Файл: Шаталов, В. А. Применение ЭВМ в системе управления космическим аппаратом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
зионных камер, направленных на Землю). Для получения изобра жения облачного покрова Земли в ночное время на спутниках устанавливаются датчики, работающие в ИК-диапазоне.
Навигационные ИСЗ служат для обеспечения навигации кораблей и самолетов. Так, глобальная навигационная система с использованием ИСЗ позволит определить местоположение самолета и корабля в любых метеорологических условиях в любой точке земного шара. Погрешность определения коорди нат при использовании на самолете или корабле простейшего оборудования составляет ±900 м, а при обработке данных наблюдения за ИСЗ погрешность сокращается до ±180 м [8].
Координаты объекта, имеющего аппаратуру для связи с нави гационным ИСЗ, определяют измерением доплеровского сдвига частоты бортового передатчика ИСЗ во время прохождения его
взоне видимости объекта.
Всостав бортовой аппаратуры навигационных ИСЗ, кроме основных систем, входят передатчики, излучаюшие когерентные колебания, и бортовое запоминающее устройство.
Автоматические станции лунной программы
Автоматические станции лунной программы предназначены для изучения Луны и окололунного пространства.
Изучение Луны и окололунного пространства предусматри вает выполнение следующих исследований [4]:
—изучение гравитационного и магнитного полей Луны;
—изучение части лунной поверхности, недоступной для на блюдения с Земли;
—изучение деталей лунной поверхности;
—исследование излучения Луны в тех участках спектра, которые недоступны при наблюдении с Земли из-за поглощения земной атмосферой.
Возможны следующие баллистические траектории, на которых выполняются исследования Луны:
—пролет около Луны;
—облет Луны;
—жесткая посадка с частичным гашением скорости аппа рата у поверхности;
—мягкая посадка с гашением скорости до нуля у поверхно сти Луны;
—выход на селеноцентрическую орбиту;
—облет Луны с возвращением на Землю;
—посадка на Луну и возвращение на Землю.
Первые полеты советских автоматических станций к Луне начались в 1959 году, когда 2 января была запущена станция «Луна-1», которая прошла вблизи Луны на расстоянии 5000— 6000 км.
9
Создание в СССР многоцелевых межпланетных автоматиче ских станций «Зонд» позволило продолжить исследование около лунного пространства и обратной стороны Луны (запуск автома тической станции «Зонд-З» в сторону Луны осуществлен 18 июля
1965 года).
Качественно новый этап в исследовании Луны был достигнут запуском автоматической станции «Луна-9» в 1966 году, когда полет станции был завершен прилунением в районе Океана Бурь. Мягкая посадка на Луну позволила получить панорамное изображение лунного ландшафта с близкого расстояния и пер вые достоверные данные о рельефе и структуре лунного грунта, а также сведения о интенсивности жесткой радиации на поверх ности Луны.
Важным шагом в разработке автоматических станций является также создание станции «Луна-16», которая впервые позволила доставить на Землю образцы лунного грунта.
Триумфом советской науки и техники явился запуск автома тической станции «Луна-17» 10 ноября 1970 года, которая доста вила на поверхность Луны луноход, оснащенный комплексом научного оборудования.
В США исследования Луны при помощи автоматических КА начались запуском аппаратов «Пионер» (наиболее близко на рас стоянии 60 000 км от Луны прошел аппарат «Пионер-4»), Даль нейшие исследования Луны и окололунного пространства были, продолжены автоматическими космическими аппаратами «Рейн джер», «Сервейер» и «Лунар Орбитер».
Рассмотрим состав оборудования советских автоматических", станций «Луна-1» и «Луна-16».
На автоматической станции «Луна-1», кроме системы управ ления полетом на последней ступени космической ракеты, были установлены:
—прибор для измерения интенсивности космического излу
чения;
—радиосистема для определения траектории полета;
—два радиопередатчика;
—контейнер с научной и радиотехнической аппаратурой;
—вспомогательные устройства.
Автоматическая станция «Луна-16» представляет собой слож ный космический аппарат с высокой степенью автоматизации. Станция выполнена из двух самостоятельных блоков — посадоч ной ступени с грунтозаборным устройством и космической ракеты «Луна — Земля» с возвращаемым аппаратом.
