ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
6)
W W V w \f S' и V v \t w w w и st \ 1 |
w St |
|
||||||||
V7 Тк |
д |
|
^ |
7 |
^УУУ |
|
|
|||
А |
L(L |
|
|
2 Ъц |
/\ |
|
\ |
t |
|
|
|
|
|
|
|
с |
b ( i |
Э \ . l a |
|
||
Ra + A R a |
Ra+ARa |
Ra+ARa |
|
/?д+Л Rq |
|
|||||
Ф ' |
i"(0,X) |
|
|
l'(0,X) |
|
|
|
м |
|
|
|
I |
|
|
_ z . |
|
|
|
|
|
|
\t \t |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в Z ~ 2 l g |
|
|
|
Bf —6la |
|
|
|
Вг-Иц |
||
Рис. 81. |
Схема к определению |
несущей |
способности тонкой |
|||||||
|
|
подпорной стенки |
|
|
|
|
||||
а —все анкерные тяги работают; б — одна |
анкерная тяга |
не работает; |
||||||||
|
в —ограничение допускаемой нагрузки на стенку |
|
||||||||
где ho — рабочая высота |
сечения; а' — расстояние от |
центра |
||||||||
сжатой арматуры до |
края |
сечения |
в |
сжатой |
зоне; |
| = RaFa; |
||||
l' =RaFa'\ $= Ra{Fa'—Fa)/2Rvbc, |
Fa и Fa' |
площади |
попереч- |
|||||||
ного сечения |
растянутой |
и |
сжатой |
арматуры; |
Ra— расчетное |
сопротивление арматуры; Rw— расчетное сопротивление бетона сжатию при изгибе.
Б. Определение допускаемых нагрузок на стенки при обрыве отдельных анкерных тяг. К числу часто встречающихся повреж дений заанкерованных тонких подпорных стенок относится обрыв анкерных тяг.
Приближенное определение допускаемой нагрузки на неко торый участок стенки в зоне, где имеется неработающая тяга, производится следующим образом.
Анкерный пояс жесткости рассматривается как многопро летная балка, загруженная равномерно распределенной на грузкой S, уравновешивающей опорные реакции, каждая из ко торых равна усилию в анкере Ra (рис. 81,а). При выходе из строя тяги длина одного из пролетов балки удваивается, что сопровождается увеличением усилий в соседних и в следующих
180
(через одну) опорах. В анкерных тягах, находящихся рядом с неработающей, усилия возрастают на величину ARa, а в со седних (через одну) тягах — на величину A'Ra- Натурные ис следования показывают, что учитывать приращения усилий в более отдаленных тягах нет необходимости. После вычисле ния ARa и k'Ra допускаемую нагрузку на участке Вi протяжен
ностью 6/а (рис. 81, |
в) можно |
найти по формуле |
|
|
|
д'(0, |
X) = q(0, |
X ) R a/(Ra + ARa). |
(270) |
На участках протяженностью по 21а с каждой стороны от |
||||
участка |
нагрузка |
на сооружение ограничивается |
величиной |
|
|
q”(0, |
X) = q(0, |
X )R J (R a+ A 'R a), |
(270') |
а далее допускаемая нагрузка принимается по проекту. Приведенный метод определения допускаемой нагрузки на
тонкостенные конструкции с поврежденными анкерными тя гами не учитывает ряда факторов, влияющих на их работу. К их числу относится неравномерная податливость анкерных тяг и перераспределение давления грунта на сооружение. Неучет отмеченных факторов идет в запас прочности конструкций.
Несущая способность стенок, отремонтированных без вы вода из напряженного состояния. Несущая способность подпор ных стенок, отремонтированных без вывода из эксплуатации, чаще всего отличается от той несущей способности, которой они обладали до возникновения повреждений. Это отличие мо жет быть в ряде случаев весьма существенным и должно учи тываться в процессе последующей эксплуатации отремонтиро ванных конструкций. Иногда выполненный ремонт с доведе нием всех геометрических параметров элементов конструкций до проектных величин вообще не приводит к какому-либо вос
становлению |
величины первоначальной несущей способности, |
||
а выполняет |
лишь функцию |
предотвращения |
ее дальнейшего |
снижения, и |
лишь путем осуществления специальных мероприя |
||
тий несущая |
способность сооружения может быть восстанов |
||
лена полностью. Примером |
ремонтных работ, |
не приводящих |
к восстановлению несущей способности конструкций, является засыпка зон переуглубления дна перед шпунтовыми стенками. Укоренилось представление, что после засыпки зон переуглуб ления сооружение вновь приобретает проектные эксплуатацион ные качества. Но такое представление ошибочно и таит опас ность возникновения аварийного состояния конструкций.
После того как построенная стенка получает проектное загружение, устанавливается некоторая начальная <эпюра реак тивного давления грунта. Как было показано в § 1 настоящей главы, уменьшение полезной нагрузки на поверхности засыпки в различные периоды эксплуатации сооружения практически не
181
меняет .установившуюся эпюру р, так как упругая линия шпунта не может претерпеть обратную трансформацию из-за реактивного сопротивления грунта.
