Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовые

провлемы

морской

АТОМНОЙ

деятельности

*y'⅛^r⅞⅞⅜HK

^^¡^мИВдПиЁВяЙ/.⅛^k⅛ ⅛÷

!^ЯВ^ИДЯзНИИЗВВІЯ?

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. А. ЖДАНОВА

С. А. Малинин, В. А. Мусин

Правовые

проблемы

морской

атомной

деятельности

- •

- »4Г i •

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЛЕНИНГРАД ■ 1974

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Ленинградского университета

В книге рассматриваются правовые проблемы эксплуатации ядерных судов, транспортировки ра­ диоактивных материалов по морским путям, ответ­ ственности (международно-правовой и гражданской) за ядерный ущерб и связанные с этим вопросы стра­ хования. Специальные разделы монографии посвяще­ ны правовому обеспечению мер по недопущению ра­ диационного загрязнения морских пространств и по охране биологических ресурсов открытого моря. В работе широко используются международные кон­ венции, материалы международных организаций, а также национальное законодательство крупнейших государств.

Монография рассчитана па преподавателей и на­ учных работников.

fee. πV'i,χ.11

W∙w∙τ∙i∙α ʊ о

g⅛3tMf Γ<-itl . »

11005—201

Издательство

Ленинградского

112-74

университета,

1974 г.

076(02)-74

 

 

1

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мирное использование атомной энергии в морской деятель­ ности государств, получившее в последние годы широкий раз­ мах и имеющее тенденции к непрерывному развитию, выдви­ гает множество юридических проблем. Существенной специфи­ кой отличается применение атомной энергии в сфере торгового мореплавания, прежде всего — при оборудовании судов атом­ ными энергетическими установками и при морской перевозке

радиоактивных веществ. Поскольку же суда (в том числе и

атомные) обслуживают международную торговлю, не удиви­ тельно, что потребность в международно-правовом регулирова­ нии их статуса ощущается особенно явственно. Сказанное от­

носится и к морской перевозке радиоактивных веществ, транс­

портируемых не только в пределах одного государства, но и между различными странами.

Кроме того, атомная деятельность сопряжена с загрязне­

нием окружающей среды (включая морскую) радиоактивными отходами, и ввиду того, что такое загрязнение становится все более интенсивным, человечество нуждается в неотложных пра­

вовых мерах, направленных на охрану окружающей срСды.

Вот почему из всей совокупности правовых проблем, “связан­ ных с морской атомной деятельностыд государств, авторы из­ брали вопросы, касающиеся статуса атомных, торговых судов, перевозки радиоактивных материалов, загрязнения моря радио­ активными отходами, а также ответственности за возникаю­

щие в связи с этим убытки и порядка ее обеспечения.

Вопросы эти относятся к различным отраслям права (меж­ дународному,. гражданскому, административному и т. д.), », следовательно, носят комплексный характер. Соответственно и в работе наряду с международно-правовыми аспектами (пре­

дусмотренные конвенциями статус атомных судов, режим пере­ возки радиоактивных веществ, ответственность государств и международных организаций за последствия ядерного инциден­ та) затрагиваются как административно-правовые (государст­ венный контроль и т. д.), так и гражданско-правовые стороны

морской атомной деятельности (ответственность ядерного опе­ ратора, страхование от атомных рисков и т. д.).

⅝ * ⅜ —

3


Глава І. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЯДЕРНИХ СУДОВ

§=1. НОРМЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЙ СТАТУС ЯДЕРНЫХІСУДОВ (ОБЩИЙ ОБЗОР)

Вопросы правовой регламентации использования ядерных

■судов в последние годы приобрели большое практическое зна­ чение. Оснащение судов торгового флота ядерными энергетиче­ скими установками — это реальный факт, с которым нельзя не считаться.

В 1959 г., как известно, вступил в эксплуатацию советский

атомный ледокол «Ленин». В 1962 г. начались рейсы американ­

ского грузо-пассажирского ядерного судна «Саванна». В 1968 г.

в ФРГ завершено строительство рудовоза с атомной силовой установкой «Отто Хан», который в 1969 г. совершил пробные

рейсы по Северной и Южной Атлантике, а с 1970 г. началась

его коммерческая эксплуатация. В 1969 г. спустила на воду свое ядерное океанографическое исследовательское судно «Муцу»

Япония-; в 1973—1974 гг.. производились его ходовые испытания.

В Италии к 1975 г. должно быть завершено строительство атом­ ного торгового судна «Энрико Ферми».1 Работа по проектиро­ ванию и строительству ядерных гражданских судов ведется во многих странах: СССР (ледоколы типа «Арктика»),2 США,

ФРГ, Японии, Англии, Швеции, Норвегии и др.3 В западной пе­ чати появилось сообщение о двух атомоходах, строящихся в Китае.4 Дальнейшее развитие ядерного флота происходит все более быстрыми темпами.

