Файл: Термодинамические основы теории тепловых машин учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пример 3. Газовая постоянная смеси азота и водорода R c, рав­ на 981 Дж](кг‘К). Определить объемный состав газовой смеси и

парциальные давления азота и водорода,

если давление смеси рав­

но ІО3 кН/м2.

1. Объемный

состав смеси

определяется решением

Решение.

системы двух уравнений:

 

 

 

 

 

Rc

 

8314

 

 

 

otn /

n , + oth /

h j '

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

Из второго уравнения

 

 

 

 

 

 

;1 - ' Ч -

 

Тогда

 

 

 

 

 

 

f

l .

 

8314

 

 

 

 

r N./V

 

 

raN/N2-f-/raH2( 1“

откуда

 

 

 

 

 

rN

8314

/?смш„

8314- -981 -2

—75—

c

=

------------------ = 0,249.

Na

R

m n)

981 -(28 - 2)

Подставив значение rN во второе уравнение, имеем

 

rHj—-1 -

rN =

1 — 0,249 = 0,751.

2, Парциальные давления азота и водорода:

PNl = /,cMrN,= Юп' 0,249 = 249 кЯ/ж2;

р н = р смгн^— 10°• 0,751 = 7 5 1 кН!мъ.


Г л а в а II

РЕАКЦИИ СГОРАНИЯ И ТЕПЛОТВОРНАЯ СПОСОБНОСТЬ ТОПЛИВ

§ 1. РЕАКЦИИ СГОРАНИЯ

Источником энергии в большинстве тепловых двигателей явля­ ются химические реакции сгорания, в которые вступают два раз­ личных вещества: горючее и окислитель. В общем случае любые два вещества (компонента), используемые для такой экзотермиче­ ской реакции, называют топливом.

Таким образом, под термином «топливо» следует понимать го­ рючее и окислитель.

Горючим называют вещество, содержащее главным образом атомы с восстановительными свойствами. Такими элементами мо­ гут быть углерод, водород, а также металлы — алюминий, магний, бор и т. д.

Окислитель — вещество, содержащее главным образом атомы с окислительными свойствами: кислород, фтор, хлор и их соедине­ ния.

Вдвигателях внутреннего сгорания силовых установок боевых

итранспортных машин в качестве горючего применяются углево­ дородные соединения, полученные в результате перегонки нефти (бензин, керосин, дизельное топливо).

Вкачестве окислителя в этих двигателях используется исклю­ чительно кислород, содержащийся в воздухе. При этом термин «топливо» отождествляется с понятием «горючее». Поэтому в даль­ нейшем под термином «топливо» будем подразумевать горючее, как это принято в теории тепловых двигателей наземных машин.

Смесь топлива с воздухом в таких двигателях принято назы­ вать горючей смесью. При горении смеси образуются продукты сгорания и выделяется тепловая энергия, которая затрачивается на нагревание продуктов реакции. Продукты сгорания представляют собой смесь газов, которая в дальнейшем рассматривается как ра­

бочее

тело.

При относительно низких температурах сгорания

с

2000 К)

можно считать, что входящие в состав продуктов сго-

26


рания газы между собой не реагируют и вся высвобождаемая при реакции энергия идет на нагревание рабочего тела. При этих усло­ виях расчеты процесса сгорания могут основываться на простых стехиометрических соотношений вида:

С -f- Oj —С 0 2;

2На+ О а = 2НаО.

Однако такие соотношения не характеризуют всей сложности процессов, происходящих при горении смеси, а характеризуют толь­ ко итоговые результаты процесса.

Представления о механизме простых реакций в ряде случаев противоречат накопленным экспериментальным данным. В действи­ тельности продукты сгорания топлив представляют собой смесь химических веществ, между которыми могут протекать химические реакции.

При высоких температурах продукты сгорания состоят не толь­ ко из конечных продуктов С 02 и Н20, но и из продуктов неполного сгорания: ионов СО, ОН, О, Н, которые образуются в результате расщепления конечных продуктов реакции или в результате их взаимодействия. Это явление носит название диссоциации про­ дуктов сгорания.

Диссоциация продуктов сгорания приводит к неполному преоб­ разованию химической энергии; часть ее, остающаяся в продуктах сгорания, может оказаться значительной, что необходимо учиты­ вать при расчете процессов сгорания. Поэтому в общем случае ре­ акции сгорания следует записывать в виде:

1 Л -f В~ЛАВ.

Реакции диссоциации, например углекислого газа и водяных па­ ров, протекающие с затратой энергии, записываются следующим образом:

С 0 2“ ! С 0 + 0;

н 2о ^ : н 2-ь О.

Расчеты процессов сгорания с учетом диссоциации весьма тру­ доемки и в данном пособии не рассматриваются.

Для расчета процесса сгорания в двигателях внутреннего сго­ рания (поршневых, газотурбинных и других) и различных теплотех­ нических устройствах необходимо знать ряд величин, характери­ зующих топлива. К этим величинам относятся элементарный со­ став топлива и запас химической энергии. В результате расчета процесса сгорания определяются состав продуктов сгорания, тео­ ретическая температура сгорания и расход воздуха (окислителя) для осуществления процесса сгорания. Рассмотрим сгорание угле­ водородных топлив с кислородом, содержащимся в воздухе.

27

Состав топлива

Элементарный состав воздуха может быть задан объемными или массовыми долями. При этом учитывается только содержание

основных

элементов — кислорода и азота.

