Файл: Кошко, И. И. Техника воздействия на нефтяной пласт горением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 26. Принципиальная схема насосной станции.

/ — электродвигатель; 2 — поршневой насос; 3 — станция управления.

Насос 9 МГр является горизонтальным, поршневым, приводным, двухцилиндровым насосом двойного дей­ ствия со сменными втулками и обрезиненными поршня­ ми. Он состоит из двух блоков: 'гидравлического и блока Mietxакичсоково привода, соединенных на (станине в один агрегат.

Гидравлический |блок состоит из двух цилиндров, всасывающих и нагнетательных клапанов. Приводная часть насоса состоит из трансмиссионного вали, колен­ ного вала, подшипнишв и др. деталей.

Для защиты от перегрузок на насосе предусмотрен предохранительный клапан гвоадевого типа. Привод на-

Д -4 1 7 .-7

97

coco® осуществляется от синхронных электродвигателей в обычном исполнении А2-92-4. Соединение валов двига­ телей и насосов осуществляется с помощью клиноремен­ ных передач. Электродвигатель насоса устанавливается на салазки, которые имеют устройство для натяжения ремней. Электродвигатели насосов имеют устройство' воздушного охлаждения, и отопление вагончиков предус­ матривается за счет теплоотдачи приводных электродви­ гателей.

Воздух для охлаждения электродвигателей поступает из помещения станции. Для удаления избыточного тепла в летнее время предусматривается искусственная вы­ тяжная вентиляция. В холодное время часть воздуха поступает в помещение на отопление, а на время оста­ новки насосной станции предусмотрено электрическое отопление.

Для контроля за работой и для защиты насосных агрегатов имеется система автоматики и КИП.

Станция

управления насоса имеет пуокозащитную

аппаратуру,

состоящую из контактора КТВ-34 с гаше­

нием дуги,

автоматического выключателя АЗ 144 для за­

щиты от перегрузок от токов короткого замыкания.

Освещение фургонов осуществляется

потолочны­

ми светильниками СПЛ-55 с

лампами

накаливания

НА-220-60.

 

 

 

Техническая характеристика

насосной станции

Производительность, м 3/ ч а с ........................................................

 

40.

Давление,

к г / с м 2 ...............................................................................................

 

100.

Мощность,

к е т ....................................................................................

 

200.

Вес, к г ......................................................................................................

 

 

15000.

В целом насосная станция представляет компактную установку, приспособленную для условий работы на неф­ тепромысле.

Рациональное использование компрессорной и насос­ ной станций при внутрипластовом горении может быть обеспечено, если предусмотреть постепенный ввод в экс­ плуатацию нескольких участков.

Для воздействия на пласт фронтом горения и водой разработана станция КС-64/70 с давлением нагнетания

70 кг/см2.

98


Станция разработана на базе 4-х компрессоров 305ВЛ-16/70. Обвязка компрессоров выполнена приме­ нительно к условиям их блочного монтажа.

Основное оборудование станции размещено в шести фургонах. В четырех фургонах устанавливаются ком­ прессоры 305ВП-16/70, в пятом— размещен насосный блок. В шестом фургоне предусмотрено помещение для обслуживающего персонала и помещение для производ­ ства мелкого профилактического ремонта оборудования.

Принципиальная схема станции показана на рис. 27 (см. вкладыш).

В зависимости от производственной необходимости количество компрессоров в станции может быть увели­ чено.

Фургоны устанавливаются в ряд боковыми стенками друг к другу на подготовленную площадку.

Установка компрессора и межступенчатой аппарату­ ры предусматривается на специальной раме, которая крепится к фундаменту.

Компрессор 305 ВП-16/70 представляет собой четы­ рехступенчатую машину с угловым расположением ци­ линдров. В компрессоре имеется один вертикальный и один горизонтальный ряд цилиндров.

Сж'атие воздуха происходит последовательно в четы­ рех ступенях одинарного действия с последующим охлаждением в холодильниках.

