Файл: Автоматическое управление газотурбинными установками..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ÄärâäsiisSij
УПРАВЛЕНИЕ |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ |
•>«v '
.•5
ч
♦
. s»
/ & V
**V , . л' .
? |
Я •• |
!.
..
Г■"
АВТОМАТИЧЕСКОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
ГАЗОТУРБИННЫМИ
УСТАНОВКАМИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НЕДРА» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕ НИНГРАД -1974
УДК 621.438-52 |
■ ;'':'^.кчз£МПіи- |
C f ä " / З Л У é
Автоматическое управление газотурбинными установками. Л ., «Недра», 1974. 216 с. Авт.: Б. И. Аранович, ІО. Т. Личек, В. А. Олей ников, А. А. Файнштейн.
В книге даны характеристики газотурбинных установок, при меняемых иа магистральных газопроводах, и прхшдипы построения систем автоматического управления с учетом ограничений, нала гаемых технологическими особенностями эксплуатации агрегатов. Рассмотрены элементы, используемые в современных схемах упра вления ГТУ, особенности этих элементов, их достоинства и недо статки. Показан принцип построения логических схем управления отдельными узлами газовых турбин. Приведены характерные ре жимы работы агрегатов на компрессорных станциях и динамика регуляторов, используемых для стабилизации скорости вращения роторов ГТУ. Дан анализ надежности систем автоматического управления.
Книга предназначена для инженерно-технических работников, занимающихся проектированием и эксплуатацией систем автоматики на газотурбинных установках магистральных газопроводов. Она мо жет быть полезна и студентам, специализирующимся по автомати зации энергетических установок.
Таблиц 9, иллюстраций 92, список литературы — 28 назв.
к |
30804—326 |
220-74 |
© Издательство «Недра», 1974 |
|
043 (01)—74 |
|
ВВЕДЕНИЕ
XXIV съезд КПСС принял грандиозную программу строительства материальной базы коммунизма в 9-й пятилетке. Большое внимание уделяется топливно-энергетическим и химическим отраслям промыш ленности, базой для которых является природный газ.
Природный газ обладает целым рядом ценных качеств, которые позволяют успешно применять его в энергетике, металлургии, химии, быту. Отметим эти качества: высокая теплота сгорания, большой срок хранения, богатый химический состав, относительная легкость добычи, транспортабельность. Коротко укажем направления исполь зования природного газа. В металлургической, строительной, лег кой и химической промышленности газ используется как источник тепла для расплавления и нагрева металлов, сушки различных материалов, получения технологического пара. В энергетике газ применяют как топливо для паровых котлов или непосредственно в газовых турбинах, в быту — для газовых плит и отопительных систем. Богатый химический состав газа позволяет получать из-него ацетилен, формалин и другие ценные продукты.
Советский Союз располагает огромными потенциальными запа сами природного газа. Однако многие уникальные месторождения находятся вдалеке от основных потребителей. Укажем, в частности* на месторождения Средней Азии и Западной Сибири. Поэтому до 80% всего добываемого газа транспортируется от мест добычи к местам потребления. Объем добычи газа к концу пятилетки должен соста вить 300—320 млрд, м3 в год, а с вводом месторождений Запад ной Сибири объем транспортируемого газа, вероятно, возрастет до 90—95% . Эти цифры говорят о том, что транспорт газа и его-опти- мальное распределение между потребителями являются сложными технико-экономическими задачами, на решение которых и напра влены усилия работников газовой промышленности.
Транспортировать газ можно в сжиженном состоянии автомобиль ным, железнодорожным, водным транспортом или в , газообразном состоянии по трубопроводам. Последний путь более экономичен и безопасен, а поэтому принят как основной во всем мире. Большое значение трубопроводному транспорту газа уделяется в СССР. Обилія длина газопроводов к 1971 г. составляла около 70 тыс. км, для перекачки газа потребовались мощности более 3 млн. квт.
•J* |
3 |
|
Созданы уникальные системы магистральных .газопроводов Бухара— Урал, Средняя Азия—Центр. В 9-й пятилетке расширяются дей ствующие системы газопроводов (Средняя Азия—Центр) и строятся новые мощные системы-, связывающие месторождения Западной Сибири с центральными районами СССР («Сияние Севера»). Успехи в развитии газовой промышленности позволили нашей стране выйти на международную арену. С участием СССР построен трансиранский газопровод. Заключены соглашения о поставке газа в ряд стран Западной Европы. :
Масштабы развития газовой промышленности ставят крупные научные и технические задачи. Главные из них можно сформули ровать следующим образом: 1) повышение надежности транспорта газа, что связано с надежностью компрессорных станций и, в част ности, компримирующих агрегатов и их приводов; 2) повышение экономичности транспорта газа, зависящей от оптимального исполь зования газопроводов и оптимизации режимов компримирующих агрегатов; 3) автоматизация компрессорных станций и магистральйых газопроводов.