В состав посадочной ступени входили;
— двигательная установка, включающая Ж РД для коррек ции и торможения, два двигателя малой тяги, включаемые на заключительном этапе посадки;
—система управления угловым движением;
—приемо-передающая радиоаппаратура;
10
—программно-временное устройство;
—система терморегулирования;
—оборудование для измерения высоты и скорости при по
садке;
—телефотометры, передающие информацию о месте, в кото ром забирается грунт;
—исследовательские приборы;
—грунтозаборное устройство, состоящее из бурового станка
ссистемой электрических приводов и бурового снаряда, штанги
иприводов, перемещающих его в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Космическая ракета «Луна — Земля» имеет в своем составе ЖРД, приборный отсек с прикрепленным к нему возвращаемым аппаратом и четыре штыревые антенны. В приборном отсеке уста новлены приборы систем управления, радиоприборы, бортовая электронная автоматика и аккумуляторные батареи.
Американский космический аппарат «Сервейер» («Наблюда тель») содержит следующие системы и оборудование:
—систему управления угловым движением, полетом и по садкой;
—систему дальней радиосвязи;
—три верньерных ЖРД;
—тормозной ракетный двигатель твердого топлива (РДТТ);
—источники электропитания;
—телевизионную камеру;
—систему дальней радиосвязи;
—устройства и приборы для проведения исследований.
В систему управления входят датчики Солнца, датчик звезды Канопус, инерциальный блок, радиовысотомер и доплеровские датчики скорости спуска, блок электронного управления полетом и три пары реактивных сопел, работающих на сжатом газе. На аппарате установлена одна обзорная телевизионная камера для панорамной съемки Луны после посадки КА.
Для проведения научных исследований и экспериментов на аппарате установлены:
—устройство для взятия проб лунного грунта;
—приборы для анализа содержащихся в грунте Луны хими ческих элементов;.
—сейсмометр;
—детекторы метеорных частиц;
—акустический датчик;
—приборы для оценки динамики посадки аппаратов на
Луну.
Межпланетные автоматические станции
Межпланетные автоматические станции (АМС) предназначе ны для полета к планетам солнечной системы и для изучения межпланетного космического пространства. В их задачу входит
11
исследование физико-химических условий на поверхностях пла нет и в межпланетном пространстве.
В зависимости от задач, решаемых АМС, также как и для станций лунной программы, возможны баллистические траекто рии на пролете, с облетом и на орбитах спутников исследуемых планет, а также жесткая и мягкая посадки на поверхность планет.
При создании межпланетных АМС возникают сложные науч но-технические проблемы ввиду того, что полет станций проис ходит в тяжелых условиях при большой длительности, что тре бует высокой автономности и надежности систем управления и функционирования. Так, в месте посадки советской автомати ческой станции «Венера-8» температура атмосферы составляла ~470°С, а давление ~ 90 кгс/см2. Продолжительность полетов АМС к Марсу и Венере составляет несколько месяцев, а к пла нетам Юпитеру, Сатурну, Плутону и Нептуну ~ 10 лет.
В СССР регулярные исследования планет и межпланетного пространства при помощи АМС начались с 1961 года, когда в феврале был осуществлен запуск АМС «Венера-1», которая прошла на расстоянии около 100 тыс. км от Венеры и вышла на орбиту спутника Солнца. Последующие исследования были продолжены автоматическими межпланетными станциями «Зонд» и «Марс».
Состав аппаратуры, устанавливаемой на АМС «Венера», можно оценить, рассмотрев устройство АМС «Венера-8», которая 22 июля 1972 года завершила мягкой посадкой на поверхность планеты Венеры свой четырехмесячный полет и передала на Зем лю уникальные научные данные. Впервые в истории исследования планеты Венера вход в атмосферу и посадка спускаемого аппа рата станции «Венера-8» были осуществлены на освещенную Солнцем сторону планеты.
Как и все предыдущие станции этого типа, АМС «Венера-8» выполнена в виде орбитального отсека и спускаемого аппара та [5]. Орбитальный аппарат снабжен системой управления, кор ректирующей двигательной установкой, датчиками системы астроориентации, остронаправленной параболической й мало направленной антеннами, панелями солнечных батарей. Спу скаемый аппарат состоит из двух отсеков: приборного и парашютного. В парашютном отсеке спускаемого аппарата помещены парашютная система, радиовысотомер, антенна борто вого радиокомплекса и датчики научных приборов.
В приборном отсеке спускаемого аппарата установлены радиотехническая и телеметрическая системы, источники элек тропитания и другие элементы системы терморегулирования, про граммно-временное устройство, аппаратура автоматики и блоки научных приборов, в том числе фотометр для определения осве щенности на поверхности Венеры. Для связи с Землей в спускае
12