Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Е. И.^КОРЕЦЕВСКАЯ, Л. Г. РОГАЧЕВСКАЯ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ

МОСКВА'«МЕДИЦИНА»* 1974

 

JL • -*%

• У Д К 613.5: 711.57

ейбливт*#» c « c r

f

[

ЭКЗЕМПЛЯР

j

ЧИТАЛЬНОГО ОАЯА,

 

P^- / 3J?3 y

РЕФЕРАТ. В монографии освещаются основные вопросы гигиениче­ ского нормирования в области проектирования . и строительства школьных зданий с современных позиций и с учетом перспектив научно-технического прогресса.

Основываясь на анализе данных литературы и результатов соб­ ственных обширных наблюдений и исследований, авторы проводят идею о необходимости систематического пересмотра действующих гигиенических нормативов школьных зданий в связи с изменениями системы народного образования и методов обучения детей, прин­ ципов градостроительства, с применением в школьном строительстве новых строительных и отделочных материалов, новых санитарно­ технических систем, а также в связи с развитием гигиенической на­ уки и возрастной физиологии. Исходя из этого основного положе­ ния, в книге рассматриваются не все гигиенические вопросы проек­ тирования и строительства школ, а лишь те проблемы, которые воз­ никли в последние годы и потребовали научной разработки. В ней излагаются основные принципы гигиенического нормирования фак­ торов внешней среды для детей, условия размещения и вместимость школьных зданий с учетом новых принципов градостроительства, анализируются типы и структура школ в связи с перестройкой си­ стем образования и воспитания подрастающего поколения, вопросы оборудования учебных помещений; нормирование микроклимата школьных зданий и средств его обеспечения.

Обобщение опыта типового и экспериментального строительства школьных зданий, анализ педагогической и технической литературы позволяют авторам не только дать конкретные рекомендации по воп­ росам гигиенического нормирования в настоящем, но и разработать прогнозы их изменения в будущем.

Книга предназначена для специалистов в области гигиены детей и подростков, однако она может служить ценным пособием для ар­ хитекторов, инженеров и педагогов, интересующихся вопросами проектирования школ.

50200—287 К 039(01)—74 289—74

Издательство «Медицина», Москва, 1974


ПРЕДИСЛОВИЕ

Здоровье и работоспособность подрастающего поко­ ления, будущих строителей коммунистического общест­

ва, во многом определяются условиями их

обучения и

воспитания в дошкольных учреждениях и школах.

Общеобразовательная школа — наиболее

массовое

учебно-воспитательное учреждение. Здесь дети и подро­ стки проводят на протяжении 8—10 лет от 4—6 до 8— 10 ч ежедневно. В общеобразовательных школах обуча­ ется 100% детей от 7 до 15 лет и 70% подростков от 15 до 18 лет, т. е. более 45 млн. школьников. В связи с'этим вопросам гигиены строительства школьных зданий придается в нашей стране огромное значение. Строи­ тельство осуществляется под постоянным контролем органов санитарного надзора по нормам проектирова­ ния, в разработке которых принимают участие педаго­ ги и врачи-гигиенисты. Научным обоснованием гигие­ нических нормативов отдельных факторов внешней среды в детских учреждениях и оптимальных условий, размещения, вместимости, конструктивных решений зданий, размеров и оборудования помещений занимает­ ся ряд научных учреждений гигиенического, архитек­ турно-строительного и педагогического профиля. Этой проблеме посвящено большое количество статей и ряд монографий (М. И. Корсунская, 1928; А. Я. Гуткин, 1962; С. Е. Советов, Г. Н. Сердюковская, 1962; А. К. Чалдымов, 1962; В. И. Степанов, 1966, и др.), в которых изла­ гаются основные гигиенические и- педагогические тре­ бования к организации внешней среды в школах, архи­ тектурно-планировочным решениям этих зданий.

Однако любые гигиенические нормативы не могут быть стабильными. Жизнь постоянно вносит в них кор­ рективы. Изменения уровня научных знрний в области

3

гигиены и физиологии детского организма, педагогики, строительной и санитарной техники, экономических воз­ можностей нашей страны оказывают влияние на гигие­ нические нормативы школьного строительства и требуют их систематического пересмотра и совершенствования.

