Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Е. И.^КОРЕЦЕВСКАЯ, Л. Г. РОГАЧЕВСКАЯ
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ
МОСКВА'«МЕДИЦИНА»* 1974
|
JL • -*% |
• У Д К 613.5: 711.57 |
ейбливт*#» c « c r |
f |
|
[ |
ЭКЗЕМПЛЯР |
j |
ЧИТАЛЬНОГО ОАЯА, |
|
P^- / 3J?3 y |
РЕФЕРАТ. В монографии освещаются основные вопросы гигиениче ского нормирования в области проектирования . и строительства школьных зданий с современных позиций и с учетом перспектив научно-технического прогресса.
Основываясь на анализе данных литературы и результатов соб ственных обширных наблюдений и исследований, авторы проводят идею о необходимости систематического пересмотра действующих гигиенических нормативов школьных зданий в связи с изменениями системы народного образования и методов обучения детей, прин ципов градостроительства, с применением в школьном строительстве новых строительных и отделочных материалов, новых санитарно технических систем, а также в связи с развитием гигиенической на уки и возрастной физиологии. Исходя из этого основного положе ния, в книге рассматриваются не все гигиенические вопросы проек тирования и строительства школ, а лишь те проблемы, которые воз никли в последние годы и потребовали научной разработки. В ней излагаются основные принципы гигиенического нормирования фак торов внешней среды для детей, условия размещения и вместимость школьных зданий с учетом новых принципов градостроительства, анализируются типы и структура школ в связи с перестройкой си стем образования и воспитания подрастающего поколения, вопросы оборудования учебных помещений; нормирование микроклимата школьных зданий и средств его обеспечения.
Обобщение опыта типового и экспериментального строительства школьных зданий, анализ педагогической и технической литературы позволяют авторам не только дать конкретные рекомендации по воп росам гигиенического нормирования в настоящем, но и разработать прогнозы их изменения в будущем.
Книга предназначена для специалистов в области гигиены детей и подростков, однако она может служить ценным пособием для ар хитекторов, инженеров и педагогов, интересующихся вопросами проектирования школ.
50200—287 К 039(01)—74 289—74
Издательство «Медицина», Москва, 1974
ПРЕДИСЛОВИЕ
Здоровье и работоспособность подрастающего поко ления, будущих строителей коммунистического общест
ва, во многом определяются условиями их |
обучения и |
воспитания в дошкольных учреждениях и школах. |
|
Общеобразовательная школа — наиболее |
массовое |
учебно-воспитательное учреждение. Здесь дети и подро стки проводят на протяжении 8—10 лет от 4—6 до 8— 10 ч ежедневно. В общеобразовательных школах обуча ется 100% детей от 7 до 15 лет и 70% подростков от 15 до 18 лет, т. е. более 45 млн. школьников. В связи с'этим вопросам гигиены строительства школьных зданий придается в нашей стране огромное значение. Строи тельство осуществляется под постоянным контролем органов санитарного надзора по нормам проектирова ния, в разработке которых принимают участие педаго ги и врачи-гигиенисты. Научным обоснованием гигие нических нормативов отдельных факторов внешней среды в детских учреждениях и оптимальных условий, размещения, вместимости, конструктивных решений зданий, размеров и оборудования помещений занимает ся ряд научных учреждений гигиенического, архитек турно-строительного и педагогического профиля. Этой проблеме посвящено большое количество статей и ряд монографий (М. И. Корсунская, 1928; А. Я. Гуткин, 1962; С. Е. Советов, Г. Н. Сердюковская, 1962; А. К. Чалдымов, 1962; В. И. Степанов, 1966, и др.), в которых изла гаются основные гигиенические и- педагогические тре бования к организации внешней среды в школах, архи тектурно-планировочным решениям этих зданий.
Однако любые гигиенические нормативы не могут быть стабильными. Жизнь постоянно вносит в них кор рективы. Изменения уровня научных знрний в области
3
гигиены и физиологии детского организма, педагогики, строительной и санитарной техники, экономических воз можностей нашей страны оказывают влияние на гигие нические нормативы школьного строительства и требуют их систематического пересмотра и совершенствования.
