Файл: Шаталов, В. А. Применение ЭВМ в системе управления космическим аппаратом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
Рис. 8. 5. Схема траектории полета автоматической станции «Маринер'9» к Марсу
на ферритовых сердечниках, имеющий запоминающее устройство объемом 4096 18-разрядных слов. Память делится поровну на постоянную и переменную. Скорость выполнения операции сло жения 10 мкс, умножения—70 мкс. Вычислитель снабжен бло ком ввода данных и индикации. Основной задачей дополнитель ного вычислителя является решение задач навигации и управле ния в аварийных ситуациях в любой момент после отделения ЛМ от КМ до спуска на поверхность Луны. В течение всего участка снижения, во время нахождения ЛМ на поверхности Луны и при взлете с нее вычислитель осуществляет непрерывный расчет тра ектории полета для встречи с КМ, если откажет основная система. Полет КК «Apollo-13» показал, что вычислитель аварий ной системы может быть использован как резервный для управ ления движением КК на любой фазе полета вне пределов атмо сферы Земли.
8.4. МЕЖПЛАНЕТНЫЕ ПОЛЕТЫ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ
Межпланетные полеты КА характеризуются сложностью усло вий функционирования систем аппарата и большой продолжи тельностью полета и последующего активного существования КА. Пример межпланетной траектории полета КА приведен на рис. 8. 5, где дана типичная трасса движения аппарата «Маринер», запущенного к Марсу в мае 1971 года.
Космические аппараты, предназначенные для межпланетных полетов, должны быть автономными и надежными в высшей сте пени. Вместе с тем функционирование КА должно предусматри вать управление по командам с Земли. Высокая автономность системы управления КА возможна только при наличии ключевого элемента системы управления — бортовой ЦВМ. Задачи, решае мые ЦВМ в межпланетных полетах, рассмотрим на характерных примерах.
196
При межпланетных полетах в общем случае возможно управ ление при помощи ЦВМ на участках:
— полета в сторону планеты назначения;
—при движении аппарата по планетоцентрической орбите;
—при выполнении мягкой посадки аппарата на поверхность
планеты и ее исследовании.
БЦВМ КА «Маринер-6», «Маринер-7»
Командные функции на борту космических аппаратов вы полняются центральной вычислительной машиной и программно временным устройством. Вычислительная машина программи руется набором слов и инструкций. Программа полета заклады вается в память машины с объемом 128 слов еще до запуска космического аппарата. Однако вся бортовая подсистема может быть полностью переграммирована в полете по радиокоманде [3].
Центральная вычислительная машина и программный меха низм рассчитывают, согласовывают во времени и определяют последовательность действий бортовых систем космического аппарата. Выполнение указанных действий осуществляется на основных этапах движения: при запуске, в пассивном полете, при выполнении маневров и в период сближения с планетой. Напри мер, при коррекции на среднем участке траектории выходные сигналы вычислительной машины и программного устройства сравнивают между собой и если есть расхождение, коррекцию' прекращают. При этом восстанавливают логику движения на среднем участке траектории. Причину нарушения выясняют по телеметрическим данным, после чего '-вновь предпринимают попытку скорректировать траекторию при помощи исправно работающего устройства.
Основными частями вычислительной машины и программногомеханизма являются датчик времени, дешифратор входных сиг налов, матрица памяти и группа регистров для временного хра нения информации. Программа для вычислительной машины состоит из 16 инструкций, по которым производится запись, и извлечение данных из основного и вспомогательного запомина ющих устройств. Вся информация хранится в памяти в форме 22 слов двоичного разряда. Код слов указывает тип инструкции, адрес ячейки памяти и время событий. Можно запрограммиро вать события, которые имеют степень дискретности 1 ч, 1 мин, 1 с.
Программный механизм имеет датчик времени, аналогичный датчику в вычислительной машине, и собственный дешифраторвходных сигналов. При помощи дешифратора получают команды с Земли и подают их на регистры магнитной памяти.
При непредусмотренных ситуациях, а также если необходимо выполнить более сложную по сравнению с рассчитанной после
197
довательность, центральная вычислительная машина и программ ный механизм могут быть перепрограммированы по команде -с Земли.
БЦВМ аппарата, предназначенного для исследования поверхности планет
Для изучения поверхностей планет большое значение приоб ретают автоматические аппараты, передвигающиеся по их поверх ности и способные проводить научные исследования. В качестве примера таких аппаратов рассмотрим автономный аппарат, пред назначенный для изучения Марса [4]. Аппарат должен функцио нировать относительно длительное время независимо от Земли, для чего необходима автономность и высокая надежность, воз можность анализа окружающей обстановки и управление иссле дованиями в соответствии с ее изменениями.
