Файл: Заплетохин, В. А. Соединения деталей приборов [пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
М ИНИСТЕРСТВО ВЫСШ ЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО О Б РА ЗО В А Н И Я РСФСР
В. А. ЗАПЛЕТОХИН
Соединения
деталей
приборов
о
ИЗДАТЕЛ ЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОГО У Н И ВЕРС И ТЕТА -
1 9 7 4 |
' — |
Рекомендовано к изданию Ленинградским ордена Трудового Красного Знамени
технологическим институтом им. Ленсовета
f a - < Z s 3 6 d
УДК 621.81+681.2—2(075.8)
Соединения деталей приборов. З а п л е т о х и н В. А. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 188 с.
В пособии излагаются методы расчета и конструирования разъемных и неразъемных соединений деталей, широко при меняемых в измерительных приборах разных назначепий. Книга содержит сведения о назначении и областях примене
ния соединений деталей, |
их конструктивном оформлении, |
||||
о |
методах определений |
основных |
элементов |
конструкций, |
|
а |
также |
сщшвочяые материалы. |
|
|
|
|
Пособие будет полезно студентам вузов и техникумов при |
||||
изучении |
общего курса |
«Детали |
приборов», |
при курсовом |
и дипломном проектировании, а также инженерно-техниче ским работникам, связанным с разработкой новых измери тельных приборов.
Ил,— 145, табл.— 40, библиогр,— 10 назв.
ч3136—090 209—73 76(02)—73
©Издательство Ленинградского университета, 1974 г.
П Р Е Д И С Л О В И Е
Расчет и конструирование соединений деталей является одним из разделов общего курса «Детали приборов», изучаемого студентами вузов и техникумов различных приборостроительных специаль ностей.
Выделение из общего курса раздела «Соединения деталей» в виде отдельного учебного пособия представляется целесообразным, по скольку эти конструктивные элементы встречаются в приборах раз личных назначений. Учитывая небольшое число часов, отводимое учебными планами на изучение общего курса, и то, что расчет и кон струирование соединений деталей является сравнительно простым для усвоения материалом, можно рекомендовать студентам этот раз дел в основном для самостоятельной проработки.
В связи с этим в пособии дается подробное описание конструктив ного оформления деталей и их соединений и приводятся примеры расчетов, которые необходимы студентам для закрепления основных теоретических положений и приобретения практических навыков. В приложениях на основе государственных стандартов и ведомствен ных нормалей даны справочные материалы наиболее распространен ных соединений деталей.
Пособие будет полезно также при выполнении студентами расчет но-графических работ, при курсовом и дипломном проектировании.
Все замечания и пожелания по данной работе будут приняты авто ром с благодарностью.
В В Е Д Е Н И Е
Современное производство характеризуется широким применени ем контрольно-измерительных приборов и систем автоматического управления самых различных назначений. Конструкции их стано вятся все разнообразнее и непрерывно совершенствуются в соответст вии с современными требованиями.
Обеспечение точности и надежности вновь разрабатываемых при боров и устройств является главной частью творческого процесса конструирования. Эксплуатационные показатели прибора или автома тического устройства определяются не только правильным выбором принципиальной схемы, но и в значительной мере качеством кон структивной разработки деталей и узлов изделия.
После окончательной разработки принципиальной кинематической схемы прибора или устройства материальным объектом тщательного изучения являются детали и их соединения. В процессе конструиро вания деталям придают наивыгоднейшие формы, определяют их раз меры, выбирают в соответствии с заданными условиями эксплуатации материалы, назначают необходимую точность изготовления и чистоту обработки их поверхностей. Все эти параметры деталей устанавлива ют в зависимости от их назначения и функции, которую они выполня ют в конкретном узле изделия.
Вконструкциях детали образуют подвижные соединения, обеспе чивающие перемещение одной детали относительно другой, и непод вижные, в которых две или несколько деталей жестко закрепляются друг с другом.
С помощью подвижных соединений осуществляется кинематиче ская схема измерительного прибора или автоматического устройства. Неподвижные соединения предназначены для разделения конструк ции на составные части (группы, узлы или детали) и обеспечения из готовления деталей и узлов с применением прогрессивных методов труда. В приборо- и машиностроении под термином «соединения дета лей» принято понимать только неподвижные соединения.
Вприборостроении применяют очень много конструктивных мер для осуществления неподвижного соединения деталей: детали могут быть соединены непосредственно, с помощью специальных дополни тельных элементов или связующих материалов. Все многообразие
4
применяемых типов соединений принято разделять на две основные группы: неразъемные и разъемные.
Неразъемными называются такие соединения, которые могут быть
разобраны лишь путем разрушения или недопустимых остаточных деформаций одного из элементов конструкции. Неразъемные соеди нения часто заменяют целую деталь, если изготовление ее из одной заготовки технологически затруднительно и неэкономично. В прибо ростроении неразъемные соединения широко применяют также в тех случаях, когда отдельным элементам детали необходимо придать спе цифические свойства (электроизоляционные, электропроводные, маг нитные и др.).
