Файл: Термодинамические основы теории тепловых машин учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
Пример 3. Газовая постоянная смеси азота и водорода R c, рав на 981 Дж](кг‘К). Определить объемный состав газовой смеси и
парциальные давления азота и водорода, |
если давление смеси рав |
||||
но ІО3 кН/м2. |
1. Объемный |
состав смеси |
определяется решением |
||
Решение. |
|||||
системы двух уравнений: |
|
|
|
||
|
|
Rc |
|
8314 |
|
|
|
otn / |
n , + oth / |
h j ' |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
1. |
|
Из второго уравнения |
|
|
|
||
|
|
|
;1 - ' Ч - |
|
|
Тогда |
|
|
|
|
|
|
f |
l . |
|
8314 |
|
|
|
|
r N./V |
||
|
|
raN/N2-f-/raH2( 1“ |
|||
откуда |
|
|
|
|
|
rN |
8314 |
/?смш„ |
8314- -981 -2 |
||
—75— |
c |
= |
------------------ = 0,249. |
||
Na |
R |
m n) |
981 -(28 - 2) |
||
Подставив значение rN во второе уравнение, имеем |
|||||
|
rHj—-1 - |
rN = |
1 — 0,249 = 0,751. |
2, Парциальные давления азота и водорода:
PNl = /,cMrN,= Юп' 0,249 = 249 кЯ/ж2;
р н = р смгн^— 10°• 0,751 = 7 5 1 кН!мъ.
Г л а в а II
РЕАКЦИИ СГОРАНИЯ И ТЕПЛОТВОРНАЯ СПОСОБНОСТЬ ТОПЛИВ
§ 1. РЕАКЦИИ СГОРАНИЯ
Источником энергии в большинстве тепловых двигателей явля ются химические реакции сгорания, в которые вступают два раз личных вещества: горючее и окислитель. В общем случае любые два вещества (компонента), используемые для такой экзотермиче ской реакции, называют топливом.
Таким образом, под термином «топливо» следует понимать го рючее и окислитель.
Горючим называют вещество, содержащее главным образом атомы с восстановительными свойствами. Такими элементами мо гут быть углерод, водород, а также металлы — алюминий, магний, бор и т. д.
Окислитель — вещество, содержащее главным образом атомы с окислительными свойствами: кислород, фтор, хлор и их соедине ния.
Вдвигателях внутреннего сгорания силовых установок боевых
итранспортных машин в качестве горючего применяются углево дородные соединения, полученные в результате перегонки нефти (бензин, керосин, дизельное топливо).
Вкачестве окислителя в этих двигателях используется исклю чительно кислород, содержащийся в воздухе. При этом термин «топливо» отождествляется с понятием «горючее». Поэтому в даль нейшем под термином «топливо» будем подразумевать горючее, как это принято в теории тепловых двигателей наземных машин.
Смесь топлива с воздухом в таких двигателях принято назы вать горючей смесью. При горении смеси образуются продукты сгорания и выделяется тепловая энергия, которая затрачивается на нагревание продуктов реакции. Продукты сгорания представляют собой смесь газов, которая в дальнейшем рассматривается как ра
бочее |
тело. |
При относительно низких температурах сгорания |
(Тс |
2000 К) |
можно считать, что входящие в состав продуктов сго- |
26
рания газы между собой не реагируют и вся высвобождаемая при реакции энергия идет на нагревание рабочего тела. При этих усло виях расчеты процесса сгорания могут основываться на простых стехиометрических соотношений вида:
С -f- Oj —С 0 2;
2На+ О а = 2НаО.
Однако такие соотношения не характеризуют всей сложности процессов, происходящих при горении смеси, а характеризуют толь ко итоговые результаты процесса.
Представления о механизме простых реакций в ряде случаев противоречат накопленным экспериментальным данным. В действи тельности продукты сгорания топлив представляют собой смесь химических веществ, между которыми могут протекать химические реакции.
При высоких температурах продукты сгорания состоят не толь ко из конечных продуктов С 02 и Н20, но и из продуктов неполного сгорания: ионов СО, ОН, О, Н, которые образуются в результате расщепления конечных продуктов реакции или в результате их взаимодействия. Это явление носит название диссоциации про дуктов сгорания.
Диссоциация продуктов сгорания приводит к неполному преоб разованию химической энергии; часть ее, остающаяся в продуктах сгорания, может оказаться значительной, что необходимо учиты вать при расчете процессов сгорания. Поэтому в общем случае ре акции сгорания следует записывать в виде:
1 Л -f В~ЛАВ.
Реакции диссоциации, например углекислого газа и водяных па ров, протекающие с затратой энергии, записываются следующим образом:
С 0 2“ ! С 0 + 0;
н 2о ^ : н 2-ь О.
Расчеты процессов сгорания с учетом диссоциации весьма тру доемки и в данном пособии не рассматриваются.
Для расчета процесса сгорания в двигателях внутреннего сго рания (поршневых, газотурбинных и других) и различных теплотех нических устройствах необходимо знать ряд величин, характери зующих топлива. К этим величинам относятся элементарный со став топлива и запас химической энергии. В результате расчета процесса сгорания определяются состав продуктов сгорания, тео ретическая температура сгорания и расход воздуха (окислителя) для осуществления процесса сгорания. Рассмотрим сгорание угле водородных топлив с кислородом, содержащимся в воздухе.
27
Состав топлива
Элементарный состав воздуха может быть задан объемными или массовыми долями. При этом учитывается только содержание
основных |
элементов — кислорода и азота. |
Объемный состав воз |
|
духа: |
г0 |
=0,21; rN =0,79; массовый |
состав: g 0 = 0.23 и |
g N> = |
О-7 7 - |
|
Состав жидких углеводородных топлив задается или химиче ской формулой или массовыми долями основных элементов.
