Файл: Заплетохин, В. А. Соединения деталей приборов [пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО ВЫСШ ЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО О Б РА ЗО В А Н И Я РСФСР

В. А. ЗАПЛЕТОХИН

Соединения

деталей

приборов

о

ИЗДАТЕЛ ЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОГО У Н И ВЕРС И ТЕТА -

1 9 7 4

' —

Рекомендовано к изданию Ленинградским ордена Трудового Красного Знамени

технологическим институтом им. Ленсовета

f a - < Z s 3 6 d

УДК 621.81+681.2—2(075.8)

Соединения деталей приборов. З а п л е т о х и н В. А. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 188 с.

В пособии излагаются методы расчета и конструирования разъемных и неразъемных соединений деталей, широко при­ меняемых в измерительных приборах разных назначепий. Книга содержит сведения о назначении и областях примене­

ния соединений деталей,

их конструктивном оформлении,

о

методах определений

основных

элементов

конструкций,

а

также

сщшвочяые материалы.

 

 

 

Пособие будет полезно студентам вузов и техникумов при

изучении

общего курса

«Детали

приборов»,

при курсовом

и дипломном проектировании, а также инженерно-техниче­ ским работникам, связанным с разработкой новых измери­ тельных приборов.

Ил,— 145, табл.— 40, библиогр,— 10 назв.

ч3136—090 209—73 76(02)—73

©Издательство Ленинградского университета, 1974 г.

П Р Е Д И С Л О В И Е

Расчет и конструирование соединений деталей является одним из разделов общего курса «Детали приборов», изучаемого студентами вузов и техникумов различных приборостроительных специаль­ ностей.

Выделение из общего курса раздела «Соединения деталей» в виде отдельного учебного пособия представляется целесообразным, по­ скольку эти конструктивные элементы встречаются в приборах раз­ личных назначений. Учитывая небольшое число часов, отводимое учебными планами на изучение общего курса, и то, что расчет и кон­ струирование соединений деталей является сравнительно простым для усвоения материалом, можно рекомендовать студентам этот раз­ дел в основном для самостоятельной проработки.

В связи с этим в пособии дается подробное описание конструктив­ ного оформления деталей и их соединений и приводятся примеры расчетов, которые необходимы студентам для закрепления основных теоретических положений и приобретения практических навыков. В приложениях на основе государственных стандартов и ведомствен­ ных нормалей даны справочные материалы наиболее распространен­ ных соединений деталей.

Пособие будет полезно также при выполнении студентами расчет­ но-графических работ, при курсовом и дипломном проектировании.

Все замечания и пожелания по данной работе будут приняты авто­ ром с благодарностью.


В В Е Д Е Н И Е

Современное производство характеризуется широким применени­ ем контрольно-измерительных приборов и систем автоматического управления самых различных назначений. Конструкции их стано­ вятся все разнообразнее и непрерывно совершенствуются в соответст­ вии с современными требованиями.

Обеспечение точности и надежности вновь разрабатываемых при­ боров и устройств является главной частью творческого процесса конструирования. Эксплуатационные показатели прибора или автома­ тического устройства определяются не только правильным выбором принципиальной схемы, но и в значительной мере качеством кон­ структивной разработки деталей и узлов изделия.

После окончательной разработки принципиальной кинематической схемы прибора или устройства материальным объектом тщательного изучения являются детали и их соединения. В процессе конструиро­ вания деталям придают наивыгоднейшие формы, определяют их раз­ меры, выбирают в соответствии с заданными условиями эксплуатации материалы, назначают необходимую точность изготовления и чистоту обработки их поверхностей. Все эти параметры деталей устанавлива­ ют в зависимости от их назначения и функции, которую они выполня­ ют в конкретном узле изделия.

Вконструкциях детали образуют подвижные соединения, обеспе­ чивающие перемещение одной детали относительно другой, и непод­ вижные, в которых две или несколько деталей жестко закрепляются друг с другом.