Неразъемные соединения могут быть осуществлены механическим путем (запрессовкой, склепыванием, вальцеванием, загибкой, кернением и чеканкой), с помощью сил физико-химического сцепления (сваркой, пайкой, склеиванием и замазкой) и путем погружения дета лей в расплавленный материал (заформовка в литейные формы, в пресс-формах и т. п.). В последне время при выполнении конструк ций неразъемных соединений с целью повышения их надежности сочетают два технологических приема. Например, для ряда узлов самолета АН-24 впервые в мире были применены совместно контакт ная сварка и склеивание, что позволило повысить прочность соедине ния в 2—3 раза.
Разъемными называются такие соединения, которые позволяют
производить многократную сборку и разборку узла без повреждения деталей.
Применение разъемных соединений связано с необходимостью деления конструкции на составные части, которое обусловливается удобством эксплуатации, ремонта и в некоторых случаях транспорти ровки. Осуществление соединения при многократной сборке и раз борке должно обеспечивать сохранение формы и размеров деталей, а также сохранение взаимного расположения деталей в пределах за данной точности.
В приборостроении широко применяются следующие виды разъем ных соединений: резьбовые, штифтовые, шпоночные, шлицевые, про фильные (на квадрате и лыске), байонетные и соединения с помощью пружинных разрезных колец.
При разработке конструкций соединений учитывают как специ фические требования в соответствии с особенностями эксплуатации узла, так и ряд общих: обеспечение прочности, плотности, жесткости, точности, взаимозаменяемости и технологичности.
1. П р о ч н о с т ь . С прочностью соединений деталей связаны на дежность и качество работы прибора в целом. Для многих приборов и автоматических устройств расчеты на прочность элементов кон струкции являются определяющими. Если известна действующая нагрузка, то расчет стыка соединения в большинстве случаев ведется на основе положений, разработанных в курсе сопротивления мате
риалов, |
и не |
представляет трудностей. |
|
|
||
В случае, |
когда |
соединение |
деталей имеет |
сложную |
фор |
|
му, для |
конструкции |
составляется |
упрощенная |
расчетная |
схема, |
5
отображающая сложные формы деталей в виде простых элементов (например, брус, оболочка и т. п.), работа которых подробно рассмот рена в курсе сопротивления материалов. Задача конструктора при этом сводится к отысканию наиболее удачных упрощений, позволяю щих отказаться от несущественных факторов, которые не могут влиять на работу соединения в целом. Этот принцип часто приме няется при конструировании, поскольку для целого ряда реальных конструкций решение с полным учетом всех особенностей является весьма сложной задачей.
Во многих приборах и устройствах численное значение действую щих нагрузок трудно учесть, либо они очень малы по сравнению со случайными нагрузками, которые могут возникнуть в процессе экс плуатации или при транспортировке изделия. В этом случае целесо образно рассчитывать соединение деталей из условия равнопрочности, т. е. чтобы все основные элементы конструкции могли передавать одинаковые нагрузки. Применение этого принципа конструирования
показано в данной |
работе на некоторых |
примерах. |
2. П л о т н о с т ь |
( г е р м е т и ч н о с т ь ) . |
Обеспечение герметич |
ности соединения является одним из важных условий работоспособ ности приборов и автоматических устройств, установленных непо средственно на технологических лилиях и работающих под давлением или вакуумом (расходомеры, уровнемеры, манометры и т. п.). Нарушение герметичности одного из соединений может привести к серьезным аварияем из-за утечки вредных и опасных жидкостей или газов.
Для создания герметичности соединения, работающего в условиях высоких давлений или глубокого вакуума, между поверхностями соединяемых деталей устанавливают прокладки, материал которых заполняет имеющиеся неровности и уплотняет места стыка. При этом прокладки сжимаются с большими усилиями, которые часто создают
спомощью резьбовых деталей.
Впневматических и гидравлических системах приборов и автома тических устройств, работающих при небольших давлениях, герме тичность соединений обеспечивается типовыми разъемными ниппель ными соединениями, либо неразъемными соединениями, которые
осуществляются с помощью развальцовки или завальцовки с после дующей пайкой или проклеиванием.
3. Ж е с т к о с т ь . Под жесткостью стыка понимается способность деталей, входящих в соединение, сохранять свою форму и относитель ное положение при действии приложенной нагрузки. Жесткость сты ка, как правило, меньше жесткости соединяемых деталей, поэтому она определяет жесткость всей конструкции.
При недостаточной жесткости соединения в процессе работы нару шается точность относительного положения деталей, появляются иесоосности, перекосы и т. п., а следовательно, увеличиваются погрешности прибора. В ряде случаев при удовлетворительной проч ности соединение не обеспечивает необходимую жесткость, поэтому для многих конструкций требуется произвести расчет на жесткость или проверить жесткость экспериментальным путем.