Гражданское ядерное судно по своему правовому статусу относится к категории торговых судов, и поэтому на него рас­ пространяются общие установления международного права и 'Национального законодательства соответствующего государства, касающиеся торговых судов (свобода плавания в открытом море,

1

Boulanger W. Legal Arrangements

for Visits of

Nuclear Ships. —

in: Experience and Trends in Nuclear Law. IAEA. Vienna,

1972, Legal series

No 8,

p. 115.

 

 

2 «Известия», 1970, 3 февр.

кораблей и судов с ядерными

3

Мелков Г. Μ. Правовое положение

силовыми установками. — «Морской сборник»,

1971, № 9, с. 89.

4

«Nuclear Engineering», 1967, No 9.

 

 

4


условия предоставления национальности, подчинение законам государства флага в своих территориальных водах и в откры­ том море, иммунитет государственных судов и т. д.). В частно­ сти, в отношении ядерных судов действуют практически все нормы таких основополагающих документов международного морского права, как Женевские конвенции по морскому праву 1958 г., Лондонская конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г., Брюссельская конвенция для объединения не­ которых правил относительно оказания помощи и спасания на

море 1910 г., Брюссельская конвенция для объединения неко­ торых правил относительно столкновения судов 1910 г., Лондон­ ская конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. и др. О некоторых особенностях применения указанных норм'к ядерным судам будет сказано ниже.

Следует, однако, иметь в виду, что ядерные суда, кроме тех характеристик, которые объединяют их с обычными судами;

имеют и много специфичного, что существенно влияет на их правовой режим. Речь идет о новом виде силовой установки,

влияющей и на конструкцию самого судна, об используемом

в данной установке ядерном топливё, обладающем повышенно опасными свойствами и требующем специальных мер безопас­ ности, об особом характере и возможных последствиях аварий, о громадном по своим размерам ущербе, который может быть причинен в ходе эксплуатации судна подобного типа и т. д.5

Все это потребовало создания новых норм, специально по­

священных атомным судам. К их числу в первую очередь сле­ дует отнести ряд правил, закрепленных в многосторонних меж­ дународных договорах. Непосредственное отношение к ядерным судам имеют: 1) глава VIII Лондонской конвенции по охране

человеческой жизни на море 1960 г., названная «Ядерные суда»;6 2) приложение «С» к заключительному акту Лондонской кон­ ференции об охране человеческой жизни на море 1960 г. («Ре­ комендации, применяемые к ядерным судам») ;7 3) Женевская конвенция об открытом море 1958 г. (ст. 25)8 и другие норма­ тивные акты, направленные на недопущение загрязнения моря

радиоактивными веществами (Лондонская конвенция 1972 г.

и др.) ; 4) Брюссельская конвенция об ответственности опера­ торов ядерных судов 1962 г. (в силу еще не вступила).9 Назван­ ные акты рассчитаны на универсальный охват государств.

В главу VIII Лондонской конвенции 1960 г. включен ряд

общих положений и принципов, относящихся к ядерным судам.

5 См. подробнее: Малинин С. А. Мирное использование атомной энер­ гии. Μ., 1971, с. 113—114.

6 Международная конференция по охране человеческой жизни на море 1960 года. Л., 1963, с. 336—340.

7Там же, с. 400—408.

8Нормативные документы по морскому праву. M.,. 1965, с. 121.

9International Conventions on Civil Liability for Nuclear Damage. IAEA. Vienna,’ 1966, Legal series No 4, p. 159—170.

5


Приложение «С» дает дополнительные разъяснения о примене­ нии (в основном в техническом плане) положений главы VIII

и конкретизирует требования относительно обеспечения общей безопасности судна с ядерной установкой.

Речь, следовательно, идет о применении предписаний Кон­ венции 1960 г. к ядерным судам. Эти акты призваны ответить

на вопрос: каким требованиям должны удовлетворять ядерные суда для того, чтобы обеспечить безопасность мореплавания и

впервую очередь охрану человеческой жизни на море.

Включение указанных положений в Конвенцию по охране

человеческой жизни на море имеет большое практическое зна­ чение, если к тому же учесть серьезные перспективы развития ядерного торгового флота в ближайшем будущем.