Оптимизация режимов компрессорных станций в масштабах страны может дать огромный экономический эффект. Действительно, экономия даже 2—3% от мощности перекачивающих агрегатов составит 70—90 тыс. квт (по уровню 1971 г.). Такие мощности равносильны вводу нескольких компрессорных станций, в строи тельстве которых отпадает необходимость со всеми вытекающими отсюда экономическими последствиями.
В свою очередь надежность и экономичность транспорта газа во многом зависят от уровня автоматизации. Современная автома тика и автоматизированные системы способны поддерживать опти мальные режимы компримирующих агрегатов и всего газопровода в целом, обеспечивать безаварийную работу, облегчать обслуживание станций, находящихся поДчас в сложиьіх географических и климати ческих условиях.
Для решения поставленных проблем необходимо, во-первых, улучшить конструкцию компрессорных машин и их приводов, а также узлов газопровода и газорегуляторных станций; во-вторых, усовер шенствовать автоматические системы и создать новые, более эффек тивные. Два этих пути, вообще говоря, взаимосвязаны. Так, новые системы автоматизации иногда требуют изменения и улучшения конструкции машин, а новые, более совершенные конструктивные узлы упрощают системы управления.
Объем книги не. позволяет обсудить весь круг технических и научных вопросов, перечисленных выше. Поэтому рассматриваются только задачи автоматического управления нагнетателями и их газо турбинными приводами. По другим аспектам даны только постановка вопроса и некоторые соображения, влияющие на автоматизацию отдельных агрегатов и компрессорной станции в целом.
В книге описаны автоматический пуск компримирующих агрега тов и их включение в газопровод, автоматическая стабилизация
6
параметров газотурбинного комплекса на базе современной электрон ной техники, рациональное размещение автоматической аппаратуры, аналйз надежности автоматики. На основе практического опыта разработки и эксплуатации систем автоматики даны рекомендации по их проектированию. Материалы, помещенные в книге, во многом являются результатом совместной работы Невского машинострои тельного завода им. В. И. Ленина и кафедры автоматики и теле механики Ленинградского электротехнического института им. В. И. Ульянова (Ленина), которые были пионерами применения бесконтактных и электронных систем управления на компрессорных станциях.
Книга рассчитана на инженерно-технических работников, зани мающихся проектированием и эксплуатацией систем автоматики на газотурбинных установках магистральных газопроводов. Она может быть полезна и студентам, специализирующимся по автома тизации энергетических установок. Авторы предполагали, что читатели знакомы с теорией управления и регулирования, элемен тами автоматики и электроники в объеме программ вузов.
Авторы выражают благодарность инженеру Л. Я. Габишжому, взявшему на себя труд рецензента и сделавшему ряд ценных замеча ний методического и технического характера, которые были учтены при окончательной подготовке рукописи.
Г л а в а I. ХАРАКТЕРИСТИКА ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК И ПРИНЦИПЫ ИХ АВТОМАТИЗАЦИИ
Применение газовых турбин на компрессорных стапциях
Наиболее экономичным способом транспортировки газа является трубопроводный. Природный газ из скважин поступает под давле нием 100—200 кгс/см2. Протекая по газопроводу, газ теряет свою энергию на преодоление гидравлических сопротивлений, значит, снижается его давление. Гидравлические потери зависят от диа метра газопровода, качества его стенок и количества местных сопро тивлений, вызванных запорной и регулирующей аппаратурой. В СССР газопроводы делают из труб диаметром от 300 до 1400 мм, проектируется применение труб диаметром 2500 мм. Но несмотря на увеличение диаметра труб, потери в газопроводах не исчезают, значит, давление по их длине снижается. Поэтому приходится пери одически, через каждые 150—200 км, повышать давление перекачи ваемого газа. '
Повышают давление специальными центробежными нагнетателями или поршневыми компрессорами, которые соединяют последовательно, параллельно и последовательно-параллельно. Приводом центро бежных нагнетателей и поршневых компрессоров могут служить электрические двигатели, двигатели внутреннего сгорания и газовые турбины. Каждый тип привода имеет свои преимущества и недостатки. Но, пожалуй, основным критерием при их выборе является наличие источника энергии в месте установки. Поэтому газовая турбина предпочтительнее всех остальных двигателей, так как источником энергии для нее служит сам перекачиваемый газ. Газовые турбины имеют и еще целый ряд положительных качеств: быстрый запуск из холодного состояния, относительно высокий к. и. д., малые размеры, простота, а следовательно, и надежность конструкций, большая мощность в единичном агрегате, отсутствие значительных вибраций. Этим и вызвано их применение для привода центробежных нагнетателей.
Отметим, что в 1971 г. общая установленная мощность газовых турбин на перекачивающих станциях составляла около 1,2 млн. квт,