Если уровень грунта перед стенкой понизится на некоторую величину Ни вместо первоначальной эпюры реактивного давле ния р установится эпюра р\. При этом, поскольку увеличивается свободная высота стенки и уменьшается суммарная величина отпорного давления грунта на нее, напряжения в стенке (а так же в анкерных устройствах) увеличиваются, конструкция ока зывается в перенапряженном состоянии. После засыпки возник шего переуглубления напряженное состояние сооружения оста ется практически неизмененным. Вновь отсыпанный грунт ока зывает на стенку не реактивное, а лишь активное давление а, величина' которого незначительна. Дополнительный прогиб стенки б, возникший в результате переуглубления дна, не исче зает, и поэтому образовавшиеся в ней дополнительные напря жения остаются практически без изменения. Таким образом, в рассмотренном случае выполненный ремонт не восстанавли вает первоначальную несущую способность сооружения, а лишь предотвращает ее дальнейшее снижение.
Для того чтобы после засыпки зон переуглубления несущая способность конструкции полностью восстановилась, необхо димо обеспечить условия для возвращения упругой линии стенки в нулевое положение. Это можно сделать с помощью глубинного рыхления грунта засыпки на контакте со стенкой (на участке ее свободной высоты). Такая операция была впер вые выполнена в одном из речных портов по рекомендации С. В. Нерпина и дала положительный эффект. Рыхление осу ществлялось забивкой вблизи стенки стальных труб, которые затем прикреплялись к общей траверсе и одновременно выдер гивались с помощью портального крана.
Втех случаях, когда ремонту подвергаются железобетонные
истальные элементы конструкций, в которых к моменту ре монта действуют повышенные напряжения, первоначальная не
сущая способность сооружений также не восстанавливается полностью. Для полного включения в работу нового бетона и металла необходимы определенные деформации восстанавли ваемых элементов, которые могут оказаться недопустимыми для уже перенапряженных зон сечений. Однако восстановление первоначальной несущей способности сооружений оказывается в большинстве случаев вполне возможным за счет усиления ремонтируемых элементов путем увеличения площади их по перечного сечения, процента армирования, применения более прочного бетона и металла.
Ниже приведены полученные автором совместно с В. М. Кольгой зависимости для определения несущей способности изгибаемых элементов, восстановленных без вывода из напря женного состояния.
182
Для изгибаемых элементов прямоугольного сечения из изо тропного материала (металл, бетон) со сплошным по длине повреждением
6 = v (у2— 1) + 1, |
(271) |
где 0 = /Ив/М; v = ap/cr; V = du/d\ здесь Мв — изгибающий момент, который может быть воспринят элементом после ремонта; М — то же, до возникновения повреждения; стр— наибольшее напря
жение в поврежденном сечении в период |
ремонта; a — расчет |
ное сопротивление материала элемента; |
dn — высота сечения |
элемента в месте повреждения; d — то же, но до возникновения повреждения.
Как видно из формулы (271), при ap = 0 (v = 0) величина 0 равна единице. Это означает, что в данном случае несущая способность отремонтированного 'элемента восстанавливается полностью. При ap = o ( v = l ) она не восстанавливается вообще. Здесь 0= V2, откуда далее можно найти, что Мъ = Ми, где Ми— изгибающий момент, который мог воспринять поврежденный элемент до ремонта.
Для железобетонных изгибаемых элементов с двусторонним
армированием на |
основании выражения |
(271) |
В. М. Кольгой |
|
получено |
|
|
|
|
е = 1 - И ( 1 - у ) |
+ р '( 1 - е ) - е (6 - р )]} /[( 1 - е ) (1 - р + Р') + |
|||
где |
+ 8 (1 -6 )], |
|
|
(272) |
|
|
|
|
|
e = Fa/F a' 8 = a'/h0-, Р = р/й0; |
р ' = |
Р 7 hQ, |
||
|
Р' = RaFaJ2RHbc. |
|
|
|
Пример. Определить степень восстановления |
несущей способности отре |
|||
монтированного железобетонного элемента, если |
/г0=50 |
см, |
[3 = Р'=2,5 см\ |
|
6 = 0,1; е=1; V = 0,9; v=0,9. |
|
|
|
|
По формуле (272) |
|
|
|
|
0 = 1 — 0,9 [(1 — 0,9) — 1 (0,1 — 0,05)]/1 ( 1 — 0,1) = |
0,85. |
Таким образом, несущая способность отремонтированного элемента вос становилась на 85%.
Определение величины начального натяжения отремонтиро ванных анкерных тяг тонких подпорных стенок. Простое вос становление неработающих тяг без предварительного их натя жения не дает эффекта в смысле восстановления первоначаль ного напряженного состояния и несущей способности тонкой подпорной стенки. Восстановленной тяге надо дать предвари тельное натяжение, цель которого — снять перегрузку с сосед них анкерных тяг справа и слева от восстановленной. Величина этого натяжения, которая зависит от требуемой степени ослаб ления усилий в соседних анкерных тягах, является функцией геометрических размеров и жесткости элементов сооружения,
183