С помощью подвижных соединений осуществляется кинематиче­ ская схема измерительного прибора или автоматического устройства. Неподвижные соединения предназначены для разделения конструк­ ции на составные части (группы, узлы или детали) и обеспечения из­ готовления деталей и узлов с применением прогрессивных методов труда. В приборо- и машиностроении под термином «соединения дета­ лей» принято понимать только неподвижные соединения.

Вприборостроении применяют очень много конструктивных мер для осуществления неподвижного соединения деталей: детали могут быть соединены непосредственно, с помощью специальных дополни­ тельных элементов или связующих материалов. Все многообразие

4

применяемых типов соединений принято разделять на две основные группы: неразъемные и разъемные.

Неразъемными называются такие соединения, которые могут быть

разобраны лишь путем разрушения или недопустимых остаточных деформаций одного из элементов конструкции. Неразъемные соеди­ нения часто заменяют целую деталь, если изготовление ее из одной заготовки технологически затруднительно и неэкономично. В прибо­ ростроении неразъемные соединения широко применяют также в тех случаях, когда отдельным элементам детали необходимо придать спе­ цифические свойства (электроизоляционные, электропроводные, маг­ нитные и др.).

Неразъемные соединения могут быть осуществлены механическим путем (запрессовкой, склепыванием, вальцеванием, загибкой, кернением и чеканкой), с помощью сил физико-химического сцепления (сваркой, пайкой, склеиванием и замазкой) и путем погружения дета­ лей в расплавленный материал (заформовка в литейные формы, в пресс-формах и т. п.). В последне время при выполнении конструк­ ций неразъемных соединений с целью повышения их надежности сочетают два технологических приема. Например, для ряда узлов самолета АН-24 впервые в мире были применены совместно контакт­ ная сварка и склеивание, что позволило повысить прочность соедине­ ния в 2—3 раза.

Разъемными называются такие соединения, которые позволяют

производить многократную сборку и разборку узла без повреждения деталей.

Применение разъемных соединений связано с необходимостью деления конструкции на составные части, которое обусловливается удобством эксплуатации, ремонта и в некоторых случаях транспорти­ ровки. Осуществление соединения при многократной сборке и раз­ борке должно обеспечивать сохранение формы и размеров деталей, а также сохранение взаимного расположения деталей в пределах за­ данной точности.

В приборостроении широко применяются следующие виды разъем­ ных соединений: резьбовые, штифтовые, шпоночные, шлицевые, про­ фильные (на квадрате и лыске), байонетные и соединения с помощью пружинных разрезных колец.

При разработке конструкций соединений учитывают как специ­ фические требования в соответствии с особенностями эксплуатации узла, так и ряд общих: обеспечение прочности, плотности, жесткости, точности, взаимозаменяемости и технологичности.

1. П р о ч н о с т ь . С прочностью соединений деталей связаны на дежность и качество работы прибора в целом. Для многих приборов и автоматических устройств расчеты на прочность элементов кон­ струкции являются определяющими. Если известна действующая нагрузка, то расчет стыка соединения в большинстве случаев ведется на основе положений, разработанных в курсе сопротивления мате­

риалов,

и не

представляет трудностей.

 

 

В случае,

когда

соединение

деталей имеет

сложную

фор­

му, для

конструкции

составляется

упрощенная

расчетная

схема,

5


отображающая сложные формы деталей в виде простых элементов (например, брус, оболочка и т. п.), работа которых подробно рассмот­ рена в курсе сопротивления материалов. Задача конструктора при этом сводится к отысканию наиболее удачных упрощений, позволяю­ щих отказаться от несущественных факторов, которые не могут влиять на работу соединения в целом. Этот принцип часто приме­ няется при конструировании, поскольку для целого ряда реальных конструкций решение с полным учетом всех особенностей является весьма сложной задачей.

