Файл: Киевленко, Е. Я. Геология и оценка месторождений исландского шпата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дробления (Бургахчан-Алучинское кальцитоносное поле в бассейне р. Большой Анюй). Скопления исландского шпата здесь связаны с кальцитовыми жилами или межглыбовыми пустотами раздроб­ ленных базальтов.

2. Эксплозивно-вулканические структуры

Вулканическая деятельность, связанная с подъемом из недр основной магмы, сопровождается выбросами пирокластического материала, из которого формируются толщи вулканогенных обло­ мочных пород. В этих породах, а также во’ внедренных в них суб­ вулканических (интрузивных) телах долеритов могут находиться скопления исландского шпата.

В Советском Союзе такие месторождения известны в трапповой формации Сибирской платформы в пределах обширного туфового поля Тунгусской синеклизы (Ангаро-Вилюйский кальцитоносный район). Вулканогенно-обломочная толща в этом районе, по мне­ нию М. Л. Лурье и С. В. Обручева (1955), образовалась в ре­ зультате извержений многочисленных туфовых вулканов и после­ дующего перемыва и переотложения туфов. Кальцитовая минера­ лизация, как правило, наблюдается в нижней корвунчанской свите, сложенной в основном мелко-, средне- и крупнообломочными агло­ мератовыми туфами. Эти разновидности вулканогенных обломоч­ ных пород тяготеют к очагам активного вулканизма, что обуслов­ ливает эксплозивно-вулканические структуры размещенных в них месторождений.

До последнего времени структуры кальцитоносных полей и ме­ сторождений исландского шпата Ангаро-Вилюйского района изу­ чались в значительной степени формально, без попыток увязать их с палеовулканизмом Сибирской платформы. Правда, М. Г. Равич (1943 г.) и затем А. В. Скропышев (1953) писали о локализации вилюйских месторождений непосредственно в вулканических труб­ ках, однако когда разведочные работы не подтвердили этого пред­ положения, идея о прямой связи кальцитовой минерализации с вулканическими структурами была надолго скомпрометирована. Главное внимание уделялось выявлению региональных линейных зон разрывных нарушений, которым придавалось основное рудо­ контролирующее значение. Между тем Тунгусская синеклиза в ран­ нем мезозое являлась ареной грандиозных вулканических процес­ сов, обусловленных трапповым магматизмом, что несомненно на­ ложило заметный отпечаток на дотрапповые платформенные структуры и определило строение верхнего вулканогенно-осадоч­ ного чехла.

Вулкано-тектоническая структура Ангаро-Вилюйского кальци­ тоносного района определяется наличием на древнем Катангском (Учаминском) своде ряда куполовидных поднятий II порядка пло­ щадью от 4000 до 20 000 км2, сопрягающихся с пологими котло­ винами. Большинство этих структур вытянуто в субмеридиональ­

94


ном, реже в субширотном направлениях в соответствии с ориенти­ ровкой глубинных разломов (рис. 24). На этом фоне проявлена сложная и неравномерная сеть крутых разрывных нарушений, мно­ гие из которых заполнены дайками долеритов, жилами кремнисто-

И / S Ш* H i Шб

Рис. 24. Схема размещения куполовидных поднятий и котловин

Ангаро-Вилюйского

кальцитоносного района. По А. Я. Зюзину

 

 

(1972

г.)

 

 

1 — западная

граница

Сибирской

платформы;

2 — контур Катангского

(Учамского)

свода; 3 — граница развития туфогенных отложений;

4 — па-

леовулканические платформенные структуры II порядка: а — куполовидные

поднятия, б — котловины; 5 — главные разломы;

6 — кальцитоносные поля

контролируемые: а — кальдерами,

б — куполо-горстам'и. Разломы:

АА—

Котуйско-Непский с Вилюйским и Мункамбинским ответвлениями;

ББ —

Аламджахско-Чонский;

БВ — Катангский; ГГ — Нижне-Тунгусский;

ДД —

 

Байкитский; ЕЕ — Ванаварский

 

Кальцитоносные поля:

1 — Мункамбинское, 2 — Дагалдынское, 3 — Аламджахское, 4 — Джекиндинское, 5 — Мархаинское, 6 — Нижне-Илимпейское, 7 — Верхне-Иридкинское,

8 — Давогнинское,

9 — Янгурактское,

10 — Куктуле-Аянское, И — Верхне-

Чуньское,

12 — Чамбинское,

13 — Тэтэрэ-Джелиндуконское

карбонатных пород и т. п. Прерывистые полосы разрывов протяги­ ваются в северо-восточном, северо-западном и широтном направле­ ниях, имея ширину от 5—10 км до нескольких десятков километ­ ров. В узлах этой сети (надочаговых зонах) разрывы группиру­ ются в густые рои, имеющие в плане изометричные очертания.

