Файл: Глушихин, Ф. П. Трудноуправляемые кровли в очистных забоях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
периодическое резкое снижение несущей способности крепи в очистном забое. Обычно это снижение приуро чено к процессу посадки кровли, когда производится разгрузка посадочной и части призабойной крепи, ока зывающих, как правило, основное сопротивление сме щающейся кровле. Общее сопротивление крепи умень шается. Однако, как было установлено, в этот же пе риод может произойти резкое повышение нагрузок на крепь. Если оставшаяся часть призабойной крепи и вновь установленная (обычно с небольшим начальным распором) посадочная крепь будут не способны вос принять дополнительные нагрузки, то станут возмож ными большие смещения кровли, вплоть до завала лавы. Стойки трения, как известно, при больших скоростях смещения кровли склонны к саморазгрузке. Это же от носится к стойкам ОКУ. Следовательно, период по садки является наиболее вероятным периодом в работе лавы, когда может произойти ее завал.
Наблюдениями установлено, что хотя резкие под вижки кровли наблюдаются и в период выемки угля, однако завалы, как правило, приурочены к посадкам кровли. Именно тяжелыми условиями поддержания кровли в период посадки и было вызвано широкое при менение способа частичной или полной закладки. Мно гие попытки перевода части пластов с закладки на об рушение были неудачными из-за неправильного построения паспорта крепления и применения индиви дуальной крепи с характеристиками, не соответствую щими основным закономерностям появлений горного давления.
Рассмотрим паспорт крепления, применявшийся на пласте 14 шахты «Абашевская» (рис. 48). Представим, что система крепь-кровля перед очередной посадкой достигла предельного равновесия. Во время посадки кровли ряд посадочных стоек (ОКУ) переносится из по ложения I в положение II. Стойки ряда I извлекаются. Сопротивление крепи в призабойном пространстве резко уменьшается, так как и стойки ОКУ, и стойки при забойной крепи к концу цикла оказывали смещению кровли большое сопротивление. В этот период повыше ния общих и удельных нагрузок в призабойном про странстве остаются только ряды стоек а, б и в. При этом ряды а и б, установленные после прохода ком
150
байна, не успевают, как правило, развить значительное сопротивление, особенно если стоики установлены под распил. Стойки ОКУ в новом положении также не мо гут оказать значительного сопротивления, так как распор их невелик, а для выхода на рабочее сопротивле ние необходима большая податливость. Таким образом,
Рис. 48. Паспорт крепления лавы пласта 14 шахты «Абашевская»
в период посадки происходит искусственное снижение сопротивления крепи в то время, когда его необходимо увеличивать. Это и является одной из главных причин завалов лав. Дополнительными причинами являются резкая неравномерность фактической реакции стоек ОКУ, скачкообразные характеристики стоек трения, большая податливость системы крепь —• боковые по роды.
Мер борьбы с ростом нагрузок на крепь в период посадки может быть несколько. При управлении кров лей обрушением можно изменить паспорт крепления с таким расчетом, чтобы в период посадки в призабойном пространстве оставалось бы достаточно крепи для вос приятия повышенных нагрузок. Это достигается либо увеличением плотности призабойной крепи, либо уста новкой нескольких рядов посадочной крепи.
151
В качестве примера можно привести паспорт, при менявшийся на пласте k2 в Донбассе (рис. 49). Вновь установленная призабойная крепь и ряд кустов А к концу выемки цикла только начинают оказывать сопро тивление. Ряд кустов Б и призабойная крепь преды дущего цикла ко времени выемки цикла оказывают уже существенное сопротивление. То же относится и к ку-
|
|
|
__, гтп |
~ ~ т |
|
|
|
гШ------ |
|
--/,£?— |
|
|
|
|
' |
|
|
|
|
1 |
_ |
L |
г4Ш------ |
--t±2E±l74'S“>^7 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
4 |
|
L-lu- |
|
|
1-Т ,, |
|
|
г-т------ |
S - , |
|
|
|
|
|
|
|
|
,- т ------ |
'tN r X rF ' |
-Й9-1 |
|
|
|
—ш и |
|
|
|
|
|
U — |
|
|
r-fffl----- |
|
|
|
|
:С Ш , |
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
в |
в |
Рис. 49. Паспорт крепления лавы пла ста k2
стам ряда В. Если теперь изъять кусты ряда В (посадка кровли), то произойдет, как показано выше, перерас пределение нагрузки на кусты рядов Б и Л, а также на призабойную крепь; нагрузка увеличится. Однако ряды кустов, установленные ранее, способны в момент посад ки оказать большое сопротивление и тем самым предот вратить значительное смещение кровли в призабойном пространстве. Иначе говоря, этот тип паспорта креп ления с многорядной установкой посадочной крепи бо лее отвечает основным закономерностям блочного раз рушения и перемещения кровли и ее взаимодействия с крепыо, чем паспорт с однорядной установкой. Завалы лав при таких паспортах крепления весьма редки.
