Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
A.И. БРОНСКИЙ,
М. К. Г Л О З М А Н , B. В. К О З Л Я К О В
Основы
выбора
конструкций
корпуса
судна
Издательство
«Судостроение»
Ленинград
1974
УДК 629.12.011.001.2
Б88
-1 ! ^ .
Вкниге рассмотрены основные принципы и направления оптимального проек тирования судовых корпусных конструкций.
Развитие теории надежности конструкции, переход к строительству |
новых ти |
||
пов судов и рост |
их размерепий, изменение технологии и организации |
постройки |
|
судов потребовали |
пересмотра ряда |
традиционных положении и рекомендаций по |
|
конструированию корпусов. Поэтому |
разработка и практическое внедрение мето |
дов нахождения оптимальной конструкции — важная задача современного корпусостроения.
В книге обоснован выбор комплексного критерия оптимизации корпусных кон струкций на базе достижения максимальной технико-экономической эффективно сти эксплуатации и постройки судов. Получены общие расчетные выражения для комплексного критерия применительно к конкретным вопросам проектирования корпусных конструкций, в первую очередь стальных. Обобщены исследования по назначению норм допусков на изготовление конструкций. Намечены пути для определения рационального уровня унификации корпусов судов.
Особое внимание уделено вероятностному подходу к определению внешних сил, действующих на судно, и к оценке расчетных схем определения напряженного состояния в конструкциях корпуса. Показаны возможности нормирования проч ности конструкций и даны примеры выбора размеров связей корпуса с техникоэкономическим обоснованием принимаемых решений.
На основе критерия экономической целесообразности обобщены рекомендации по конструктивно-технологическому оформлению отдельных перекрытий и узлов корпуса.
Комплексный технико-экономический подход к проектированию судовых кор пусных конструкций направлен па дальнейшее повышение эффективности по стройки и эксплуатации судов и является предпосылкой для разработки обосно ванных нормативов по проектированию, изготовлению н ремонту корпусов судов, а также для рационального их конструирования. Практическое использование по лученных выводов может дать значительный техппко-экопомпческип эффект.
Книга |
рассчитана на инженеров и научных работников, |
специализирующихся |
|
в области |
проектирования и изготовления судовых корпусных |
конструкций. |
|
Илл. 56. Табт. 16. Лптерат. 123 назв. |
|
|
|
|
Рецензенты: канд. техн. наук Г. О. |
Таубчн |
|
|
и канд. техн. наук Ю. С. Титков |
||
|
Научный редактор д-р техн. наук Г. В. |
Бойцов |
Б |
3185—008 11—74 |
|
048(01)—74 |
© Издательство «Судостроение», 1974 г.
От авторов
|
При |
проектировании |
|
корпуса |
|
возможны |
многочисленные |
варианты |
решений, |
|||||||||||||||||||||||
в различной |
|
степени удовлетворяющие |
требованиям, |
|
предъявляемым |
к |
судовым |
|||||||||||||||||||||||||
корпусным |
конструкциям. |
|
Оптимальным |
будет |
|
решение, |
|
наилучшим |
образом |
|||||||||||||||||||||||
отвечающее |
|
условиям |
рациональной |
эксплуатации, |
надежности |
и технологичности |
||||||||||||||||||||||||||
корпуса. |
Эти условия |
необходимо |
|
обеспечить при |
минимальных |
затратах трудо |
||||||||||||||||||||||||||
вых |
и материальных |
ресурсов |
и соблюдении |
плановых, |
сроков |
пополнения |
флота. |
|||||||||||||||||||||||||
Вместе с |
тем суда |
должны |
иметь заданные |
технические и |
эксплуатационные |
ха |
||||||||||||||||||||||||||
рактеристики. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
При |
таком подходе |
к созданию |
судов |
необходимо |
|
объективное |
экономическое |
||||||||||||||||||||||||
обоснование |
|
в |
процессе |
проектирования |
|
принятых |
общесудовых |
|
характеристик |
и |
||||||||||||||||||||||
соответствующих им |
элементов |
судна, |
в |
том числе |
и |
судового |
|
корпуса. |
Однако |
|||||||||||||||||||||||
нормативные |
материалы, |
регламентирующие |
деятельность |
конструкторов |
и |
тех |
||||||||||||||||||||||||||
нологов по выбору корпусных конструкций |
и |
их |
изготовлению |
на |
заводах, |
|
не |
|||||||||||||||||||||||||
всегда |
взаимно |
согласованы, |
зачастую |
бывают |
|
односторонними, |
не содержат |
|||||||||||||||||||||||||
контролируемых |
комплексных |
количественных |
характеристик |
и |
четких |
указаний |
||||||||||||||||||||||||||
о |
проведении |
конструкторско-технологических |
|
|
мероприятий |
по |
оптимизации. |
|||||||||||||||||||||||||
До |
последнего |
времени |
нормативные |
документы |
регламентировали |
главным |
обра |
|||||||||||||||||||||||||
зом |
прочность |
конструкций. |
При |
