Файл: Комбалов, В. С. Влияние шероховатости твердых тел на трение и износ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
УДК 620.178.162 |
л |
^ J
К о м б а л о в В. С. Влияние шероховатости твердых тел на трение и износ М., «Наука», 1974.
В книге рассматривается вопрос о существовании равновесной шероховатости на поверхностях трения. Предлагается формула расчета равновесной шеро ховатости, основанная на молекулярно-механической теории трения и теории усталостного изнашивания. Предложен новый комплексный критерий оценки шероховатости. Показана аналитическая связь комплексного критерия шерохо ватости с площадью касания, коэффициентом трения, интенсивностью изнаши вания и контактной жесткостью.
Рассчитана на научных и инженерно-технических работников.
Ответственный редактор доктор технических наук,
профессор И. В. КРАГЕЛЬСКИЙ
К |
31301—223 |
© Издательство «Наука», 1974 i |
1039—74 |
||
055(02)—74 |
|
ВВЕДЕНИЕ
Долговечность и надежность машин в большой мере обусловлены безотказностью работы их подвижных сочленений. Трудно пере числить все факторы, которые обеспечивают правильное функ ционирование подвижного сочленения. Общеизвестно, что одним из наиболее ярких показателей, характеризующих нор мальный режим его работы, является шероховатость поверхности.
Шероховатость поверхности дает информацию о режиме эксплуатации и об условиях нарушения этого режима, она явля ется «зеркалом», отражающим условия эксплуатации. От ше роховатости поверхности зависят величина силы трения, изно состойкость подвижных сочленений. Кроме того, шероховатость определяет ряд важнейших служебных качеств подвижных и неподвижных сопряжений машин, а именно электропроводность -соединений, газопроницаемость, толщину масляной пленки под вижного сопряжения, гидравлическое сопротивление зазора, тангенциальную и нормальную контактную жесткость стыков
имногое другое.
Внастоящее время назначение того или иного вида техноло гической обработки поверхности сочленения в основном базиру ется на практическом опыте, так как нет надежной связи между геометрическими характеристиками поверхности и эксплуатаци онными показателями.
Необходимость написания книги «Влияние шероховатости
твердых тел на трение и износ» обусловлена тем, что |
при |
нятые в настоящее время критерии оценки микрогеометрии |
(па |
раметров шероховатости) оказались недостаточными для изуче ния таких важных служебных свойств, как контактная жесткость, электро- и теплопроводность, газопроницаемость, а также для изучения процесса трения и изнашивания. Развитая за послед ние годы теория контактирования, трения и изнашивания твер дых тел позволяет установить связь между некоторыми пара метрами шероховатости поверхности и важнейшими эксплуата ционными свойствами. В работе использован комплексный кри терий оценки шероховатости, учитывающий форму неровностей и их распределение по высоте.
Полученные расчетные зависимости выявляют влияние шеро ховатости на трение и изнашивание и позволяют прогнозировать
3
величину равновесной шероховатости, что существенно при установлении режима механической обработки поверхностей трения.
В задачу предлагаемой книги входило освещение общего со стояния вопроса по этой проблеме и изложение результатов ис следований, проведенных в лаборатории теории трения Инсти тута машиноведения.
Автор выражает благодарность доктору технических наук, профессору И. В. Крагельскому за помощь в постановке и про-
\ведении работы, а также кандидату физико-математических наук, доценту Л. В. Глики за большую помощь при подготовке руко писи к печати.
Автор будет признателен читателям за замечания и пожела ния по существу изложенного материала. Просьба направлять их по адресу: 117312, Москва, В-312, ул. Ляпунова 3, лаборатория теории трения Государственного научно-исследовательского ин ститута машиноведения.
Глава 1
ВЛИЯНИЕ ШЕРОХОВАТОСТИ ТВЕРДЫХ ТЕЛ НА ТРЕНИЕ И ИЗНАШИВАНИЕ
§ 1. Влияние шероховатости поверхности на трение и изнашивание подвижных сопряжений
Одним из первых И. В. Крагельский [46, 47—49, 54] исследовал влияние шероховатости поверхности на силу трения несмазан ных поверхностей. Он экспериментально, а впоследствии и тео ретически показал, что при трении без смазки с увеличением степени шероховатости поверхности сила трения уменьшается. Затем в значительном интервале изменения степени шерохова тости сила трения остается постоянной, и только при очень гру бой обработке поверхности наблюдается небольшое увеличение силы трения.