95


Кальцитопосны лишь куполовидные поднятия, которые можно рассматривать как крупные палеовулканические структуры плат­ форменного типа. По данным Ю. С. Вязовова (1967), некоторые из них ограничиваются кулисными раздвиговыми зонами, дуго­ выми на сравнительно коротких отрезках, а в целом вписывающи­ мися в большие овалы (50—75X75—100 км в поперечнике). Эти зоны или швы почти не сопровождаются вертикальными смеще­ ниями. На поверхности они частично фиксируются трапповыми дайками и метасоматическими скарнированными и карбонатизированными породами и четко выделяются по аномалиям магнитного поля.

Частью такой зоны, по-видимому, является дуга трапповых даек Тунгусско-Мункамбинского разлома — главного разрывного нарушения Люку-Мункамбинского кальцитоносного поля. Дайки залегают кулисообразно и имеют мощность 5—10 м. Вдоль этого шва в полосе шириной от 40 до 100 м туфогенные породы подверг­ лись гидротермальному изменению. Зона прослежена на 55 км и укладывается в Сикили-Разломовскую овальную структуру, вытя­ нутую в широтном направлении более чем на 100 км. Дайковыми дугами Терарского овала почти со всех сторон окружено СевероЧунское куполовидное поднятие и т. п. Краевые раздвиговые зоны куполовидных поднятий представляют собой долгоживущие раз­ рывные нарушения и нередко отражаются в изгибах современной гидросети.

Кальцитоносные поля контролируются расположением надочаговых зон — сложных тектоно-вулканических структур, развитых на крыльях куполовидных поднятий II порядка. В пределах этих зон кольцевые и полукольцевые разрывы цилиндрической и кони­ ческой формы сочетаются с линейными радиальными (или близ­ кими к ним) и ветвящимися трещинами. В отличие от других мест здесь широко распространены вертикальные подвижки бло­ ков горных пород с амплитудой перемещения до 100—200 м. Они Хорошо фиксируются по горстам осадочных пермских пород и ме­ нее четко выражены в однообразных или фациально изменчивых туфах. В целом для надочаговых зон характерно сложное сегмент­ но-мозаичное блоковое строение со сгущением средних и мелких кольцевых и линейных разрывных нарушений, субвулканических трапповых тел и проявлений гидротермальной минерализации.

Ю. С. Вязововым (1967) впервые была высказана мысль о ши­ роком развитии в надочаговых зонах туфового поля Тунгусской синеклизы палеовулканических грабенов или кальдер и о контроле месторождений исландского шпата. Кальдерные структуры в ос­ новном образуются в результате обрушения или проседания горных пород над полностью или частично исчерпанными пери­ ферическими магматическими очагами (Williams, 1941; Мархинин, 1964 и др.).

Сильно эродированные и не всегда полно выраженные каль­ деры III порядка обнаружены на Аламджахском, Джекиндинском

96


и, возможно, Мархаинском, Люку-Мункамбинском и некоторых других полях. Аламджахское кальцитоносное поле находится в пре­ делах крупного вулкано-тектонического узла на северо-восточном крыле Ахтарандинского (Аламджах-Батарского) куполовидного поднятия II порядка. Усть-Аламджахская кальдера размером 5x 6 км в поперечнике наряду с двумя другими кальдерами и ку- поло-горстом таких же размеров примыкает к более крупной (20x30 км) мульде, занятой блюдцеобразным дифференцирован­ ным трапповым телом. В плане она имеет правильную овальную форму, почти полностью ограниченную дугами трапповых даек. Внутри кальдеры обнажены туфогенные породы нижнего триаса с небольшими горстообразными выступами пермских пород, а вне ее — исключительно пермские отложения. Краевые дуги состоят из одной или нескольких сближенных крутых даек мелкосреднезер­ нистых и палагонитовых долеритов мощностью до 50 м. Додериты, а также туфы между дайками и по внутреннему контакту дуг раз­ дроблены, скарнированы и карбонатизированы. Месторождение исландского шпата располагается в центре наиболее опущенного северо-западного блока кальдеры, отделенного от ее других частей двумя мощными полукольцевыми дайками. Амплитуда погружения^ этого блока составляет не менее 50 м.

Джекиндинская кальдера входит в состав Юткали-Джекиндин- ского вулкано-тектонического узла, в котором кроме нее известно более десяти кольцевых структур диаметром 10—15 км (болугурасская серия концентрических полукольцевых даек и др.). Она пред­ ставляет собой овальный просевший блок агломератовых туфов нижнекорвунчанской свиты размером в плане 11X13 км среди туфопесчаников тутончанской (?) свиты и пермских песчаников (рис. 25). Как и Усть-Аламджахская кальдера, она окружена пре­ рывистыми дайками мелко-среднезернистых долеритов, которые нередко раздроблены и минерализованы. Внутреннее строение кальдеры сложное, мозаичное, с неравномерным погружением раз­ личных частей и выступами горных пород перми и тутончанской свиты. Кальдера пересекается зоной разрывов северо-западного простирания, а ее южная половина изобилует короткими дайками и малыми телами траппов, многие из которых ориентированы па­ раллельно контуру кальдеры. Именно в этой части кальдеры и располагаются почти все проявления цеолит-кальцитовой минера­ лизации.

