Файл: Конский, В. Н. Грядущее рядом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А вот рецепты «получения» живых существ, принад­ лежащие крупному ученому XVII века Ван-Бельмонту: «Положи в горшок зерна, заткни его грязной рубашкой и жди. Через двадцать один день из испарений зерна и грязной рубашки зародятся мыши».

Более сложен «рецепт» скорпионов: «Выдолбите уг­ лубление в кирпиче, положите в него истолченной травы, базилика, положите на первый кирпич второй, так что­ бы углубление было совершенно прикрыто; выставьте оба кирпича на солнце, и через несколько дней запах базилика, действуя, как закваска, видоизменит траву в настоящих скорпионов».

Что это? Шарлатанство? Отнюдь нет. Ван-Гельмонт был серьезным и разносторонним естествоиспытателем (он, в частности, впервые ввел в химию понятие «газ») и в искренности его убеждений сомневаться не прихо­ дится.

Другой крупный ученый XVI—XVII веков Теофраст Парацельз изобрел не менее и не более, как способ изготовления в колбе человека. Правда, маленького человечка-гомункулюса (от латинского гомо — человек). Для этого он предлагал следующее: «Возьми известную человеческую жидкость и оставь гнить ее сперва в запе­ чатанной тыкве, потом в лошадином желудке сорок дней, пока не начнет жить, двигаться и копошиться, что легко заметить. То, что получилось, еще нисколько не похоже на человека, оно прозрачно и без тела, но если потом ежедневно, втайне и осторожно с благоразумием пи­ тать его человеческой кровью и сохранять в продол­ жение сорока седьмиц в постоянной и равномерной теплоте лошадиного желудка, то произойдет настоящий живой ребенок, имеющий все члены, как дитя,- родив­ шееся от женщины, но только весьма маленького ро­ ста» *.

* Цитируется

по книге Н. Н. Плавильщикова «Гомункулюс».

М., Детгиз, 1S68, с.

5.

120

Идея самозарождения оказалась живучей: видоизме­ няясь, принимая все новые формы, она просущество­ вала вплоть до второй половины XIX столетия. Ко­ нечно, говорить в XIX веке о самозарождении челове­ ка или даже мышей было бы смешно, другое дело невидимые глазом микроорганизмы — доказать, что они не самозарождаются было бы трудно. Однако, бла­ годаря опытам Л. Пастера с самозарождением было по­ кончено. Но вопрос о зарождений всего живого остал­

ся. Как, когда, при каких условиях

возникла

жизнь

на Земле? Ответ на этот вопрос дадут:

 

 

 

 

Ф е д о р о в

О. М.

Шд

нежи­

вого до живого. К., «Наук, дум­

ка», 1965.

80 с. з

in.

(Наук,-

попул. л1тература).

 

 

 

В а с и л ь е в . И. М.

Живое из

неживого. М., «Знание»,

1965.

32 с. (Новое в жизни, науке,

технике. Серия VIII. Биология

и медицина).

 

 

 

Уже сами названия книг говорят, откуда произо­ шло живое. Авторы рассказывают о том, как миллионы лет назад из неживой материи возникла живая, какие особенности были Присущи первому живому организ­ му, каким образом осуществилась эволюция важней­ ших функций живого — размножения, обмена веществ, движения, фотосинтеза, наследственности.

Наиболее распространенной в наше время являет­ ся теория происхождения жизни академика Александ­ ра Ивановича Опарина. Всех, кто хочет познакомить­ ся с этой теорией, отсылаем к книгам этого известно­

го ученого:

О п а р и н А. И. Происхожде­ ние жизни на Земле. М., «Ме­ дицина», '1965. 60 с. с ил. (На- ■уч.-попул. медицинская литера­ тура).

121


О п а р и н А. И. Современные данные о происхождении жиз­ ни. М., «Знание», 1966. 46 с.

с ил. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Естествозна­ ние и религия»).

Автор рассказывает о возникновении органических соединений, многомолекулярных систем, первичных ор­ ганизмов, о дальнейшей эволюции жизни.

