Файл: Никифорова, Н. М. Основы проектирования тепловых установок при производстве строительных материалов учеб. пособие для техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
Н.М. Никифорова
OCHÖBB Ä
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ^
ТЕПЛОВЫХ
УСТАНОВОК
ПРИПР0ИЗВ0ДСТВЕ
СТРОИТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
Н. М. Никифорова
ОСНОВЫ ПРО ЕКТИРО ВАНИЯ
ТЕПЛО ВЫ Х УСТАНО ВО К
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНЫ Х
М АТЕРИАЛОВ
Допущено Управлением кадров и учебных заведений Мосгорисполкома в качестве учебного пособия для техникумов
МОСКВА «ВЫСШАЯ ШКОЛА» 1 9 7'.4
6П2.22
Н62 УДК 621.181.7(075)
Никифорова Н. М.
Н62 Основы проектирования тепловых установок при про изводстве строительных материалов. Учеб, пособие для техникумов. М., «Высш. школа», 1974.
144 стр. с пл.
В учебном пособии излагаются основы проектирования теплообменников, топок, котельных установок средней мощности, аппаратов тепловлажностной обработки железобетонных изделий, сушилок, печей. Даются методические указания по работе над курсовым проектом,, краткая техническая характери стика и показатели работы основного теплотехнического оборудования.
Кинга содержит значительное количество справочных сведений, необходи мых для производства расчетов.
Предназначается для учащихся индустриальных и строительных технику мов, а также может быть использована инженерно-техническими работниками предприятий строительных материалов.
Н |
0329—549 |
6П2.22 |
001(01)—74 |
||
---------------- 26S—74 |
|
Р е ц е н з е н т ы :
доцент М. И. Роговой (МИСІІ им. В. В. Куйбышева), преподаватель Б. С. Югай (Люберецкий индустриальный техникум;.
© И здательство «Высшая школа», 1974.
П Р Е Д И С Л О В И Е
Важнейшей политической и экономической задачей, поставлен ной XXIV съездом КПСС, является всемерное развитие науки и техники. В Директивах съезда по пятилетнему плану развития на родного хозяйства перед советской экономикой поставлены следую щие задачи: ускорить темпы научно-технического прогресса и обес печить осуществление единой технической политики, создать и внедрить принципиально новые орудия труда, материалы и техно логические процессы.
Производство строительных материалов с каждым годом не уклонно увеличивается и совершенствуется, выпускаются высоко эффективные виды строительных материалов. В промышленности применяются новые способы теплообработки: электропрогрев, электронагрев в поле индукционного тока, сушка и обжиг материа лов в «кипящем слое» и др. Режимы теплообработки материалов . и изделий непрерывно совершенствуются, так же как и конструк ции самих тепловых аппаратов.
В учебном пособии излагаются основы проектирования тепло обменных установок, топок, котельных установок средней мощно сти, камер тепловлажностной обработки железобетонных изделий, сушил и печей в объеме знаний техника-технолога промышленно сти строительных материалов.
Курсовой проект по теплотехническому оборудованию для уча щихся, специализирующихся в этой области промышленности, яв
ляется завершающим этапом |
в |
изучении ■курса .ц |
представляет |
|
серьезную творческую работу. |
|
' |
* ■«Д |
применения |
В пособии рассматриваются |
назначение'. обметь |
теплотехнического оборудования, его парспе^тіі^ібсть в современ ном производстве, технико-экономическая жарФкл?рЙ$тика. Табли цы приложения позволят студентам найти необходимые для проек тирования данные по составу и свойствам топлива, свойствам ма териалов, подлежащих теплообработке, параметрам пара и газов.
Приведенные примеры расчетов отдельных аппаратов должны помочь учащемуся в выполнении подобных расчетов.
В методике проектирования опущены весьма сложные расчеты, связанные с определением рациональных габаритов аппаратов, времени теплообработки, которые обычно выполняются исследова тельскими и конструкторскими организациями. Учащимся рекомен дуется применение типового оборудования, оправдавшегося себя в эксплуатации.
Автор выражает благодарность рецензентам доц. М. И. Рогово му из Московского инженерно-строительного института мм. В. В. Куйбышева и Б. С. Югаю преподавателю Люберецкого инду стриального техникума за ценные указания, сделанные при рецен зировании рукописи.
3
Г Л А В А I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ТЕПЛОВЫХ УСТАНОВОК В ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
§ 1. Общие сведения
. В отличие от многих отраслей народного хозяйства промышлен ность строительных материалов характеризуется насыщенностью процессов теплообработки, оказывающих существенное влияние на качество выпускаемых изделий и материалов, их себестоимость н производственную мощность предприятий. Поэтому подготовка для этой отрасли промышленности квалифицированных техников-техно- логов и одновременно техников-теплотехнпков, способных грамотно управлять работой тепловых установок, проектировать их и ана лизировать режимы работы действующих аппаратов, является важ нейшей задачей. Актуальность ее объясняется отсутствием специа листов техннков-теплотехников; на большинстве железобетонных и силпкатобетонных заводов функции теплотехников обычно вы полняют механики, не имеющие в этой области достаточных теоре тических знаний.
