ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
В. Демидов
МАГИСТРАЛИ
ПЯТИ
ИЗМЕРЕНИЙ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЗНАНИЕ» М а е к в а 1973
|
Г " |
Гос. публичная |
|
6Т |
••тучно-твида» ,е **ая |
||
ДЗО |
|
оивлнотвн* C t i |
F |
|
9КЗЄМПЛЯ |
|
|
|
|
|
ЧИТАЛЬНОГО 3 ' ' А
г4У
Демидов Вячеслав Евгеньевич ДЗО Магистрали пяти измерений. М., «Знание», 1973;
(серия «Наука и прогресс»)
с. 160
Вкниге в популярной форме рассказывается о тенденциях и н а
правлениях развития всех основных видов |
транспорта в СССР и за ру |
б е ж о м , а также о некоторых социальных, |
экономических и моральных, |
проблемах, связанных с происходящей на |
транспорте научно-техниче |
ской революцией. |
|
7—3—2 |
|
т. п. 1973 г. № 156 |
|
(С)' Издательство1 «Знание»,. 1973 г:.
МОЕМУ ОТЦУ
в. Д.
Миллионы километров железных дорог, автострад, газо- и 'Нефтепроводов причудливым узором покрыли лик старушкиЗемли. Но если сетка морщин на человеческом лине — при знак заката жизни, то переплетение транспортных магист ралей на физиономии планеты—свидетельство расцвета циви лизации.
«Чтобы извлечь всю возможную пользу из земных продук тов, должно создать оборот оных повсеместным и доставить всем частям республики коммуникации свободные, легкие и дешевые, как взаимные, так и заграничные», — писал в 1791 го ду Роберт Фультон гражданину Камбасересу, Первому консу лу Французской республики. Шестнадцать лет спустя петер бургский журнал «Вестник Европы» сообщал в корреспонден ции из Нью-Йорка: «Г-н Сультон (так тогда писали имя Фультона. — В. Д.) делает теперь паровую барку чрезвычайной ве личины, а именно в 140 футов длиною. Пар будет в ней глав ной движущей силой, с помощью которой судно поплывет, куда угодно изобретателю... Г-н Сультон на новой паровой барке своей совершил уже одно путешествие от Нового РІорка в Албани (Олбани. — 5. Д.) и обратно. Он был в пути четыре дня».
Так на транспорте наступил век пара.
Однако пароход был не просто интересной технической но винкой. Его появление знаменовало собой нечто большее. «Кроме добывающей промышленности, земледелия и обраба тывающей промышленности, — писал К- Маркс, — существует еще четвертая сфера материального производства, которая в своем развитии тоже проходит различные ступени производст ва: ремесленную, мануфактурную и машинную. Это — транс
портная промышленность, все равно, перевозит |
ли она людей |
или товары» (Соч., т. 26, ч. I, стр. 422). Пароход |
неопровержи |
мо 'Свидетельствовал, что эра мануфактурного |
производства |
на транспорте, эра парусников, ломовых телег, почтовых дили жансов закончилась.
Паровой автомобиль Ричарда Тревитика. Паровоз Джорд жа Стефенеона. Стремительно вертелись машины на фабриках Англии, подгоняемые паровой машиной Уатта, но еще 'Стреми тельнее мчались по рельсам паровозы. Казалось, веку пара не
будет конца. Но в 1867 году делает свое изобретение немец Никола Отто: он создает четырехтактный двигатель внутрен него сгорания. .Проходит еще шестнадцать лет — на сцену вы ступает Рудольф Дизель. И вот уже по Дрезденской железной дороге едет первый в мире поезд с двигателем Отто, морские волны режет теплоход с .мотором Дизеля и соотечественник обоих изобретателей механик Карл-Фридрих Бенц строит
П Є р В Ы Й З'В 1 ОіМОбИ Л Ь . . .
'В 1881 году народоволец Николай Кибальчич, арестован ный за покушение на царя, 'разрабатывает в тюрьме проект—• «Предварительная конструкция ракетного самолета», на мно гие десятилетия предвосхищая аналогичные проекты других авторов. Сейчас специалисты по ракетной технике с удивле нием отмечают большую техническую зрелость идеи Кибаль чича. Устройство твердотопливного (порохового) двигателя, изменение траектории полета путем наклона двигателя относи тельно корпуса аппарата, программный режим горения топли ва, проблема устойчивости, — эти и многие иные вопросы бы ли рассмотрены изобретателем в своем проекте, который вплоть до самой Октябрьской революции оставался неизвест ным науке: рукопись была приобщена к протоколам суда и погребена в архивах царской охранки, изобретатель вместе с другими народовольцами — казнен. Лишь через полвека по явились экспериментальные ракетные двигатели, предназна ченные для транспортных летательных аппаратов. Однако и в наши дни о ракетах, как средстве регулярного сообщения, мы говорим лишь в плане проектов и предположений. Слишком много трудностей подстерегает на этом пути конструкторов и изобретателей.
