Файл: Кошко, И. И. Техника воздействия на нефтяной пласт горением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
Наземное электрооборудование установки 'состоит из повышающего автотрансформатора, аппаратуры управ ления, защиты и КИП. Станция управления вместе с ав тотрансформатором смонтирована в общем блоке.
Разработано несколько вариантов -станций управле ния. Один из вариантов принципиальной электрической схемы установки показан на рис. 1 2 (см. вкладыш).
Станция управления в основном состоит из автомати ческого выключателя, магнитного пускателя, выпрями теля, электрочасов, электронного моста, трансформато ров тока, реле и электроизмерительных приборов.
Автоматический выключатель предназначен для за щиты электрооборудования при перегрузках и (коротких замыканиях. Электрооборудование подключается к про мысловой сети нагаряжением 380/220 в через блок управ ления. Для обеспечения нормальной работы нагревателя необходимо поддерживать напряжение на ег-о зажимах, равное номинальному. Поэтому при различной глубине установки нагревателя следует изменять напряжение на выходе автотрансформатора, компенсируя .потери напряжения в кабеле.
Основные параметры и размеры автотрансформато ров, которые могут быть использованы для указанных целей, приведены в таблице 4.
Автотрансформатор ТР приспособлен для ступенча того регулирования выходного напряжения, что позво ляет поддерживать заданный режим работы нагревателя в скважинах, имеющих различную глубину.
Необходимое (напряжение на выходе трансформатора, обеспечивающее номинальную мощность нагревателя при соединении нагревательных элементов звездой, мо жет быть определено из выражения
где: N H— мощность нагревателя, вт;
R — сопротивление кабель-троса, ом\ Ri — сопротивление нагревателя, ом.
51
|
|
|
|
|
Ступени |
напряжения |
Вес, |
||
Типы |
Параметры |
|
|
|
|
|
|
||
|
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
кг |
|||
|
|
|
|
1 |
|||||
АТСЗ-20 |
Напряжение, в |
|
|
410 |
440 |
470 |
500 |
530 |
560 |
|
Линейный ток, |
Вн |
а |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
280 |
|
Линейный ток |
Ни |
а |
75 |
81 |
86 |
92 |
98 |
103 |
|
Мощность, ква |
|
|
50 |
53 |
57 |
61 |
64 |
68 |
АТСЗ-ЗО |
Напряжение, в |
|
|
530 |
560 |
590 |
620 |
650 |
680 |
|
Линейный ток |
В н |
а |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
340 |
|
Линейный ток |
Нн |
а |
98 |
103 |
109 |
114 |
120 |
125 |
|
Мощность, ква |
|
|
64 |
68 |
72 |
75 |
79 |
83 |
Т а б л и ц а 4
Габариты,
мм
высо шири длина та на
800 420 1060
830 400 1050
С целью установления оптимального режима работы нагревателя предусмотрена специальная измерительная аппаратура. Измерительная аппаратура выполнена по мостовой схеме. Измерение температуры осуществляется с помощью термодатчика, который соединен с назем,ной аппаратурой сигнальными жилами кабель-троса.
Чувствительным элементом забойного датчика явля ется платиновый термометр сопротивления. Конструкция термометра предусматривает возможность быстрого вос приятия чувствительным элементом температуры окру жающей среды.
Выводы термометра выполнены с помощью трубчатых проводников (ТЭПов).
Для учета потребляемой энергии предусматривается применение электрон асов марки 5634П-М. Электрочасы ЭЧ учитывают время включения электронагревателя в сеть.
Выпрямитель предназначен для питания электриче ских часов от сети переменного тока. Выпрямитель со стоит из понижающего трансформатора и селенового столба, собранного по 'однофазной мостовой схеме.
Кабель-трос КТГН-10 имеет три основные и три сиг нальные жилы и выполняет следующие функции: питает электронагреватель энергией; является грузонесущим элементом системы, обеспечивающим спуск и -подъем глубинного нагревателя; служит для контроля за рабо той нагревателя; является измерителем глубины спуска нагревателя.
Для инициирования горения разработан специальный
глубинный |
электронагреватель мощностью 25 кет |
(рис. 13, см. |
вкладыш). Он состоит из трех U-образных |
элементов.
