Файл: Кошко, И. И. Техника воздействия на нефтяной пласт горением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Рис. 26. Принципиальная схема насосной станции.
/ — электродвигатель; 2 — поршневой насос; 3 — станция управления.
Насос 9 МГр является горизонтальным, поршневым, приводным, двухцилиндровым насосом двойного дей ствия со сменными втулками и обрезиненными поршня ми. Он состоит из двух блоков: 'гидравлического и блока Mietxакичсоково привода, соединенных на (станине в один агрегат.
Гидравлический |блок состоит из двух цилиндров, всасывающих и нагнетательных клапанов. Приводная часть насоса состоит из трансмиссионного вали, колен ного вала, подшипнишв и др. деталей.
Для защиты от перегрузок на насосе предусмотрен предохранительный клапан гвоадевого типа. Привод на-
Д -4 1 7 .-7 |
97 |
coco® осуществляется от синхронных электродвигателей в обычном исполнении А2-92-4. Соединение валов двига телей и насосов осуществляется с помощью клиноремен ных передач. Электродвигатель насоса устанавливается на салазки, которые имеют устройство для натяжения ремней. Электродвигатели насосов имеют устройство' воздушного охлаждения, и отопление вагончиков предус матривается за счет теплоотдачи приводных электродви гателей.
Воздух для охлаждения электродвигателей поступает из помещения станции. Для удаления избыточного тепла в летнее время предусматривается искусственная вы тяжная вентиляция. В холодное время часть воздуха поступает в помещение на отопление, а на время оста новки насосной станции предусмотрено электрическое отопление.
Для контроля за работой и для защиты насосных агрегатов имеется система автоматики и КИП.
Станция |
управления насоса имеет пуокозащитную |
аппаратуру, |
состоящую из контактора КТВ-34 с гаше |
нием дуги, |
автоматического выключателя АЗ 144 для за |
щиты от перегрузок от токов короткого замыкания.
Освещение фургонов осуществляется |
потолочны |
||
ми светильниками СПЛ-55 с |
лампами |
накаливания |
|
НА-220-60. |
|
|
|
|
Техническая характеристика |
насосной станции |
|
Производительность, м 3/ ч а с ........................................................ |
|
40. |
|
Давление, |
к г / с м 2 ............................................................................................... |
|
100. |
Мощность, |
к е т .................................................................................... |
|
200. |
Вес, к г ...................................................................................................... |
|
|
15000. |
В целом насосная станция представляет компактную установку, приспособленную для условий работы на неф тепромысле.
Рациональное использование компрессорной и насос ной станций при внутрипластовом горении может быть обеспечено, если предусмотреть постепенный ввод в экс плуатацию нескольких участков.
Для воздействия на пласт фронтом горения и водой разработана станция КС-64/70 с давлением нагнетания
70 кг/см2.
98
Станция разработана на базе 4-х компрессоров 305ВЛ-16/70. Обвязка компрессоров выполнена приме нительно к условиям их блочного монтажа.
Основное оборудование станции размещено в шести фургонах. В четырех фургонах устанавливаются ком прессоры 305ВП-16/70, в пятом— размещен насосный блок. В шестом фургоне предусмотрено помещение для обслуживающего персонала и помещение для производ ства мелкого профилактического ремонта оборудования.
Принципиальная схема станции показана на рис. 27 (см. вкладыш).
В зависимости от производственной необходимости количество компрессоров в станции может быть увели чено.
Фургоны устанавливаются в ряд боковыми стенками друг к другу на подготовленную площадку.
Установка компрессора и межступенчатой аппарату ры предусматривается на специальной раме, которая крепится к фундаменту.
Компрессор 305 ВП-16/70 представляет собой четы рехступенчатую машину с угловым расположением ци линдров. В компрессоре имеется один вертикальный и один горизонтальный ряд цилиндров.
Сж'атие воздуха происходит последовательно в четы рех ступенях одинарного действия с последующим охлаждением в холодильниках.
