Файл: Коган, Т. Л. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
I
T Л . КОГАН ■ П.Я.БАБУЦКИЙ
Ш
#Щі.;
Waä m w -
<&
ЭКОНОМИКА,
И ПЛАНИРОВАНИЕ
гостанинного
ХОЗЯЙСТВА
ш
Т. Л. КОГАН, П. Я. БАБУЦКИЙ
ЭКОНОМИКА,
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
Допущено Министерством высшего и среднего специального образования УССР в качестве учеб ного пособия для учащихся техникумов по специ альности «Гостиничное хозяйство»
ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ВИЩА ШКОЛА» ГОЛОВНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО К И Е В -1973
338кх
К57
УДК 658.1/3:64.024.1(07)
Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства. Т. Л. К о г а н , П, Я. Б а б у ц к и й . «Вища школа», 1973, 208 с. Издательское объединение.
В пособии изложены основные этапы развития гости ничного хозяйства, организация эксплуатации и управ ления гостиницами, сущность и методика планирования финансово-хозяйственной деятельности, вопросы хозяй ственного расчета, новые методы планирования и эко номического стимулирования и анализ хозяйственной деятельности.
Рассчитано на учащихся средних специальных учебных заведений. Может быть использовано для подготовки и переподготовки кадров гостиничного хозяйства.
Табл. 32. Библиогр. 20.
Редакция литературы по экономике и организации производства
Зав. редакцией С. К. Деревец
К О Г А Н Т А М А Р А Л Ь В О В Н А , Б А Б У Ц К И Й П А В Е Л Я К О В Л Е В И Ч
Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства
Издательское объединение «Вища школа» Головное издательство
Редакторы О. Ф. Зеленецкая, Л. Л. Касьянова
Художественный редактор В. С. Крюков Обложка художника Г. М. Балюна Технический редактор А. Д. Новик
Корректор Л. М. Машовец
Сдано в набор 7/ІІІ 1973 г. Подписано к печати 25/Х 1973 г. Формат бумаги 84X 1081/.,,. Бумага тип. № 2. Фнз.-печ. л. 6,5. Уел. печ. л. 10,92. Уч.-нзд. л. 10,51. Тираж 2000. Изд. № 607. БФ 07491. Цена 48 коп. Зак. № 3-747
Головное издательство издательского объединения «Вища школа», 252054, Киев, 54, Гоголевская, 7.
Харьковская книжная фабрика «Коммунист» республиканского
производственного объединения «Полиграфкнига» Госкомиздата УССР, Харьков, ул. Энгельса, 11.
3192— 352
^ М гіЦ ІМ )— 73И 2— 73
( с ) Издательское объединение кВища школа», 1973.
ВВЕДЕНИЕ
Решениями XXIV съезда КПСС предусмот рено расширение работ по благоустройству на селенных пунктов, улучшению коммунального и бытового обслуживания населения. Значи тельная роль в осуществлении этой задачи при надлежит жилищно-коммунальному хозяйству.
Жилищно-коммунальное хозяйство — важ ная отрасль народного хозяйства СССР, кото рая обслуживает материально-бытовые нужды населения, содействует повышению его благо состояния, способствует росту производитель ности труда и расширению социалистического производства. Составной частью коммуналь ного хозяйства является гостиничное хозяйство, в которое входят гостиницы, дома колхозников, общежития для приезжих, кемпинги.
Коммунальные предприятия являются го сударственной социалистической собствен ностью и развиваются на основе народнохозяй ственного плана.
Гостиничное хозяйство, как и все отрасли народного хозяйства, имеет техническую и эко номическую стороны. Техническая сторона ха рактеризуется воздействием людей на окру жающую природу для получения материаль ных благ. Используя законы природы, люди совершенствуют средства производства, повы шают рост общественного производства при наименьших затратах труда. К дисциплинам/ изучающим техническую сторону гостинично го хозяйства, относятся, например, гостинич ное оборудование и материалы, содержание,
з
ремонт и эксплуатация зданий гостиниц и др. Дисциплина «Экономика, организация и пла нирование гостиничного хозяйства» существен но отличается от технических наук: она изучает не физические свойства оборудования, мате риалов и способы эксплуатации гостиниц, а отношения, в которые вступают люди в процес се производства, а также методы использова ния средств производства коллективами ра ботников.
Экономическая и техническая стороны про изводства постоянно связаны между собой и поэтому нет явлений в области производства, где бы вопросы техники и технической полити ки не имели бы экономического значения. На оборот, экономика всегда тесно связана с раз витием техники. Вопросы внедрения новой тех ники в гостиничном хозяйстве решаются в за висимости от их экономической эффективности.
