Файл: Никольская, В. В. О естественных тенденциях развития физико-географических провинций юга Дальнего Востока [монография].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дальним прогнозом» в свете решения задач, которые стоят перед нами в настоящее время, В. И. Сифоров, приводя доводы в поль­ зу ’многовековых прогнозов, пишет, что результаты этих про­ гнозов окажут положительное ускоряющее влияние на темпы научно-технического прогресса и в более близком будущем, и будут полезны для дальнесрочного планирования. Он отмечает, что дальнесрочный прогноз и в наши дни вполне возможен «в общих чертах» и будет верным, если его осуществлять, применяя наибо­ лее общие законы природы.

Человеческая деятельность, накладывающая свой отпечаток на природу, часто затушевывает естественные тенденции разви­ тия физико-географической среды настолько, что они местами становятся малозаметными. Особенно трудно определимы самые длительные многовековые тенденции естественного развития, вы­ явление которых, как мы отметили, имеет не только теоретиче­ ский интерес. Учет их будущего хода при многих капитальных проектных работах весьма существен. Академик В. М. Глушков и Г. Г. Добров в поддержку научного прогноза при быстром рос­ те техники привели следующее образное сравнение: «Если ско­ рость движения велика, а машина тяжело нагружена, успешно управлять ею немыслимо, если водитель не видит обстановку на дороге, хотя бы на сотню метров вперед. Точно так же сов­ ременный маневр при управлении любыми системами требует предвидения потребностей и результатов управляющих воздей­ ствий»1 .

В последние годы, выявив новые многовековые ритмы раз­

вития

природы, географы

приблизились к решению задачи прог­

ноза

самых длительных

тенденций ее развития (Максимов,

1972).

 

 

Однако пока не проводилось специальных работ, посвящен­ ных футуральному ландшафтоведенпю, рассматривающему отре­ зок будущего времени, измеряющийся первым тысячелетием. Ме­ тодика определения длительных тенденций будущего естествен­ ного развития природных комплексов до сих пор еще не разра­ ботана, поэтому пришлось испробовать для этого изучения ряд обычных методов, применяемых при ландшафтных, палеогеогра­ фических и геологических работах.

Дальний Восток, простирающийся по растущему краю Евразиатского материка и состоящий в значительной своей части из полуостровов, островов и мелководных акваторий, в связи с та­ ким своим географическим разнообразием удобен для разработки методики выявления длительных тенденций развития природы и проведения опыта определения будущего этих тенденций.

Настоящая монография посвящена результатам опыта иссле­ дования направлений естественного развития физико-географи­ ческих провинций южной части Дальнего Востока путем приме­ нения ряда методов.

1 «Известия», 1968, 3 декабря.

9



Природа южной части Дальнего Востока, как и всякой дру­ гой территории, развивается под влиянием разнообразных про­ цессов, протекающих в физико-географической оболочке Земли. Темпы и интенсивность этих процессов неодинаковы, продол­ жительность их измеряется и геологическими, и историческими отрезками времени, годичными периодами с изменением по се­ зонам, имеют место и быстрые катастрофические явления. Сум­ марный результат действия этих процессов отражается в ланд­ шафте. Анализ характера современного ландшафта и его прош­ лого позволяет наметить и тенденции дальнейшего развития природы.

В процессе многолетних исследований южной части Дальнего Востока нами собраны физико-географические, палеогеографиче­ ские и геологические материалы, анализ которых может, как мы полагаем, служить основой для такого исследования тенден­ ций развития природы крупных провинций этой территории. Современная тектоническая активность Дальнего Востока и мо­ лодость его восточной части дают возможность предсказать неко­ торые будущие геологические события (например, дальнейшее горообразование и рост суши в районе Курильской островной дуги и др.), что помогает наметить и будущее выявленных тен­ денций. Содействует решению задачи определения тенденций раз­ вития рельефа наличие на Дальнем Востоке разновозрастных структурных аналогов (например, протерозойских, докембрийских и палеозойских платформ, мезозойских и кайнозойских сводов и т. и.). Расположение Дальнего Востока на растущем крае материка говорит о том, что вся его территория последова­ тельно прошла через стадию прибрежного положения. Эта особен­ ность также дала материал при определении тенденций развития.

Анализ многих разрезов четвертичных отложений позволяет выявить некоторые устойчивые тенденции развития биологиче­ ской составляющей ландшафта. Эта задача обязательно должна решаться с привлечением его современных динамических характеристик.

Выявление направления развития биологического компонента и предстоящего изменения границ морских и материковых усло­ вий дает возможность определить тенденции изменения некото­ рых показателей климатической составляющей ландшафта.

На естественные тенденции развития природы влияют формы хо­ зяйственного использования территорий и акваторий. Планирова­ ние существенных хозяйственных воздействий на природную среду с неизбежностью должно учитывать как краткосрочные, так

имноговековые естественные тенденции ее развития.

Вкниге рассматриваются естественные тенденции развития природы в целом для следующих физико-географических про­ винций: Курильских островов, о. Сахалина, горной системы Си- хотэ-Алиня, Приханкайской и Зейско-Буреинской равнин. Про­ слежены длительные тенденции развития природы вдоль по тече­ нию Амура (рис. 1).

