ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
К. В. РЫБАКОВ ФИЛЬТРАЦИЯ
АВИАЦИОННЫХ
ТОПЛИВ
М О С К ВА « Т Р А Н С П О Р Т » 1973-
УДК 629.7.662.542.67.004.2(022)
*' S Ä I
АЛА
- 3 ' / Ж
%/ |
Фильтрация |
авиационных |
топлив. |
P ы б a- |
|||||||||
' |
к о в |
К. В. Изд-во |
«Транспорт», 1973 г. 164 с. |
|
|||||||||
|
В |
книге |
изложены |
требования |
к чистоте авиа |
||||||||
|
ционных |
топлив, |
показано влияние |
загрязнений |
|||||||||
|
на работу топливо-регулирующей аппаратуры дви< |
||||||||||||
|
гателей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На основе |
широких |
исследований |
представле |
|||||||||
|
на фактическая загрязненность авиационных топ |
||||||||||||
|
лив на пути их поступления от нефтеперераба |
||||||||||||
|
тывающих заводов до форсунок двигателей, по |
||||||||||||
|
казан баланс |
загрязненности |
топлив |
для южной |
|||||||||
|
и средней климатических зон и сформулирован |
||||||||||||
|
механизм образования загрязнений. В книге опи |
||||||||||||
|
саны современные системы фильтрации авиа |
||||||||||||
|
ционных |
топлив для аэродромных |
складов ГСМ |
||||||||||
|
и топливных систем самолетов, рассмотрены фи |
||||||||||||
|
зико-механические |
и |
фильтрационные |
свойства |
|||||||||
|
современных |
|
фильтрационных |
материалов, |
кон |
||||||||
|
струкции стационарных фильтров, даны их техни |
||||||||||||
|
ческие характеристики и особенности эксплуата |
||||||||||||
|
ции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Книга написана на основе отечественного ц |
||||||||||||
|
зарубежного материала и исследований, выпол |
||||||||||||
|
ненных автором. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Книга |
рассчитана |
на |
инженерно-технических и |
|||||||||
|
научных |
работников |
авиации |
и специалистов |
по |
||||||||
|
горюче-смазочным материалам, может быть ис |
||||||||||||
|
пользована |
студентами |
институтов |
гражданской |
|||||||||
|
авиации. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 53, табл. 83, библ. |
111. |
|
|
|
|
|
3186-086
86-73
049(01)-73
@ Издательство «Транспорт», 1973 г.
ВВЕДЕНИЕ
Гражданская авиация Советского Союза оснащена современ ными реактивными и турбовинтовыми самолетами, способными ле тать на больших высотах и скоростях. На этих самолетах уста новлены мощные двигатели с точной топливной и топливорегулирующей аппаратурой. Содержание в авиационных топливах более 0,0002% по весу загрязнений с размерами более 5 мкм и содер жание свободной воды более 0,003% стало недопустимым.
В последние годы в авиационных топливах обнаружены раз личные виды микроорганизмов, также 'представляющих опреде ленную опасность для агрегатов топливных систем самолетов.
Эксплуатация реактивных |
самолетов на больших высотах и |
||
со сверхзвуковыми скоростями |
полетов |
приводит |
-к охлаждению |
и нагреву топлив, что интенсифицирует |
процессы |
загрязнения теп |
лив. Расширение ресурсов авиационных топлив при использова нии сернистых нефтей и применение различных поверхностно-ак тивных присадок увеличивает склонность топлив к образованию загрязнений и ухудшает эффективность их очистки фильтрами.
Загрязнения в авиационных топливах приводят к преждевре менной забивке топливных фильтров, износам и заклиниваниям топливорегулирующей аппаратуры, что стало источником причин и «атастроф самолетов, поэтому вопросам повышения чистоты авиационных топлив в последние годы стали уделять исключи тельное внимание во всех странах мира.
В настоящее время очистка нефтяных топлив от загрязнений и воды осуществляется методами отстаивания, фильтрации, цент рифугирования и химическими. Наибольшее распространение для очистки авиационных топлив в условиях аэропортов и на лета тельных аппаратах получил метод фильтрации, основанный на те чении топлива через пористую перегородку и задерживании на
3
ней капель воды. В качестве фильтрационных перегородок ис пользуются различные типы тканей, нетканых материалов, бумаг, сеток, керамик, металлокерамик и т. д. Аэродромные и самолет ные фильтры для очистки авиационных топлив представляют со бой аппараты периодического или полунепрерывного действия с фильтрационными элементами дискового, корзинчатого, спираль ного, 'цилиндрического и других типов. Для контроля за работой-"" фильтров и чистотой авиационного топлива на складах ГСМ аэро портов и в топливных системах 'Самолетов применяются современ ные приборы автоматического контроля с дистанционным управле нием и регистрацией показателей.