Основными элементами топлива являются: углерод С, водо род Н2, а в некоторых составах небольшое количество кислорода 0 2.
Если топливо представляет собой вполне определенное углево дородное соединение, то его элементарный состав выражается фор мулой вида
с т н , А ,
где т, п, г — числа атомов соответствующих элементов, входящих в молекулу топлива. Например, СШ—метан, С2НбО— спирт.
Большинство жидких топлив, применяемых в тепловых двигате лях, представляет собой смесь различных углеводородов. Элемен тарный состав таких топлив определяется методом химического анализа и может быть условно выражен формулой того же вида.
Массовые доли соответствующих элементов могут быть опреде лены по условной химической формуле:
■ _ |
12д а . |
g |
(33) |
В этих уравнениях т т= 12т + п + 16г — относительная моле кулярная масса топлива.
Если топливо представляет собой смесь различных компонентов, то элементарный состав такого сложного топлива определяется сле дующим образом.
Пусть топливо представляет |
собой смесь |
углеводородов двух |
видов: Ст Н„— X частей и Ст -НП' — у частей. |
сложного топлива |
|
Массовый состав отдельных |
компонентов |
|
определим по уравнениям (33): |
|
|
— для первого компонента |
|
|
12т |
п |
|
12т + п ’ |
Ѵ2т-\-п |
28
для второго компонента |
|
12т ' |
п' |
12/и' + га' |
\2‘т' |
где 12 т + п — т т;
I2m/ + n' = m^ — относительные молекулярные массы компо-
нентов топлива.
Массовые доли элементов в сложном топливе определяются но уравнениям:
Теоретически необходимые количества кислорода и воздуха
Теоретически необходимым количеством кислорода (воздуха) называется наименьшее его количество, необходимое для полного окисления одного килограмма топлива.
Теоретически необходимое количество воздуха может быть вы ражено в килограммах 10 [кг возд./кг топл.] или в киломолях L0 [кмоль возд./кгг топл.].
Связь между ними определяется уравнением |
|
|
||
где /«возд = 28,95 — молекулярная масса воздуха, кг/кмоль. |
|
|||
Продуктами полного окисления горючих |
элементов |
(С и |
Н2) |
|
топлива являются С 02 и Н20. |
|
водорода |
имеют |
вид: |
Реакции полного окисления углерода и |
||||
С+ 0 2 = |
С 02; |
|
|
(34) |
2На + Оа = |
2Н20. |
|
|
|
|
|
|
Определим количественные соотношения для данных реакций в расчете на 1 кг топлива, состав которого задан массовыми долями
£с- 8н, и gor
Непосредственно из записи реакций можно установить: |
|
||||||||
— для |
окисления 1 кмоля углерода |
требуется 1 кмоль кисло |
|||||||
рода, т. е. |
1 кмоль С + 1 |
кмоль 0 2 = 1 кмоль С 02; |
|
1 кмоль |
|||||
— для окисления 2 кмолей водорода требуется также |
|||||||||
кислорода, т. е.2 кмоля Н2 + 1 кмоль 0 2 — 2 кмоля Н2іО. |
|
||||||||
Так как 1 кмоль углерода имеет массу 12 кг, |
а 1 |
кмоль водоро |
|||||||
д а — 2 кг, |
то 12 кг С + |
1 кмоль |
0 2=з1 |
кмоль |
С 02і |
и 4 |
кг Н2 + |
||
+ 1 кмоль 0 2 = |
2 кмоля Н20. |
|
|
|
|
|
|||
В расчете на |
1 |
кг соответственно углерода и водорода: |
|
||||||
|
1 кг с |
— |
кмоля |
0 2 |
кмоля С 02; |
|
|||
|
|
|
12 |
|
|
12 |
|
|
|
29
1 кг Н.-+-—- кмоля О* = —— кмоля Н„0.
4' 2
Врасчете на 1 кг топлива, в составе которого содержится gr кг углерода и g"Ha водорода, получим:
|
gc |
кмоля |
0 2 — |
gr |
|
С 02; |
gc кг C + - J 2- |
jpy кмоля |
|||||
|
|
|
|
|
|
(340 |
gu кгіи, 1Н^ 2, г |
£н, |
кмоля |
Од |
£н, |
кмоля |
14,0. |
^ |
|
Последние два уравнения позволяют определить теоретически необходимое количество кислорода О0. Это количество кислорода
складывается из кислорода -у|-, необходимого для полного окисле-
ния углерода, и кислорода-^-, необходимого для полного окисле
ния водорода. Таким образом,
|
|
Оп |
St: |
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если учесть, |
что в самом топливе содержится |
£ о , |
кмоля кис |
|||
лорода, то |
|
|
|
|
32 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оо - |
£с_ |
|
>н„ £о, |
|
(35) |
|
|
12 |
|
32 |
|
|
В пересчете |
на теоретически |
необходимое количество воздуха, |
в составе которого по объему содержится 21% кислорода, получим
°° |
_ |
1 |
IS, |
|
, S H, |
g0, |
|
|
|
|
|
|
(Sc |
|
|
(36) |
|||
0,21 |
|
0,21 \ |
12 |
|
' |
32 |
Г |
||
|
|
|
|||||||
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_ о Чпг |
1 |
• |
(Sc |
g», |
|
go,\ |
||
ІО- Ч'И-ОЭ« - |
28,95 • — |
|
|
|
32 |
||||
= |
137,8 |
£c |
, |
g H, |
go. |
|
(360 |
||
|
|
|
12 |
|
|
|
32 ‘ |
|
|
Для применяемых жидких топлив значения L0 и /0 имеют сле дующие примерные значения:
30