10


Определение тенденций

 

 

 

развития физико-геогра­

 

 

 

фической среды на тыся­

 

 

 

челетия

вперед в

насто­

 

 

 

ящее время имеет главным

 

 

 

образом

теоретическое

 

 

 

значение,

подобно

тому

 

 

 

как долгое время в геоло­

 

 

 

гии не использовалась в

 

 

 

практике

осуществления

 

 

 

реконструкция характера

 

 

 

ландшафтов геологическо­

 

 

 

го прошлого. Однако да­

 

 

 

же теперь при составлении

Рис. 1. Схема физико-географических про­

прогнозов на десятилетия

 

винций Дальнего Востока.

необходимо иметь

ясное

I

— границы

физико-географических провинций;

представление о тенденци­

I I

— номера

физико-географических провинций;

1 — Курильская островная дуга; г — о. Сахалин;

ях развития на значитель­

з

— хр. Сихотэ-Алииь; 4 — Приханкайская рав­

но более

длительный от­

 

нина; 5 — Зейско-Буреинская равнина.

резок времени. На много­ вековые ритмы развития накладываются более краткосрочные

естественные закономерности и влияние хозяйственной деятель­

ности человека.

В настоящем опыте был применен ряд методов, и выводы де­ лаются на основании обобщения суммарных результатов этих ис­

следований.

Методы эти следующие: 1) сравнение путей развития геогра­ фических аналогов (демианалогов) ряда провинций юга Дальнего Востока; 2) раскрытие общего строения будущих ландшафтов на основании их сравнения с современными территориями, в раз­ ной степени удаленными от морского побережья (метод изуче­ ния стадийности); 3) палеогеографический метод — определение долговременных тенденций прошлого развития и экстраполяция их закономерностей на будущее; 4) графический метод построе­

ния кривых природных явлений и

расчет будущего их

хода;

5) синтетический метод картографического моделирования

соз­

дание картосхемы будущих физико-географических

провинций

по показателям, полученным и н ы м и

методами, и

определение

многовековых тенденций развития будущих природных комплек­ сов путем сопоставления последних с современными.

Для перечисленных физико-географических провинций Даль­ него Востока приводим результаты применения разных методов исследования естественных тенденций развития.

В. А. Лисичкин (1968), рассматривающий предвидение как комплексную научную проблему, предложил в разработке про­ гнозов выделить три стадии: 1) ретроспекции, 2) диагноза и 3) прогноза. Излагаемые ниже фрагменты представляют собой выдержки из схемы, построенной в результате анализа и обоб­ щения этим автором описанных в литературе приемов и мето­

11


дик в разных областях науки. На первой стадии решается шесть задач.

Во-первых, уточняется объект прогноза. В данном случае южная часть Дальнего Востока как физико-географический ком­ плекс через 1000 лет.

Во-вторых, объект прогноза должен быть отнесен к одной из трех групп: финитной (окончательной), дефинитной (определен­ ной) или индефинитной (неопределенной).

Мы полагаем, что природный комплекс южной части Даль­ него Востока как объект прогноза должен быть отнесен к дефи­ нитной группе.

В-третьих, должны быть точно сформулированы признаки и параметры объекта в целом. Специфическими признаками объек­ та в данном случае являются сочетание территорий и акваторий с подвижными границами, высокая амплитуда подводного и над­ водного рельефа, континуентное (надводное и подводное) разви­ тие биосферы.

В-четвертых, должно быть проведено расчленение объекта исследования на структурные единицы и определены параметры или свойства каждой единицы. В нашем случае такими структур­ ными единицами являются перечисленные физико-географические провинции. Свойства же каждой из этих провинций будут раз­ ные. Для Курильской островной дуги таким свойством будет переплетение высокоподвижного множества островов с подвиж­ ным морским пространством; для Сахалина — крупный мало­ подвижный остров, окруженный подвижным морем; для СихотэАлиня — лесистый хребет, параллельный морю; для Приханкайской равнины — специфические лесостепные условия Дальневос­ точной прерии; для Амуро-Зейско-Буреинской равнины — кон­ тинентальный вариант дальневосточной лесостепи.

В-пятых, определяется значение признаков как объекта в це­ лом, так и его структурных единиц в каждом зафиксированном моменте времени в прошлом. Так как исследуемый объект сос­ тоит из разновозрастных структурных единиц, то фиксирован­ ные моменты выбираются для всех этих единиц в голоцене.

Шестая задача заключается в создании гипотетической н-па- раметрической модели объекта прогноза.

Однако мы полагаем, что на данном этапе состояния разра­ ботки футурологического ландшафтоведения такое построение для будущего физико-географического объекта преждевременно, так как вся сложность связей пока неизбежно останется неотра­ женной.

На стадии диагноза полагается решать также шесть задач, из которых для нашего объекта мы считаем наиболее существен­ ными следующие три.

Во-первых, определяется цель прогноза. В нашем случае прогноз делается для выявления многовековых естественных тен­ денций развития и закономерностей, действие которых началось уже и продлится на предстоящий этап развития природы Даль­

12