Исследованиями и разработкой фильтров для очистки авиаци онных топлив от загрязнений 'и эмульсионной воды в настоящее время занимаются во всех ведущих странах мира. Так, в Соеди ненных Штатах Америки этими вопросами занимается более 40 крупных фирм,, такие как Millipor Filter Corp., Fram Corp. и дру гие, в Англии более 10 крупных фирм, такие как Millipor Filter Corp., Stream Line Filter Ltd. и другие, которые достигли опреде ленных успехов.
Большое внимание вопросам очистки авиационных топлив от загрязнений и воды и обеспечению безопасности полетов самоле
тов уделяется в Советском Союзе. Здесь разработаны |
и внедре |
ны многоступенчатые системы фильтрации топлив на |
складах |
ГСМ аэропортов и в топливных системах самолетов. Эти системы предусматривают ступенчатое по тонкости фильтрации примене ние фильтров, а также фильтров-сепараторов и ряд средств, пре дотвращающих загрязнение топлив продуктами атмосферной пыли
икоррозии.
Внастоящей книге собран и обобщен отечественный материал по загрязненности авиационных топлив - и их очистке методом фильтрации. В книге даны характеристики применяемых фильтра ционных материалов и фильтров. Значительная часть экспери ментального материала получена автором.
Автор приносит глубокую благодарность профессору доктору -
технических наук А. Ф. Аксенову и доктору технических наук И. В. Титову за полезные критические замечания и практические советы.
глава I. ТРЕБОВАНИЯ К ЧИСТОТЕ АВИАЦИОННЫХ ТОПЛИВ
Загрязнения топлив для реактивных двигателей оказывают от рицательное влияние на работу большинства агрегатов и узлов систем питания летательных апаратов.
В топливных баках загрязнения могут вывести из строя по плавковые клапаны и нарушить автоматическое управление за правкой летательного аппарата под давлением, привести к пере полнению подвесных баков -и топливных отсеков, к неполной вы работке топлива «з баков и выбросу его в дренажную систему.
В топливных фильтрах загрязнения могут вызвать преждевре
менную |
забивку |
главных фильтрационных элементов |
грубой и |
тонкой |
очистки, |
а также фильтрационных элементов, защищаю |
|
щих топливные |
насосы, агрегаты управления и подачи |
топлива. |
Это может привести к нарушению нормальной подачи топлива в двигатель и выводу из строя агрегатов управления и подачи топ лива.
В насосах подкачивающих и высокого давления, а также в форсажных и пусковых насосах загрязнения могут привести к по вышенному износу и задиру крыльчаток, шестерен, плунжеров и втулок.
Тошгиворегулирующая аппаратура реактивных двигателей со
временных |
летательных |
аппаратов |
имеет |
следующие прецизион |
|
ные пары с зазорами в микрометрах [1—8]: |
|
||||
Плунжер — |
втулка |
|
|
15—22 |
|
Дроссельный |
кран — втулка . . |
. . , |
8—12 |
||
Распределительный |
клапан —• втулка . |
10—14 |
|||
Клапан постоянного перепада — втулка |
4—9 |
||||
Золотники датчика |
— гильза . . . . |
10—14 |
|||
Шток гидрозамедлителя — втулка . . . |
10—14 |
||||
» |
гидрозамедлителя — муфта |
|
6—8 |
||
Золотник клапана сброса — втулка |
5—8 |
В насосах-регуляторах при работе на загрязненном топливе, помимо износа, могут иметь место засорения и заедания прецизи онных деталей, что может явиться причиной:
нестабильного запуска двигателя из-за -заедания золотников;
5
«зависания» оборотов двигателя при числе оборотов, составля ющих 60—70% от максимальных;
|
повышения |
времени приемистости или помпажа вследствие за |
||
едания клапана постоянного |
давления или золотника ограничите |
|||
ля |
нарастания |
давления; |
|
|
|
колебания |
числа |
оборотов |
или невыхода на максимальные чис |
ла |
оборотов; |
|
|
|
|
'Самовыключения |
двигателя или «раскрутки оборотов» вслед |
ствие заедания поршня золотника ограничителя нарастания дав ления или зависания штока сервопоршня, гидрозамедлителя и т. д.
В тошгивомасляном радиаторе загрязнения приводят к интен сивному отложению осадков и забивке трубок.
Реактивные двигатели потребляют огромное количество топ лива, поэтому даже при небольшой их загрязненности фильтры за биваются, в отдельных местах скапливаются загрязнения, имеет
место повышенный |
износ прецизионных |
пар топливорегулирую- |
щей аппаратуры [2, 6, 9 и 10]. |
|
|
Преждевременная |
забивка фильтров |
и засорение внутренних |
полостей топливорегулирующей аппаратуры является причиной аварий и вынужденных посадок самолетов [Ц]. По данным ста тистики, 33% всех аварий и катастроф летательных аппаратов и 50% отказов реактивных двигателей происходит вследствие за грязненности топлива [7, 13]. Около 11% этих аварий в военной
авиации США связано |
с обмерзанием фильтров |
из-за |
наличия |
в топливе эмульсионной |
воды [14]. Имеют место |
аварии |
самоле |
тов и по причине забивки топливных самолетных фильтров мик роорганизмами [15].