этом, как |
правило, |
|
не учитывались |
остаточные |
||||||||||||||||||||||||
напряжения |
|
и |
деформации, |
дефекты |
и |
неточности сборки |
и |
сварки, |
особенности |
|||||||||||||||||||||||
процессов |
изготовления, |
|
монтаока и ремонта сварных |
|
конструкций, |
влияние кото |
||||||||||||||||||||||||||
рых |
на |
прочность |
существенно, |
в |
особенности |
|
при |
|
длительном |
периодическом |
||||||||||||||||||||||
погружении. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
В |
связи |
|
с |
быстрым |
|
развитием |
техники, |
появлением |
новых |
видов |
грузов, |
||||||||||||||||||||
судов |
больших |
размерений |
и принципиально |
новых |
типов |
создание |
оптимальных |
|||||||||||||||||||||||||
конструкций |
|
корпуса |
приобретает |
особое |
значение. |
Если |
раньше |
рациональные |
||||||||||||||||||||||||
конструкции |
|
разрабатывались |
на |
|
основе |
накопленного |
|
опыта |
эксплуатации |
|||||||||||||||||||||||
и ремонта |
большого |
числа |
близких |
по |
типу |
и |
|
размерениям |
судов, |
учета |
их |
|||||||||||||||||||||
повреждений |
|
и |
аварий, |
|
то в |
настоящее |
время |
|
разработка |
|
новых |
|
конструкций |
|||||||||||||||||||
в большинстве |
случаев |
производится |
на |
основе |
теоретических |
и |
эксперименталь |
|||||||||||||||||||||||||
ных |
исследований |
и |
обоснованной |
|
экстраполяции |
|
опыта судостроения, |
обобщен |
||||||||||||||||||||||||
ного |
в |
Правилах |
классификационных |
обществ |
и |
нормативных |
документах. |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
В |
этой |
книге |
|
предпринята |
попытка |
изложить |
современные |
методические |
|||||||||||||||||||||||
и научные основы оптимального проектирования |
корпусных |
|
конструкций |
и систе |
||||||||||||||||||||||||||||
матизировать полученные |
практические |
результаты. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
В |
главе |
|
I |
основное |
|
внимание |
|
уделено |
принципиальной |
схеме процесса опти |
|||||||||||||||||||||
мального |
проектирования |
корпуса |
|
и |
исследованию |
|
критерия |
рациональности |
при |
|||||||||||||||||||||||
нимаемых конструктивных решений. Рассмотрены обоснования |
|
нормативов |
точ |
|||||||||||||||||||||||||||||
ности |
изготовления |
корпусных |
конструкций |
и |
нахождения |
|
оптимального |
уровня |
1* |
3 |
|
их унификации, |
базирующиеся |
на |
критерии |
|
технико-экономической |
|
эффектив |
|||||||||||||||||||
ности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экономические |
факторы, |
наряду |
с |
технико-эксплуатационными, |
оказали |
|
зна |
|||||||||||||||||||
чительное |
влияние |
|
на |
формирование |
Правил |
классификационных |
обществ |
по |
||||||||||||||||||
постройке |
судов |
и |
|
признаны |
важнейшими при проектировании |
корпусных |
|
кон |
||||||||||||||||||
струкций. |
Использование |
|
критерия |
экономической |
целесообразности |
при |
установ |
|||||||||||||||||||
лении норм прочности становится возможным |
|
лишь при |
вероятностной трактовке |
|||||||||||||||||||||||
условий |
обеспечения |
|
надежности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
В |
|
главе |
II |
описан |
соответствующий |
подход |
к |
определению |
внешних |
|
сил, |
|||||||||||||||
оценке |
напряженного |
состояния |
конструкций |
и |
заданию |
физико-механических |
|
ха |
||||||||||||||||||
рактеристик материалов. |
|
На основе этих данных намечены принципы |
|
нормирова |
||||||||||||||||||||||
ния размеров |
связен |
|
корпуса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Конечной |
целью |
разработки |
любых |
нормативов |
является |
их практическое |
ис |
|||||||||||||||||||
пользование |
|
при |
проектировании |
корпусных |
конструкций и |
получение |
при |
этом |
||||||||||||||||||
наивыгоднейших |
решений. |
Этим |
вопросам |
посвящена |
глава |
III, |
где |
|
даны |
неко |
||||||||||||||||
торые |
рекомендации |
|
по |
проектированию |
корпусов |
судов, |
перекрытий, |
элементов |
||||||||||||||||||
и узлов, |
а также технико-экономическое |
их |
обоснование.- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
§ |
1, 2, 4, 9 написаны |
|
А. И. Вронским, |
§ 3, 7, 8, |
10—13 — совместно |
А. И. Врон |
||||||||||||||||||||
ским и /VI. К- Глозманом, |
|
§ 5, 6 и заключение |
— А. И. Вронским, |
М. К. |
Глозманом |
|||||||||||||||||||||
и В. В. |
Козляковым. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Авторы |
выражают |
благодарность |
Г. |
О. Таубину |
и |
Ю. С. |
Титкову |
за |
|
ряд |
||||||||||||||||
ценных |
замечаний, |
сделанных |
при рецензировании |