Во многих приборах и устройствах численное значение действую­ щих нагрузок трудно учесть, либо они очень малы по сравнению со случайными нагрузками, которые могут возникнуть в процессе экс­ плуатации или при транспортировке изделия. В этом случае целесо­ образно рассчитывать соединение деталей из условия равнопрочности, т. е. чтобы все основные элементы конструкции могли передавать одинаковые нагрузки. Применение этого принципа конструирования

показано в данной

работе на некоторых

примерах.

2. П л о т н о с т ь

( г е р м е т и ч н о с т ь ) .

Обеспечение герметич­

ности соединения является одним из важных условий работоспособ­ ности приборов и автоматических устройств, установленных непо­ средственно на технологических лилиях и работающих под давлением или вакуумом (расходомеры, уровнемеры, манометры и т. п.). Нарушение герметичности одного из соединений может привести к серьезным аварияем из-за утечки вредных и опасных жидкостей или газов.

Для создания герметичности соединения, работающего в условиях высоких давлений или глубокого вакуума, между поверхностями соединяемых деталей устанавливают прокладки, материал которых заполняет имеющиеся неровности и уплотняет места стыка. При этом прокладки сжимаются с большими усилиями, которые часто создают

спомощью резьбовых деталей.

Впневматических и гидравлических системах приборов и автома­ тических устройств, работающих при небольших давлениях, герме­ тичность соединений обеспечивается типовыми разъемными ниппель­ ными соединениями, либо неразъемными соединениями, которые

осуществляются с помощью развальцовки или завальцовки с после­ дующей пайкой или проклеиванием.

3. Ж е с т к о с т ь . Под жесткостью стыка понимается способность деталей, входящих в соединение, сохранять свою форму и относитель­ ное положение при действии приложенной нагрузки. Жесткость сты­ ка, как правило, меньше жесткости соединяемых деталей, поэтому она определяет жесткость всей конструкции.

При недостаточной жесткости соединения в процессе работы нару­ шается точность относительного положения деталей, появляются иесоосности, перекосы и т. п., а следовательно, увеличиваются погрешности прибора. В ряде случаев при удовлетворительной проч­ ности соединение не обеспечивает необходимую жесткость, поэтому для многих конструкций требуется произвести расчет на жесткость или проверить жесткость экспериментальным путем.

G


Расчет жесткости некоторых типов неразъемных соединений про­ водится по формулам сопротивления материалов с целью определе­ ния упругой деформации конструкции, рассматривая ее как цельно изготовленную деталь (например, сварные или паяные соединения). Определение жесткости большинства разъемных соединений расчет­ ным путем часто связано со значительными трудностями, поэтому

в таких

случаях обращаются к опытным данным.

4.

Т о ч н о с т ь . Под точностью понимается степень приближения

действительных значений геометрических и физико-механических па­ раметров соединений к допустимым значениям. Для обеспечения точ­ ности необходимо изготовить детали и собрать их так, чтобы погреш­ ности размеров и физико-механических параметров узлов (прочность, жесткость, электропроводность и т. д.) находились в заданных пре­ делах.

Точность геометрических и физико-механических параметров определяется технологией изготовления деталей и их сборки. Вслед­ ствие неточностей технологического оборудования, ошибок при изго­ товлении и сборке, несовершенств свойств материалов действитель­ ные значения параметров соединений в большей или меньшей-степе­ ни отличаются от заданных значений. Чтобы получить соединение с заданной точностью, необходимо контролировать линейные и угло­ вые размеры, форму и относительное расположение поверхностей соединяемых деталей.

Для приборов и автоматических устройств очень важно сохране­ ние эксплуатационных показателей на заданный срок службы, поэто­ му необходимо устанавливать гарантированный запас точности для деталей и их соединений. В связи с этим определение требований к точности изготовления деталей приборов имеет не меньшее значе­ ние, чем определение номинальных размеров деталей из условия прочности или жесткости.