Рама компрессора представляет собой чугунную от ливку коробчатой формы и является основной деталью, на которой монтируют все остальные узлы машины. В верхнюю часть рамы вмонтирована батарея холодиль ника, 'охлаждающего воздух после сжатия в цилиндре первой ступени. К раме [крепится приводной электродви гатель.
Смазка к цилиндрам и сальникам подается многоплунжерным насосом (лубрикатором), приводимым в действие от -коленчатого вала компрессора.
Для смазки цилиндров и сальников компрессора при меняются компрессорное масло 12(М) и 19(Т) ГОСТ 1861-54. Для циркуляционной смазки механизма движе ния компрессора в раму заливается 95 л масла одной из следующих марок: индустри.альное-45 или индустри- альное-50 ГОСТ 1707-51; индустриальное селективной очисти ИС-45 или ИС-50 ГОСТ 8675-62.
7* |
99 |
Система охлаждения — с открытым сливом. Охлаж дающая вода подводится к масляному холодильнику, холодильникам I—IV ступеней, (водяным рубашкам 'ци линдров I—IV ступеней. Система снабжена регулировоч ными 'вентилями и контрольными сливными воронками.
Холодильник I ступени выполнен в виде батареи из овальных ребристых труб, концы 'которых развальцова ны в трубных досках, и встроен в станину компрессора.
Воздух движется в межтрубном пространстве, вода— по трубам.
Холодильники II и III ступеней предназначены для охлаждения воздуха, гашения пульсаций давления сжа того воздуха и его сепарирования. Внутренняя (полость холодильников разделена перегородкой на две части, одна из которых служит буферной емкостью, вторая — влагомаслоотделителем. В полости буферной емкости влнгомлслоотделителя размещены ребристые трубы, обеспечивающие 'охлаждение воздуха.
После четвертой ступени установлен холодильник 2ХРД-2 типа «труба в трубе». Воздух в холодильнике движется по внутренним трубам, вода— в кольцевом зазоре.
Для отделения масла и влаги после четвертой ступе ни предусмотрен концевой ,вла гомаслоотделитель-овар- ной, центробежного типа с винтовым нисходящим петле образным движением воздуха. В днище влагомаслоотде лителя имеется штуцер для присоединения линии продувки. На влагомаслоотделителе установлен предо хранительный клапан СППК 4-50-160, отрегулированный на давление 70 кг/см2.
Для 'снижения пульсации сжатого воздуха установлен воздухосборник, на котором предусмотрен предохрани тельный клапан СППК 4-80-160.
Продувка межетупенчатой аппаратуры (компрессоров производится автоматически, через определенные проме жутки времени. Концевая аппаратура компрессоров и воздухосборник продуваются открытием вентилей вруч ную по мере накопления конденсата. Влага и масло, скапливающиеся во влагомаслоотделителях и воздухо сборнике, при продувке удаляются в специальный бак.
Запуск компрессоров производится поочередно в раз груженном состоянии. При этом задвижка на холостой
100
ливии и (продувочные вентили открыты, а задвижка на нагнетательной линии сжатого воздуха закрыта.
Для очистки воздуха на всасывающей линии каждого компрессора предусмотрен ячейковый фильтр.
Привод компрессора 305 ВП-16/70 осуществляется от встроенного, трехфазного синхронного электродвигателя марки ДСК 13-24-12.
Система управления обеспечивает контроль основных" параметров, предупреждающую сигнализацию при от клонении контролируемых параметров от установленных значений и отключение электродвигателя компрессора при превышении допустимых значений параметров ра боты. В связи с этим имеется возможность уменьшить до минимума обслуживающий персонал и ограничиться только периодическими осмотрами.
Автоматика компрессора смонтирована на действии программного устройства с замкнутым циклом, состоя щего из одного транзистора, тягового искателя и вспо могательных цепей. Аварийная сигнализация выполнена на бесконтактных блинкерных элементах, что обеспечи вает ее большую надежность.