Рама компрессора представляет собой чугунную от­ ливку коробчатой формы и является основной деталью, на которой монтируют все остальные узлы машины. В верхнюю часть рамы вмонтирована батарея холодиль­ ника, 'охлаждающего воздух после сжатия в цилиндре первой ступени. К раме [крепится приводной электродви­ гатель.

Смазка к цилиндрам и сальникам подается многоплунжерным насосом (лубрикатором), приводимым в действие от -коленчатого вала компрессора.

Для смазки цилиндров и сальников компрессора при­ меняются компрессорное масло 12(М) и 19(Т) ГОСТ 1861-54. Для циркуляционной смазки механизма движе­ ния компрессора в раму заливается 95 л масла одной из следующих марок: индустри.альное-45 или индустри- альное-50 ГОСТ 1707-51; индустриальное селективной очисти ИС-45 или ИС-50 ГОСТ 8675-62.

7*

99


Система охлаждения — с открытым сливом. Охлаж­ дающая вода подводится к масляному холодильнику, холодильникам I—IV ступеней, (водяным рубашкам 'ци­ линдров I—IV ступеней. Система снабжена регулировоч­ ными 'вентилями и контрольными сливными воронками.

Холодильник I ступени выполнен в виде батареи из овальных ребристых труб, концы 'которых развальцова­ ны в трубных досках, и встроен в станину компрессора.

Воздух движется в межтрубном пространстве, вода— по трубам.

Холодильники II и III ступеней предназначены для охлаждения воздуха, гашения пульсаций давления сжа­ того воздуха и его сепарирования. Внутренняя (полость холодильников разделена перегородкой на две части, одна из которых служит буферной емкостью, вторая — влагомаслоотделителем. В полости буферной емкости влнгомлслоотделителя размещены ребристые трубы, обеспечивающие 'охлаждение воздуха.

После четвертой ступени установлен холодильник 2ХРД-2 типа «труба в трубе». Воздух в холодильнике движется по внутренним трубам, вода— в кольцевом зазоре.

Для отделения масла и влаги после четвертой ступе­ ни предусмотрен концевой ,вла гомаслоотделитель-овар- ной, центробежного типа с винтовым нисходящим петле­ образным движением воздуха. В днище влагомаслоотде­ лителя имеется штуцер для присоединения линии продувки. На влагомаслоотделителе установлен предо­ хранительный клапан СППК 4-50-160, отрегулированный на давление 70 кг/см2.

Для 'снижения пульсации сжатого воздуха установлен воздухосборник, на котором предусмотрен предохрани­ тельный клапан СППК 4-80-160.

Продувка межетупенчатой аппаратуры (компрессоров производится автоматически, через определенные проме­ жутки времени. Концевая аппаратура компрессоров и воздухосборник продуваются открытием вентилей вруч­ ную по мере накопления конденсата. Влага и масло, скапливающиеся во влагомаслоотделителях и воздухо­ сборнике, при продувке удаляются в специальный бак.

Запуск компрессоров производится поочередно в раз­ груженном состоянии. При этом задвижка на холостой

100

ливии и (продувочные вентили открыты, а задвижка на нагнетательной линии сжатого воздуха закрыта.

Для очистки воздуха на всасывающей линии каждого компрессора предусмотрен ячейковый фильтр.

Привод компрессора 305 ВП-16/70 осуществляется от встроенного, трехфазного синхронного электродвигателя марки ДСК 13-24-12.

Система управления обеспечивает контроль основных" параметров, предупреждающую сигнализацию при от­ клонении контролируемых параметров от установленных значений и отключение электродвигателя компрессора при превышении допустимых значений параметров ра­ боты. В связи с этим имеется возможность уменьшить до минимума обслуживающий персонал и ограничиться только периодическими осмотрами.