С момента выхода в свет последних Норм проектиро вания и строительства школьных зданий («Строитель ные нормы и правила», часть II, раздел Л, глава 4, изда ние 1962 г.) прошло более 10 лет. За это время произо шли весьма существенные изменения в системе народного образования, организации педагогического процесса в школах. Эти изменения вызывают необходимость пересмотра ряда принципиально важных с гигиенических позиций положений, касающихся струк туры школьных зданий, размеров и взаимного располо жения отдельных помещений. В связи с расширением сети школ с продленным днем для части учащихся и улучшением физического воспитания школьников изме няются и гигиенические требования к земельным уча сткам школ. Концентрация производства, рост городов и сельских населенных пунктов, бурный рост транспорта накладывают существенный отпечаток на вместимость школьных зданий и характер их размещения в жилой застройке. Изменения произошли в характере огражда ющих конструкций школьных зданий и в их санитарно техническом оборудовании и т. д.
По всем этим вопросам в научно-исследовательских учреждениях, занимающихся разработкой проблемы ги гиены детства, в частности в Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, на коплены материалы, которые лишь частично освещены в периодической печати.
Данная монография не претендует на систематиче ское изложение вопросов гигиены строительства школь ных зданий. В ней освещаются изменения, происшедшие и происходящие в школьном строительстве в наши дни.
Определяются |
принципы гигиенического нормирования |
в этой области, |
делаются попытки подойти к решению |
некоторых спорных вопросов проектирования и строи |
|
тельства школ |
будущего. |
В монографии использованы как результаты научных исследований, накопленных авторами и под их руковод ством, так и данные литературы по вопросам гигиены школьного строительства в СССР и за рубежом.
. Г л а в а I
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, СОСТОЯНИЕ
ИПЕРСПЕКТИВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
ВШКОЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Основные принципы гигиенического нормирования
Гигиеническое нормирование является одной из важг нейших задач советской гигиенической науки. Значе ние его определяется самим понятием гигиены как научной дисциплины, призванной не только изучать вли яние условий жизни на здоровье населения, но и разрабатывать мероприятия, обеспечивающие его со хранение и укрепление (А. Н. Сысин, 1929; Ф. Г. Крот;
ков, 1958; В. А. Рязанов, 1964; С. М. Тромбах, 1967).
Именно гигиенические нормы. характеризуют условия,- обеспечивающие наиболее благоприятные взаимоотно шения организма со средой обитания, допустимые уров ни воздействия неблагоприятных факторов на здоровье и работоспособность человека. Гигиеническое нормиро вание служит основой для разработки мероприятий по оздоровлению среды и повышению сопротивляемости организма по отношению к некоторым неблагоприятным факторам.
Гигиеническое нормирование основано на изучении физиологических ^реакций, отражающих влияние изучае мых факторов внешней среды на организм. Недаром в конце XIX века М. Петтенкофер, а еще раньше А. М.Фи- лом-афитский (1844)-называли гигиену «прикладной фи зиологией». Необходимостьизучения реакций, человеки на воздействие тех или иных факторов внешней среды в гигиенических целях подчеркивалась классиками оте чественной гигиены (Ф. Ф. Эрисман, 1887; Г. В. Хлопни,
5
1930). Выступая против санитарно-технического напра вления, господствовавшего в гигиене в начале XX века, Ф. Ф. Эрисман писал: «Отделение гигиены от ее исход ной точки, от человеческого организма, уничтожение ее органической связи с медициной 'было бы, в моих глазах, крайне опасной операцией, могущей иметь весьма печаль ные последствия для дальнейшего правильного разви тия гигиенического знания»1. В настоящее время это по ложение ни у кого не вызывает сомнения. После объеди ненной научной сессии, посвященной физиологическому учению И. П. Павлова, в 1956 г. физиологические иссле дования прочно вошли в гигиену и стали ее фундамен том, на котором строится все гигиеническое нормиро вание.
