Файл: Шаталов, В. А. Применение ЭВМ в системе управления космическим аппаратом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 8. 5. Схема траектории полета автоматической станции «Маринер'9» к Марсу

на ферритовых сердечниках, имеющий запоминающее устройство объемом 4096 18-разрядных слов. Память делится поровну на постоянную и переменную. Скорость выполнения операции сло­ жения 10 мкс, умножения—70 мкс. Вычислитель снабжен бло­ ком ввода данных и индикации. Основной задачей дополнитель­ ного вычислителя является решение задач навигации и управле­ ния в аварийных ситуациях в любой момент после отделения ЛМ от КМ до спуска на поверхность Луны. В течение всего участка снижения, во время нахождения ЛМ на поверхности Луны и при взлете с нее вычислитель осуществляет непрерывный расчет тра­ ектории полета для встречи с КМ, если откажет основная система. Полет КК «Apollo-13» показал, что вычислитель аварий­ ной системы может быть использован как резервный для управ­ ления движением КК на любой фазе полета вне пределов атмо­ сферы Земли.

8.4. МЕЖПЛАНЕТНЫЕ ПОЛЕТЫ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Межпланетные полеты КА характеризуются сложностью усло­ вий функционирования систем аппарата и большой продолжи­ тельностью полета и последующего активного существования КА. Пример межпланетной траектории полета КА приведен на рис. 8. 5, где дана типичная трасса движения аппарата «Маринер», запущенного к Марсу в мае 1971 года.

Космические аппараты, предназначенные для межпланетных полетов, должны быть автономными и надежными в высшей сте­ пени. Вместе с тем функционирование КА должно предусматри­ вать управление по командам с Земли. Высокая автономность системы управления КА возможна только при наличии ключевого элемента системы управления — бортовой ЦВМ. Задачи, решае­ мые ЦВМ в межпланетных полетах, рассмотрим на характерных примерах.

196

При межпланетных полетах в общем случае возможно управ­ ление при помощи ЦВМ на участках:

— полета в сторону планеты назначения;

при движении аппарата по планетоцентрической орбите;

при выполнении мягкой посадки аппарата на поверхность

планеты и ее исследовании.

БЦВМ КА «Маринер-6», «Маринер-7»

Командные функции на борту космических аппаратов вы­ полняются центральной вычислительной машиной и программно­ временным устройством. Вычислительная машина программи­ руется набором слов и инструкций. Программа полета заклады­ вается в память машины с объемом 128 слов еще до запуска космического аппарата. Однако вся бортовая подсистема может быть полностью переграммирована в полете по радиокоманде [3].

Центральная вычислительная машина и программный меха­ низм рассчитывают, согласовывают во времени и определяют последовательность действий бортовых систем космического аппарата. Выполнение указанных действий осуществляется на основных этапах движения: при запуске, в пассивном полете, при выполнении маневров и в период сближения с планетой. Напри­ мер, при коррекции на среднем участке траектории выходные сигналы вычислительной машины и программного устройства сравнивают между собой и если есть расхождение, коррекцию' прекращают. При этом восстанавливают логику движения на среднем участке траектории. Причину нарушения выясняют по телеметрическим данным, после чего '-вновь предпринимают попытку скорректировать траекторию при помощи исправно работающего устройства.

Основными частями вычислительной машины и программногомеханизма являются датчик времени, дешифратор входных сиг­ налов, матрица памяти и группа регистров для временного хра­ нения информации. Программа для вычислительной машины состоит из 16 инструкций, по которым производится запись, и извлечение данных из основного и вспомогательного запомина­ ющих устройств. Вся информация хранится в памяти в форме 22 слов двоичного разряда. Код слов указывает тип инструкции, адрес ячейки памяти и время событий. Можно запрограммиро­ вать события, которые имеют степень дискретности 1 ч, 1 мин, 1 с.

Программный механизм имеет датчик времени, аналогичный датчику в вычислительной машине, и собственный дешифраторвходных сигналов. При помощи дешифратора получают команды с Земли и подают их на регистры магнитной памяти.

При непредусмотренных ситуациях, а также если необходимо выполнить более сложную по сравнению с рассчитанной после­

197


довательность, центральная вычислительная машина и программ­ ный механизм могут быть перепрограммированы по команде -с Земли.

БЦВМ аппарата, предназначенного для исследования поверхности планет

Для изучения поверхностей планет большое значение приоб­ ретают автоматические аппараты, передвигающиеся по их поверх­ ности и способные проводить научные исследования. В качестве примера таких аппаратов рассмотрим автономный аппарат, пред­ назначенный для изучения Марса [4]. Аппарат должен функцио­ нировать относительно длительное время независимо от Земли, для чего необходима автономность и высокая надежность, воз­ можность анализа окружающей обстановки и управление иссле­ дованиями в соответствии с ее изменениями.

