Файл: Попов, В. Л. Проектирование подземных сооружений в системе деривационных ГЭС учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 198 -

торой с помощью газовой горелки приклеивались два слоя флексолита в виде спиральных колец, причем швы в каждом слое выпол­ нялись внахлестку шириной 10 ом. С внутренней стороны эта гидроизоляция обмазывалась горячим битумом и покрывалась коль­ цом из торкрета или бетона для защиты гидроизоляции от меха­ нических повреждений и от выпучивания давлением подземных вод при опорожнении водовода. Испытания гидроизоляции из медной фольги показали, что при напорах до 80 ати удельная фильтра­ ция воды была в 200 раз меньше, чем допускаемая нормами и пра­ вилами.

 

 

Рис, 56. Схемы обделок^ напорных водоводов

 

 

с тонкими эластичными оболочками:

а

-

со стальной волнистой оболочкой; б - из медной фольги:

I

-

бетон обделки; 2 - стальная.оболочка; 3 - гофр; 4 - метал­

лическая прокладка; 5 - медная фольга; 6 - битум; 7 - торкрет­ бетон >

- 199 -

Были также проведены опыты с гидроизоляцией, давшие поло­ жительные результаты, где вместо медной фольги была устроена рубашка из синтетической смолы со стекловолокном (полиэстера) толщиной 3 мм. Результаты опытной эксплуатации обделок с эла­ стичной гидроизоляцией из медной фольги и полиэстера в тун­ нельных турбинных водоводах диаметром от 2,55 до 9 м на гидро­ электростанции Феррера во Франции показали, что эластичная гидроизоляция надежнее, выгоднее и дешевле стальной оболочки не менее чем в 1,5 раза.

Гидроизоляция из медной фольги в битуме наряду с положи­ тельными качествами имеет и недостатки.К ним.относятся дефи­ цитность меди, хотя расход ее составляет всего 2 , 8 кг на I м" поверхности туннеля. Работы, связанные с наклейкой гидроизоля­ ции на бетонную поверхность^ требуют большой тщательности вы­ полнения. Для покрытия и приклейки медной фольги необходимо применение специального бтф/ма, не содержащего летучих ве­ ществ и медленно окисляющегося.

Вместо меди могут быть применены нержавеющая сталь или стэвинил. Станинил - это сталь, покрытая поливинилхлоридной пленкой, т .е . листовой металлопласт, в котором в качестве ме­ талла применена обычная жесть (малоуглеродистая сталь) толщи- 'ной 0,5 - 1,5 мм. Ставянид по коррозионной стойкости является полноценным заменителем цветного металла, но зато он в 7 - 10 раз дешевле и- в несколько раз долговечнее нержавеющей стали.

При расположении турбинных водоводов в прочных скальных породах их стенки могут быть оставлены без обделки, а стальную

оболочку устанавливают только

на

участках сопряжений водоводов

с уравнительными резервуарами,

с

разветвлениями и затворами.

При сооружении незакрепленных турбинных водоводов следует обес­ печивать гладкую внутреннюю поверхность горных пород. Для сни­ жения шероховатооти и уменьшения фильтрационных потерь воды устраивают выравнивающую обделку из набрызг-бетона или торк­ рета.



- 200 -

. Г л а в а У111

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДЕРИВАЦИОННЫХ ГЭС

I. Назначение и основные виды вспомогательных подземных сооружений

Назначением.вспомогательных подземных сооружений в системе деривационных гидроэлектростанций является обеспечение возмож­

ности возведен™ основных

сооружений

ГОС в короткие

сроки

с

небольшими затратами,

а также

обслуживание

основ­

ных подземных сооружений и оборудования ГЭС в период эксплуа­ тации.

К вспомогательным подземным сооружениям относятся строи­ тельные туннели, транспортные туннели, вертикальные стволы (шахты^, горизонтальные и наклонные штреки и штольни (галереи), сопряжения и пересечения их друг с другом и различные камеры.

Строительные туннели служат для временного пропуска воды речного потока на период строительства основных сооружений гидроэлектростанций: плотин, деривационных водоводов, зданий ГЭС, водозаборов и пр. По конструкции они аналогичны напорным или безнапорным гидротехническим туннелям и проектируются в со -, ответствии с требованиями и условиями, приведенными в главе 1У.

Транспортные туннели и штольни служат для обеспечения под­ ходов к основному сооружению при его строительстве и при эксплуа­ тации. Особенно велико их значение для ускорения, а иногда и вообще для осуществления строительства протяженных гидротехни­ ческих туннелей. На рис. 57 приведен план и разрез -строитель­ ного' туннеля Токтогульской ЮС, сооруженного встречными забо­ ями через подходные транспортные туннели. При длине строитель­ ного туннеля 796 м., ширина 13 м, высоте 16 м проходка подход­ ных, выработок началась в апреле 1963 года, а сооружение всего туннеля закончилось в декабре 1965 года.

- 201 -

Вертикальные стволы используются часто в качестве под­ ходных выработок при строительстве гидротехнических туннелей

иподземных зданий ГЭС, а также служат в качестве эксплуата­ ционных подходов и аэрационных каналов при эксплуатации под­ земных сооружений. Для этих же целей применяют горизонтальные

инаклонные штольни. Штреки чаще всего используют в качестве строительных выработок при проходке основных подземных соору­ жений.

Рис.