152
Той же цели можно добиваться и применением поса
дочных стоек ОКУ, если устанавливать |
их |
в |
два ряда |
с поочередной передвижкой одного ряда |
на |
два цикла. |
|
В этом случае увеличенные нагрузки в период |
посадки |
будут восприниматься рядом ОКУ, проработавших уже некоторое время (продолжительность выемки цикла). Вновь устанавливаемые стойки ОКУ будут уже не ос новной несущей крепыо, а только вспомогательной. Установка двух рядов стоек ОКУ приведет к увеличе нию ширины призабойного пространства, однако в ус ловиях блочного разрушения кровли это способствует снижению удельной нагрузки на крепь каждого ряда. Такое влияние наблюдается на практике и подтверж дается теоретическими расчетами. Установка даже та кой несовершенной крепи, как ОКУ, в два ряда с поо чередной их передвижкой повышает общее сопротив ление крепи в призабойном пространстве и одновремен но уменьшает удельные нагрузки [58].
Весьма важным для изучаемых условий является также вопрос о порядке посадочных работ в лаве. Рас сматриваемые кровли довольно устойчивы в призабой ном пространстве. Поэтому на практике часто применя ют многоточечную схему посадки, когда бригада посад чиков разделяется на несколько звеньев (по два-три человека) и посадка начинается одновременно в не скольких точках по длине лавы с расстоянием между ними 10—20 м. Однако эти же кровли склонны и к боль шим зависаниям в выработанном пространстве. Длина блоков вдоль лавы колеблется в широких пределах и может достигать 15—25 м. Теперь представим, что по садка кровли идет одновременно на нескольких участках в последовательном порядке, т. е. фронт посадки на всех участках движется в одну сторону (рис. 50, а). По мере его подвигания происходит перераспределение сопро тивления между стойками ОКУ и наступает такой мо мент, когда оставшиеся тумбы (одна-две) начинают вос принимать чрезмерную нагрузку. Стойки могут резко просесть и вызвать резкое смещение кровли не только на своем участке, но и на соседних. Это способствует завалу лавы, особенно при однорядной установке поса дочных стоек. К такому же результату приводит и по садка кровли, когда фронты посадки сходятся в одной точке (рис. 50, б). При такой схеме посадки произошли
153
завалы лавы на ряде пластов (14-м, 5-м, Андреевском и других). Особая опасность таких завалов обусловли вается тем, что они происходят на больших участках лавы и внезапно.
Применение схем посадки, показанных на рис. 50, а и б, крайне нежелательно на пластах с тяжелыми кров лями, так как данные схемы способствуют перераспре делению сопротивления крепи в призабойном простран-
|
|
|
|
|
|
□ |
|
|
|
|
|
|
□ |
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
□ |
|
|
|
0 |
|
|
|
|
V |
|
□ |
|
|
|
|
|
|
|
|
:) |
|
|
|
1 |
|
|
|
.1 |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
а |
|
|
■ |
а |
||
|
|
|
|
|
'■ I |
|
||||
□ |
|
|
I |
о |
|
|
□ |
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Рис. 50. |
Схемы посадки кровли |
|
|
|
|||||
стве лавы |
и проявлению динамических |
перемещений |
||||||||
кровли. В качестве призабойной и |
посадочной |
|
крепи |
|||||||
на таких |
пластах |
необходимо |
применять |
гидравличе |
||||||
ские стойки и посадочные тумбы. |
Применение |
стоек |
||||||||
ОКУ в качестве |
посадочной |
крепи |
допустимо |
|
только |
|||||
в виде исключения и |
непременно при двухрядной их |
установки с поочередной передвижкой рядов (рис. 50, в). Передвижка посадочной крепи должна произво диться в одной точке лавы, т. е. в одном направлении и одним фронтом. При установке двух рядов посадочной крепи допускается одновременная передвижка двух трех единиц посадочной крепи, но при разгрузке в каж дый момент только одной стойки. Другими словами, для увеличения скорости перемещения фронта разгрузки на посадке кровли могут работать две-три пары посад чиков, производящих посадку в одной точке лавы с по
очередной разгрузкой крепи.