Из приведенного описания видны характерные черты кальдеро­ образных структур туфового поля Тунгусской синеклизы. Они рас­ полагаются на периферии вулкано-тектонических узлов, иногда примыкая к наиболее ослабленным раздвиговым кольцевым зонам куполовидных поднятий II порядка. Их правильная округлая фор­ ма и размеры (в среднем от 5 до 15 км в поперечнике) типичны для вулканических кальдер. Почти со всех сторон кальдеры четко ограничены системами прерывистых дуговых даек, крутых и по­ логих, наклоненных обычно к центру структуры. Внутри они

7 За к. № 324

97


пересечены зонами нолукольцевых, кольцевых и сопряженных с ними линейных разрывов, часть из которых заполнена магмой. При сравнительно обширной площади кальдер амплитуда погру­ жения их отдельных частей неодинакова и в общем невелика (50—■

Рис. 25. Схема расположения надочаговых раз­ рывов в среднем течении р. Джекинды.) По С. К- Алупкарину и Ю. С. Вязовову (1967 г.).

В центре — Джекиндинская кальдера.

1—1трапповые дайки; 2 — главные разрывные нарушения, не заполненные магмой

200 м), что, вероятно, свидетельствует о межпластовом располо­ жении магматических периферических очагов.

В геофизических материалах кальдеры отображаются кольце­ вой формой площадного возмущения магнитного поля и гравита­ ционного максимума, а также резким увеличением мощности элек­ тропроводящего горизонта (Киевленко и др., 1973).

98

Кальдеры Ангаро-Вилюйского района образовались в резуль­ тате неравномерного проседания кровли магматического очага

вдоль кольцевых

разрывов, заполнявшихся выжатой магмой.

По классификации

Г. Вильямса (Williams, 1941) они могут быть

отнесены к кальдерам кольцевых провалов типа Глен-Коэ. Слож­ ная внутренняя структура кальдер формировалась в несколько ста­ дий, фиксирующихся составом магматических и гидротермальных образований. Траппы краевых и мощных внутренних даек в основ­ ном принадлежат катангскому комплексу, а некоторые субвулка­ нические внутрикальдерные тела — более молодому тычанскому комплексу по М. Л. Лурье и В. Л. Масайтису (1964). С наиболее поздними подвижками связаны дробление и гидротермальная ми­ нерализация туфов и траппов.

Кроме кальдер к структурам надочаговых зон относятся купо- ло-горсты, вулканические купола и мульды III порядка и промежу­ точные между ними формы.

Куполо-горсты подобно кальдерам ограничены разрывами и дугами трапповых даек и иногда соответствуют корневым частям эродированных наземных вулканических построек. По сравнению с ними простые вулканические купола и мульды, а также недораз­ витые кальдеры и куполо-горсты представляют собой пологие воздымания и опускания над магматическим очагом без сущест­ венного нарушения сплошности кровли или с частичными верти­ кальными подвижками небольших амплитуд. Они имеют неполно выраженную более или менее правильную округлую конфигура­ цию, лишены дайкового обрамления или только на отдельных уча­ стках оконтурены дайками траппов. В отличие от кальдер купологорсты характеризуются сравнительно простой системой внутрен­ них разрывных нарушений и отсутствием поздних внедрений субще­ лочных долеритов.

Месторождения исландского шпата контролируются внутрен­ ними структурами кальдер и куполо-горстов — интравулканическимн структурами кальдерных разрывов и жерловых и прижерловых зон. Эти структуры в связи с плохой обнаженностью района и очень сложным строением надочаговых зон в настоящее время изучены значительно хуже, чем интраэффузивные структуры лав. Однако представляется возможным отметить их наиболее типич­ ные черты.

Кальдерные разрывы формировались в три основные стадии: 1) заложения кальдер и образования крупных краевых и главных внутренних разрывов, частично заполненных нормальными долеритами ранних комплексов; 2) дальнейшего проседания и разви­ тия сложной сети мелких внутренних разрывов, частично заполнен­ ных палагонитовыми и субщелочными долеритами тычанского комплекса и 3) постинтрузивных подвижек и подновления трещин с гидротермальной минерализацией.

Кальцитоносными структурами являются поздние постинтрузив­ ные зоны дробления. Они, как правило, сосредоточены в наиболее

?*

99