Файл: Сагалевич, В. М. Методы устранения сварочных деформаций и напряжений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

различной толщины

находится

приблизительно в пря-

мой зависимости от

[

g

и б — радиус и толщина

у

(R

оболочки).

Рис. 65. Перемещение кромок в процессе сварки кольцевых швов цилиндрических оболочек из АМгб толщиной 3,5 мм (а)

и 2,5 мм (б)

Размеры зон, приподнимающихся над подкладным кольцом, при сварке в оболочках различной толщины, можно характеризовать секториальным углом, внутри которого наблюдается отход кромок от подкладного

144

Рис. 66. Перемещение кромок в процессе сварки кольцевых швов оболочки со шпангоутом, (а) и при сварке с наружными банда­

жами (б)

кольца. Толщина оболочки не оказывает влияния па размеры приподнимающейся при нагреве зоны (рис. 67, б), а лишь сказывается на абсолютной величи­ не перемещения.

145

Некоторое снижение деформаций,

как показывают

результаты приведенных на

рис.

 

, б эксперименталь­

ных данных, происходит при

сварке с наружными бан­

 

6 6

 

удерживающее

дажами. которые оказывают не только

w,

механическое

воздейст-

вие

на кромки,

но и спо­

мм

собствуют теплоотводу от

места сварки, о чем сви­

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

детельствует уменьшение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

длины

деформирующейся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

1

 

зоны впереди

источника.

 

 

У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однако

 

необходимость

 

/ /

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обеспечения

доступа

к

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свариваемым

кромкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ограничивает

возможно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сти их закрепления. На­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ружные бандажи

прихо­

 

50

100 150\

200 250

300

350 R/6

 

дится

располагать

 

на

 

 

определенном

расстоянии

 

20

10

 

 

а)

 

 

 

âtмм

 

от

кромок

(~ 3 0

мм),

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

результате

чего

переме­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щения

последних

предот­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вращаются

частично.

 

V'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее

эффектив­

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ным способом предотвра­

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щения

перемещений

при

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сварке

кольцевых

швов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оказывается

прижатие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кромок

к

подкладному

 

1

 

 

 

 

,

 

 

1

 

кольцу

роликом

 

(рис.

 

 

 

 

4,5 5,0

5,5

 

 

 

по,

поверхности стыка не­

 

2,5 3,03,54,0,

6,0

6,5 в,мм

 

 

 

 

 

5)

 

 

 

6 8

а), перекатывающимся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

перед

сва­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

посредственно

Рис. 67. Зависимость остаточных

 

рочной

дугой.

Подобный

перемещении

 

кромок

при

сварке

 

прием

закрепления

кро­

кольцевых швов от жесткости обо­

 

мок был эффективно ис­

лочек (а) и

угол зоны подъема

 

пользован

при

сварке

кромок при сварке оболочек диа­

 

стыкового

шва

тонких

 

 

метром 2000 мм

(б)

 

 

 

 

Давление,

передаваемое

 

стальных листов.

 

пру­

 

на ролик,

создается

жинным механизмом. Прижимное устройство монти­ руется на стандартном консольном автомате, например АРК-2. Приспособление предусматривает такую схему передачи усилия на ролик, при которой не возникает

146


крутящего момента в консоли автомата и эксцентриси­ тета в прижимном ролике. Для этого приспособление устанавливается вдоль консоли автомата, и нагрузка, воспринимаемая консольно, передается только по пло­ скости ее продольной оси. Для прижатия кромок ре­

комендуется применять двойной ролик (рис.

 

, а) диа­

метром 23—35 мм. Точка прижатия должна

находиться

6 8

 

на расстоянии 30—35 мм от оси электрода.

 

 

 

С

помощью изготовленного

приспособления были

сварены обечайки (диаметром

2000 мм, толщиной 2,5;

4 II

6

мм) как с присадочной проволокой, так и без нее.

 

 

 

 

 

Возможность сварки с присадочной проволокой в один проход позволяет практически вдвое сократить время сварки одного стыка.

На рис. 6 8 , б приведены результаты записи переме­ щений кромок при сварке опытной обечайки при дав­ лении на прижимном ролике 180 кгс. Роль прижима сводится к тому, чтобы не дать возможности кромкам оторваться от подкладочного кольца перед сварочной горелкой. Небольшой подъем кромок настолько незна­

чителен,

что

может не приниматься

во

внимание [ ].

При

выборе усилия

прижатия

кромок

возникают

2 0

трудности,

связанные

с определением

его

величины.

Аналитическое выражение для необходимого усилия свидетельствует о том, что его величина Р пропорцио­ нальна перемещению ад, возникающему при сварке, и жесткости оболочки:

Р =

8Dw

(40)

0,149ф2я/?'-

 

где R ■— радиус оболочки;

 

кромок над по­

Ф — секториальный угол подъема

верхностью оболочки.