В особо тяжелых случаях нагружения крепей целе сообразно применять закладку, позволяющую вообще ликвидировать процесс посадки кровли.
154
Не рассматривая далее детально всех особенностей управления кровлей полным обрушением на пластах с трудноуправляемыми кровлями, укажем те из них, ко торые имеют принципиальное значение:
1) вблизи забоя периодически возникают большие удельные нагрузки, приводящие к большим смещениям кровли по заколам; 2) по ширине призабойного про странства нагрузки распределяются с резкой нерав номерностью, что вызывает (особенно при несовершен ной конструкции крепи) большие проседания кровли по заколам; 3) нагрузки как общие, так и удельные, име ют большой диапазон изменения от цикла к циклу; 4) удельные нагрузки зависят от ширины поддерживае мого пространства; 5) в выработанном пространстве на больших участках происходят зависания кровли; 6) про исходят резкие смещения кровли (динамические явле ния); 7) отмечаются значительные смещения кровли в плоскости пласта в сторону забоя.
Большинство из этих особенностей до последнего времени не учитывалось при проектировании паспортов крепления для лав на пластах с тяжелыми кровлями. Например, расчетные нагрузки принимались одинако выми по всей ширине призабойного пространства, а со противление линии посадочных стоек усиливалось за счет установки специальной крепи или большего числа стоек. При этом не учитывались ни ширина призабой ного пространства, ни особенности разрушения и пере мещения кровли, ни увеличение нагрузок на крепь во время посадки, ни другие подобные факторы. Этим и объясняется то, что до сих пор, несмотря на большой опыт отработки пластов длинными забоями, имеются случаи завалов лав.
Для обоснованного проектирования паспортов креп ления и выбора типа крепи необходимо знать: 1) под робное строение боковых пород пласта (ложной, непо средственной и основной кровель на высоту, равную 10-кратной мощности пласта, строение почвы на глубину, равную мощности пласта); 2) прочность пород кровли на сжатие и пород почвы на вдавливание штампа пло щадью 100 см2; 3) устойчивость нижних слоев кровли (если нет количественных данных, то качественные); 4) мощность пласта,-колебания мощности по длине выемочного участка, строение, прочность угля, склон
155
ность пласта к отжиму угля; 5) расчетные нагрузки (максимальные и минимальные); 6) глубину работ;
7)технологическое оборудование лавы.
§3. Условия работы механизированных крепей
Современные механизированные крепи обладают це лым рядом особенностей и свойств, которые вносят существенные изменения в закономерности взаимодей ствия крепи и кровли. Перечислим основные особен ности:
1.Большая ширина бесстоечного призабойного про странства, несмотря на применение различных консолей верхняков, не позволяет оказывать существенное сопро тивление смещению кровли вблизи забоя.
2.Передвижка крепей в большинстве случаев произ водится в зоне повышенных скоростей смещения кровли, вызванных проходом выемочной машины.
3.Разгрузка большинства механизированных крепей,
вотличие от индивидуальных, при каждой посадке про изводится полностью. Иначе говоря, во .время передвиж ки крепи вдоль лавы проходит фронт полного снятия сопротивления по всей ширине призабойного простран ства.
4.Рабочее сопротивление крепей определяется на стройкой предохранительных клапанов стоек, срабаты вание которых может происходить при разном давлении
вцилиндрах стоек.
5.Механизированная крепь находится в контакте с боковыми породами от установки до разгрузки значи тельно меньшее время, чем индивидуальная.
6.Большой начальный распор гидростоек позволяет
уменьшать начальное смещение кровли до выхода стоек на рабочее сопротивление.
7.В процессе передвижки механизированной крепи могут происходить смещения кровли, которые не могут быть компенсированы податливостью гидростоек.
8.Оперативно увеличить сопротивление механизиро ванной крепи более сложно и не всегда возможно.
9.Существует необходимость разгрузки крепи по
технологическим причинам (выправка отклонившихся секций, замена деталей и т. д.), что также способствует смещению кровли.
156