Выполнение учащимися курсового проекта по дисциплине «Теп лотехника и теплотехническое оборудование заводов промышлен ности строительных материалов» должно способствовать закреп лению полученных ими-знаний по теплотехнике п теплотехническо му оборудованию заводов, применению своих знаний в решении задач, связанных с расчетом и конструированием тепловых уста новок.
Работая над курсовым проектом, студент должен критически подходить к оценке расчетных технико-экономических показателей тепловых аппаратов, находить способы повышения их.
§ 2. Содержание курсового проекта и примерные темы заданий
При выполнении курсового проекта учащиеся должны приме нять знания, полученные какпо технологии производства строи тельных материалов, так и по теплотехнике и теплотехническому оборудованию вспомогательного и специального назначения. Рабо та над курсовым проектом должна складываться из: 1) сбора ма териалов для проектирования; 2) технологических и теплотехниче ских расчетов; 3) гидравлических расчетов и подбора вспомога тельного оборудования; 4) составления чертежей.
В задании на курсовое проектирование указывается только тип аппарата, который следует запроектировать для предприятия опре деленной производительности. Дополнительные данные учащийся принимает сам, пользуясь справочной и периодической литерату рой, нормами технологического проектирования для данной отрас
4
ли производства, а также используя практические показатели ра
боты передовых предприятий.
Подбор дополнительных данных для проектирования удобнее производить, разбив их на следующие группы:
по материалу, подлежащему теплообработке: влажность, хими ческий состав сырья и обожженного продукта, теплоемкость, тем
пература и пр.; по режиму теплообработки: температурная кривая при обжиге
или максимальная температура сушки и тепловлажностной обра ботки, давление, продолжительность теплообработки и т. д.;
по топливу; прочие данные — по транспорту, формам, параметрам окружаю
щей среды.
В технологической части проекта определяется часовая произво дительность предприятия на основании принятого режима' рабо чего времени. Если в задании конкретно не указан тип аппарата, то учащийся сам обосновывает его выбор или подбирает типораз мер, желательно из типовых конструкций, выпускаемых отечествен ными заводами и рекомендованных к применению. Рассчитывает количество аппаратов, необходимое для заданной производитель ности завода.
Унификация и типизация оборудования нашли в настоящее вре мя широкое распространение в промышленности строительных ма териалов, поэтому при проектировании тепловых установок следует широко использовать эти виды оборудования, а в кабинетах ди пломного и курсового проектирования иметь их каталоги.
Теплотехническая часть проекта занимает наибольший его объем и заключается в расчете горения топлива и составлении ба лансов тепла.
Гидравлический расчет проектируемого аппарата включает оп ределение скоростей движения газов, величин динамического на пора, сопротивлений газового тракта. По данным гидравлического расчета производится подбор по каталогам вспомогательного обо рудования— вентиляторов, циклонов. В виде исключения гидрав лический расчет в связи с ограниченным временем, отведенным на выполнение курсового проекта, может не включаться в объем за дания. В этом случае для подбора вентиляторов величина напора вентилятора ориентировочно указывается консультантом.
Объем графической части проекта должен составлять 1—2 лис та чертежей. Чертеж проектируемой установки составляется в двух трех проекциях с показом подключения к ней вспомогательного оборудования — вентиляторов, циклонов, толкателей и др. К чер тежу делается спецификация стандартного оборудования и мате риалов.
Темы курсовых проектов должны отличаться разнообразием проектируемых установок и охватывать весь материал программы курса, что позволит проверить знания учащихся по всему курсу.
Темами заданий могут быть проекты:
теплообменных аппаратов: калориферов для сушилок, рекупе-
5
раторов для печей, воздухоподогревателей к котельным уста новкам;
топок к сушильным, котельным установкам; аппаратов для тепловлажностной обработки силикатных и же
лезобетонных изделий — пропарочных камер периодического и не прерывного действия (ямных, вертикальных, туннельных), автокла вов, камер теплообработки к прокатным станам, кассетных уста новок, установок для прогрева бетонных и железобетонных изделий электротоком, установок с прогревом инфракрасными лучами, па кетировщиков;
котельных установок для заводов железобетонных и силикат ных изделий;
сушильных установок для сушки кусковых, порошкообразных материалов и суспензий — сушильных барабанов, пневматических и распылительных сушилок в производстве керамических плиток, канализационных труб; сушильных установок для сушки формо ванных изделий — камерных, туннельных, конвейерных в производ стве строительных деталей из керамики; установок для разморажи вания заполнителей в производстве железобетонных изделий;
печных установок с туннельными, шахтными, вращающимися печами, варочными котлами; установок по обжигу гипса во взве шенном состоянии.