рукописи, |
а также Г. В. |
|
Бой- |
|||||||||||||||||||
цову |
за большую |
работу |
по |
научному |
редактированию |
книги. |
|
|
|
|
|
|
ГЛАВА I
Принципы выбора оптимальных решений при проектировании корпусных конструкций
Проблема оптимального проектирования судовых корпусных конструкций заключается в отборе из многочисленных возможных вариантов такого решения, которое наилучшим образом отвечало бы поставленным целям в течение всего заданного периода экс плуатации судна с учетом изменения во времени ряда характери стик конструкции. В такой постановке эта проблема представляет собой частный случай наиболее общей проблемы оптимизации любых решений. Вместе с тем необходимо учитывать и специфи ческие особенности судового корпусостроения, влияние которых на
методику решения |
задач и получаемые результаты |
рассмотрены |
ниже. |
|
|
Оптимизация |
предусматривает выбор одного |
из вариантов |
исходя из накопленного опыта, статистических данных, экспертных
оценок |
и, наконец, по научно обоснованной математической модели. |
||
Однако практика проектирования судов сложилась |
таким обра |
||
зом, что различные |
варианты рассматривались в |
основном на |
|
самых |
его ранних |
стадиях — при выборе главных |
размеренны |
и общесудовых характеристик. После определения главных размерений проектирование корпусных конструкций осуществлялось на основании Правил классификационных обществ по одному варианту, и лишь в исключительных случаях — по двум-трем вариантам . При этом после выбора шпации набора и размеров связей корпуса решение отдельных конструктивных узлов в не скольких вариантах и их сопоставление производилось крайне редко. Считалось, что соответствие корпусных конструкций требо ваниям Правил обеспечивает безусловное получение оптимального решения.
Это объясняется тем, что длительное время суда строились определенных типов и ограниченных размеров. В качестве мате риала корпуса в большинстве случаев использовалась обычная
5
углеродистая судостроительная сталь. Технология постройки кор пуса судна оставалась подетальной. Организация производства отвечала индивидуальной постройке д а ж е при серийном строи тельстве однотипных судов. В этих условиях, как показал длитель ный опыт мирового судостроения, технически и экономически опти мальными являются конструкции наименьшей массы.
Внедрение сварки, переход к современным секционным и блоч ным методам постройки судов, использование новых судострои
тельных |
материалов (в том числе |
и сталей повышенной прочности), |
|||
создание |
судов |
новых |
типов, рост размерений и |
скоростей совре |
|
менных |
судов |
привели |
к тому, |
что в настоящее |
время у ж е нет |
прямой пропорциональности между массой конструкций, трудоем костью их изготовления и эксплуатационной эффективностью. Следовательно, минимум массы сам по себе не может больше гарантировать оптимальное решение. Кроме того, многие конструк тивные узлы корпуса, приемлемые при подетальной сборке, не от
вечают |
условиям |
механизированных сборочно-сварочных процес |
сов, т. |
е. возник |
определенный разрыв между конструктивными |
решениями и технологической целесообразностью их реализации.
Принятие |
индивидуальных |
решении |
по отдельным |
конструк |
|
циям |
корпуса |
конкретного типа иногда |
противоречило |
сложив |
|
шейся |
к настоящему времени |
системе организации производства |
на судостроительных предприятиях. Это особенно сильно ощуща лось в период перехода отечественного судостроения к серийной постройке ряда крупных судов. Оказалось, что большое разнооб разие типоразмеров листового и профильного проката, составных тавров, различных узлов корпуса, шпаций и т. п. тормозит произ водство. Этим и объясняется возрастающий интерес к вопросам внутри- и межпроектной унификации. Вместе с тем очевидно, что одна только стандартизация не может привести к полной оптими зации корпусных конструкций.
. Таким образом, оптимальные решения |
корпусных |
конструкций |
д о л ж н ы быть результатом комплексного |
учета всех |
требований |
эксплуатации и постройки судна. |
|
|
§ 1. Общая схема выбора оптимальных решений
Внедрение в проектную практику современных математических методов и вычислительных средств потребовало установления чет кой логической последовательности, взаимосвязи и значения от дельных этапов проектирования. Соответствующие исследования применительно к проектированию судов и корпусных конструкции выполнены в ряде отечественных и зарубежных работ [68], [96], [106], [115], [116], [120]. Н и ж е рассматриваются основанная именно на таких представлениях принципиальная схема выбора проектных
6