Далее, подробное исследование трения без смазки и гранич ного трения в зависимости от шероховатости поверхности было выполнено С. А. Суховым [95, 96]. Он экспериментально показал, что закономерность, найденная И. В. Крагельским для трения покоя, справедлива и для трения движения. Зависимость силы трения от степени шероховатости изменяется: при малых значе ниях параметра Я ск для трения движения наблюдается такая же зависимость, как и для трения покоя, а в области больших зна чений параметра Я ск сила трения движения возрастает, в то вре мя как при трении покоя она почти не увеличивается. При уве личении степени шероховатости поверхности зависимость коэф фициента трения от параметра шероховатости Я ск проходит через минимум. Характер изменения коэффициента трения в зависи
мости от |
параметра шероховатости Я ск при граничной смазке |
такой же, |
как и при трении без смазки. |
На фиг. 1 приведена зависимость коэффициента трения f от параметра шероховатости Я ск при нагрузках Я = 300 и 600 г для пары сталь — медь (трение без смазки) [95, 96]. По мере утол щения слоя смазки глубина минимума уменьшается, а при тол щине около десятых долей микрона минимум исчезает. Это объ ясняется нивелирующим влиянием слоя смазки.
На фиг. 2 приведена зависимость коэффициента трения f от
параметра |
шероховатости Я ск пары |
сталь — латунь при различ |
|
ной расчетной толщине (h) |
смазки |
(касторовое масло) [95, 96]. |
|
Позднее В. |
С. Щедров [116] |
и В. А. Кислик [37] показали, что |
5
сила трения скольжения при изменении степени шероховатости поверхностей в достаточно широком интервале также проходит через минимум. Учитывая молекулярно-механическую природу трения, В. А. Кислик [37] приходит к выводу, что «зависимость между коэффициентом трения и степенью шероховатости должна изображаться кривой ^/-образного типа. При до статочно чистых поверхностях пара металл — металл образует узлы схватывания за счет тесного молекулярного контакта. При
этом изменение коэффициента трения в этой области будет изо бражаться спадающим участком кривой. Дальнейшее увеличе ние степени шероховатости приводит к тому, что процесс схваты вания не развивается, и взаимодействие поверхностей в этой области происходит за счет механического зацепления микро неровностей; коэффициент трения в этом интервале значений па раметра шероховатости будет тем больше, чем больше 7?тах. Часть кривой, общая для обеих ветвей у точки минимума, долж на отвечать смешанному процессу изнашивания». Подтвержде ние этого положения приведено на фиг. 3, где показана зависи мость коэффициента трения f от суммарного параметра шерохо ватости Е^шах для пар чугун — сталь (/) и бронза — сталь (2). Нужно отметить, что изменение шероховатости сопрягаемых де талей приводит к существенной разнице в сопротивляемости
|
|
Т а б л и ц а |
1 |
|
Группа |
2/?тах ролика |
Работа трения, |
Сумма потерь |
Удельная |
обработки |
и обоймы, м км |
кгм |
веса ролика |
работа, к гм !г |
|
|
|
и обоймы, г |
|
I |
503 |
320 |
0,0674 |
4740 |
II |
310 |
430 |
0,0575 |
4470 |
III |
194 |
400 |
0,0320 |
5600 |
• IV |
146 |
500 |
0,3540 |
1413 |
6
их изнашиванию.] Результаты |
измерения |
потери веса |
образцов |
(сталь— сталь) й необходимые подсчеты |
приведены |
в табл. 1, |
|
которая взята из работы [37]. |
' |
|
|
Проведенные в дальнейшем исследования влияния шерохова тости поверхности на трение и изнашивание сводились к уста новлению так называемой оптимальной шероховатости примени тельно к конкретным трущимся сопряжениям. Покажем это на некоторых примерах. Исследования по влиянию чистоты меха нической обработки поверхности хромированного зеркала цилин дра на износ поршневых колец показали, что кривая зависимо сти износа поршневого кольца от класса чистоты обработки ци линдра имеет минимум. При этом установлено, что наиболь
шая износостойкость кольца |
будет в |
том случае, когда чисто |
та обработки поверхности |
зеркала |
цилиндра соответствует |
V9, что благоприятствует «жизнеспособности» масляной плен ки [94].
Исследование по влиянию величины радиального усилия на резиновых манжетах и чистоты поверхности вала на износ со пряжения резина — металл, работающих в жидкой среде, пока зали, что для наименьшей величины износа оптимальное давле ние составляет 0,38—0,42 кг/см1 и чистота обработки поверхно сти вала соответствует V9 [40].
Экспериментальная /7-образная зависимость коэффициента трения от степени шероховатости для пары металл — полимер проявляется в большей степени, чем для двух металлических по-, верхностей. По данным [3, 119] увеличение степени шероховато сти металлического вала приводит к переходу коэффициента тре ния через минимум.
