Файл: Термодинамические основы теории тепловых машин учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
В зависимости от выбранной единицы количества рабочего тела удельный объем имеет размерность или м?1кмоль или мя/кг. Изохо ры различных удельных объемов в этих координатах являются экви дистантными кривыми.
Рис. 46
J-w ! ~і<І)жІкппль(ікджінг)
J
( tnC)
no/b K)fsKl)Dtc)(Л 'Г К)]
Рис. 47
Изобары так же, как и изохоры, расположены эквидистантно.
Каждая изобара соответствует своему постоянному значению дав ления.
Диаграмма 1—S (см. рис. 47) строится в координатах: удельная энтальпия Іт кДж/кмоль или ікДж/кг и удельная энтропия
Sm кДж/(кмоль-К.) или s кДж/(кг- К).
140
Диаграмма /—S по своей структуре родственна диаграмме Т—5. Это определяется, во-первых, одинаковостью величин, откла дываемых по осям абсцисс, и, во-вторых, пропорциональностью па раметров, откладываемых по оси ординат. В диаграмме Т—S по оси ординат откладываются величины температуры газа, а в диа грамме / —S — величины энтальпии. Из уравнения энтальпии, на писанного для одного киломоля
!m = V m - r p V m = me vT-\~ 88147' = mcpT,
следует, что каждому значению температуры соответствует вполне определенная энтальпия единицы рабочего тела. В диаграмме Т—5 по оси ординат можно, кроме шкалы температур, нанести шкалу удельной энтальпии. Однако полученная таким образом диаграмма / —S будет неудобна для использования, так как вслед ствие зависимости теплоемкости газа от температуры шкала энтальпии будет неравномерной. Поэтому для удобства обращения на практике строится специальная диаграмма I—5 (см. рис. 47) с равномерной шкалой энтальпии.
В диаграмме / —S горизонтальные линии являются одновремен
но и изотермами Т =>const |
и линиями постоянных |
энтальпий |
/ —1const, а вертикальные |
линии — обратимыми |
адиабатами |
5 = const. Изохоры и изобары расположены так же, как и на диа грамме Т—5.
Диаграмма / —5 строится для определенного газа или для опре деленной смеси газов. При построении диаграммы за исходное со
стояние газа обычно принимают Т0=<273 К |
и ро = ■100 кН/м2, ус |
|
ловно считая, что в этом состоянии / = 0 и 5 |
=>0. |
воздуха. |
В приложении 7 приведена диаграмма |
I m— S m для |
|
В качестве единицы количества рабочего тела принят |
1 кмоль. |
В соответствии с этим функции состояния и параметры рабочего
тела имеют размерности: энтальпия І т кДж!кмоль, |
энтропия |
||
Sm кДж/(кмоль • К), удельный объем |
V m м^/кмоль. |
Для |
перехода |
к одному килограмму рабочего тела |
используются |
соотношения: |
і = |
I |
кДж кг\ s |
S |
кДжі(кг-К)\ ѵ |
V |
о |
m |
m |
—— м3/кг, |
||||
|
|
|
tn |
|
||
где m — молекулярная масса |
газа, кгікмоль. |
|
|
|||
Наряду с диаграммами I—S, построенными для отдельных газов |
и газовых смесей, существуют универсальные диаграммы і —S, ко торыми можно пользоваться как для воздуха, так и для смесей продуктов сгорания различного состава.
Г л а в а VI |
■ |
ЦИКЛЫ ПОРШНЕВЫХ МАШИН |
|
§ 1. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ |
|
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ |
|
Тепловыми двигателями называются машины, в которых меха ническая энергия получается в результате преобразования тепловой энергии, выделяемой при сжигании топлива. В двигателях этого типа происходят два основных процесса: выделение тепла при сжи гании топлива и преобразование выделившегося тепла в механиче скую работу.
Тепловые двигатели, в которых сгорание топлива происходит внутри самого двигателя, называются двигателями внутреннего сгорания. К таким двигателям относятся поршневые, газотурбин ные, реактивные и комбинированные. По сравнению с другими теп ловыми двигателями двигатели внутреннего сгорания отличаются компактностью, высокой экономичностью, быстротой подготовки к действию и простотой эксплуатации.