В то же время само понятие гигиенической «нормы» и определяющие ее критерии продолжают меняться в за висимости от уровня научных знаний, технических и ме тодических приемов исследования. Об этом свидетель ствует дискуссия о путях гигиенического нормирования, развернувшаяся в последние годы в гигиенической пе чати. За рубежом и поныне многие ученые склонны счи тать, что нормирование требует исследования функций организма на грани «нормы и патологии». Советские ученые резко выступают против такого понятия нормы. Как указывают Г. X. Шахбазян и И. М. Трахтенберг (1965), при гигиеническом нормировании оценка сдви гов в состоянии организма должна'бытьнаправлена в пер вую очередь на определение безвредности, а не степени вредности того или иного фактора.
«Норма» должна обеспечивать «оптимальное» («нор мальное») состояние организма, которое характеризу ется благоприятным течением всех жизненных функций при незначительном напряжении функциональных си стем. В то же время гигиеническое нормирование не мо жет быть ограничено установлением «оптимальных», «нормальных» параметров отдельных факторов. Одно временно должны быть определены «допустимые» гра ницы их колебаний. Это положение правомерно в отно шении любых элементов внешней среды. Так, знание допустимых пределовколебаний температуры, влажно сти'и "подвйжнбсти воздуха позволяет нормировать оде жду человека,^возможную длительность пребывания его
1 Э р и с м а н Ф. Ф. Избранные произведения. Т. I. М., 1959,
с. 156.
6
в неблагоприятных условиях производства и открытой атмосферы, применение специальных санитарно-техни ческих систем в жилых и общественных зданиях.
Методические подходы и критерии, определяющие «оптимальные уровни» и «допустимые пределы колеба ний» факторов внешней среды, различны. Однако не только «оптимальные», но и «допустимые» параметры должны обеспечивать состояние организма, далекое от патологии. Оно определяется в зоне «существенных, но обратимых физиологических изменений» (Я.Э. Нейштадт, 1964). Различие в состоянии организма при воз действии тех или иных параметров («оптимальных» или «допустимых») заключается лишь в способах сохране ния гомеостазиса (И. С. Кандрор, 1966), т. е. в степени напряжения функциональных систем.
Любая гигиеническая «норма» не может быть аб
страктной. Она всегда рассчитана на |
определенный, |
|
конкретный коллектив, поэтому возраст |
людей, |
вид их |
деятельности, степень тренированности, |
уровень |
адап |
тации к конкретным условиям среды не |
могут |
не учи |
тываться при установлении гигиенических нормативов. Эти теоретические положения служат основой нор мирования в области гигиены детей и подростков. Оно осуществляется в соответствии с принципами нормиро вания, сформулированными С. М. Громбахом (1967) и
дополненными Е. И. Кореневской (1969):
1) чувствительность и реактивность детского организ ма к большинству факторов внешней среды не такие, как у взрослых, поэтому детям и подросткам нужны иные, чем взрослым, гигиенические нормы;
2)каждому периоду в жизни ребенка в зависимости от степени функциональной зрелости отдельных орга нов и систем свойственны особый уровень чувствитель ности по отношению к отдельным факторам внешней среды, поэтому гигиенические нормы меняются с воз растом;
3)нормирование в гигиене детей и подростков долж но быть направлено не только на создание оптималь ных взаимоотношений организма со средой в данный момент, но и должно обеспечивать благоприятное его развитие в будущем;
4)при гигиеническом нормировании факторов внеш ней среды следует обязательно учитывать вид деятель ности детей и особенности их труда;
7
S) гигиенические нбрматйвы должны учитывать акклиматизацию .детей . к определенным условиям сре ды обитания; и сезонную их переадаптацию, т. е. долж ны -быть дифференцированы в климатическом и сезон ном аспекте.