В качестве нагревательных элементов выбраны спе циальные жаростойкие ТЭНы, позволяющие нагревать н-ашетаемый воздух до температуры 600° С.
В целях повышения коррозионной стойкости, трубки нагревательных элементов приняты из нержавеющей стали. ТЭНы проверены на допустимую удельную по верхностную мощность.
Для защиты кабель-троса от высокой температуры такоподвод к пагрезателю выполнен в виде специальной удлиненной головки, внутри которой проложены трубча тые электропроводники (ТЭПы).
53
Герметизация между головкой и «чрпусом .нагрева теля обеспечивается с помощью специальных уплотне ний. Для защиты от механических повреждений при транспорта ройке и в процессе шуоконподъемпых опера ций трубчатые нагревательные элементы помещены в перфорированный .кожух.
Спуск электронагревателя в скважину предусматри вается через специальный лубрикатор, который позво ляет извлекать нагреватель после завершения операции розжига.
Эффективность работы установки, в значительной степени, определяется коэффициентом полезного дей ствия. На рис. 14 представлены кривые 1, 2, 3 и 4, ха рактеризующие изменение коэффициента полезного дей ствия установки от длины кабель-троса КТГН-10 (сече нием 3X4 мм2) при мощности нагревателя, соответственно
10, 20, 30 и 40 кет.
Из приведенного графика следует, что с увеличением мощности нагревателя и длины кабель-троса кпд уста
новки снижается. |
|
|
при напряжении |
|
Кабель-трос КТГН-10 позволяет |
||||
380 в передавать мощность |
до |
25 кет. При |
этом кпд |
|
установки, равный 0 , 6и выше, |
может |
быть |
обеспечен |
|
при длине кабель-троса до 1 |
0 0м. 0 |
|
|
Установка разработана в автономном варианте. После инициирования горения установку можно перевести и использовать :на другом участке.
В комплекте установки предусмотрены различные приспособления и инструмент для успешного проведения работ в условиях промысла.
Техническая характеристика установки УГЭ-500
Мощность нагревателя, к е т |
25 |
Диаметр нагревателя, м м . . . |
1 1 0 |
Допускаемая температура нагрева, °С . |
до 500 |
Напряжение питающей сети, в . |
380 |
Вес установки, т ..................................... |
1,5 |
Сцелью определения работоспособности конструкции
ивыбора оптимального режима работы нагревателя
проводились специальные лабораторные последовн:ния.
54
Рис. 14. Зависимость изменения кпд установки от мощности нагревателя.
Для проведения исследований был оборудован стенд (рис. 15), включающий вентилятор, продувочную трубу, станцию управления и контрольно-измерительную аппа ратуру (см. вкладыш).
Во время опытов имелась возможность регулировать расход воздуха в пределах от 2 0 до0 1 0 0нм03/ч, что
55
позволяло изменять температуру нагрева (воздуха. Опре деление 'количества подаваемого к нагревателю воздуха проводилось по методике, изложенной в Правилах 28-64 Комитета стандартов, мер и (весов (при Совете Министров
СССР.
Питание станции управления осуществлялось от сети переменного тока напряжением 380 в.
Для нагрева воздуха использовались иммерсионные трубчатые электронагреватели (ТЭН), состоящие из тру бок из жароупорной стали, по оси которых расположены нихроmob ые спиради.
Пространство между стенками трубки и спиралью заполнено лериклазом, обладающим хорошими электро изоляционными свойствами и теплопроводностью.
Мощность нагревателя при 'напряжении на входе 380 в равна 25 кет. В процессе исследований имелась возможность изменять мощность нагревателя, регулируя напряжение на в-ходе.
В процессе работ проводились измерения температу ры нагреваемой среды в различных тачках.
Для контроля температуры в точках А, В, С и Д применялся потенциометр ЭПП и термопары типа ХА. Термопары А, В, С и Д были установлены с наружной стороны нагревательных элементов.
Термопары присоединялись к потенциометру компен-
саЦИ0 Н1 1Ными провода ми.
Спомощью ртутного термометра проводились изме рения температуры воздуха после нагревателя.
