Файл: Бирзниекс, Л. В. Импульсные преобразователи постоянного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
ИМ ПУЛЬСНЫ Е ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА
•1
k'
л?..-
>•
“.ян
1 '^і -:І
Г
t
}
t.
f»
’ИТ ** •
' •»'» *У
t
I
Л . В. Б И Р З Н И Е К С
ИМПУЛЬСНЫЕ
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ
ПОСТОЯННОГО
ТОКА
«Э Н с Р Г И Я»
адск?А 1974
6П2.1.082 Б 64
УДК G21.314.6
Бирзниекс Л. В.
Б 64 Импульсные преобразователи постоянного тока.
М., «Энергия», 1974.
256 с. с ил.
В книге рассмотрены основные электромагнитные процессы в мощ ных тиристорных импульсных преобразователях, применяемых для безреостатного регулирования скорости двигателей постоянного тока. Про веден анализ характеристик регулирования и определена величина
пульсаций токов и напряжений для преобразователей со |
сглаживаю |
щей индуктивностью, с выходным индуктивно-емкостным |
фильтром и |
с повышенным выходным напряжением. Рассмотрены схемы импульс ного торможения двигателей последовательного возбуждения, позво ляющие регулировать напряжение и возбуждение двигателей во всем диапазоне скоростей при помощи одного прерывателя. Проанализи рованы коммутационные процессы в некоторых рациональных схемах однофазных н двухфазных прерывателей. Дапо описание схем и кон струкций импульсных преобразователей мощностью 900—1500 кВт.
Книга рассчитана на инженерно-технических работников в области
силовой полупроводниковой техники. |
|
||
30307-006 |
169-74 |
6П2.1.082 |
|
Б 051(01)-74 |
|||
|
|
© Издательство «Энергия», 1974 г.
В В Е Д Е Н И Е
Одним из основных комплексов работ по созданию ма териально-технической базы коммунистического общест ва является электрификация и автоматизация промыш ленности и транспорта на основе современных достиже ний науки и техники. Для реализации этой задачи необходимы как многообразные электрические' машины (преобразователи электрической энергии в механиче скую), так и различные преобразователи и регуляторы параметров электрической энергии (напряжения, тока, частоты и др.). К последним относятся не только пре образователи рода тока (выпрямители и инверторы), но и преобразователи параметров переменного и по стоянного тока.
Если теория и практическое применение выпрямите лей, основы теории инверторов тока и преобразовате лей частоты переменного тока получили свое развитие, в основном, после создания ионных вентилей, т. е. начиная с 20-х годов нашего столетия, то началом раз вития мощных импульсных преобразователей постоян ного тока можно считать появление управляемых полу проводниковых вентилей — тиристоров (т. е. 60-е годы). Это в значительной степени обусловлено тем, что основ ной областью применения импульсного регулирования постоянного тока является тяговый электропривод, а создание мощных импульсных преобразователей на основе ионных приборов для большинства электротранспортных средств затруднено.
Поэтому тиристорные импульсные преобразователи постоянного тока являются относительно новым видом статических преобразователей электрической энергии и многие вопросы их теории и практики разработаны меньше, чем для других преобразователей.
3
Некоторым исходным материалом для развитий теории тиристорных импульсных преобразователей мо гут служить работы, начатые в 40-х годах В. С. Кулебакиным [Л. 62] и продолженные другими учеными [Л. 101 и др.] по импульсному регулированию скорости электро двигателей при помощи механических коммутационных аппаратов. Однако разработанные при этом методы анализа и расчета не могут быть использованы непо средственно, так как механические коммутаторы (обыч но вибрационного типа), работающие с относительно низкой частотой, позволили осуществить импульсное регулирование, в основном, только механических пара метров электропривода (момента и скорости). Совре менные электрические прерыватели на основе полупро водниковых приборов дают возможность реализовать импульсное регулирование электрических параметров двигателей. Если в схемах с механическим коммутато ром плавность изменения скорости при скачкообразном изменении момента двигателя обеспечивается за счет механической инерционности привода, то в тиристорных системах импульсного регулирования плавное измене ние тока (напряжения) при скачкообразном изменении напряжения (тока) происходит из-за наличия в цепи электрических «инерционных» элементов — накопителей энергии электромагнитного поля (дросселей и конденса торов). Поэтому электромагнитные процессы в системах импульсного регулирования электрических параметров привода существенно отличаются от таковых при им пульсном регулировании момента и скорости двига телей. Ряд работ по изучению систем импульсного регули рования постоянного тока с транзисторами в 60-х годах проведен применительно к разным .системам автоматики, телемеханики и других электронных устройств. Из них необходимо отметить работы советских ученых [Л. 34, 60, 61, 95 и др.].