Станция управления ПН-7501-53БЗБ 'служит для управления и защиты двигателя компрессора и двигате ля возбудительного агрегата от перегрузок и токов ко роткого замыкания. О срабатывании тепловой и токовой защиты сигнализирует горизонтальное положение ручек автоматических включателей, ,а также имеется и свето вая сигнализация.
Электропитание от щита ввода до станции управле ния и от станции управления к возбудительному агре гату и к двигателю компрессора выполнено кабелем с резиновой изоляцией НРГ. Все остальные цепи выпол нены проводом марки АПР10, проложенным в трубах.
Манометры, устанавливаемые на компрессоре, снаб жены запорнодемпферными устройствами, сглаживаю щими пульсацию давления воздуха.
Во время работы компрессора производится контроль температуры после каждой ступени и конечного давления воздуха, наличия воды, давления масла и т. д.
Компрессор вместе со вспомогательным оборудова нием монтируется в заводских условиях на общей свар ной раме, которая в тоже время является основанием
101
для специального утепленного помещения вагонного типа каркасно-ла.нельной конструкции.
Вкаждом блоке станции предусмотрена вентиляция
спомощью осевого вентилятора № 4.
Насосный (блок состоит из двух групп насосов, пред назначенных для подачи охлаждающей воды в циркуля ционную систему станции и нагнетания воды в пласт при внутрипластовом горении. Первая группа состоит из 3-х насосов ЗК-6 а, смонтированных на общей раме. Один из насосов резервный.
Теплая вода по коллектору сливается в емкость, от куда забирается насосами и под давлением через аппа раты воздушного охлаждения подается в компрессор ную станцию. Для определения расхода воды предусмот рен водомер ВВ-80.
Для охлаждения воды применены аппараты воздуш ного охлаждения типа АВМ.
Вторая группа насосов состоит из двух насосов ПГрЦИ и служит для нагнетания (воды в пласт при внутрипластовом горении.
Обвязка насосов выполнена таким образом, что имеется возможность как спаренной, так и раздельной работы насосов.
Насос ПГрЦИ — поршневой, горизонтальный, двух цилиндровый, двойного действия.
Насос состоит из двух основных частей — приводной и гидравлической. Приводная часть представляет собой кривошипно-шатунный механизм с зубчатым редуктором закрытого типа. Все элементы приводной части располо жены в общем литом корпусе.
Гидравлическая часть насоса состоит из двух литых стальных клапанных коробок, сваренных между собою.
Насос имеет четыре всасывающих и четыре нагнета тельных клапана одинаковых по конструкции и взаимо заменяемых. Приемные камеры клапанных коробок соединены сварным тройником, впускная труба 'которого присоединяется к всасывающей линии. Нагнетательные части 'Клапа|нны!Х коробок соединены тройником с воз душным ;колпа.ком, который предназначен для снижения величины колебаний давления в нагнетательной ма гистрали.
Насос устанавливается на специальной раме, которая крепится к 0 i6 meft раме блока. Привод насоса осуществ
ив
ляется от электродвигателя А2-92-6 мощностью 75 кет посредством клиноременной передачи. Электродвигатель устанавливается на салазка.х, которые имеют устройство для натягивания ремней.
Для управления работой .насосов предусмотрен сило вой щит ‘С пускозащитной аппаратурой. Управление электродвигателями А2-92-6 осуществляется магнитны ми пускателями ПА-622 и кнопками управления КУ-122-2М. Защита от перегрузок и токов короткого замыкания электродвигателя обеспечивается тепловым реле ТРИ-150 и автоматическим выключателем АЗ 134 с электромагнитным расцепителем. Управление электро двигателями А02-62-2, предназначенными для привода насосов ЗК-6а, осуществляется магнитными пускателями ПА-322.
На щите также установлена пуекозащитная аппара тура для управления двигателями аппаратов воздушного охлаждения и вентилятора.
Для обогрева блоков станции применены электриче ские печи ПТ-10-2.