Объемный состав воз­

духа:

г0

=0,21; rN =0,79; массовый

состав: g 0 = 0.23 и

g N> =

О-7 7 -

 

Состав жидких углеводородных топлив задается или химиче­ ской формулой или массовыми долями основных элементов.

Основными элементами топлива являются: углерод С, водо­ род Н2, а в некоторых составах небольшое количество кислорода 0 2.

Если топливо представляет собой вполне определенное углево­ дородное соединение, то его элементарный состав выражается фор­ мулой вида

с т н , А ,

где т, п, г — числа атомов соответствующих элементов, входящих в молекулу топлива. Например, СШ—метан, С2НбО— спирт.

Большинство жидких топлив, применяемых в тепловых двигате­ лях, представляет собой смесь различных углеводородов. Элемен­ тарный состав таких топлив определяется методом химического анализа и может быть условно выражен формулой того же вида.

Массовые доли соответствующих элементов могут быть опреде­ лены по условной химической формуле:

■ _

12д а .

g

(33)

В этих уравнениях т т= 12т + п + 16г — относительная моле­ кулярная масса топлива.

Если топливо представляет собой смесь различных компонентов, то элементарный состав такого сложного топлива определяется сле­ дующим образом.

Пусть топливо представляет

собой смесь

углеводородов двух

видов: Ст Н„— X частей и Ст -НП' — у частей.

сложного топлива

Массовый состав отдельных

компонентов

определим по уравнениям (33):

 

 

— для первого компонента

 

 

12т

п

 

12т + п ’

Ѵ2т-\-п

28


для второго компонента

 

12т '

п'

12/и' + га'

\2‘т'

где 12 т + п т т;

I2m/ + n' = m^ — относительные молекулярные массы компо-

нентов топлива.

Массовые доли элементов в сложном топливе определяются но уравнениям:

Теоретически необходимые количества кислорода и воздуха

Теоретически необходимым количеством кислорода (воздуха) называется наименьшее его количество, необходимое для полного окисления одного килограмма топлива.

Теоретически необходимое количество воздуха может быть вы­ ражено в килограммах 10 [кг возд./кг топл.] или в киломолях L0 [кмоль возд./кгг топл.].

Связь между ними определяется уравнением

 

 

где /«возд = 28,95 — молекулярная масса воздуха, кг/кмоль.

 

Продуктами полного окисления горючих

элементов

(С и

Н2)

топлива являются С 02 и Н20.

 

водорода

имеют

вид:

Реакции полного окисления углерода и

С+ 0 2 =

С 02;

 

 

(34)

2На + Оа =

2Н20.

 

 

 

 

 

Определим количественные соотношения для данных реакций в расчете на 1 кг топлива, состав которого задан массовыми долями

£с- 8н, и gor

Непосредственно из записи реакций можно установить:

 

— для

окисления 1 кмоля углерода

требуется 1 кмоль кисло­

рода, т. е.

1 кмоль С + 1

кмоль 0 2 = 1 кмоль С 02;

 

1 кмоль

— для окисления 2 кмолей водорода требуется также

кислорода, т. е.2 кмоля Н2 + 1 кмоль 0 2 — 2 кмоля Н2іО.

 

Так как 1 кмоль углерода имеет массу 12 кг,

а 1

кмоль водоро­

д а — 2 кг,

то 12 кг С +

1 кмоль

0 2=з1

кмоль

С 02і

и 4

кг Н2 +

+ 1 кмоль 0 2 =

2 кмоля Н20.

 

 

 

 

 

В расчете на

1

кг соответственно углерода и водорода:

 

 

1 кг с

кмоля

0 2

кмоля С 02;

 

 

 

 

12

 

 

12

 

 

 

29


1 кг Н.-+-—- кмоля О* = —— кмоля Н„0.

4' 2

Врасчете на 1 кг топлива, в составе которого содержится gr кг углерода и g"Ha водорода, получим:

 

gc

кмоля

0 2 —

gr

 

С 02;

gc кг C + - J 2-

jpy кмоля

 

 

 

 

 

 

(340

gu кгіи, 1Н^ 2, г

£н,

кмоля

Од

£н,

кмоля

14,0.

^

 

Последние два уравнения позволяют определить теоретически необходимое количество кислорода О0. Это количество кислорода

складывается из кислорода -у|-, необходимого для полного окисле-

ния углерода, и кислорода-^-, необходимого для полного окисле­

ния водорода. Таким образом,

 

 

Оп

St:

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если учесть,

что в самом топливе содержится

£ о ,

кмоля кис­

лорода, то

 

 

 

 

32

 

 

 

 

 

 

 

 

Оо -

£с_

 

>н„ £о,

 

(35)

 

 

12

 

32

 

 

В пересчете

на теоретически

необходимое количество воздуха,

в составе которого по объему содержится 21% кислорода, получим

°°

_

1

IS,

 

, S H,

g0,

 

 

 

 

 

(Sc

 

 

(36)

0,21

 

0,21 \

12

 

'

32

Г

 

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_ о Чпг

1

(Sc

g»,

 

go,\

ІО- Ч'И-ОЭ« -

28,95 • —

 

 

 

32

=

137,8

£c

,

g H,

go.

 

(360

 

 

 

12

 

 

 

32

 

 

Для применяемых жидких топлив значения L0 и /0 имеют сле­ дующие примерные значения:

30