Большинство этих работ выполнено применительно к активно-индуктивной нагрузке или маломощным дви гателям, и поэтому найденные зависимости также не могут быть непосредственно использованы для анализа и расчета силовых тиристорных импульсных преобразо вателей, используемых в электроприводах большой мощности.
Научно-исследовательские и опытно-конструкгорские работы по созданию мощных тиристорных импульсных
4
Преобразователей в основном для электрической тяги в нашей стране начались во второй половине 60-х годов, и в настоящее время над этими вопросами работает ряд групп научных сотрудников под руководством веду щих советских специалистов [Л. 30, 31, 35, 42, 43, 47, 49, 50, 53, 58, 59, 71, 79, 83, 85—90, 92—94].
Ряд работ по исследованию электромагнитных про цессов в тиристорных импульсных преобразователях и по созданию систем импульсного регулирования для электропоездов постоянного тока выполнен также автором 1[Л. 2—29, 38—42, 58].
Работы по созданию тиристорных импульсных пре образователей для электрической тяги постоянного тока
ведутся также за |
рубежом, в основном в ФРГ, Японии, |
Англии и США; |
можно отметить работы Р. Вагнера, |
В. Шиллинга, П. |
Кнаппа, X. Лэккера, Оно Эйти, Ака- |
матсу Масахико и др.
Среди работ зарубежных специалистов заслуживают внимания также работы по исследованию тиристорных прерывателей с дросселями насыщения [Л. 1, 119,
120, 122].
В большинстве этих работ дается анализ коммута ционных процессов в разных схемах тиристорных пре рывателей и описаны экспериментальные установки для электротранспортных подвижных единиц. При этом основное внимание уделено импульсным преобразова телям с прерывистым выходным напряжением и с вы ходной индуктивностью для сглаживания пульсаций тока двигателя. Эти преобразователи позволяют регу лировать выходное напряжение в пределах от опреде ленной минимальной величины до входного напряжения. Значительно меньше исследованы импульсные преобра зователи с выходным индуктивно-емкостным фильтром, которые обеспечивают непрерывное напряжение на дви гателях и меньшие пульсации тока двигателя. Мало изучены также импульсные преобразователи, позволяю щие регулировать выходное напряжение выше величины входного напряжения, и преобразователи, в которых плавное регулирование выходного напряжения может быть осуществлено в широком диапазоне как ниже, так
ивыше уровня входного напряжения.
Вобласти импульсного электрического торможения двигателей постоянного тока последовательного возбу ждения в упомянутых работах исследованы, в основном,
5
вопросы торможения при низких скоростях, f. е. при полном поле возбуждения генерирующих машин. Воз можности одновременного регулирования напряжения и возбуждения машин последовательного возбуждения при помощи одного тиристорного прерывателя изучены значительно меньше.
В настоящей книге сделана попытка при помощи единой методики (гл. 1) рассмотреть основные характе ристики импульсных преобразователей:
спониженным выходным напряжением — с выходной сглаживающей индуктивностью (гл. 2);
спониженным выходным напряжением— с выход ным индуктивно-емкостным фильтром (гл. 3);
сповышенным выходным напряжением (гл. 4) и
свыходным напряжением, регулируемым выше и ниже входного напряжения (гл. 5).
Кроме того, проанализированы схемы импульсного реостатного (гл. 6) и рекуперативного (гл. 7) торможе ния двигателей последовательного возбуждения, позво ляющие осуществить плавное регулирование напряже ния и возбуждения во всем диапазоне скоростей при помощи одного прерывателя.
Анализ ряда тиристорных схем позволил выбрать рациональные схемы однофазных и двухфазных преры вателей (гл. 8).
Коммутационные процессы этих прерывателей иссле дованы с учетом активного опротивлеиия контуров пере заряда и входной индуктивности цепи, соединяющей прерыватель с входным фильтром (гл. 9).
В качестве примера приведены технические парамет ры и описание конструкции тиристорных импульсных пре образователей мощностью 900—1500 кВт, разработан ных с участием автора для электропоездов (гл. 10).
В работе сделана попытка использовать некоторые новые методы анализа импульсных преобразователей. Так, в частности, для определения основных характери стик регулирования, т. е. зависимостей средних значе ний напряжений и токов от коэффициента заполнения импульсного цикла, применены эквивалентные расчет ные схемы, где прерыватель заменен эквивалентным (расчетным) сопротивлением, величина которого опре
деляется коэффициентом |
заполнения. |
Так |
называемый |
вентиль разряда (нулевой вентиль), |
который имеется |
||
во всех рассматриваемых |
преобразователях, |
в этих схе |
.6