Файл: Никольская, В. В. О естественных тенденциях развития физико-географических провинций юга Дальнего Востока [монография].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для рельефа и процесса его развития на Курильских островах характерно сочетание очень свежих эндогенных форм со свежими экзогенными формами и одновременность проявления активных эпдогенных и экзогенных рельефообразующих процессов. Особен­ ность эндогенных процессов (неоднородность аккумуляции лавы

ипепла и следы взрывных разрушений) отразилась на распределе­ нии многих экзогенных процессов. Эндогенные силы создали ам­ плитуду рельефа, необходимую для развития гравитационных и эрозионных процессов. Эрозия избирает понижения между застыв­ шими потоками лавы, углубляя их и расчленяя сомму. Эродируют

иводы горячих источников. С возникновением гор земная поверх­

ность приобретает дифференцированное экспозиционное положе­ ние, разнообразную освещенность и ориентировку по отношению

кокеану.

Квысокогорному вулканическому рельефу Курильских остро­ вов относится лишь вулканический конус Алаид, расположенный па острове того же названия. Вершина вулкана имеет черты альпийского рельефа в впде многочисленных следов ледниковой экзарации. Наблюдается небольшое современное оледенение. Средневысотный рельеф, представленный вулканическими хребта­ ми, нагорьями и одиночными конусами, широко развит на крупных островах: Парамушире, Симушнре, Итурупе, Онекотане, Урупе и Кунашире, где он образует основные водоразделы, а также на бо­ лее мелких островах в виде одиночных вулканических конусов (Матуа, Кетой, Экарма, Харимкотаи, Маканруши).

Из экзогенных процессов в формировании рельефа Курильских островов в прибрежной зоне наибольшее значение имеют морские

абразия и аккумуляция. В глубь островов повышается участие различных склоновых процессов, эрозии и озерно-аллювиальной аккумуляции. Для водоразделов и склонов северной экспозиции характерно развитие снеяшиков-перелетков и связанных с ними нивальных процессов. Гляциальные рельефообразующие процессы проявляются на небольших площадях. Древние ледниковые фор­ мы имели более широкое распространение, но, главным образом в связи с большой активностью современных процессов, частично погребены и уничтожены, частично замаскированы. Имеются, од­ нако, прямые и косвенные указания (Канаев, 1961; Калишевич, Никольская, 1966) на то, что горным оледенением были охвачены и южные острова гряды (Кунашир, Итуруп, Расшуа, Симушир).

Ближайшим одновозрастным аналогом Курильской островной дуги является Алеутская островпая дуга — физико-географиче­ ская провинция, входящая в одну с Курильскими островами фи­ зико-географическую страну Северо-Тихоокеанских вулканиче­ ских островов (южная часть Дальнего Востока, 1969). Сходство этих двух провинций в многоостровности и линейной вытянутости в том, что они отделяют Тихий океан от морей (Курильская гряда от Охотского моря, а Алеутская от Берингова). Как той, так и дру­ гой дуге, представляющим зону перехода от континента к океапу, свойственна тектоническая и магматическая активность. (На Але-

2*

19



утскпх островах 25 действующих вулканов.) Приуроченность та­ кой активности к узким дугообразным полосам, отраженным в рельефе в виде гирлянд и глубоководных желобов, свидетельству­ ет, по мнению С. А. Ушакова и других (1968), о взаимообусловлен­ ности этих явлений, что четко проявляется и в Курильской и в Алеутской физико-географических провинциях. Несмотря на не­ одинаковое простирание дуг относительно страп света, аналогия прослеживается и в климатических условиях. Иной климат лишь па самых южных островах Большой Курильской дуги и на Малых Курилах.

Общим в биологическом компоненте обеих дуг является преоб­ ладание открытых ландшафтов, ограниченное развитие высоко­ ствольных лесов при значительном распространении стелющихся форм лесных насаждений. Общим является широкое распростра­ нение ластоногих, а также морских птиц, образующих базары па побережьях.