С момента выхода в свет последних Норм проектиро­ вания и строительства школьных зданий («Строитель­ ные нормы и правила», часть II, раздел Л, глава 4, изда­ ние 1962 г.) прошло более 10 лет. За это время произо­ шли весьма существенные изменения в системе народного образования, организации педагогического процесса в школах. Эти изменения вызывают необходимость пересмотра ряда принципиально важных с гигиенических позиций положений, касающихся струк­ туры школьных зданий, размеров и взаимного располо­ жения отдельных помещений. В связи с расширением сети школ с продленным днем для части учащихся и улучшением физического воспитания школьников изме­ няются и гигиенические требования к земельным уча­ сткам школ. Концентрация производства, рост городов и сельских населенных пунктов, бурный рост транспорта накладывают существенный отпечаток на вместимость школьных зданий и характер их размещения в жилой застройке. Изменения произошли в характере огражда­ ющих конструкций школьных зданий и в их санитарно­ техническом оборудовании и т. д.

По всем этим вопросам в научно-исследовательских учреждениях, занимающихся разработкой проблемы ги­ гиены детства, в частности в Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, на­ коплены материалы, которые лишь частично освещены в периодической печати.

Данная монография не претендует на систематиче­ ское изложение вопросов гигиены строительства школь­ ных зданий. В ней освещаются изменения, происшедшие и происходящие в школьном строительстве в наши дни.

Определяются

принципы гигиенического нормирования

в этой области,

делаются попытки подойти к решению

некоторых спорных вопросов проектирования и строи­

тельства школ

будущего.

В монографии использованы как результаты научных исследований, накопленных авторами и под их руковод­ ством, так и данные литературы по вопросам гигиены школьного строительства в СССР и за рубежом.


. Г л а в а I

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, СОСТОЯНИЕ

ИПЕРСПЕКТИВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ

ВШКОЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Основные принципы гигиенического нормирования

Гигиеническое нормирование является одной из важг нейших задач советской гигиенической науки. Значе­ ние его определяется самим понятием гигиены как научной дисциплины, призванной не только изучать вли­ яние условий жизни на здоровье населения, но и разрабатывать мероприятия, обеспечивающие его со­ хранение и укрепление (А. Н. Сысин, 1929; Ф. Г. Крот;

ков, 1958; В. А. Рязанов, 1964; С. М. Тромбах, 1967).

Именно гигиенические нормы. характеризуют условия,- обеспечивающие наиболее благоприятные взаимоотно­ шения организма со средой обитания, допустимые уров­ ни воздействия неблагоприятных факторов на здоровье и работоспособность человека. Гигиеническое нормиро­ вание служит основой для разработки мероприятий по оздоровлению среды и повышению сопротивляемости организма по отношению к некоторым неблагоприятным факторам.

Гигиеническое нормирование основано на изучении физиологических ^реакций, отражающих влияние изучае­ мых факторов внешней среды на организм. Недаром в конце XIX века М. Петтенкофер, а еще раньше А. М.Фи- лом-афитский (1844)-называли гигиену «прикладной фи­ зиологией». Необходимостьизучения реакций, человеки на воздействие тех или иных факторов внешней среды в гигиенических целях подчеркивалась классиками оте­ чественной гигиены (Ф. Ф. Эрисман, 1887; Г. В. Хлопни,

5

1930). Выступая против санитарно-технического напра­ вления, господствовавшего в гигиене в начале XX века, Ф. Ф. Эрисман писал: «Отделение гигиены от ее исход­ ной точки, от человеческого организма, уничтожение ее органической связи с медициной 'было бы, в моих глазах, крайне опасной операцией, могущей иметь весьма печаль­ ные последствия для дальнейшего правильного разви­ тия гигиенического знания»1. В настоящее время это по­ ложение ни у кого не вызывает сомнения. После объеди­ ненной научной сессии, посвященной физиологическому учению И. П. Павлова, в 1956 г. физиологические иссле­ дования прочно вошли в гигиену и стали ее фундамен­ том, на котором строится все гигиеническое нормиро­ вание.