На фиг. 4 представлены экспериментальные данные [136] для пары сталь — капрон (удельное давление 1,5 кг/см2, скорость скольжения 1 м/сек, температура 20—30°С, трение без смазки). Ю. А. Евдокимовым [30] проведены исследования влияния шеро ховатости вала из стали 45 как нй износ капронового подшип
ника, так и на износ самого вала |
(фиг. 5, а и 5, |
б). Одновременно |
|||
регистрировались коэффициент трения и температура (фиг. 5, |
в и |
||||
5, г) . Шероховатость поверхности вала изменялась от V 3 до V |
10. |
||||
Удельная |
нагрузка составляла |
25 кг/см2, |
скорость скольжения |
||
1 м/сек, |
смазка — «Индустриальное-20», |
что |
соответствовало |
обычному режиму работы пластмассового подшипника в эксплуа тационных условиях. Износ вала и подшипника изменялся от 0 до П О х Ю-5 г/км. При одном и том же значении параметра ше роховатости износ подшипника больше, чем вала. В данных условиях оптимальной чистотой является обработка по V7 (зна чения Rz в пределах от 3,2 до 6,8 мкм), при которой достигается уменьшение износа, снижение коэффициента трения и темпера туры. При этом наблюдается сглаживание вершин микронеров ностей, увеличение радиусов закругления единичных микронеров ностей металлического вала. Исходная шероховатость, близкая
1
к оптимальной, уменьшает износ, температуру на поверхности трения и коэффициент трения. Отметим, что оптимальной шеро ховатости соответствует минимум коэффициента трения и ми нимум величины износа материалов. Это положение согласует ся с исследованиями [5, 29, 35, 74, 76, 136] для пар металл — полимер.
Фиг. 3 |
Фиг. 4 |
В табл. 2 приведены результаты испытаний [74] анти фрикционных свойств и износостойкости образцов из полиамида
(силона), |
работающих в паре с роликами 0 |
40 мм из разных |
металлов |
с чистотой обработки от V 6 до V10 |
(удельное давле |
ние— 45 |
кг/см2, скорость скольжения — 0,39 м/сек, смазка — |
масло вязкостью 5,6° ВУ при температуре 50°С).
Из данных табл. 2 следует, что для указанных пар материа лов минимальное значение коэффициента трения, а также вели-
Фиг. 5
8
Т а б л и ц а 2
Материал ролика |
Класс чистоты |
Износ поли |
Износ ролика, |
Коэффициент |
|
поверхности |
мерного |
мг |
мг |
трения |
|
|
ролика |
образца, |
|
|
|
Серый чугун |
6 |
25,4 |
|
3,1 |
0,15 |
|
7—8 |
7,7 |
' |
2,8 |
0,11 |
|
9 |
5,2 |
|
2,7 |
0,06 |
|
10 |
6,5 |
|
2,9 |
0,07 |
Фосфористая бронза |
6 |
7,5 |
|
11,5 |
0,07 |
|
7—-8 |
3,0 |
|
4,8 |
0,03 |
|
9 |
5,4 |
|
5,5 |
0,06 |
чина весового износа однозначно соответствуют определенному классу чистоты.
Аналогичные результаты получены при исследовании влияния шероховатости металлических поверхностей на трение и изна шивание П. Т. Ф. Е. (тефлона) [136]. Показано, что состоя ние поверхности образцов из тефлона практически не оказыва ет влияния на коэффициент трения, поскольку тефлон быстро прирабатывается к сопряженному металлическому образцу. За висимость коэффициента трения и величины весового износа тефлона от шероховатости металлических поверхностей имеет минимум, причем для обеих зависимостей положение минимума соответствует оптимальному значению параметра i?max в преде лах от 0,2. до 4 мкм (удельное давление 300 кг/см2, скорость 1 м/сек). Таким образом, для пар металл — полимер так же, как для пар металл — металл, зависимость коэффициента трения и интенсивности изнашивания от степени шероховатости металли ческого контртела имеет минимум в некотором диапазоне изме нения степени шероховатости.
§ 2. Влияние вида механической обработки на трение и изнашивание
Вид механической обработки оказывает существенное влияние на характер штрихов, чистоту поверхности, геометрию и харак тер расположения единичных микронеровностей, а также на ме ханические характеристики тонкого поверхностного слоя.
В табл. 3 |
представлены результаты |
эксперимента |
на |
износ |
(в мкм/мин) |
полимерных материалов |
в зависимости |
от |
вида |
технологической обработки и класса чистоты поверхности сталь ного контртела (скорость 10,8 м/сек и удельная нагрузка
6,5 кг/см2) [5].
О