Важнейшим элементом системы управления автономного ■аппарата будет являться бортовая ЦВМ, которая должна выпол нять следующие функции:
—обрабатывать и приводить к стандартному виду показа ния датчиков:
—осуществлять навигацию, проводить расчеты по управле нию движением и наведению специальных датчиков (например, антенн, солнечных и звездных датчиков и т. п.);
—оценивать местность, определять курс и вырабатывать со ответствующие команды управления;
,— оценивать состояние аппарата и принимать решения по использованию энергетических ресурсов;
—формировать логику последовательности операций систе мы управления движением и синхронизацию действий различных
•систем аппарата.
Следует особо отметить, что обнаружение неисправностей и восстановление работоспособности аппарата в условиях дли тельного функционирования являются очень важными задачами. При неисправности какого-либо узла необходимо, чтобы ЦВМ ■обнаружила неисправность и подключила бы дублирующий узел или перевела бы аппарат на работу во вспомогательном режиме. Аварийные режимы должны учитывать всевозможные неисправ
ности ■— от неисправности |
навигационных приборов и неболь |
ших неисправностей ЦВМ |
до потери аппаратом возможности |
автономно вырабатывать команды управления. В последнем слу чае необходимо перейти на управление с Земли. Функциональная
■блок-схема |
бортовой вычислительной системы приведена |
на рис. 8. 6. |
8. 6 периферийные узлы и подсистемы помещены вне |
На рис. |
контура. Основным элементом ЦВМ является главная програм мирующая система (ГПС), при помощи которой все функцио нальные блоки связаны между собой. ГПС ответственна за
i 9 8
«61
иерархическое исполнение бортовых функций и обеспечивает доступ ко всему объему информации, хранящейся в ЗУ боль шого объема.
Существенной особенностью бортовой вычислительной систе мы является наличие блока приоритетного прерывания, основ ной задачей которого является прерывание процесса движения и остановка аппарата в неопределенных ситуациях (связанных с внутренним состоянием аппарата или внешними обстоятель ствами). После остановки запрашивается наземный комплекс, ко торый производит анализ ситуации и принимает необходимые решения. Только после этого передвижение аппарата по поверх ности планеты может быть возобновлено.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Дрейпер Ч., Ригли У. и др. Навигация, наведение и стабилизация в кос мосе. (Пер. с англ.). М., «Машиностроение», 1970, 363 с.
2.Сапонаро Д. А., Коппс С. Л. Функция бортовой вычислительной маши
ны К.ЛА |
«Аполлон» на этаце встречи на орбите. — В кн.: Управление в кос |
мосе. М., |
«Наука», 1972, т. 2, с. 253—277. |
3. Скалл Дж. Р. Системы навигации, наведения и управления космических
кораблей «Маринер-VI» и «Маринер-VH», совершивших |
полет |
к |
Марсу в |
1969 году. — В кн.: Управление в космосе. М., «Наука», |
1972, т. |
2, |
с. 56—63. |
4. Мур. Требования к управлению аппаратом, перемещающимся по поверх ности Марса. — «Вопросы ракетной техники», 1970, № 11, с. 81—84.
5. Хауссерман. Требования к управлению в проектах американских дол
говременных |
орбитальных станций. — «Вопросы ракетной техники», 1972, № 4, |
с. 58—73. |
David К-, Squire Jon S. A general — purpose onboard Satellite |
6. Sloper |
computer. — «Westinghouse Eng.», 1969, 29, No. 1, pp. 18—23.
п р е д м е т н ы й у к а з а т е л ь
ААвтокод 161 Автоматическая станция «Луна-1»
14
Автоматические станции
—лунной программы 13
—межпланетные (АМС) 15 Автономные системы 26 Автономный контроль состояния
аппарата 140 Адаптивная телеметрическая си
стема 147
Алгол 60, 161
Алгоритмические языки 161 Алгоритмы 161 Аналого-дискретный преобразова
тель 116 Аргумент перицентра 34
Астроориентация космического ап парата 1112
ББезразмерные параметры 97 Бескардановые инерциальные си
стемы 50 Беспилотные космические аппара
ты 9 Бесплатформенная навигационная
система 50, 51 Библиотека стандартных программ
161
Большая полуось 34 Бортовая система с перестраивае
мым форматом 146 Бортовые цифровые вычислитель
ные машины 3, 24
—для искусственного спутника Земли 193
—орбитальной обитаемой стан ции 194
—для космических кораблей «Аполлон» 195
—космических аппаратов «Ма- ринер-6», «Маринер-7» 201
—аппарата для исследования поверхности планет 202
ВВектор
—измерений 56
—параметров движения 53
■— состояния 53 |
|
|
— шумов |
измерений 53, 55 |
1 |
Вероятность |
ошибок |
|
—первого рода 139, 142
—второго рода 139, 143 Возмущения
—из-за нецентральности поля тяготения Земли 40, 42
—из-за влияния Луны и Солнца
39, 42
Время выполнения команд I7S Время непосредственного решения
задачи 176 Время обнаружения отказа 142
Время опережения включения дви гательной установки 79
Г Гелиоцентрические участки полета
43
Геоид 40
201