В то же время само понятие гигиенической «нормы» и определяющие ее критерии продолжают меняться в за­ висимости от уровня научных знаний, технических и ме­ тодических приемов исследования. Об этом свидетель­ ствует дискуссия о путях гигиенического нормирования, развернувшаяся в последние годы в гигиенической пе­ чати. За рубежом и поныне многие ученые склонны счи­ тать, что нормирование требует исследования функций организма на грани «нормы и патологии». Советские ученые резко выступают против такого понятия нормы. Как указывают Г. X. Шахбазян и И. М. Трахтенберг (1965), при гигиеническом нормировании оценка сдви­ гов в состоянии организма должна'бытьнаправлена в пер­ вую очередь на определение безвредности, а не степени вредности того или иного фактора.

«Норма» должна обеспечивать «оптимальное» («нор­ мальное») состояние организма, которое характеризу­ ется благоприятным течением всех жизненных функций при незначительном напряжении функциональных си­ стем. В то же время гигиеническое нормирование не мо­ жет быть ограничено установлением «оптимальных», «нормальных» параметров отдельных факторов. Одно­ временно должны быть определены «допустимые» гра­ ницы их колебаний. Это положение правомерно в отно­ шении любых элементов внешней среды. Так, знание допустимых пределовколебаний температуры, влажно­ сти'и "подвйжнбсти воздуха позволяет нормировать оде­ жду человека,^возможную длительность пребывания его

1 Э р и с м а н Ф. Ф. Избранные произведения. Т. I. М., 1959,

с. 156.

6


в неблагоприятных условиях производства и открытой атмосферы, применение специальных санитарно-техни­ ческих систем в жилых и общественных зданиях.

Методические подходы и критерии, определяющие «оптимальные уровни» и «допустимые пределы колеба­ ний» факторов внешней среды, различны. Однако не только «оптимальные», но и «допустимые» параметры должны обеспечивать состояние организма, далекое от патологии. Оно определяется в зоне «существенных, но обратимых физиологических изменений» (Я.Э. Нейштадт, 1964). Различие в состоянии организма при воз­ действии тех или иных параметров («оптимальных» или «допустимых») заключается лишь в способах сохране­ ния гомеостазиса (И. С. Кандрор, 1966), т. е. в степени напряжения функциональных систем.

Любая гигиеническая «норма» не может быть аб­

страктной. Она всегда рассчитана на

определенный,

конкретный коллектив, поэтому возраст

людей,

вид их

деятельности, степень тренированности,

уровень

адап­

тации к конкретным условиям среды не

могут

не учи­

тываться при установлении гигиенических нормативов. Эти теоретические положения служат основой нор­ мирования в области гигиены детей и подростков. Оно осуществляется в соответствии с принципами нормиро­ вания, сформулированными С. М. Громбахом (1967) и

дополненными Е. И. Кореневской (1969):

1) чувствительность и реактивность детского организ­ ма к большинству факторов внешней среды не такие, как у взрослых, поэтому детям и подросткам нужны иные, чем взрослым, гигиенические нормы;

2)каждому периоду в жизни ребенка в зависимости от степени функциональной зрелости отдельных орга­ нов и систем свойственны особый уровень чувствитель­ ности по отношению к отдельным факторам внешней среды, поэтому гигиенические нормы меняются с воз­ растом;

3)нормирование в гигиене детей и подростков долж­ но быть направлено не только на создание оптималь­ ных взаимоотношений организма со средой в данный момент, но и должно обеспечивать благоприятное его развитие в будущем;

4)при гигиеническом нормировании факторов внеш­ ней среды следует обязательно учитывать вид деятель­ ности детей и особенности их труда;

7


S) гигиенические нбрматйвы должны учитывать акклиматизацию .детей . к определенным условиям сре­ ды обитания; и сезонную их переадаптацию, т. е. долж­ ны -быть дифференцированы в климатическом и сезон­ ном аспекте.