Автоматика компрессора смонтирована на действии программного устройства с замкнутым циклом, состоя­ щего из одного транзистора, тягового искателя и вспо­ могательных цепей. Аварийная сигнализация выполнена на бесконтактных блинкерных элементах, что обеспечи­ вает ее большую надежность.

Станция управления ПН-7501-53БЗБ 'служит для управления и защиты двигателя компрессора и двигате­ ля возбудительного агрегата от перегрузок и токов ко­ роткого замыкания. О срабатывании тепловой и токовой защиты сигнализирует горизонтальное положение ручек автоматических включателей, ,а также имеется и свето­ вая сигнализация.

Электропитание от щита ввода до станции управле­ ния и от станции управления к возбудительному агре­ гату и к двигателю компрессора выполнено кабелем с резиновой изоляцией НРГ. Все остальные цепи выпол­ нены проводом марки АПР10, проложенным в трубах.

Манометры, устанавливаемые на компрессоре, снаб­ жены запорнодемпферными устройствами, сглаживаю­ щими пульсацию давления воздуха.

Во время работы компрессора производится контроль температуры после каждой ступени и конечного давления воздуха, наличия воды, давления масла и т. д.

Компрессор вместе со вспомогательным оборудова­ нием монтируется в заводских условиях на общей свар­ ной раме, которая в тоже время является основанием

101


для специального утепленного помещения вагонного типа каркасно-ла.нельной конструкции.

Вкаждом блоке станции предусмотрена вентиляция

спомощью осевого вентилятора № 4.

Насосный (блок состоит из двух групп насосов, пред­ назначенных для подачи охлаждающей воды в циркуля­ ционную систему станции и нагнетания воды в пласт при внутрипластовом горении. Первая группа состоит из 3-х насосов ЗК-6 а, смонтированных на общей раме. Один из насосов резервный.

Теплая вода по коллектору сливается в емкость, от­ куда забирается насосами и под давлением через аппа­ раты воздушного охлаждения подается в компрессор­ ную станцию. Для определения расхода воды предусмот­ рен водомер ВВ-80.

Для охлаждения воды применены аппараты воздуш­ ного охлаждения типа АВМ.

Вторая группа насосов состоит из двух насосов ПГрЦИ и служит для нагнетания (воды в пласт при внутрипластовом горении.

Обвязка насосов выполнена таким образом, что имеется возможность как спаренной, так и раздельной работы насосов.

Насос ПГрЦИ — поршневой, горизонтальный, двух­ цилиндровый, двойного действия.

Насос состоит из двух основных частей — приводной и гидравлической. Приводная часть представляет собой кривошипно-шатунный механизм с зубчатым редуктором закрытого типа. Все элементы приводной части располо­ жены в общем литом корпусе.

Гидравлическая часть насоса состоит из двух литых стальных клапанных коробок, сваренных между собою.

Насос имеет четыре всасывающих и четыре нагнета­ тельных клапана одинаковых по конструкции и взаимо­ заменяемых. Приемные камеры клапанных коробок соединены сварным тройником, впускная труба 'которого присоединяется к всасывающей линии. Нагнетательные части 'Клапа|нны!Х коробок соединены тройником с воз­ душным ;колпа.ком, который предназначен для снижения величины колебаний давления в нагнетательной ма­ гистрали.

Насос устанавливается на специальной раме, которая крепится к 0 i6 meft раме блока. Привод насоса осуществ­

ив

ляется от электродвигателя А2-92-6 мощностью 75 кет посредством клиноременной передачи. Электродвигатель устанавливается на салазка.х, которые имеют устройство для натягивания ремней.

Для управления работой .насосов предусмотрен сило­ вой щит ‘С пускозащитной аппаратурой. Управление электродвигателями А2-92-6 осуществляется магнитны­ ми пускателями ПА-622 и кнопками управления КУ-122-2М. Защита от перегрузок и токов короткого замыкания электродвигателя обеспечивается тепловым реле ТРИ-150 и автоматическим выключателем АЗ 134 с электромагнитным расцепителем. Управление электро­ двигателями А02-62-2, предназначенными для привода насосов ЗК-6а, осуществляется магнитными пускателями ПА-322.

