 1973
6П9.26
Г95
У Д К 677.055.6—185.4
Гсс. г • - —я
О.о З А Л А
Рецензент докт. техн. наук Симин С. X.
Гурвич Л . И. и др .
Г95 Конструктивные особенности современных осново- в я з а л ь н ы х быстроходных машин . М., « Л е г к а я индустрия», 1973.
184 с.
Пере д загл. авт.: Гурвич Л . И., Пейсах Э. Е., Бенцман А. М.
Книга с о д е р ж и т описание конструкций современных основовязальных машин. В ней приведены их краткие технические характеристики, рассмотрены конструктивные особенности различных механизмов, д а н ы
сведения по расчету отдельных узлов . Рассмотрены |
т а к ж е процессы |
||||||
петлеобразования на машинах |
с крючковыми, язычковыми и пазовыми |
||||||
иглами. Показаны основные |
направления |
совершенствования |
осново- |
||||
вязального |
оборудования . |
|
|
, |
|
|
|
|
Книга |
предназначена дл я инженерно-технических ^работников три |
|||||
котажной |
промышленности |
и |
м о ж е т быть |
полезна |
студентам |
вузов |
|
и учащимся техникумов, |
специализирующимися |
по трикотажному |
|||||
производству. |
|
|
|
|
|
||
Г |
3163—062 |
|
|
|
|
Г95 |
|
|
64—73 |
|
|
|
|
||
|
036(01)—73 |
|
|
|
|
|
© Издательство «Легкая индусгрия», 1973
ПР Е Д И С Л О В И Е
Особенность текущего девятого пятилетнего плана
развития народного хозяйства С С С Р — более высокий темп роста производства предметов потребления по от ношению к темпу роста производства средств производ
ства. |
В связи с |
этим особое внимание |
в настоящее |
|
время |
уделяется |
развитию трикотажной |
промышлен |
|
ности. |
Производство т р и к о т а ж а |
за пятилетие д о л ж н о |
||
увеличиться на |
47%. |
|
|
|
Т р и к о т а ж н а я |
промышленность |
нашей |
страны осна |
щена большим количеством основовязальных машин, на которых в ы р а б а т ы в а е т с я широкий ассортимент полотен различного назначения .
В настоящей книге описываются современные основовязальные машины, выпускаемые различными фирмами . Основной упор делается на последние достижения в об ласти трикотажного машиностроения . З н а ч и т е л ь н а я
часть м а |
т е р и а л а публикуется впервые. |
Книга |
рассчитана на читателей, знакомых с осно |
вами трикотажного производства. П р и написании книги
авторы использовали |
накопленный опыт по созданию |
т р и к о т а ж н ы х машин |
в Ленинградском конструкторском |
бюро по проектированию т р и к о т а ж н ы х м а ш и н и Ленин
градском институте текстильной и |
легкой |
|
промышлен |
||||||
ности имени С. М. Кирова . |
|
|
|
|
|
|
|||
Предисловиэ, |
главы |
I , V, |
V I , V I I |
и |
I X книги |
||||
написаны А. М. Бенцманом, главы |
I V , V I I I — Л . И. |
Гур- |
|||||||
вичем, глава |
I I I — Э. Е. Пейсахом, |
глава |
I I — совмест |
||||||
но А. М. Б е н ц м а н о м и |
Л . И. Гурвичем. |
|
|
|
|
||||
Авторы в ы р а ж а ю т |
благодарность С X. Симину за |
||||||||
ценные з а м е ч а н и я при |
рецензировании книги. |
|
|||||||
З а м е ч а н и я |
и |
п о ж е л а н и я |
просьба |
н а п р а в л я т ь |
по |
||||
адресу: Москва, |
103031, |
Кузнецкий |
мост, |
22, |
издательст |
||||
во « Л е г к а я индустрия». |
|
|
|
|
|
|
|
Гл а в a I
СО В Р Е М Е Н Н ОЕ СОСТОЯНИЕ О С Н О В О В Я З А Л Ь Н Ы Х
МАШИН
В1775 г. англичанин Крейн изготовил одногребеночную
основовязальную |
машину д л я производства |
чулок, а |
спустя |
||||
16 лет, в |
1791 |
г., Вильяму |
Д а у с о н у был |
выдан |
патент |
на |
|
изобретение |
основовязалы-юй |
машины д л я производства |
к р у ж е в |
||||
и чулок. Т а к появились первые основовязальные |
машины . |
З а |
200 лет, прошедших со времени создания этих машин, они пре терпели целый р я д изменений. В настоящее время конструкции основовязальных машин достигли весьма высокого технического
уровня и |
больших |
технологических |
возможностей. |
|
|
||||||
Растущий спрос на т р и к о т а ж объясняется широким ассор |
|||||||||||
тиментом и |
высокими потребительскими свойствами выпускае |
||||||||||
мых изделий. На |
современных основовязальных |
м а ш и н а х |
вы |
||||||||
р а б а т ы в а ю т |
т р и к о т а ж н ы е полотна разнообразных видов — от |
||||||||||
тончайших кружевных и бельевых |