Для уменьшения строительно-монтажных работ в комплекте станции применена комплектная трансфор маторная подстанция наружной установки 2КТПН-630. Она состоит из двух трансформаторов, двух шкафов ввода высокого напряжения ВВН-2, двух шкафов ввода высокого напряжения К.НН-1 и К.НН-2, двух секционных шкафов КНН-3, двух шкафов КНН-4, отходящих линий.
Подстанция предназначена для приема, преобразова ния и распределения электрической энергии. Электро энергия на подстанцию подается от магистральной сети напряжением 6 кв или 10 кв. В зависимости от пода ваемого напряжения подстанция комплектуется силовыми трансформаторами ТМЗ-630(6)0,4 или ТМЗ-630(10)0,4. Применение двух трансформаторов дает возможность создать необходимый резерв мощности, а также позво ляет при выходе из строя одного трансформатора вре менно работать на другом. Подстанция устанавливается на заранее спланированную и подготовленную площадку.
Техническая характеристика станции КС-64/70
Производительность по |
воздуху, н м 3/ м и н |
64. |
Давление нагнетания, |
к г / с м 1 ..................................... |
70. |
Количество компрессоров, ш т ..................................... |
4. |
103
Мощность электродвигателя |
компрессора, к е т |
. |
. . |
200, |
||
Количество циркулярных насосов, ш |
т ..................................... |
|
|
3. |
||
Расход охлаждающей воды, |
м 3/ ч а с .............................................. |
|
ш т . |
. |
70. |
|
Количество насосов для нагнетания воды в пласт, |
2. |
|||||
Производительность по |
воде, |
н м 31 ч |
а с ..................................... |
|
|
38. |
Давление нагнетания, |
к г / с м 2 |
................................................................... |
|
|
|
100. |
Общий вес станции, к |
г ................................................................. |
|
|
|
|
70000. |
В целом станция представляет собой компактную блочную установку.
При расчете экономической эффективности компрес сорной станции КС-64/70 проводилось ее сравнение со станцией, используемой на опытном участке Павлова Гора.
Основные затраты ,на компримирование воздуха при использовании указанных станций приведены в табли-
це
5/yfgsf /u u
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
11 |
|
|
|
Фактические |
Затраты по |
|||
|
|
компрессорной |
||||
|
Вид затрат |
затраты по |
||||
|
|
станции |
||||
|
|
Павловой Горе, |
||||
|
|
КС-64/70, |
||||
|
|
|
тыс. руб. |
|
||
|
|
|
тыс. руб. |
|||
|
|
|
|
|||
Амортизация ............................. |
|
4,0 |
|
14,7 |
|
|
Текущий ремонт ..................... |
|
1,5 |
|
2,2 |
|
|
Затраты |
на электроэнергию . |
17,4 |
|
89,2 |
|
|
М атериалы ................................. |
|
5,5 |
|
1,0 |
|
|
Вода ............................................. |
|
|
2,5 |
|
0,2 |
|
Зарплата основная и дополни- |
5,1 |
|
7,4 |
|
||
тельная ..................................... |
|
|
|
|||
Топливо |
......................................... |
|
4,6 |
|
— |
|
Транспорт..................................... |
возду- |
4,2 |
|
1,0 |
|
|
Объем закачиваемого |
9234,9 |
88638,4 |
|
|||
ха, тыс. м ъ ................................. |
вложе- |
|
||||
Объем |
капитальных |
57,6 |
|
90,4 |
|
|
ний, тыс. руб............................ |
|
|
|
|||
Себестоимость закачки 1000 м 3 |
|
3 |
р 43 |
коп. |
||
воздуха ..................................... |
4 р 85 коп. |
|||||
Удельные капитальные затра- |
р 24 коп. |
2 |
р 69 |
коп. |
||
ТЫ .................................................... |
|
6 |
Гюдовой экономический эффект от применения стан ции КС-64/70 определен по формуле:
з = [(с, + £ ^ ) - (с 2 + а д м ,
104