Что же касается других двигателей внутреннего сгорания, то и они не сразу вышли на широкую арену. Им еще долго не удавалось отменить век пара на транспорте: несмотря на все усилия изобретателей, по воде и ,по рельсам продолжали ды мить трубами пароходы и паровозы. Лишь автомобиль и само лет сразу восприняли новшество, они были вызваны к жизни изобретениями двигателистов. Но вдали уже маячил призрак газовой турбины, и известный французский деятель воздухо плавания Зно-Пельтри пророчил: «Скоро будет возможно .сде лать 200 километров в час с помощью тех моторов, что мы имеем в настоящее время. Но эти двигатели необходимо долж ны быть заметены турбинами... В таком случае действие мото ров будет в состоянии развить скорость до 2000 миль в час. Почему бы и нет? Разве в таком предположении есть что-ни будь нелепое ио отношению к законам физики? Нет. Значит, такая возможность существует для будущего».
Долгие десятилетия готовили изобретатели двигателей вто рую транспортную революцию, медленно подтягивали тылы, пускали вперед стремительную разведку, терпели поражения
и отходили на старые позиции, чтобы с новым упрямством про кладывать путь будущему. И время настало. Конец пятидеся тых— начало шестидесятых годов 'нашего века ознаменова лись широким наступлением новых двигателей. Локомотивы железных дорог из паровых стали электрическими и дизельны ми, появились 'Сверхмощные дизели и газовые турбины на морских и .речных судах, безраздельное господство в авиации завоевали реактивный и турбореактивный двигатели, вытес нив прослуживший верой и правдой почти полвека поршневой •мотор. 'Конечно, все эти новые двигатели пользовались внима нием транспортников и раньше, «о теперь их нашествие стало массовым и всесокрушающим.
Они удержались на занятых позициях, и их серьезные преи мущества перед старыми моторами выразились в простом и понятном каждому факте: дешевле стали перевозки, дешевле стали билеты. Ощутили появление новых двигателей экономи сты: ускорилась оборачиваемость средств. И психологически присутствие этих двигателей стало заметно: расстояния, преж де гигантские, «съежились», и вся наша планета словно стала меньше.
Почему же все это произошло? Потому что новые двигате ли оказались мощнее, легче и экономичнее. В моторном отсеке того же объема было заключено теперь значительно больше лошадиных сил, чем раньше, — я следствием этого явились фантастического водоизмещения морские суда, поражающие своей грузоподъемностью самолеты, неслыханного веса желез нодорожные составы. А у крупной «транспортной единицы» есть неоспоримое достоинство: расходы на перевозку тонны груза гораздо ниже. Таково было первое последствие «двига тельной революции».
Вторым результатом перехода к новым двигателям был рост скорости. Пассажирские самолеты перешагнули через звуковой барьер, поезда достигли 250 километров в час и не собираются застывать на этой цифре, морские и речные суда на воздушной подушке штурмуют 150-килоіметровьій рубеж. (Не изменилась лишь скорость автомобильного транспорта. Гоночные адашины, правда, достигли скорости звука, но это лишь отдельные рекорды, практически никак не затрагиваю щие автомобильную промышленность.)
Скорость, пожалуй, самое ценное приобретение транспор та: тем же количеством поездов, самолетов и кораблей удается перевезти гораздо .больше пассажиров, гораздо больше груза.
Пятьдесят лет назад считалось вполне нормальным про ехать 100 километров за три часа, 1000 километров — за две надцать (десятикратно большее расстояние требовало не в де сять, а лишь в четыре раза большего времени). Таким обра зом, средняя 'Скорость транспорта дальнего действия только в два с половиной раза превосходила скорость транспорта при-
породного. Через два-три десятилетия отношение скоростей выросло до 3,3. В d975 году, по прогнозам ученых, оно увели чится до 5, а к 2000 году приблизится к 7. И расстояния, кото рые сегодня означают длительное путешествие, сократятся на столько, что это, возможно, приведет к известным сдвигам в человеческой психологии. Впрочем, насколько можно судить, предсказанием этих сдвигов не рискует заняться ни один спе циалист по будущему...