А с т а х о в а

В. Третий

день

творения. М., Политиздат, 1969.

120 с.

 

 

В очень популярной книге журналистки В. Г. Аста­

ховой проблема происхождения жизни

раскрыта

в

историческом плане. Автор приводит легенды различ­ ных народов о возникновении живого, знакомит чита­ теля со взглядами ученых прошлого, с современным

состоянием

проблемы. Много внимания

уделяется

критике идеалистических

представлений о

происхож­

дении жизни *.

 

 

 

Во второй половине XIX века Фридрих Энгельс дал

классическое

определение

сущности

жизни:

« Ж и з н ь

есть сп о со б сущ ест вован и я

б е л к о в ы х

тел, и этот способ

существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел»**. Только сейчас, спустя сто лет, оказалось воз­ можным по-настоящему оценить всю глубину этого ге­ ниального определения. Только биология второй поло­ вины XX века сумела доказать истинное значение бел­ ковых соединений для жизнедеятельности организмов и жизни вообще. Но прежде чем говорить об этом по­ дробнее, следует рассказать о клетках — этих кирпи­ чиках, атомах жизни.

*

Исчерпывающей сводкой, посвященной проблеме происхож­

дения

жизни,

является книга выдающегося английского ученого

Д ж .

Б е р н а

л а . «Возникновение жизни», М., «Мир», 1969. 357 с.

сил.

**К- М а р к с, Ф. Э н г е л ь с . Сочинения, т. 20, с. 82.

122


АТОМЫ Ж И ЗН И

В XVII веке в Голландии и Англии почти в одно и то же время жили два выдающихся естествоиспытателя, много сделавшие для развития биологии. Немало об­ щего было в их исследованиях и даже фамилии их зву­ чали сходно: Левенгук и Гук.

Особенно колоритной фигурой был Антонио ван Ле­ венгук. Родился в 1632 году, в молодости торговал сук­ ном, а позже занимал различные мелкие муниципаль­ ные должности. Однако все эти занятия были второ­ степенными. Страстью его жизни было совсем другое. Этот суконщик, для которого латынь была диковинной грамотой, умел прекрасно шлифовать линзы. Некоторые из них увеличивали до 300 раз. И вот через стекла Ле­ венгук рассматривал все, что попадало под руку. Он от­ крыл совершенно новый мир мельчайших живых орга­ низмов, он, несомненно видел живую клетку-эритроцит, различал некоторые отдельные части клетки, в мякоти зеленого листа обнаружил хлоропласты — тельца, со­ держащие хлорофилл и т, д. Результаты своих наблю­ дений Левенгук описывал, тщательно зарисовывал и отсылал в Лондон, в Королевское общество. Неважно, что он не знал латыни, зато обладал другими качества­ ми: упорством, наблюдательностью, большим трудолю­ бием, неиссякаемой любознательностью. Левенгук не имел научных знаний, не заслужил никаких почестей, по существу он всю свою жизнь оставался простым люби­ телем, но вклад его в науку больше, чем многих при­ знанных ученых того времени.

Несколько иной была судьба Роберта Гука. Он ро­ дился в 1635 году, на три года позже Левенгука. В 1663 году стал членом Лондонского Королевского об­ щества, а в 1677-м — его секретарем. Он был универ­ сальным ученым: построил первый воздушный насос, усовершенствовал барометр, много занимался теорией

123

планетных движений и т. д. Роберт Гук усовершенство­ вал и микроскоп, вставив в трубку между объективом и окуляром третью линзу. Как и Левенгук, он рассматри­ вал в свой микроскоп все, что угодно: острие маленькой иглы, кусочек батиста, песок/ в моче, водоросли, блоху и т. д. И вот однажды, наблюдая под микроскопом тон­ кий срез пробки, Роберт Гук ясно увидел, что он про­ низан порами и напоминает собой пчелиные соты. «Они столь же тонки, как и восковые перегородки в сотах,— писал он, — перегородки, ограничивающие клетки». Термин «клетка» с тех пор утвердился в науке, хотя, собственно, Гук наблюдал не клетки, а их целлюлоз­ ные оболочки.