На щите также установлена пуекозащитная аппара­ тура для управления двигателями аппаратов воздушного охлаждения и вентилятора.

Для обогрева блоков станции применены электриче­ ские печи ПТ-10-2.

Для уменьшения строительно-монтажных работ в комплекте станции применена комплектная трансфор­ маторная подстанция наружной установки 2КТПН-630. Она состоит из двух трансформаторов, двух шкафов ввода высокого напряжения ВВН-2, двух шкафов ввода высокого напряжения К.НН-1 и К.НН-2, двух секционных шкафов КНН-3, двух шкафов КНН-4, отходящих линий.

Подстанция предназначена для приема, преобразова­ ния и распределения электрической энергии. Электро­ энергия на подстанцию подается от магистральной сети напряжением 6 кв или 10 кв. В зависимости от пода­ ваемого напряжения подстанция комплектуется силовыми трансформаторами ТМЗ-630(6)0,4 или ТМЗ-630(10)0,4. Применение двух трансформаторов дает возможность создать необходимый резерв мощности, а также позво­ ляет при выходе из строя одного трансформатора вре­ менно работать на другом. Подстанция устанавливается на заранее спланированную и подготовленную площадку.

Техническая характеристика станции КС-64/70

Производительность по

воздуху, н м 3/ м и н

64.

Давление нагнетания,

к г / с м 1 .....................................

70.

Количество компрессоров, ш т .....................................

4.

103


Мощность электродвигателя

компрессора, к е т

.

. .

200,

Количество циркулярных насосов, ш

т .....................................

 

 

3.

Расход охлаждающей воды,

м 3/ ч а с ..............................................

 

ш т .

.

70.

Количество насосов для нагнетания воды в пласт,

2.

Производительность по

воде,

н м 31 ч

а с .....................................

 

 

38.

Давление нагнетания,

к г / с м 2

...................................................................

 

 

 

100.

Общий вес станции, к

г .................................................................

 

 

 

 

70000.

В целом станция представляет собой компактную блочную установку.

При расчете экономической эффективности компрес­ сорной станции КС-64/70 проводилось ее сравнение со станцией, используемой на опытном участке Павлова Гора.

Основные затраты ,на компримирование воздуха при использовании указанных станций приведены в табли-

це

5/yfgsf /u u

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

11

 

 

Фактические

Затраты по

 

 

компрессорной

 

Вид затрат

затраты по

 

 

станции

 

 

Павловой Горе,

 

 

КС-64/70,

 

 

 

тыс. руб.

 

 

 

 

тыс. руб.

 

 

 

 

Амортизация .............................

 

4,0

 

14,7

 

Текущий ремонт .....................

 

1,5

 

2,2

 

Затраты

на электроэнергию .

17,4

 

89,2

 

М атериалы .................................

 

5,5

 

1,0

 

Вода .............................................

 

 

2,5

 

0,2

 

Зарплата основная и дополни-

5,1

 

7,4

 

тельная .....................................

 

 

 

Топливо

.........................................

 

4,6

 

 

Транспорт.....................................

возду-

4,2

 

1,0

 

Объем закачиваемого

9234,9

88638,4

 

ха, тыс. м ъ .................................

вложе-

 

Объем

капитальных

57,6

 

90,4

 

ний, тыс. руб............................

 

 

 

Себестоимость закачки 1000 м 3

 

3

р 43

коп.

воздуха .....................................

4 р 85 коп.

Удельные капитальные затра-

р 24 коп.

2

р 69

коп.

ТЫ ....................................................

 

6

Гюдовой экономический эффект от применения стан­ ции КС-64/70 определен по формуле:

з = [(с, + £ ^ ) - (с 2 + а д м ,

104