Почти полная аналогия этих двух физико-географических про­ винций препятствует использованию Алеутской дуги для выясне­ ния будущих естественных многовековых и более краткосрочных тенденций развития Курильских островов.

Однако при определении влияния формы хозяйственной дея­ тельности на природу Курильских островов надо иметь в виду, что Алеутская физико-географическая провинция может оказаться очень ценным объектом для применения метода аналогов.

Поставленная же в настоящей монографии задача выявления длительных естественных тенденций развития для физико-геогра­ фической провинции Курильских островов, по-видимому, не может быть решена без соответствующего экскурса в палеогеоморфоло­ гию Тихоокеанского кольца. Идя таким путем исследования, мож­ но выяснить, что многоостровные вулканические дуги и сопутст­ вующие им глубоководные желоба неоднократно возникали, в ча­ стности, в течение мезокайнозойского тектонического развития Центральной Америки.

Дж. Дж. Ллойд (1967) указывает на существование Западного архипелага (многоостровной вулканической гряды) в южной части Центрально-Американского орогена в юрское — меловое время (рис. 3). В эоцене вулканические острова частично были размыты, но севернее возникли новые. Сходное состояние сохранилось до позднемиоценового времени. В плиоцене был заполнен глубоко­ водный желоб к северу от вулканической гряды и поднялся узкий перешеек над уровнем моря. Даже если подойти осторожно к этим палеогеоморфологическим построениям Дж. Дж. Ллойда с точки зрения возможности извлечения из них данных для исследования естественных тенденций развития образований подобных физикогеографической провинции Курильской островной дуги, то и тог­ да, сопоставив их с палеогеоморфологией полуостровов Камчатка

нАляска, все же можно сделать некоторые выводы.

1.Район вулканических островных дуг имеет многовековую тенценцию высокой подвижности и роста суши в его пределах.

20


Рис. 3. Схема палеогеографии Центральной Америки в позднем мезозое.
1 — вулканическая островная гряда— палеоаналог Курильской дуги; 2 — палеополуострова; 3 — граница совре­ менной суши, несуществовавшей в позд­ нем мезозое.

2.Образующая, растущая су­ ша не полностью охватывает вул­ канические острова и бывает сме­ щена в сторону близлежащего ма­ терика или полуострова.

3.Часть вулканических остро­ вов в процессе развития погру­ жается и перестает существовать как суша.

Следующей рассматриваемой

физико-географической провин­ цией Дальнего Востока, располо­ женной западнее Курильской ост­ ровной дуги, является о. С а х а - л и и.

Эта физико-географическая про­ винция но имеет ни одного пол­

ного аналога, но обладает очень многими разновозрастными разноширотными или отличающимися еще по иным показателям демианалогами, расположенными как в Тихоокеанском поясе, так и за его пределами.

Площадь Сахалина приблизительно 78 000 км3, это самый круп­ ный советский остров. Более трех четвертей его поверхности го­ ристые, лишь северная часть острова преимущественно равнинная. В гористой южной части Сахалина озерно-морские и аллювиаль­ ные низменности распространены небольшими площадями, распо­ ложенными по речным долинам и в приустьевых частях рек.

На Сахалине морфоструктуры пояса кайнозойской складчато­ сти выражены в виде горных хребтов-антиклинориев и равнин, сформировавшихся в Центрально-Сахалинском сииклииории. Во­ сточно-Сахалинские горы и горы п-ова Шмидта являются отраже­ нием в рельефе Восточно-Сахалинского аитиклинория. В пределах Северо-Сахалинской равнины ось аитиклинория погружена, и лишь местами на неогеновой структуре развились крупные кайно­ зойские антиклинории, образующие возвышенности. Западнее, через весь остров, залив Терпения и южный полуостров, простира­ ется морфоструктура Центрально-Сахалинского синклинория, представленная на севере Северо-Сахалинской, Тымь-Поронай- ской и южнее Сусупайской равнинами. Западно-Сахалинские горы развиты на структуре Западно-Сахалинского аитиклинория. За­ падная часть Северо-Сахалинской равнины развита на погруже­ нии Западно-Сахалинского аитиклинория, в пределах кЪторого отдельные части также возрождены в виде четвертичных антиклинориев.