Для измерения температуры между нагревательными элементами (внутри нагревателя) применялся термометр
сопротивления типа ТСП-3. Регистрация температуры осуществлялась -с помощью электронного, автоматиче ского, уравновешенного моста ЭДМ-147. Питание изме рительной схемы моста производилось переменным то ком 6,3 в от одной из обмоток 'силового трансформато ра. Измерительная схема моста показана на рис. 16. Подключение термометра к прибору осуществлялось по трахпроводной схеме.
Применение трехпроводной схемы позволяет снизить величину температурной погрешности, вызванной (изме нением сопротивления соединительных проводов /Д вследствие изменения температуры окружающего возду-
56
Рис. 16. Измерительная схема моста.
R i и R i |
— постоянные сопротивления; |
— сопротивление, |
служащее для задания предела измерения; |
/?р — сопротивление |
|
реохорда; |
— сопротивление, служащее для ограничения тока; |
|
/?п и ^п 2 |
— сопротивления, служащие для корректировки шка |
|
лы при градуировке и подгонке предела |
измерений; R J[ — со |
противление, служащее для подгонки сопротивления проводов; /?тс — термометр сопротивления,
ха. При изменении температуры контролируемого объек та изменяется сопротивление термометра /?тс и наруша
ется равновесие измерительной схемы моста. В резуль тате в диагонали моста АВ появляется напряжение, которое с помощью электронного усилителя возрастает до величины, достаточной для приведения в действие реверсивного двигателя моста РД-09.
С осью двигателя связан через зубчатую передачу рычаг, перемещающий контактный ролик до наступле ния равновесия в измерительной схеме.
Точность показаний прибора зависит от точности подгонки сопротивления подводящих линий к термо метру.
При градуировке прибора сопротивление каждого провода принято равным 2,5±0,01 ом. Если сопротивле
57
ние какого-либо провода меньше 2,5 ом, то в соедини тельную линию последовательно подключается добавоч ное сопротивлени е.
Проверка правильности наказаний моста проводилась по контрольному магазину сопротивлений, который под ключался к мосту по трехпроводной схеме.
Корректировка градуировки моста проводилась под гонкой переменных сопротивлений.
При .проведении исследований показания приборов фиксировались одновременно через определенные проме жутки времени.
В начале и конце каждой серии опытов проводилась тарировка показывающих и регистрирующих приборов.
Графическое построение зависимостей выполнялось по экспериментальным точкам, полученным как средне арифметические значения из 3—5 измерений при одних и тех же параметрах.
Для изучения распределения температуры вдоль на гревателя замеряли температуру одновременно несколь кими термопарами. Результаты замера температуры в различных точках нагревателя от времени нагрева при количестве подаваемого воздуха, равном 400 нмъ/ч, при ведены на рис. 17.
Рис. 17. Изменение температуры элементов нагревателя.
58
Кривые 1, 3 и 4 получены три измерении температу ры соответственно-в точках С, В и Д (рис. 15). Кривая 2 получена -при измерении температуры с помощью тер мометра сопротивления. Приведенные зависимости сви детельствуют о том, что температура элементов нагре вателя возрастает по мере удаления от кабельного ввода.
Таким 'Образом, при обдувании соответствующим ко личеством воздуха включенного нагревателя головка последнего находится в охлажденной зоне, и кабельный ввод не подвергается воздействию высокой температуры.
Количество тепла, которое снимается с нагревателя воздухом, пропорционально разности температур, вели чине поверхности нагревателя и времени -нагрева.
На рис. 18. представлены зависимости температуры воздуха от времени нагрева.
Рис. 18. Изменение температуры нагрева воздуха.
Кривые 1, 2, 3, 4, 5 и 6 получены при подаче воздуха соответственно раиной 200,300, 400, 575, 745 и 915 ни3/
час. Полученные зависимости могут быть использованы для выбора режима работы нагревателя, а также опре деления объема нагнетаемого воздуха в скважину при инициировании горения.
Из графиков видно, что в начале нагрева температура элементов нагревателя и воздуха .резко повышается, а далее стабилизируется и остается практически постоян ной.
59=