G
Расчет жесткости некоторых типов неразъемных соединений про водится по формулам сопротивления материалов с целью определе ния упругой деформации конструкции, рассматривая ее как цельно изготовленную деталь (например, сварные или паяные соединения). Определение жесткости большинства разъемных соединений расчет ным путем часто связано со значительными трудностями, поэтому
в таких |
случаях обращаются к опытным данным. |
4. |
Т о ч н о с т ь . Под точностью понимается степень приближения |
действительных значений геометрических и физико-механических па раметров соединений к допустимым значениям. Для обеспечения точ ности необходимо изготовить детали и собрать их так, чтобы погреш ности размеров и физико-механических параметров узлов (прочность, жесткость, электропроводность и т. д.) находились в заданных пре делах.
Точность геометрических и физико-механических параметров определяется технологией изготовления деталей и их сборки. Вслед ствие неточностей технологического оборудования, ошибок при изго товлении и сборке, несовершенств свойств материалов действитель ные значения параметров соединений в большей или меньшей-степе ни отличаются от заданных значений. Чтобы получить соединение с заданной точностью, необходимо контролировать линейные и угло вые размеры, форму и относительное расположение поверхностей соединяемых деталей.
Для приборов и автоматических устройств очень важно сохране ние эксплуатационных показателей на заданный срок службы, поэто му необходимо устанавливать гарантированный запас точности для деталей и их соединений. В связи с этим определение требований к точности изготовления деталей приборов имеет не меньшее значе ние, чем определение номинальных размеров деталей из условия прочности или жесткости.
Для нормирования различных уровней точности в приборострое нии применяются классы точности, которые определяют величину допуска на размер и соответственно этому технологические методы обработки детали. Выбор класса точности для изготовления отдель ных деталей необходимо производить исходя из удовлетворения эксплуатационных и конструктивных требований, предъявляемых к соединению в целом. Установленные допуски на размеры деталей должны обеспечивать заданную точность сборки соединения и сохра нение этой точности в процессе эксплуатации.
При выборе класса точности необходимо иметь в виду, что изго товление деталей по более точному классу требует труда рабочих высокой квалификации и больших затрат на оборудование, инстру мент, контроль и т. п., т. е. связано с повышением стоимости изделий. Изготовление деталей по расширенным полям допусков проще и де шевле, однако это приводит к снижению гарантированного запаса точности. Оптимальное решение этой задачи находится путем техни ко-экономических расчетов.
5. |
В з а и м о з а м е н я е м о с т ь . Под взаимозаменяемостью по |
нимается |
способность независимо изготовленных деталей или их |
7
соединений занимать свое место в узле без дополнительной обработки (пригонки). Важным условием взаимозаменяемости является обес печение эксплуатационных показателей деталей пли их соединений в заданных пределах.
Взаимозаменяемыми могут быть детали в разъемных соединениях н сами соединения как разъемные, так и неразъемные. Для неразъем ных соединений, собираемых с помощью сварки, пайки, склеивания и т. п., очень важно обеспечить внешнюю взаимозаменяемость, т. е.
взаимозаменяемость по размерам и форме присоединительных поверхностей, по которым полученное соединение устанавливается в общей конструкции. Для разъемных соединений очень важна вну тренняя взаимозаменяемость — взаимозаменяемость отдельных дета
лей, входящих в соединение.
С целью обеспечения внешней и внутренней взаимозаменяемости устанавливают наименьший и наибольший предельные контуры дета ли или соединения, за которые не должен выходить действительный контур изготавливаемого изделия. Предельные контуры определяют ся полями допусков, при установлении которых учитывается взаимо связь между отклонениями отдельных размеров детали или соедине ния. Совокупность взаимосвязанных размеров, расположенных по замкнутому контуру и определяющих точность взаимного положения осей и поверхностей одной или нескольких деталей в соединении, представляет собой размерную цепь. В размерной цепи соединения размер, исходя из предельных отклонений которого производят рас чет допусков и отклонений всех остальных размеров цепи, называется сборочным. Методы расчета допусков разработаны достаточно полно
ирассматриваются в специальной литературе. Взаимозаменяемость может быть полной и неполной. При полной
взаимозаменяемости сборка любых деталей или узлов осуществляется при обеспечении заданной точности без предварительного подбора изделий. Неполная взаимозаменяемость может быть получена путем
подбора деталей, изготовленных по расширенным |
полям |
допусков, |
|
а затем сгруппированных перед сборкой по |
одноименным |
группам |
|
с узкими допусками (селективная сборка). |
Сборка |
соединений при |
полной взаимозаменяемости деталей более проста и может быть стро го нормирована во времени.
Проектирование и изготовление изделий в современном производ стве все шире основывается на взаимозаменяемости по функциональ ным параметрам (функциональная взаимозаменяемость). Функцио
нальными называются параметры, которые влияют на эксплуатацион ные показатели работы детали или узла (геометрические, механиче ские, электрические, магнитные и т. п.). Функциональная взаимо заменяемость деталей и их соединений должна обеспечиваться конструированием, изготовлением и контролем главных параметров изделия. Функциональную взаимозаменяемость необходимо соблю дать по геометрическим размерам, по показателям физико-механиче ских свойств материалов деталей и в зависимости от принципа дей ствия прибора по электрическим, пневматическим, гидравлическим, оптическим и другим функциональным параметрам. Номинальные
8