Северо-Сахалинская равнина является самой крупной равни­ ной острова. Она охватывает пониженные участки с расположен­ ными на них низкогорными группами между 51 и 54° с. ш., на гра­ нице с которыми она сильно расчлепена. С поверхности СевероСахалинская равнина сложена мощным рыхлым покровом из пес­

21


ков, галечников и гравия преимущественно прибрежно-морского происхождения, а также из аллювиальных песков и в меньшей ме­ ре суглинков и галечников. На прибрежных равнинах и в речных долинах местами развиты торфяники. На западном побережье име­ ются участки дюн и подвижных песков. Беспорядочно разбросан­ ные по Северо-Сахалинской равнине разобщенные низкие горы и холмы придают холмистый характер ее поверхности. Отдельные горные поднятия и гряды тектонического происхождения имеют абсолютную высоту 100—300 м, максимальную — 500 м. Складча- то-горстовые низкие горы п-ова Шмидта поднялись в результате неотектонических движепий в четвертичном нериоде. ВосточноСахалинские горы, представляющие многогорстовые хребты, раз­ витые на Восточно-Сахалинском антиклинории, начинаются на юго-востоке Сахалина у северной оконечности п-ова Терпения, на севере постепенно переходят в низкогорья Северо-Сахалинской равнины. Они имеют в плане ветвистое строение: от средневысот­ ного водораздельного Центрального хребта, имеющего на юге се­ веро-западное простирание, а на севере — северо-северо-западное, отходят низкогорные хребты меридионального направления: Хойский и Оленпй. К западу от Центрального хребта параллельно ему простирается средневысотный Затымовский хребет (средняя абсо­ лютная высота 800—1000 м), который на широте 50°10' соединяет­ ся с Центральным хребтом. Максимальная высота северной части хребта отмечается в горном массиве Лопатина (1609 м). На п-ове Терпения и в Восточно-Сахалинских горах распространена вулка­ ногенно-осадочная формация ранней стадии развития геосинкли­ нали (Марковский, Ротман,-1969), когда вулканизм проявлялся в глубоководных океанических условиях, а первичной магмой бы­ ла щелочная оливиново-базальтовая магма. В пределах массивов Лопатина и Р1евельского имеются плосковершинные горы высотой 1500 м, которые многими исследователями рассматриваются как остатки древней поверхности выравнивания, расчлененной эрози­ ей. На склонах господствующих высот прослеживаются кары. Восточно-Сахалинские горы сильно расчленены, склоны их круты (20—60°). В изобилии встречаются острые гребни и скалистые вы­ ходы коренных пород, развиты курумы. Низких седловин здесь нет.

Западно-Сахалинские горы, представленные сводово-складча­ той системой Камышевского хребта и параллельных гряд, прости­ раются от перешейка Поясок (48° с. ш.) до широты 51°30'. Эти горы представляют собой ряд параллельных, вытянутых в меридиональ­ ном направлении складчатых хребтов. Главным хребтом является средневысотный Камышовый хребет со средней высотой -700— 900 м (максимальная высота 1324 м); на перешейке Поясок Камы­ шовый хребет снижается до 400—500 м над ур. м., и, таким обра­ зом, от собственно Камышового хребта отделяется Южно-Камы­ шовый.

Камышовый хребет сложен дислоцированной толщей часто пе­ реслаивающихся плотных песчаников, глинистых сланцев и конг­ ломератов верхнемелового и нижнетретичиого возраста. Продоль­