Высокая компактность двигателей внутреннего сгорания обус ловлена отсутствием теплообменника для передачи тепла от горя чего источника к рабочему телу. Высокая экономичность поршне вых двигателей внутреннего сгорания обеспечивается возможно стью более высоких, периодически достигаемых максимальных тем ператур рабочего тела, чем это допустимо по условиям жаропроч ности применяемых материалов при непрерывном подводе тепла к рабочему телу.
Во время работы поршневого двигателя внутреннего сгорания в рабочем объеме цилиндра в определенной последовательности со вершается ряд сложных процессов, образующих рабочий цикл.
На рис. 48 даны принципиальная схема четырехтактного порш невого двигателя внутреннего сгорания и индикаторная диаграмма его рабочего цикла (т. е. графическая зависимость давления рабо чего тела от объема внутренней полости цилиндра).
В цилиндре 1 помещен поршень 4, соединенный посредством ша туна 2 с кривошипом коленчатого вала 3. В головке цилиндра уста-
142
новлены впускной 5 и выпускной 6 клапаны. Поршень совершает возвратно-поступательное движение, коленчатый вал — вращатель ное; одному обороту коленчатого вала соответствуют два хода
поршня, т. е. два его перемещения от одной мертвой точки до дру гой.
Рис. 48
Реальный рабочий цикл такого двигателя осуществляется сле дующим образом. При перемещении поршня от внутренней мертвой точки (в. м. т.) к наружной (н. м. т.) в цилиндре создается разреже ние и при открытом впускном клапане совершается такт впуска г—а: в дизеле в цилиндр поступает воздух, в карбюраторном дви гателе — горючая смесь.
При перемещении поршня в обратном направлении при закры тых клапанах осуществляется такт сжатия а—с: давление и тем пература рабочего тела повышаются.
В конце такта сжатия в цилиндр дизеля впрыскивается топливо (точка т ), которое воспламеняется под действием высокой темпе ратуры; в карбюраторном двигателе воспламенение рабочей смеси осуществляется электрической искрой. Начинается сгорание топли ва. Вследствие выделяющегося тепла давление в цилиндре резко повышается. Сгорание большей части топлива происходит почти мгновенно, поэтому начальную фазу процесса сгорания (участок с—г) считают изохорической. В действительности, особенно в дизе
143
ле, в точке г сгорание не заканчивается и часть топлива сгорает при увеличивающемся объеме.
Под действием давления рабочего тела (продуктов сгорания) поршень снова перемещается к н.м.т.; совершается такт расшире ния z—Ь, давление и температура рабочего тела уменьшаются.
Наконец, при перемещении поршня от н. м.т. к в. м.т. при откры том выпускном клапане совершается такт выпуска Ь—г, т. е. проис ходит очистка цилиндра от отработавших газов. После этого начи нается следующий цикл — всасывание очередной порции свежего заряда и т. д.
Таким образом, рабочий цикл четырехтактного двигателя осу ществляется за четыре хода поршня (четыре такта), что соответ ствует двум оборотам коленчатого вала.
При продувке цилиндра сжатым свежим зарядом рабочий цикл можно осуществить за два хода поршня (двухтактные двигатели). Рабочий цикл двухтактного двигателя состоит из тех же процессов, что и четырехтактного. Процессы газообмена в этом случае совер шаются в конце такта расширения и в начале такта сжатия.
Из рассмотрения последовательности осуществления реального рабочего цикла следует:
— реальный цикл разомкнут — рабочее тело (свежий заряд) засасывается извне и по окончании цикла оно (отработавшие газы) выбрасывается в атмосферу;
—сгорание топлива происходит при изменяющихся давлении и объеме рабочего тела, количество и состав которого в течение цик ла не остаются постоянными;
—вследствие теплообмена рабочего тела со стенками цилиндра процессы сжатия и расширения являются политропическими.
Термодинамический анализ такого цикла труден. Поэтому в тер модинамике рассматривают замкнутые термодинамические (иде альные) циклы, состоящие из обратимых термодинамических про цессов.