Перечисленные принципы обоснованы следующими положениями. Детский и подростковый возраст имеет специфические особенности. Для него характерно не только постоянное увеличение массы и размеров тела, но и совершенствование отдельных органов и функцио нальных систем. Эти изменения достаточно полно из ложены в соответствующих руководствах и моногра фиях по возрастной морфологии. Знание их, несомнен но, нужно врачам, работающим в области гигиены детства. Так, например, важно помнить, что незавершен ность процессов оссификации скелета и относительная слабость мышц являются одной из причин искривления позвоночника при неправильной посадке школьников за учебной мебелью, повышенной ранимости опорно-дви гательного аппарата детей и т. д.'Сама по себе эта воз растная эволюция отдельных органов еще не определя ет специфику школьного возраста. Главной отличитель ной его чертой следует считать недостаточную зрелость отдельных функциональных систем, под которыми по нимается система органов и механизмов, приспосабли вающих организм к изменениям условий среды. Вслед ствие недостаточной зрелости нейро-гуморального аппарата и малой его тренированности детям школьно го возраста свойственно несовершенство системы регу ляции.
Нервная система, регулирующая деятельность кото рой известна, у .детей также имеет особенности. Если для детей раннего возраста характерна высокая возбу димость коры головного мозга и любое раздражение вследствие незрелости нейронов коры и выраженной иррадиации возбуждения вызывает генерализованный характер вызванных потенциалов, то с возрастом роль локальных корковых восприятий усиливается, однако еще в 7—8-летнем возрасте имеют место генерализован ные, неспецифические ответные реакции коры на пер вичные . раздражения. По мнению В. В. Алферова (1967), это связано с преобладающей в указанном воз расте ролью диэнцефальных структур, формирующих электрическую активность коры. Это подтверждается
8
наличием на электроэнцефалограммах выраженных колебаний бета-ритма. Лишь к 15—16 годам увеличи вается частота основного ритма в затылочных облас тях, уменьшаются латентный период и амплитуда' неспецифических ответов, что свидетельствует о морфоло
гическом и функциональном созревании |
элементов |
коры, оказывающих тормозящее влияние на |
подкорко |
вые структуры. |
|
Одновременно в возрасте 8—12 лет увеличивается подвижность нервных процессов (Р. Л. Рабинович, 1965), совершенствуется замыкательная деятельность коры головного мозга.
Корковые механизмы регуляции расширяют воз можности адаптации человека и животных в естествен ных условиях существования, обеспечивают более эко номные и целенаправленные реакции организма на внешние раздражения (А. Д. Слоним, К.. М. Быков, 1949). Условные рефлексы могут быть выработаны уже
угрудных детей, однако дифференцировочная реакция
уних непрочная, характерно развитие последовательно го торможения (Э. И. Аршавская, 1961). Эти особен ности связаны лишь с функциональной незрелостью
коры; периферические же звенья анализаторов в связи с их более простой функцией совершенствуются рано. Так, периферическое звено кожно-двигательного анали затора приобретает миелиновые футляры уже на ран них этапах онтогенеза. В то же время корковый конец анализаторов достигает функциональной зрелости толь ко в школьном возрасте (С. Б. Дзугаева, 1961). Созре вание коры в свою очередь положительно влияет на пе риферическое звено рефлекторнойдуги, и возбудимость кожного анализатора у 15—18-летних детей неуклонно повышается. Латентный период двигательной реакции на контактное термическое воздействие у дошкольников и младших школьников примерно одинаков и колеб лется от 730 до.820 мс, а у детей в возрасте 13—14 лет он уже приближается к таковому у взрослых — 650— 760 мс (Е. И. Кореневская, 1969). Латентный период реакций на световые раздражители укорачивается в возрасте от 3 до 17 лет в 2 раза, возрастает сила реак ции. Это вызывает ускорение и усиление ответных ре акций на внешние воздействия. У 7-летних детей почти не наблюдается запредельного торможения, однако а возрасте от 10—11 до 13—14 лет в связи с нейро-гор-
9