Перечисленные принципы обоснованы следующими положениями. Детский и подростковый возраст имеет специфические особенности. Для него характерно не только постоянное увеличение массы и размеров тела, но и совершенствование отдельных органов и функцио­ нальных систем. Эти изменения достаточно полно из­ ложены в соответствующих руководствах и моногра­ фиях по возрастной морфологии. Знание их, несомнен­ но, нужно врачам, работающим в области гигиены детства. Так, например, важно помнить, что незавершен­ ность процессов оссификации скелета и относительная слабость мышц являются одной из причин искривления позвоночника при неправильной посадке школьников за учебной мебелью, повышенной ранимости опорно-дви­ гательного аппарата детей и т. д.'Сама по себе эта воз­ растная эволюция отдельных органов еще не определя­ ет специфику школьного возраста. Главной отличитель­ ной его чертой следует считать недостаточную зрелость отдельных функциональных систем, под которыми по­ нимается система органов и механизмов, приспосабли­ вающих организм к изменениям условий среды. Вслед­ ствие недостаточной зрелости нейро-гуморального аппарата и малой его тренированности детям школьно­ го возраста свойственно несовершенство системы регу­ ляции.

Нервная система, регулирующая деятельность кото­ рой известна, у .детей также имеет особенности. Если для детей раннего возраста характерна высокая возбу­ димость коры головного мозга и любое раздражение вследствие незрелости нейронов коры и выраженной иррадиации возбуждения вызывает генерализованный характер вызванных потенциалов, то с возрастом роль локальных корковых восприятий усиливается, однако еще в 7—8-летнем возрасте имеют место генерализован­ ные, неспецифические ответные реакции коры на пер­ вичные . раздражения. По мнению В. В. Алферова (1967), это связано с преобладающей в указанном воз­ расте ролью диэнцефальных структур, формирующих электрическую активность коры. Это подтверждается

8

наличием на электроэнцефалограммах выраженных колебаний бета-ритма. Лишь к 15—16 годам увеличи­ вается частота основного ритма в затылочных облас­ тях, уменьшаются латентный период и амплитуда' неспецифических ответов, что свидетельствует о морфоло­

гическом и функциональном созревании

элементов

коры, оказывающих тормозящее влияние на

подкорко­

вые структуры.

 

Одновременно в возрасте 8—12 лет увеличивается подвижность нервных процессов (Р. Л. Рабинович, 1965), совершенствуется замыкательная деятельность коры головного мозга.

Корковые механизмы регуляции расширяют воз­ можности адаптации человека и животных в естествен­ ных условиях существования, обеспечивают более эко­ номные и целенаправленные реакции организма на внешние раздражения (А. Д. Слоним, К.. М. Быков, 1949). Условные рефлексы могут быть выработаны уже

угрудных детей, однако дифференцировочная реакция

уних непрочная, характерно развитие последовательно­ го торможения (Э. И. Аршавская, 1961). Эти особен­ ности связаны лишь с функциональной незрелостью

коры; периферические же звенья анализаторов в связи с их более простой функцией совершенствуются рано. Так, периферическое звено кожно-двигательного анали­ затора приобретает миелиновые футляры уже на ран­ них этапах онтогенеза. В то же время корковый конец анализаторов достигает функциональной зрелости толь­ ко в школьном возрасте (С. Б. Дзугаева, 1961). Созре­ вание коры в свою очередь положительно влияет на пе­ риферическое звено рефлекторнойдуги, и возбудимость кожного анализатора у 15—18-летних детей неуклонно повышается. Латентный период двигательной реакции на контактное термическое воздействие у дошкольников и младших школьников примерно одинаков и колеб­ лется от 730 до.820 мс, а у детей в возрасте 13—14 лет он уже приближается к таковому у взрослых — 650— 760 мс (Е. И. Кореневская, 1969). Латентный период реакций на световые раздражители укорачивается в возрасте от 3 до 17 лет в 2 раза, возрастает сила реак­ ции. Это вызывает ускорение и усиление ответных ре­ акций на внешние воздействия. У 7-летних детей почти не наблюдается запредельного торможения, однако а возрасте от 10—11 до 13—14 лет в связи с нейро-гор-

9