В переводе с греческого слово «экономика» означает управление хозяйством.
Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства — один из разделов экономической науки. Предметом этого курса является изучение форм проявления и исполь зования экономических законов социализма в гостиничном хозяйстве в связи с его особенно стями и обусловленной этими законами хозяй ственной политики партии. В курсе изучаются пути оптимального планирования и организа ции эксплуатации гостиниц, обеспечивающие наиболее полное использование имеющихся материальных, трудовых и денежных ресурсов для достижения высоких экономических пока зателей и повышения эффективности произ водства.
Как известно из курса политической эконо мики, экономическая сторона производства имеет свои закономерности, которые являются такими же объективными, т. е. независимыми от воли людей, как и законы природы.
Отраслевые экономические дисциплины, в том числе «Экономика, организация и плани-
4
рование гостиничного хозяйства», развиваются в тесном взаимодействии с политической эко номией социализма, которая служит, общей теоретической основой отраслевых экономик.
Курс «Экономика, организация и плани рование гостиничного хозяйства» располагает определенной системой сведений, проверенных хозяйственной практикой. Изучение курса на чинается с ознакомления с основными этапами развития гостиничного хозяйства и организа цией эксплуатации и управления гостиницами. Затем рассматривается сущность и методика текущего и оперативного планирования фи нансово-хозяйственной деятельности, вопросы хозяйственного расчета. Заключительные гла вы посвящены хозяйственной реформе и ана лизу хозяйственной деятельности гостиниц.
Изучая курс экономики, организации и пла нирования гостиничного хозяйства, учащиеся овладевают основными экономическими кате гориями, методами планирования и анализа, методами применения полученных знаний в практической деятельности по эксплуатации гостиничного хозяйства.
Своеобразная специфика услуг, оказывае мых гостиницами и другими организациями гостиничного типа, накладывает свой отпеча ток на всю технико-экономическую деятель ность этого хозяйства.
Гостиничное хозяйство имеет специфи ческие черты, характерные для его экономики, организации и планирования.
Хозяйство гостиниц предоставляет населе нию не предметы потребления, а услуги. Это приводит к тому, что в затратах по эксплуата ции гостиниц отсутствует сырье, а потребность в оборотных средствах незначительна.
Задача гостиниц — создать максимальные удобства и комфорт для приезжих. Гостиницы должны быть всегда готовы удовлетворить эти требования, если даже в данное время они не предъявляются, т. е. должны обеспечить воз можность воспользоваться этими услугами
5
независимо от того, воспользуются ли ими в данный момент приезжие или нет.
Потребность в услугах гостиничного хозяй ства неравномерно используется в течение года, поэтому при проектировании гостиниц учиты вают перспективную потребность в услугах. Чтобы обеспечить бесперебойное предоставле ние услуг, гостиницы работают круглосуточно в полном составе работников, независимо от выполняемой ими работы. Потребность в услугах гостиниц зависит от функционального назначения города: административно-хозяйст венные центры (столицы союзных республик, краевые и областные центры), промышленные и курортные. Наибольшее количество мест в гостиницах на 1000 жителей имеют курортные города, затем административно-хозяйственные центры, а наименьшее — промышленные го рода.
Г л а в а I
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
§1. РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
ВСССР
ВРоссии гостиницы произошли от гостиных
дворов, которые появились в XIII—XVII веках. Первые гостиные дворы были сооружены в Новгороде (немецкий и голландский), Москве (английский, шведский, армян ский, греческий), Пскове, Астрахани и других городах. В них останавливались иностранные купцы, хранили там свои товары и вели торговлю. Гостиные дворы представ ляли собой прямоугольные площади, обнесенные камен ными стенами. По внутренним сторонам стен устраива лись в два-три этажа торговые и складские помещения.
С развитием внутреннего рынка в XVIII веке гостиные дворы изменили свое назначение. В них вело торговлю местное купечество. Площадь двора была обстроена двух трехэтажными магазинами, выходящими на его внешнюю и внутреннюю стороны. С развитием железнодорожного и морского транспорта, усилением международных хозяй ственных связей увеличивается число приезжих купцов (гостей). Они останавливаются в гостиных дворах только для временного проживания. В 1910 г. в России было все го 4685 гостиниц, в том числе в Москве 121 на 10 тыс. мест и в Петербурге 176 на 34 тыс. мест. Большинство из них имели от 20 до 40 мест, были плохо оборудованы и размещены в неблагоустроенных зданиях, с полутемными номерами, узкими, плохо освещенными коридорами и лестницами. Отсутствовали водопровод, канализация и электрическое освещение. Только в больших городах на считывалось по одной-две благоустроенных гостиницы.