При рассмотрении термодинамических циклов принимаются сле дующие допущения:
1)отсутствие смены рабочего тела от цикла к циклу;
2)состав и количество рабочего тела неизменны;
3)рабочее тело — идеальный газ, теплоемкость которого не за висит от его температуры;
4)процессы сжатия и расширения рабочего тела считаются адиабатическими, т. е. предполагается, что стенки цилиндра тепло непроницаемы;
5)реальные процессы сгорания топлива и удаления отработав ших газов условно заменяются подводом тепла от внешнего горя чего источника и отводом тепла в холодильник на соответствующих участках цикла.
Анализ термодинамических циклов дает возможность выявить основные факторы, влияющие на экономичность реальных циклов, и оценить степень их совершенства. Для перехода от термодинами-
144
ческих циклов к реальным необходимо вводить относительный коэф фициент полезного действия.
Различают три основных вида циклов поршневых двигателей внутреннего сгорания:
— с подводом тепла к рабочему телу при постоянном объеме (цикл Отто), которому соответствует рабочий цикл двигателей с принудительным воспламенением;
— с подводом тепла при постоянном давлении (цикл Дизеля), являющийся расчетным циклом так называемых компрессорных дизелей, в которых распыливание топлива осуществляется сжатым воздухом;
— смешанный цикл (цикл Тринклера), которому соответствуют рабочие циклы всех современных дизелей.
§ 2. ЦИКЛ С ПОДВОДОМ ТЕПЛА ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЕМЕ
Диаграмма цикла в координатах р— V представлена на рис. 49. Последовательность осуществления цикла:
Рис. 49
10-1307 |
145 |
|
а — с — адиабатическое сжатие рабочего тела; |
телу при |
||
с — 2 — подвод тепла в |
количестве |
AQi к рабочему |
|
V =* const; |
расширение |
рабочего тела; |
|
2 — b — адиабатическое |
AQ2 при |
||
Ь — а — отвод от рабочего тела тепла в количестве |
|||
V =1 const. |
|
|
|
Введем следующие основные отношения: |
|
*V" - степень сжатия (отношение полного объема ци- V,
линдра к объему пространства сжатия; показы
|
вает, во сколько раз изменяется объем |
рабочего |
||||||
|
тела при перемещении поршня от одной мертвой |
|||||||
|
точки до другой); |
|
|
|
|
|
||
Рс |
— степень повышения давления. |
|
|
|
||||
|
|
по |
такому |
циклу, |
= 6— 10; |
|||
Для двигателей, работающих |
||||||||
). = 3 —5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Термический коэффициент полезного действия с учетом формул |
||||||||
(118) и (122) будет равен |
|
|
|
|
|
|
||
7і/ |
М- |
AQ. - |
AQ2 |
|
1 |
A Q , |
|
|
Д<?і |
A Q i |
|
A Q i |
|
||||
|
|
|
|
|||||
Поскольку количество и теплоемкость рабочего тела неизмен |
||||||||
ны, то |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МтСу(Ть - |
Та) |
|
г |
_т |
|
||
rit |
1 |
|
|
1 |
1 Ь |
‘ а |
|
|
|
|
лТу — 1тг |
|
|||||
|
МтСу(Тг — ~ТС) |
|
|
|||||
Выразим через Т а |
температуры рабочего тела |
в характерных |
точках цикла, пользуясь формулами соотношений параметров для соответствующих процессов:
Д |
= |
Тп |
Ѵа |
ft-1 |
— 1 |
ау •> |
|
|
|
|
|
|
— Т |
«ft—ь |
|
д |
= |
|
|
>.д |
|
|
|
т — т |
ѵ л *"1_ |
д |
д д |
||||
1 h-- |
' |
ѵь) |
|
cft-l |
|||
|
|
|
|
|
|||
После подстановки выражений указанных температур в форму |
|||||||
лу Гу получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ = |
1 |
- Г Т • |
|
(150) |
|
|
|
|
|
e f t - |
1 |
|
|
И 6