Транспортная техника меняется, преодолевая трудности, неизбежные на пути прогресса. Маститые специалисты и без вестные изобретатели уже сегодня пытаются наметить пути их разрешения. Тысячи научно-технических журналов всего мира рассказывают о неустанном поиске новых решений. «Будущее рождается сегодня». Эти слова в полной мере относятся и к транспорту. Если это так, тем более хочется заглянуть в его будущее, которое связано прежде всего с научно-технической революцией, с ее возможностями радикального преобразова ния методов производства, создания принципиально новых, высокопроизводительных орудий труда, прогрессивных мате риалов, невиданного ранее повышения эффективности всей производственной деятельности.
Научно-техническая революция — явление международное. Она происходит и в капиталистических странах.
Опираясь на прогресс науки и техники, капитализм интен сивно развивает производство. Он располагает ныне гигант ским производственным аппаратом, хорошо поставленной на учно-исследовательской базой. За последние годы наметилось стремление монополистического капитала путем государствен ного вмешательства найти формы ускорения научного и техни ческого прогресса. Делается все это не из любви к человечест ву, а из желания упрочить свои экономические и политические позиции в условиях нарастающих и углубляющихся собствен ных социальных противоречий, с одной стороны, и грандиоз ных успехов мировой социалистической системы — с другой. Главной движущей силой научно-технического прогресса в условиях капитализма по-прежнему остается погоня за при былью, конкурентная борьба между монополиями. Капита лизм не создает и по своей природе не может создать опти мальных условий для эффективного развития науки и техники в интересах всех трудящихся. «Капиталистическое варварство сильнее всякой цивилизации, — писал В. И. Ленин. — Куда ни кинь — на каждом шагу встречаешь задачи, которые человече ство вполне в состоянии разрешить немедленно. Мешает капи тализм. Он накопил пруды богатства — и сделал людей раба ми этого богатства» (Поли. собр. соч., т. 24, стр. 16—17).
Научно-техническая революция, поднимающая производи тельность машин, фабрик и заводов, используется капитали-
•стами для наступления |
|
на трудящихся. Растет |
безработица, |
|||||
миллионы рабочих, служащих, инженерно-технических |
работ |
|||||||
ников оказываются за |
|
воротами |
предприятий. |
Трудящиеся |
||||
•отвечают на усиление |
эксплуатации |
ростом |
забастовочного |
|||||
движения. «Как сообщало министерство труда |
США, в |
1961— |
||||||
1965 |
годах в американской промышленности |
было потеряно |
||||||
из-за |
забастовок 97 |
миллионов |
человеко-дней, |
а в |
1966— |
|||
1970 — уже 220 миллионов. Среди |
бастующих |
можно |
было |
|||||
увидеть пилотов, шоферов, водителей поездов |
метрополитена, |
|||||||
всю Америку потрясла |
грандиозная |
забастовка |
железнодо |
|||||
рожников. |
|
|
|
|
|
|
|
|
'Противоречия между трудом ,и капиталом |
обостряются во |
|||||||
«всех капиталистических |
странах. |
|
|
|
|
|
||
Новые транспортные |
средства, |
|
новые изобретения — все |
это используется предпринимателями для одной цели: извле чения максимума прибыли. Они лихорадочно перекачивают •капиталы в более доходные виды транспорта, абсолютно не заботясь о согласованном развитии транспортной системы об щественного пользования. Даже самые великолепные по за мыслу технические решения капитал ухитряется обратить в их противоположно сть.
Вся история развития транспорта в странах капитала по казывает справедливость утверждения Энгельса: «С тех пор как пар и новые рабочие машины превратили старую ману фактуру в крупную промышленность, созданные под управле нием буржуазии производительные силы стали развиваться с неслыханной прежде быстротой и в небывалых размерах. Но точно так же, как в свое время мануфактура и усовершенст вовавшиеся под ее влиянием ремесла пришли в конфликт с
феодальными |
оковами |
цехов, так и крупная промышленность |
в своем более |
полном |
развитии приходит в конфликт с теми |
узкими рамками, в которые ее втискивает капиталистический способ производства» («Анти-Дюринг». М., Политиздат, 1970. стр. 272).
Совершенно иные цели стоят перед транспортом СССР и страл социалистического содружества. Не получение макси мальной прибыли, а гармоничное развитие всего народного хозяйства,—вот принцип, которым руководствуются комму нистические партии, ставя задачи и намечая .пути развития отдельных видов транспорта и всей транспортной системы в целом. «Важнейшими задачами в области траислорта являют ся: расширение транспортно-дорожного строительства и пол ное удовлетворение потребностей народного хозяйства и насе ления во всех видах перевозок; дальнейшее техническое пере вооружение железнодорожного и других видов транспорта; значительное повышение скоростей на железных дорогах, мор жих и речных путях; согласованное развитие всех видов тран-