Начало планомерному развитию и перестройке гости ничного хозяйства в нашей стране положила Великая Октябрьская социалистическая революция. В 1918 г. гос тиницы были национализированы и переданы в ведение местных Советов.
За годы Советской власти гостиничное хозяйство под верглось коренной перестройке. Гостиницы разделены на коммунальные, находящиеся в ведении исполкомов мест ных Советов депутатов трудящихся, и ведомственные —■ в ведении министерств, ведомств, общественных орга низаций и Всесоюзного акционерного общества «Инту рист».
В период довоенных пятилеток сооружены большие, хорошо оборудованные коммунальные гостиницы в Москве, Киеве, Харькове, Свердловске и других горо дах. По данным ЦСУ СССР на 1 июля 1932 г. в стране функционировало 1663 гостиницы на 116 410 мест.
За годы войны почти весь гостиничный фонд, нахо дившийся на оккупированной территории, был разрушен.
ВРСФСР из 158 крупных гостиниц было повреждено 108,
вКраснодарском крае полностью разрушено 12, в Ро стовской области— 10 гостиниц. В Украинской, Бело русской, Молдавской, Литовской, Латвийской и Эстон ской республиках почти все гостиницы были полностью разрушены.
Основная задача, поставленная перед гостиничным хозяйством в послевоенный период, заключалась в быст ром восстановлении разрушенных, реконструировании старых и строительстве новых гостиниц, отвечающих со временным требованиям.
К1950 г. восстановлены разрушенные гостиницы, чис ло мест достигло довоенного уровня. За период 1950—
1970 гг. построено 830 коммунальных гостиниц на
206 тыс. мест.
В 1954 г. Исполком Московского Совета депутатов тру дящихся провел реорганизацию гостиничного хозяйства. Было создано Управление высотными домами и гостини цами.
Самая большая в СССР — гостиница «Россия» в Москве, имеющая 3172 номера, в которых могут разме щаться одновременно около 5330 человек.
Гостиница имеет четыре 24-этажных корпуса. С 6-го по 17-й этаж расположены номера, а с 19-го по 22-й — ресторан, бар, банкетный зал и различные службы. На 24-м этаже находится площадка для отдыха, солярий, кафе, спортивные площадки, оранжерея.
Планировка и оборудование номеров отвечают всем современным требованиям.
8
Впервые в СССР в гостинице применена вычислитель ная техника. Создана автоматизированная система уче та номерного фонда и расчетов с проживающими. Вычис лительный центр начисляет сотрудникам гостиницы за работную плату, ведет учет материалов, составляет бух галтерские отчеты.
В нашей стране потребность в гостиницах неуклонно возрастает в связи с развитием народного хозяйства, рас ширением экономических и культурных связей с зарубеж ными странами.
§ 2. ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
Гостиничное хозяйство социалистических стран отно сится к числу наиболее быстро развивающихся отраслей коммунального хозяйства. Высокие темпы роста гостинич ного хозяйства вызваны не только ростом внутренних и внешних экономических связей между социалистическими странами, но и ростом иностранного туризма в эти страны.
Быстрыми темпами развивается гостиничное хозяй ство Польской Народной Республики. Его условно мож но разделить на три группы.
К первой группе относят коммунальные гостиницы, обслуживающие всех приезжих. Коммунальные гостиницы первой категории приспособлены также для обслужи вания зарубежных туристов. Их персонал владеет иностранными языками.
Ко второй группе относят гостиницы Польского об щества путешествий «Орбис», которые обслуживают специальный контингент приезжающих иностранных туристов. Общество имеет гостиницы во всех крупных городах республики.
Третья группа включает гостиничные предприятия, обслуживающие туристов своей страны.
Наибольший гостиничный фонд в Польше имеет Вар шава. К ее лучшим гостиницам относятся «Бристоль», «Европейская», «Гранд», «Метрополь», «Полония», «Вар шава» и др. Кроме того, в Варшаве имеется «Дом тури стов», «Дом фонда отдыха трудящихся», гостиницы на речных судах, кемпинги.
В Германскую Демократическую Республику ежегод но приезжает около 1 млн. человек туристов. В стране
9