Для нормирования различных уровней точности в приборострое­ нии применяются классы точности, которые определяют величину допуска на размер и соответственно этому технологические методы обработки детали. Выбор класса точности для изготовления отдель­ ных деталей необходимо производить исходя из удовлетворения эксплуатационных и конструктивных требований, предъявляемых к соединению в целом. Установленные допуски на размеры деталей должны обеспечивать заданную точность сборки соединения и сохра­ нение этой точности в процессе эксплуатации.

При выборе класса точности необходимо иметь в виду, что изго­ товление деталей по более точному классу требует труда рабочих высокой квалификации и больших затрат на оборудование, инстру­ мент, контроль и т. п., т. е. связано с повышением стоимости изделий. Изготовление деталей по расширенным полям допусков проще и де­ шевле, однако это приводит к снижению гарантированного запаса точности. Оптимальное решение этой задачи находится путем техни­ ко-экономических расчетов.

5.

В з а и м о з а м е н я е м о с т ь . Под взаимозаменяемостью по

нимается

способность независимо изготовленных деталей или их

7


соединений занимать свое место в узле без дополнительной обработки (пригонки). Важным условием взаимозаменяемости является обес­ печение эксплуатационных показателей деталей пли их соединений в заданных пределах.

Взаимозаменяемыми могут быть детали в разъемных соединениях н сами соединения как разъемные, так и неразъемные. Для неразъем­ ных соединений, собираемых с помощью сварки, пайки, склеивания и т. п., очень важно обеспечить внешнюю взаимозаменяемость, т. е.

взаимозаменяемость по размерам и форме присоединительных поверхностей, по которым полученное соединение устанавливается в общей конструкции. Для разъемных соединений очень важна вну­ тренняя взаимозаменяемость — взаимозаменяемость отдельных дета­

лей, входящих в соединение.

С целью обеспечения внешней и внутренней взаимозаменяемости устанавливают наименьший и наибольший предельные контуры дета­ ли или соединения, за которые не должен выходить действительный контур изготавливаемого изделия. Предельные контуры определяют­ ся полями допусков, при установлении которых учитывается взаимо­ связь между отклонениями отдельных размеров детали или соедине­ ния. Совокупность взаимосвязанных размеров, расположенных по замкнутому контуру и определяющих точность взаимного положения осей и поверхностей одной или нескольких деталей в соединении, представляет собой размерную цепь. В размерной цепи соединения размер, исходя из предельных отклонений которого производят рас­ чет допусков и отклонений всех остальных размеров цепи, называется сборочным. Методы расчета допусков разработаны достаточно полно

ирассматриваются в специальной литературе. Взаимозаменяемость может быть полной и неполной. При полной

взаимозаменяемости сборка любых деталей или узлов осуществляется при обеспечении заданной точности без предварительного подбора изделий. Неполная взаимозаменяемость может быть получена путем

подбора деталей, изготовленных по расширенным

полям

допусков,

а затем сгруппированных перед сборкой по

одноименным

группам

с узкими допусками (селективная сборка).

Сборка

соединений при

полной взаимозаменяемости деталей более проста и может быть стро­ го нормирована во времени.

Проектирование и изготовление изделий в современном производ­ стве все шире основывается на взаимозаменяемости по функциональ­ ным параметрам (функциональная взаимозаменяемость). Функцио­

нальными называются параметры, которые влияют на эксплуатацион­ ные показатели работы детали или узла (геометрические, механиче­ ские, электрические, магнитные и т. п.). Функциональная взаимо­ заменяемость деталей и их соединений должна обеспечиваться конструированием, изготовлением и контролем главных параметров изделия. Функциональную взаимозаменяемость необходимо соблю­ дать по геометрическим размерам, по показателям физико-механиче­ ских свойств материалов деталей и в зависимости от принципа дей­ ствия прибора по электрическим, пневматическим, гидравлическим, оптическим и другим функциональным параметрам. Номинальные

8