5 7 ."Строительный

туннель

Токтогульской ЙС:

" ~ -

 

а - план5 б -

продольный разрез;

 

I -

строительный

туннель;

2 ,3

- вспомогательные

 

подходные туннели

JS 3,№ 7;

4 ,5 ,6 ,7

- транспортные

 

 

туннели № В,it

4,

Ц 6 ,

Я 5

 

При разветвлении оети подземных горрых. выработок образу­ ются так называемые сопряжения и пересечения, когда одна вы­ работка примыкает к другой или разветвляется jio две или н е - ?■

.сколько других выработок.Камеры, отличающиеся; от протяженных горных выработок значительно меньшей длиной по сравнению с


 

 

- 202

-

 

 

 

размерами поперечного

сечения,

применяются как в качества

основных, так и в качестве вспомогательных

подземных соору­

жений.

 

 

 

 

 

 

2.

Вертикальные

стволы

 

 

 

В зависимости

от

назначения ствол

приобретает соответ­

ственное название: грузовой или главный, ствол для cnycica и

подъема людей и

материалов или вспомогательный, вентиляцион-

ный, шинный и т .п . Если ствол

выполняет несколько назначений,

то он получает название по своему главному назначению.

 

Устье или оголовок ствола I

(ри с.50

)

выходит непосредст­

венно на земную поверхность. Обделка устья служит основанием

для надшахтного копра,и, кроме

того, в

ней устраивают каналы

для вентиляции и ходок из лестничного

отделения. На нижнем гори­

зонте ствол соединяется с горизонтальными

выработками 2.

каме­

ра, примыкающая непосредственно

к стволу,

носит название

сопря­

жения.“ Часть ствола, расположенная ниже горизонта околоствольного двора, называется зумпфом 3, который служит для размеще­ ния нижних частей подъемных сосудов и для сбора воды.

Особенностью вертикальных выработок является разделение их по длине на звенья 4. На границах смежных звеньев устраи­ вают опорные венцы 5, которые служат основанием для вышележа­ щего звена. Вертикальные стволы следует проектировать, как правило, круглого поперечного сечения. Выбор прямоугольного или иного сечения стволов должен быть соответствующим обра­ зом обоснован.

Обделки вертикальных стволов в

з лвисимости от горно-гео-

догических условий следует проектировать:

 

а)

из монолитного бетона - 1 в породах крепостью

/ = -1 ;

б)

из монолитного железобетона -

на отдельных участках

стволов

в слабых, неустойчивых и пучапшх породах,

а также

при наличии большого горного давления;

 

'в )

из сборного железобетона - в тяжелых гидрогеологических

условиях;

 

 


-203 -

г) анкерную с торкрет-бетоном по стальной сетке - в устойчивых ненарушенных породах;

д) деревянную - в породах крепостью / = - 2 .

Рис. 58. Конструкция вертикального ствола:

I - устье; 2 ~ опорный венец; 3 - звено;»'4 - горизонт околоствольного двора; 5 - зумпф"

Бетонная конструкция обделки представляет собой сплошную монолитную оболочку-, контур которой соответствует форме попе­ речного сечения ствола. Бетонную обделку применяют для крепле-

Оь

 

 

- 204

-

ния

стволов

круглого поперечного

сечения со сроком службы

не

менее 15

лет при значительном,

но равномерно распределен­

ном горном давлении. Для крепления стволов применяют бетон марбк 150 и 200. Опорные венпы тоже возводят из бетона. Рассто­ яние между ними 30-60 м. При хорошем сцеплении бетона с боковы­ ми породами можно отказатьоя от возведения опорных венцов.

Монолитная железобетонная обделка (ри с.50) в конструктивном отношении отличается от бетонной наличием стальной арматуры, что дает возможность применять ее в условиях неравномерно рас­ пределенной нагрузки, при которой в некоторых участках обделки возникают растягивающие напряжения.

Рис. 59. Железобетонная обделка ствола круглого поперечного сечения:

а - расположение рабочей арматуры в один ряд; б - располо- ■жение рабочей арматуры в два ряда

Железобетонные тюбинги (рис.60) применяют для крепления стволов круглого поперечного сечения в различных породах, кро-

 

 

- 205 -

ме обводненных мелкозернистых песков и плывунов с большим

гидростатическим напором.

Опорные венцы (рис.6 0 ,в) выполняют

из

железобетона, для чего

в плитах тюбингов, устанавливаемых

на

уровне опорного венца,

делают отверстия для пропуска арма­

туры, связывающей тюбинги с арматурой опорного венца. В тю­ бингах СТК опорные венцы не применяются. Гидроизоляцию швов обеспечивают путем чеканки (пикотажа) канавок быстросхьатывающим расширяющимся цементом. Пространство между крепью и породой заполняют тампонажным цементно-песчаным раствором, для нагнетания которого в тюбингах предусмотрены отверстия.

Рис.60. Сборная железобетонная обделка:

 

а - блоки Шахтоспецстроя; б -

тюбинг ШШИОМШС;

в - опор- .

■ ннй венец из тюбинга ВНИИОМШС;

г - тюбинг СТК

В ряде случаев при проходке стволов в особо сложных горно-геологических условиях 'применяют металлические (сталь­

ные и чугунные) тюбинги (ри с.61) туннельного типа, из которых чаше всего применяют тюбинги диаметром в свету 5,6 м. Для по­ лучения стволов диаметром в свету 4 ,5 ; 5 ,0 ; 5,6 и 6,0 м