Хотя ст. 25 Женевской конвенции об открытом море 1958 г. прямо и не обращена к ядерным судам (она содержит норму общего характера о недопущении загрязнения моря радиоактив­ ными веществами), тем не менее она имеет отношение к ис­

пользованию этих судов, поскольку последние могут представ­ лять потенциальную угрозу (если не будут приняты все необхо­

димые меры предосторожности) заражения морских путей, вод­ ных ресурсов и окружающей среды вообще. В частности, норму ст. 25 Конвенции 1958 г. важно учитывать при удалении радио­ активных отходов, образующихся в связи с эксплуатацией атом­ ной силовой установки.10

Казалось бы, институт ответственности за ядерный ущерб непосредственного отношения к правовому статусу ядерных су­ дов не имеет. Однако здесь необходимо учитывать по крайней мере два обстоятельства. Во-первых, ответственность, как из­ вестно, выполняет не только возместительные функции, но и функции превентивные,11 активно воздействуя на поведение субъектов в целях строгого соблюдения соответствующих пра­ вил, касающихся ядерных судов, в том числе и таких, которые

определяют

их

юридический статус

(получение

лицензии,

оформление информации о безопасности

и т.

д.).

Во-вторых,

в Конвенции

об

ответственности операторов

ядерных судов

1962 г. предусмотрены и нормы, которые содержат элементы

правового режима ядерцого судна. К числу таких норм можно отнести, например, обязанность оператора предоставить финан­

совое обеспечение на случай возможного ядерного ущерба. Без таких гарантий, как показывает практика, многие государства отказывают ядерным судам в допуске в свои порты.12 Следова-

10 Подробнее вопросы охраны окружающей среды от радиоактивного за­ ражения и проблемы ответственности за ядерный ущерб будут рассмотрены в главах III и IV. В данной же главе ограничимся указанием на соображения общего порядка о соотношении института ответственности и правового стату­ са ядерных судов.

11 Иоффе О. С. Советское гражданское право, т. II. Л., 1961, с. 471. 12 Данное правило, на наш взгляд, полностью применимо только к част­

новладельческим судам.

6


гельпо, упоминание Брюссельской конвенции 1962 г. в числе актов, определяющих юридический статус атомных судов, впол­

не оправдано.

Многосторонние международные договоры ныне выступают в качестве основных юридических источников, регламентирую­ щих правовое положение ядерных судов. И в дальнейшем их роль в использовании атомной энергии на морском транспорте будет огромна. Следует ожидать, что в ближайшем будущем предметом правового урегулирования окажутся новые пробле­ мы эксплуатации ядерных судов, а целый ряд известных в на­ стоящее время правил подвергнется модернизации (последнее

особенно касается положений Брюссельской конвенции 1962 г.).

Кроме международных договоров универсального типа, госу­

дарствами заключаются и двусторонние договоры, предметом регулирования которых также являются отношения, складываю­ щиеся в связи с эксплуатацией ядерных судов. Речь идет, в ча­ стности, о договорах, заключенных Соединенными Штатами Америки и Федеративной Республикой Германии с рядом госу­

дарств по поводу своих ядерных гражданских судов «Саванна»

(США) и «Отто Хан» (ФРГ).

Такие соглашения Соединенными Штатами Америки подпи­ саны с Грецией (23 апреля 1962 г.), ФРГ (29 ноября 1962 г.), Нидерландами (20 мая 1963 г.), Бельгией (19 апреля 1963 г.),

Норвегией (1 марта 1963 г.), Данией (2 июля 1964 г.), Швецией

(6 июля 1964 г.), Испанией (16 июля 1964 г.), Великобританией (19 июня 1964 г.), Ирландией (13 июня 1964 г.), Италией (23 ноября 1964 г.), Португалией (12 ноября 1964 г.).13 В пе­ риод заключения указанных договоров «Саванна» являлась собственностью государства. В дальнейшем, в связи с передачей прав владения на «Саванну» частной компании «First Atomic Sea Transport» («FAST»), действие ряда соглашений было при­ остановлено, поскольку многие государства-контрагенты отка­ зывались от возобновления соглашений на новых условиях, счи­ тая, что гарантию на предусмотренную в договорах сумму ком­ пенсации (500 млн долл.), учитывая ее размеры, должно дать само правительство США, а не частный владелец судна.14 Со­ ответствующие гарантии государствам, которые этого требова­ ли, правительством США были даны. Соглашения были достиг­ нуты в форме обмена письмами.15

ФРГ приступила к заключению двусторонних договоров сразу же после спуска на воду судна «Отто Хан» (1968 г.).

13 Моисеев Е. Г. Международно-правовой режим ядерных судов. Канд,

дне. Μ., 1972, с. 27.

14 Boulanger W. International Conventions and Agreements on Nuclear Ships. — In: NuclearLaw for a DevelopingWorldJAEA. Vienna, 1969, Le­ gal series No 5, p.' 176.

15Boulanger W. Basic Features of Bilateral Agreements Regulating Visits of Nuclear Ships.-—In: Experience and Trends in Nuclear Law.- IAEA. Vienna, 1972, Legal series No 8, p. 127.

7