Открытия Р. Гука и других ученых было обращено в будущее. Подобно тому, как было с атомом, прошли столетия, пока ученые, вооруженные мощными сред­ ствами исследования, смогли проникнуть в глубь клет­ ки, разгадать многие тайны строения живой материи. И снова аналогия с атомом: клетка оказалась сложней­ шей системой, в которой и сейчас осталось много не­

разгаданного.

науке

о

строении

Что же известно современной

клетки?

 

 

 

Рекомендуем для начала прочитать книгу извест­

ного популяризатора науки М. Е. Ивина.

 

И в и н

М. Тайники жизни. Л.,

«Дет.

лит.»,

1965.

192 с. с ил.

Автор интересно и просто раскрывает сложнейшие вопросы цитологии — науки о клетке. Книга написана в форме беседы директора института «Живая клетка» известного ученого Федора Афанасьевича с неким мо­ лодым человеком. Ученый рассказывает юноше о стро­ ении клетки, о физиологической роли ядра, цитоплаз­ мы, митохондриев, пластид и других органоидов, оста­ навливается на химических процессах, происходящих в

124


клетке, на практическом значении цитологических ис­ следований и т. д.

Более систематически эти вопросы излагают:

Ш у б н и к о в а Е. А. Строение и функции клетки. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1966. 164 с. с ил.

К а в е ц ь к а Г.

О., Л и т в и н

Р. А. Нове про

будову живо!

кл1тки. К-. «Рад. школа», 1965,

88 с. з ш.

 

Обе книги являются пособиями для учителей сред­ ней школы. Это и определяет их особенности: более развернутое и подробное освещение основных достиже­ ний отечественной и зарубежной цитологии. Вместе с тем, они вполне доступны для широкого круга читате­ лей, не имеющих общебиологической подготовки.

Заслуживает всяческой рекомендации небольшая книга, написанная академиком Г. М. Франком сов­ местно с журналисткой В. Г. Астаховой:

Ф р а н к Г. М., А с т а х о в а В. Г. Жизнь клетки. М., «Зна­ ние», 1967. 47 с. (Новое в жиз­ ни, науке, технике. Серия «Ес­ тествознание и религия»).

Авторы подчеркивают, что клетка является важной ступенью для расшифровки явлений жизни. С этой точ­ ки зрения они рассматривают строение клетки и про­ цессы, происходящие в ней.

И еще одна статья о клетке:

Т о р ж е в с ь к а Г. Д1алог з клггкою. «Наука i сусшльство», 1971, № 2, с. 27—30.

Речь идет о том, как киевские ученые научились «беседовать» с живой клеткой, как был создан метод микроэлектродного исследования, позволивший полу­ чить представление о процессах, ■происходящих в клетке.

125

Х И М И Ч Е С К И Й K O M B H H A f

Известные американские ученые Сиборг и Веленс производили любопытные подсчеты химического соста­ ва человеческого организма.

Оказалось следующее: человек, весящий 70 кг., со­

стоит

из кислорода

(45,5

кг),

углерода (12,6

кг), во­

дорода (7 кг),

азота

(2,5

кг),

кальция (1,4 кг), калия,

серы,

натрия,

хлора,

магния,

железа, фтора,

кремния

(общая доля их 0,7 кг). В организме человека имеет­

ся также кобальт, олово, барий,

марганец,

может

быть еще несколько элементов, но

количество

их со­

вершенно ничтожно.

нам, разве

лишь

Такой анализ мало что говорит

убеждает в том, что живой организм состоит из тех же химических элементов, что и неживая природа. Го­ раздо важнее изучение молекулярного состава клет­ ки и ее структур, выяснение физиологической роли та­ ких веществ, как белки, нуклеиновые кислоты, жиры и жироподобные соединения, минеральные соли и вода.

Все эти вещества играют большую роль в тех хими­ ческих реакциях, которые необходимы для нормального функционирования живого организма.