Важнейшим элементом системы управления автономного ■аппарата будет являться бортовая ЦВМ, которая должна выпол­ нять следующие функции:

обрабатывать и приводить к стандартному виду показа­ ния датчиков:

осуществлять навигацию, проводить расчеты по управле­ нию движением и наведению специальных датчиков (например, антенн, солнечных и звездных датчиков и т. п.);

оценивать местность, определять курс и вырабатывать со­ ответствующие команды управления;

,— оценивать состояние аппарата и принимать решения по использованию энергетических ресурсов;

формировать логику последовательности операций систе­ мы управления движением и синхронизацию действий различных

•систем аппарата.

Следует особо отметить, что обнаружение неисправностей и восстановление работоспособности аппарата в условиях дли­ тельного функционирования являются очень важными задачами. При неисправности какого-либо узла необходимо, чтобы ЦВМ ■обнаружила неисправность и подключила бы дублирующий узел или перевела бы аппарат на работу во вспомогательном режиме. Аварийные режимы должны учитывать всевозможные неисправ­

ности ■— от неисправности

навигационных приборов и неболь­

ших неисправностей ЦВМ

до потери аппаратом возможности

автономно вырабатывать команды управления. В последнем слу­ чае необходимо перейти на управление с Земли. Функциональная

■блок-схема

бортовой вычислительной системы приведена

на рис. 8. 6.

8. 6 периферийные узлы и подсистемы помещены вне

На рис.

контура. Основным элементом ЦВМ является главная програм­ мирующая система (ГПС), при помощи которой все функцио­ нальные блоки связаны между собой. ГПС ответственна за

i 9 8


«61

иерархическое исполнение бортовых функций и обеспечивает доступ ко всему объему информации, хранящейся в ЗУ боль­ шого объема.

Существенной особенностью бортовой вычислительной систе­ мы является наличие блока приоритетного прерывания, основ­ ной задачей которого является прерывание процесса движения и остановка аппарата в неопределенных ситуациях (связанных с внутренним состоянием аппарата или внешними обстоятель­ ствами). После остановки запрашивается наземный комплекс, ко­ торый производит анализ ситуации и принимает необходимые решения. Только после этого передвижение аппарата по поверх­ ности планеты может быть возобновлено.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Дрейпер Ч., Ригли У. и др. Навигация, наведение и стабилизация в кос­ мосе. (Пер. с англ.). М., «Машиностроение», 1970, 363 с.

2.Сапонаро Д. А., Коппс С. Л. Функция бортовой вычислительной маши­

ны К.ЛА

«Аполлон» на этаце встречи на орбите. — В кн.: Управление в кос­

мосе. М.,

«Наука», 1972, т. 2, с. 253—277.

3. Скалл Дж. Р. Системы навигации, наведения и управления космических

кораблей «Маринер-VI» и «Маринер-VH», совершивших

полет

к

Марсу в

1969 году. — В кн.: Управление в космосе. М., «Наука»,

1972, т.

2,

с. 56—63.

4. Мур. Требования к управлению аппаратом, перемещающимся по поверх­ ности Марса. — «Вопросы ракетной техники», 1970, № 11, с. 81—84.

5. Хауссерман. Требования к управлению в проектах американских дол­

говременных

орбитальных станций. — «Вопросы ракетной техники», 1972, № 4,

с. 58—73.

David К-, Squire Jon S. A general — purpose onboard Satellite

6. Sloper

computer. — «Westinghouse Eng.», 1969, 29, No. 1, pp. 18—23.



п р е д м е т н ы й у к а з а т е л ь

ААвтокод 161 Автоматическая станция «Луна-1»

14

Автоматические станции

лунной программы 13

межпланетные (АМС) 15 Автономные системы 26 Автономный контроль состояния

аппарата 140 Адаптивная телеметрическая си­

стема 147

Алгол 60, 161

Алгоритмические языки 161 Алгоритмы 161 Аналого-дискретный преобразова­

тель 116 Аргумент перицентра 34

Астроориентация космического ап­ парата 1112

ББезразмерные параметры 97 Бескардановые инерциальные си­

стемы 50 Беспилотные космические аппара­

ты 9 Бесплатформенная навигационная

система 50, 51 Библиотека стандартных программ

161

Большая полуось 34 Бортовая система с перестраивае­

мым форматом 146 Бортовые цифровые вычислитель­

ные машины 3, 24

для искусственного спутника Земли 193

орбитальной обитаемой стан­ ции 194

для космических кораблей «Аполлон» 195

космических аппаратов «Ма- ринер-6», «Маринер-7» 201

аппарата для исследования поверхности планет 202

ВВектор

измерений 56

параметров движения 53

■— состояния 53

 

— шумов

измерений 53, 55

1

Вероятность

ошибок

 

первого рода 139, 142

второго рода 139, 143 Возмущения

из-за нецентральности поля тяготения Земли 40, 42

из-за влияния Луны и Солнца

39, 42

Время выполнения команд I7S Время непосредственного решения

задачи 176 Время обнаружения отказа 142

Время опережения включения дви­ гательной установки 79

Г Гелиоцентрические участки полета

43

Геоид 40

201