до полотен д л я шитья пальто |
||||||||||
и костюмов. Кроме |
одежды, |
из |
основовязаного |
полотна |
из |
||||||
готовляют |
ковры, |
одеяла, |
обивку |
д л я |
мебели, тюль, |
гардины, |
|||||
скатерти, полотенца |
и т. |
д. |
|
|
|
|
|
|
|
||
В последнее |
время |
основовязаный |
т р и к о т а ж с |
успехом |
|||||||
применяют |
д л я технических |
целей. |
Из |
него производят |
сетки |
д л я б а г а ж н ы х полок в междугородных автобусах и железнодо
рожных вагонах, рыболовные сети, салфетки, |
сетки д л я спор |
||||
тивных игр, фильтры, прокладки, упаковочные |
мешки, |
основу |
|||
для .покрытия сидений автомобилей. |
|
|
|
|
|
Основовязаное полотно |
является |
хорошим |
сырьем |
д л я |
из |
готовления прорезиненных |
прокладок, |
которые |
используют |
д л я |
герметизации дверей в самолетах, вентиляционных камер, кла панов насосов и вентилей: Переработка металлизированных ни тей открывает новые возможности д л я применения основовя заного полотна.
Основовязальное производство растет очень быстро по сравнению с другими производствами т р и к о т а ж н о й и текстиль ной промышленности. Этот рост обусловлен ие только широким ассортиментом выпускаемых изделий, но и высокой производи тельностью машин . П о сравнению с т к а ц к и м оборудованием
4
производительность основовязальных машин в 3—8 раз выше. Говоря о преимуществе основовязальных машин, следует т а к ж е отметить и их недостатки. К ним относятся: меньшая зо
на обслуживания основовязальных машин по сравнению с зо ной обслуживания ткацких станков; б о л ь ш а я масса квадрат ного метра вырабатываемого т р и к о т а ж а по сравнению с массой
квадратного |
метра |
ткани, |
что |
объясняется |
большим |
расходом |
|
сырья |
дл я производства |
трикотажа . |
|
|
|||
В |
себестоимости текстильных изделий д о л я стоимости |
||||||
сырья |
составляет |
60—90%, |
поэтому трикотажные |
изделия |
|||
стоят д о р о ж е |
тканых . Тем не |
менее т р и к о т а ж н ы е изделия об |
|||||
л а д а ю т |
лучшими эстетическими свойствами, а т р и к о т а ж н ы й |
||||||
способ |
производства является |
значительно |
более |
производи |
тельным, вследствие чего тканые изделия постепенно вытесня
ются трикотажными . Эта тенденция |
характеризуется |
следую |
||||
щими |
показателями . |
В 1970 г. масса |
выпущенных |
в |
мире |
|
т р и к о т а ж н ы х полотен |
составляла |
20% |
от массы |
тканей. |
||
К 1975 |
г. ожидается |
увеличение |
этого процента |
до |
33,3. |
В Англии с 1961 по 1966 г. объем ткацкого производства со кратился на 13%, в то время как объем основовязалы-гого про изводства удвоился. В мире д о л я основовязаного полотна, иду
щего |
иа |
изготовление |
одежды, |
составляла |
в |
1955 |
г. — |
7%, |
|||||||
в 1965 г. — 10% и ожидается в 1975 г. — 25%. |
|
|
|
|
|||||||||||
Высокие |
темпы |
роста |
основовязалыюго |
производства |
по |
||||||||||
требовали |
резкого |
увеличения |
парка |
основовязальных |
машин . |
||||||||||
50 лет н а з а д в |
мире насчитывалось |
всего |
800 |
таких |
машин, |
||||||||||
25 лет спустя их уж е было 7500, а сейчас |
более 45 000, при этом |
||||||||||||||
средняя |
ширина |
игольницы в м а ш и н а х |
удвоилась, а |
скорости |
|||||||||||
возросли почти |
в |
6 раз . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
В |
настоящее |
время |
производством |
основовязальных |
машин |
||||||||||
з а н я т ы |
17 |
фирм |
в восьми странах . В 1971 |
г. ими были |
выпу |
||||||||||
щены |
основовязальные |
машины более |
чем |
116 |
марок. |
|
|
||||||||
|
|
|
1. Т И П Ы О С Н О В О В Я З А Л Ь Н Ы Х М А Ш И Н |
|
|
|
|||||||||
Основной парк основовязальных машин составляют |
вертел- |
||||||||||||||
ки и |
рашель - машины . Д о |
недавнего |
времени различие |
между |
ними определялось конструкцией иглы. По традиции к вертелкам относили машины с крючковыми иглами, а к рашель - ма -
шииам — с язычковыми иглами . После |
изобретения движковых |
игл они стали применяться сначала на |
вертелках, а затем и на |
р а ш е л ь - м а ш и н а х . Наконец, появились вертелки с язычковой иглой. В результате разделение машин по типу иглы стало не возможным .