Для учащихся вечернего отделения темами курсовых проектов могут быть проекты реконструкции действующих тепловых устано вок на предприятиях, где они работают с целью усовершенствова ния режима теплообработки или конструкции аппарата, выявления резерва мощности, повышения технико-экономических показателей работы установки. Работа над такими темами способствует разви тию критического подхода к оценке работы установки и практи ческому применению знаний учащихся в области теплотехники, а также может оказать техническую помощь предприятию, на кото ром работает учащийся.
Весьма способствует развитию творческой мысли учащихся и возбуждает интерес к их будущей специальности выполнение моде лей тепловых установок по составленным эскизам. В основу про екта берут печь, сушилку, паровой котел или какой-либо другой аппарат с указанием мощности завода. Расчетную часть выполня ют как для обычного проекта, но вместо составления чертежа де лают модель. Последнюю выполняют с полным геометрическим подобием какой-либо действующей установки, но негромоздкой и нетяжелой. Все размеры проектируемого аппарата пересчитывают
вопределенном масштабе на размеры модели.
Вцелях большей наглядности рекомендуется модель выполнять из прозрачного материала — оргстекла. В отдельных случаях мо дели можно делать действующими, имитируя движение теплоноси теля протеканием подкрашенной воды (гидравлическая модель) или пара через аппарат. Выполненные учащимися модели являются
также прекрасным наглядным пособием, используемым в дальней
шем при изучении курса. |
' |
б |
|
§3 . Методика работы над курсовым проектом и требования к нему
Решающими факторами продуктивной работы над курсовым проектом являются соблюдение строгого режима рабочего време ни, благоприятная для работы проектанта окружающая обстанов ка, аккуратность, последовательность и четкость выполнения от дельных частей задания, умение применить свои знания в решении поставленной задачи, умение пользоваться учебной, справочной н научной литературой.
Задание на проектирование выдается на специальном бланке, форма которого приводится ниже.
ЗАДАНИЕ для курсового проектирования по курсу__________________________________
учащемуся ______________________ курса___________ группы
_________________________________ техникума Тема задания и исходные данные_______________________
При выполнении курсового проекта на указанную тему должны быть пред ставлены
1. Объяснительная записка
2. Графическая часть проекта
Лист 1. Лист 2..
Дата в ы д а ч и ______________________________________________ _
Срок окончания______________________________________________ __
Преподаватель-руководитель курсового проектирования ________________________________________________
Как было указано, работе над проектом предшествует сбор мно гочисленных исходных данньіх, систематизированных в отдельные группы. Далее учащийся приступает к расчетам и составлению
7
расчетно-пояснительной записки, придерживаясь той последова тельности в изложении, которая указана в задании. Все произво димые расчеты должны иметь объяснения, написанные литератур ным языком; применяемые в расчетах величины должны иметь при нятые обозначения, названия ,и размерность. Изложение текста ведется в безличной форме; оно должно быть кратким, связным п грамотным.
Все расчеты необходимо производить в следующем порядке: сначала пишется формула, затем подставляются в нее величины и подсчитывается результат с указанием размерности. Под форму лой дается расшифровка применяемых величин словами и цифрами. Никакие промежуточные арифметические действия не допускаются, так же как и подстановка в формулы промежуточных расчетных величин.
Отдельные части проекта должны иметь заглавия, выделенные от прочего текста.
Результаты тепловых балансов по отдельным статьям следует сводить в обобщающие таблицы, так же как и полученные в расче те технико-экономические показатели.
Чистовой экземпляр расчетно-пояснительной записки должен быть написан от руки без каких-либо помарок с полями с двух сто рон листа и сброшюрован. На титульном листе расчетно-поясни тельной записки пишется Управление, в ведении которого находит ся данное учебное заведение, и наименование последнего, тема проекта, фамилии проектанта и консультанта, город и год выпол нения проекта. В пояснительной записке должны быть содержание и список использованной литературы. Все страницы текста должны быть пронумерованы.
Работу над чертежами рекомендуется начинать до окончания расчетов, так как в тепловом балансе приходится использовать некоторые конструктивные данные проектируемого аппарата. По этому, прежде чем приступить к выполнению чертежа на ватмане, проектант составляет эскиз тепловой установки на миллиметровой бумаге или на белой с простановкой всех размеров. После утверж дения эскиза консультантом и окончательного завершения расче тов проектант приступает к выполнению чертежа на ватмане в масштабе согласно ГОСТ 2302—68. Для чертежей таких тепловых установок, как теплообменники, топки, котлы, сушилки и печи не большой длины, рекомендуются масштабы 1 :20; 1: 25, для устано вок длиной более 20 м.— 1 : 50. Чертежи печей, сушилок и пропа рочных установок большой длины допускается выполнять в про дольных разрезах с разрывами в однотипных местах. Отдельные проекции также можно чертить в разных масштабах.
Чертежи выполняются в карандаше на листах ватмана форма та 2—4 размером 594x841 согласно ГОСТам для строительных чертежей. Каждая проекция должна иметь линию разреза и- обо значение вида. В правом нижнем углу чертежа ставится штамп, утвержденный учебным заведением для курсового проекта, перехо
8