При работе на топливах высокой чистоты аварийность лета тельных аппаратов резко снижается [11].
Преждевременный износ топливной аппаратуры является серь езным осложнением при эксплуатации летательных аппаратов. Не соответствие срока службы двигателя и агрегатов топливной аппаратуры приводит к частым постановкам двигателей в ремонт для замены агрегатов. При работе на топливе, не содержащем загрязнений, удается сравнять срок службы агрегатов топливной аппаратуры и двигателя [20].
ГОСТами на топлива для реактивных двигателей и авиаци онные бензины, выпускаемые нефтеперерабатывающими завода ми, предусматривается отсутствие механических примесей и воды. Однако методы определения механических примесей и воды, ре комендованные этими ГОСТами, имеют невысокую чувствитель ность и классифицируют отсутствие механических примесей и во ды, когда в топливе имеются частицы загрязнений и микрокапли воды размером менее 15—20 мкм. Поэтому иа местах примене ния топлив, как правило, используются более совершенные мето ды и приборы, способные фиксировать частицы размером до 1 мкм и весом 0,00001—0,00005% [6, 16—=19]. При использовании
высокочувствительных |
приборов к чистоте топлив предъявляют |
ся более конкретные |
требования. Фирма British Petroleum предъ- |
6
являет требования по механическим примесям не более 0,00024%,
а'по воде 0,0015% [28].
Ванглийских ВВС допускается не более 0,0001% загрязнений по весу после фильтра, удаляющего 95% всех частиц размером более 5 мкм [9]. По другим данным, допустимое количество за
грязнений |
составляет |
2,65 мг/л |
с частицами размером |
менее |
|||||||
10 мкм и 0,53 мг/л с |
частицами |
размером |
10—80 мкм |
[20], или |
|||||||
механических примесей 0,023—0,23 мг/л и |
свободной |
воды |
0— |
||||||||
0,0015% |
[30]. Известно |
мнение |
о том, что фильтры при |
заправке |
|||||||
должны |
удалять |
100% |
частиц |
загрязнений |
размером |
более |
5 мкм |
||||
и в значительной |
степени снижать количество частиц размером |
1 — |
|||||||||
2 мкм [21]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 1960 |
г. международная |
ассоциация |
транспортной |
авиации |
[22, 28, 29] рекомендовала следующие нормы загрязненности топ- л'ив, заправляемых в летательные аппараты: механические при меси — не более 0,00012%; свободной воды — не более 0,003%.
По спецификации MIL-F-8901, введенной в США с 1961 г. взамен MIL-F-8508, топливо, заправляемое в самолет, должно со держать [31] свободной воды не более 0,0015%; механических при месей — не более 0,5 мг/л; максимальный размер механических примесей — 5-мкм.
Система фильтрации топлив для реактивных двигателей, при
нятая для летательных аппаратов гражданской |
авиации |
[23] и |
|||
ВВС [2, 6, 24—26], предусматривает лри заправке |
очистку топлива |
||||
через два пятимикронных |
фильтра |
и фильтр-сепаратор. При та |
|||
кой системе, как показывает опыт |
эксплуатации, |
топливо |
имеет |
||
весовое содержание загрязнений по ГОСТ |
10577—63 не |
более |
|||
2 г/т, а содержание свободной воды — не более |
0,001 —0,002%. |
||||
Это отвечает требованиям, |
предъявляемым |
в настоящее |
время |
авиационной промышленностью к чистоте заправляемых в ле тательные аппараты топлив: отсутствие свободной воды; наличие механических примесей —• не более 0,0002%; максимальный раз мер частиц механических примесей — 5 мкм.
Последние десятилетия характеризуются небывалым скачком в развитии техники. Появились новые двигатели, машины и ме ханизмы высокой точности. Сопряженные детали этих машин из готовлены с высокими классами точности и, как правило, имеют скользящие посадки, измеряемые микронами. В соответствии с классами обработки поверхностей деталей, классами допусков и посадок, рабочие жидкости (топлива), в которых работают сопря женные пары, также должны иметь соответствующие классы чи стоты [12]. По американскому стандарту SAE, ASTM. я А1А для рабочих жидкостей гидравлических систем установлено 11 классов чистоты по дисперсионному составу загрязнений на 100 мл жид кости [27].
В Советском Союзе ГОСТ 17216—71, вводимым с І/ѴІГ1973 г., предусматриваются 19 классов чистоты для жидкостей, в том чис ле для жидких топлив (табл. 1). Введение классов чистоты для
7