В настоящее время основное различие м е ж д у вертелкой и
рашель - машнной заключается в способе схода полотна |
с игл,, |
что в конечном итоге зависит от вида в ы р а б а т ы в а е м о й |
продук- |
5
цни. В вертелке угол схода |
полотна |
с |
игл |
близок к прямому, а |
||||||||||
о т т я ж к а полотна осуществляется благодаря выдвижению |
пла |
|||||||||||||
тим и вращению о т т я ж н ы х |
валов . |
В |
р а ш е л ь - м а ш и н а х полотно |
|||||||||||
сходит с игл под углом порядка |
140—160° и оттягивается |
только |
||||||||||||
силой о т т я ж н ы х валов, что |
требует |
большего |
н а т я ж е н и я |
полот |
||||||||||
на, чем на вертелках, поэтому на них перерабатывают |
|
более |
||||||||||||
грубые нити. Кроме того, на |
р а ш е л ь - м а ш и н а х |
часто в я ж у т |
пере |
|||||||||||
плетения |
(цепочки, |
сетеобразные и |
т. д . ), |
д л я которых |
отбой |
|||||||||
ный брус создает более благоприятные условия д л я |
формиро |
|||||||||||||
вания петель, |
чем платины |
вертелки. |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Вертелки |
имеют |
более |
высокий |
класс |
(до 40) |
и |
|
более |
|||||
быстроходны, чем рашель - машины . К а к правило, на них |
|
уста |
||||||||||||
навливается не более четырех гребенок. Рабочие скорости |
|
вяза |
||||||||||||
ния |
вертелок |
колеблются |
в |
зависимости от ширины |
игольницы |
|||||||||
и |
числа |
гребенок |
от |
800 |
до |
1800 |
ряд/мин . |
Н а и б о л е е |
распространены двух- и трехгребеночные машины с игольницей шириной 168" д л я выработки гладких и рисунчатых полотен из искусственных и синтетических нитей, применяемых д л я изготов ления белья. Вертелки с движковой иглой самые быстроходные, зато вертелки с крючковой иглой о б л а д а ю т большими техноло гическими возможностями . На них можно получать переплете
ния с использованием узорного |
пресса. |
|
|
|
||
Вертелки с крючковой иглой низкого |
класса |
н а з ы в а ю т ра- |
||||
шель - вертелками . К а к правило, |
они имеют узорный пресс. |
|||||
Вертелки с язычковой иглой |
пока выпускаются |
только |
одной |
|||
фирмой |
«Текстайл |
машинери» |
( С Ш А ) . |
Известны три |
марки |
|
этих машин: с двумя, тремя и |
четырьмя гребенками. Исполь |
|||||
зование язычковой иглы в сочетании с платинами |
такой |
формы, |
||||
к,ак на вертелке, создало благоприятные |
условия |
д л я перера |
||||
ботки на |
этих м а ш и н а х п р я ж и |
из натуральных волокон. |
|
|||
Р а ш е л ь - м а ш и н ы |
обладают значительно |
большими технологи |
ческими возможностями благодаря установке на них большого
числа |
гребенок |
(до 48). Р а ш е л ь - м а ш и н ы могут быть |
одноили |
|||
двухфонтурными, низкого, среднего или высокого |
классов (от 6 |
|||||
до 64) |
и |
иметь |
игольницу |
шириной до 240". Р а б о ч и е |
скорости |
|
вязания |
машин |
в зависимости от числа гребенок |
л е ж а т в пре |
|||
делах |
300—900 |
ряд/мин . |
Н а р а ш е л ь - м а ш и н а х |
в ы р а б а т ы в а ю т |
самые разнообразные изделия: кружева, тюль, гардины, почти все виды полотен д л я одежды, сети различного назначения .
В |
послевоенные |
годы производство рашель - машин сократи |
лось, |
т а к к а к они |
не в ы д е р ж а л и конкуренции с кругловязаль - |
ными машинами . О д н а к о усовершенствование конструкции ра шель - машин позволило поднять их производительность, что способствовало их возрождению . Сейчас р а ш е л ь - м а ш и н ы вновь широко применяются .
Среди современных р а ш е л ь - м а ш и н весьма распространены машины, специализированные на выработке плюшевых (ворсо-
6