 

Параметры ф и ад для некоторых частных случаев могут быть определены по графикам, приведенным на рис. 67.

В ракетной промышленности США при сварке тон­ костенных обечаек установки используют принцип, при котором зона кольцевого шва охватывается с наружной стороны жестким бандажом, а сварка первого прохода выполняется изнутри обечайки. Такое решение пред­ ставляется правильным, однако для его использования необходима сложная специальная оснастка, а в отдель­ ных случаях — коренное изменение технологии сварки.

147


А

5)

Р и с . 68. С х ем а

и в неш ни й

в и д

п р и ж и м н о г о

у с т р о й с т в а ( а )

и п ер ем е ­

щ е н и е к р о м о к

к о л ь ц ев о го

ш в а

при св а р к е

с п р и ж и м н ы м

п р и с п о с о б ­

л ен и ем , д и а м е т р о б о л о ч к и 2 0 0 0 м м , т о л щ и н а 4 м м (б )

Всвязи с этим применение способа, разработанного

вМВТУ им. Баумана, представляется более целесооб­ разным, так как не требует внесения существенных тех­ нологических и конструктивных корректив непосредст­

венно в технологический процесс сварки.

Определим перемещения по­ верхности от сварки кольцевого шва для оболочек из сталей, ти­ тана и других материалов, обла­ дающих достаточно большим за­ пасом температурных упругих деформаций. В таких оболочках после сварки наблюдается умень­ шение диаметра в зоне наложе­ ния шва. Если максимальная ве­ личина окружных остаточных напряжений в срединной поверх­ ности оболочки по оси наложе­ ния кольцевого шва при сварке без разжимного кольца равна а, то прогиб (рис. 69, а) можно оп­ ределить из выражения

ЗЛ

Р и с . 6 9 .

П ер е м е щ е н и я

о б о л о ч к и

о т

св а р к и

к о л ь ц ев о го ш в а б е з

п р и ­

сп о с о б л е н и я ( а ) и с

р а з ­

ж и м н ы м к о л ь ц о м ( б )

8

2о6

(sin ßx +

cos ßx),

(41)

W =

ß 3D

 

 

 

 

где

 

£6

 

 

 

 

 

 

 

ß4 = 4 R W

 

R — радиус срединной поверхности.

При сварке с подкладным кольцом прогиб оболоч­ ки возникает от эквивалентных действию кольца рас­

пределенных усилий q (рис. 69. б) :

 

w = Jq ~ (2 - - е-|ЗЬ cos ßb — е ~ cos ßc).

(42)

Принципиальных отличий в характере деформаций кольцевых швов иа сферических и тороидальных обо­ лочках от цилиндрических нет. В случае торов малой поперечной кривизны и пологих сферических оболочек для определения перемещений можно применить приве­ денные выражения.

149



КРУГОВЫЕ ШВЫ В ПЛАСТИНАХ

Вварка в тонкий лист (пластину) элементов жест­ кости в виде круглых фланцев, штуцеров, патрубков приводит к значительным перемещениям в конструкции вследствие потери устойчивости. Наличие ребер, стенок

Рис. 70. Характер перемещений пластины с фланцем после сварки

и т. п. не всегда позволяет в нужной мере снизить вели­ чины отклонений и выдержать проектные допуски. Представление о характере и величине возникающих перемещений пластины при выполнении кругового свар­

ного соединения дает рис.

70, где

показана

пластина

из

СтЗ с

наружным

диаметром

480 мм,

толщиной

2 ,2

мм с вваренным

в нее

по центру фланцем диамет­

ром 80 мм.

В результате сварки выход пластины из

плоскости составляет на краю около

 

мм, а новая фор­

ма

равновесия напоминает

пропеллер. Качественно та­

 

6

 

 

кой же характер потери устойчивости наблюдается и при других размерах пластин и ввариваемых штуцеров (фланцев).

Основными особенностями деформаций при выпол­ нении подобных соединений в сферических элементах (часто это отдельные сферические лепестки, из которых собираются сферы), являются следующие: местный про­ гиб оболочки в зоне сварного соединения; потеря устойчивости оболочки; перекос оси ввариваемого флан­ ца; эллипсность фланца, образующаяся в результате сварки; смещение центра фланца и т. п.

Возникающий прогиб оболочки носит, как правило, местный характер и в зависимости от ее размеров мо­ жет достигать около стыка величины 7—15 мм и более. В большинстве случаев такие отклонения от проектной поверхности не укладываются в допуски и представ­ ляют трудности для технолога как в процессе изготов-

150