О методах изучения химических процессов, которые происходят в клетке, рассказывает

А н д р е е в а Е.

Химия

жизни.

Л., «Дет. лит.»,

1967.

'1&1 с. с

ил.

 

 

В популярной форме освещаются проблемы цитохи­ мии — науки, изучающей химические процессы, проте­ кающие в клетке. Читатель знакомится со сложными мо­ лекулами белков, с биокатализаторами, «лабораторией клетки», где происходят удивительные вещи.

 

С е в е р и н

С. Е.

Основные

*

элементы

биохимии.

М., 1970.

56 с. с

ил.

(О-во

«Знание»

 

РСФСР.

В

помощь

лектору).

1 2 6


Автор академик С. Е. Северин рассказывает о трех основных направлениях современной биохимии — стати­ ческой биохимии, изучающей химические соединения, из которых построены организмы, динамической, иссле­ дующей обмен веществ, т. е. химические реакции, про­ исходящие в тканях и органах, и, наконец, о функцио­ нальной биохимии, предметом которой является химизм специфических проявлений организма — роста, размно­ жения, движения и т. д.

Выше говорилось о «лаборатории клетки». Впрочем слово лаборатория вряд ли отражает всю грандиоз­ ность химических превращений, происходящих в ней. Живую клетку скорее можно сравнить с гигантским химическим комбинатом, где одновременно протекают тысячи и тысячи сложных реакций.

Биохимические процессы,- происходящие в организ­ ме, отличаются необычайно высоким коэффициентом по­ лезного действия. В этом отношении никакое химиче­ ское производство, никакую фабрику или завод нельзя даже отдаленно сравнить с живой клеткой. Достаточ­ но привести такой пример. Почти половину столетия химики трудились над проблемой получения атмосфер­ ного азота. Сейчас в заводских условиях этот процесс происходит при давлении 1000 атмосфер и температуре 600—2000°. А вот так называемые азотфиксирующие бактерии осуществляют этот же процесс легко и про­ сто — при низкой температуре и давлении.

Об энергетике биохимических процессов рассказы­ вается в следующей статье:

К о н с т а н т и н о в

О. Ieropin,

якш не годилося

б бути дов-

гою. — «Наука i сусшльство», 1970, № 1, с. 37—39.

Основное внимание уделяется описанию тех специ­ фических механизмов, с помощью которых клетки добы­ вают и используют необходимую для них энергию.

127

В статье рассматривается уникальная роль в. этих процессах удивительного вещества — аденозинотрифосфорной кислоты, АТФ,-- «главного» действующего ве­ щества энергетики.

Одной из особенностей химических реакций, проис­ ходящих в клетке, является их каталитический характер. Катализаторами являются вещества, которые обладают способностью ускорять ход химических реакций. Ката­ лизаторы широко применяются в химии и химической технологии. Оказалось, что и в биохимических процес­ сах роль катализаторов необычайно велика. Те удиви­ тельные химические процессы, о которых в производ­ ственных условиях нельзя и мечтать, протекают в живой клетке очень легко именно благодаря биологическим катализаторам, или, как их называют, ферментам.

Б е р е з и н И. В.,

К л е с о в

А. А. Ферменты

— химиче­

ские катализаторы. М., «Зна­ ние», 1971. 48 с. с ил. (Новое в жизни, науке, технике. Се­ рия «Химия»).

В чем причина «чудодейственности» ферментов? Как применяются они в промышленности и в лабораториях? В чем сходство и различие ферментов и обычных хими­ ческих катализаторов? Что такое химическая бионика?— На эти вопросы отвечают авторы брошюры член-коррес­ пондент Академии наук СССР И. В. Березин и кандидат химических наук А. А. Клесов.

Интересно также издание:

Х о х л о в А.

С., О в ч и н н и ­

к о в Ю. А.

Химические регу­

ляторы биологических процес­ сов. (Беседы о биоорганической химии). М., «Знание», 1969. 142 с. с ил. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Биология»),

128