Файл: Заплетохин, В. А. Соединения деталей приборов [пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
значения этих параметров устанавливаются исходя из требований
кточности и надежности прибора или автоматического устройства.
6.Т е х н о л о г и ч н о с т ь . Под технологичностью понимается из готовление деталей н их соединений с наименьшими затратами време ни, труда и средств в конкретных условиях производства.
Современное производство располагает многими видами техноло гических средств для выполнения различных вариантов конструкций одного назначения. При выборе способа соединения необходимо учи тывать пе только физико-мехапические, но и технологические свойст ва материалов деталей. В приборостроении при выборе типа соедине ния технологические соображения во многих случаях являются реша ющими. При этом учитываются технологические свойства самих ма териалов (свариваемость, пластичность, жидкотекучесть и др.), а так же наличие в конкретном производстве соответствующего оборудова ния, инструмента, приспособлений. Выбор типа соединения будет оптимальным в том случае, когда конструктор работает в тесном кон такте с технологами и хорошо знаком с технологическими про цессами.
Важным условием современного конструирования приборов явля ется максимальное использование в новых разработках стандартных деталей и их соединений. Государственные стандарты устанавливают обязательные нормы, которым должны соответствовать геометриче ские и качественные параметры соединений деталей.
Стандарты основаны на достижениях науки и техники, на специ
альных научных исследованиях и передовом опыте промышленности. Поэтому они являются ведущим документом при разработке новых конструкций. Об уровне и качестве конструктивной разработки гово рит степень использования стандартных изделий. Малый процент ис пользования стандартных деталей и их соединений в новых конструк циях приборов часто объясняется недостаточной квалификацией или невнимательностью конструктора.
Благодаря стандартизации большого числа деталей и их соедине ний значительно сокращается во времени процесс проектирования и освоения новых приборов и автоматических устройств, существен но снижается стоимость изготавливаемых изделий, повышается их качество, упрощается ремонт в период эксплуатации.
Большинство типовых соединений деталей регламентировано госу дарственными стандартами и нормалями различных ведомств. Выбор размерного ряда стандартных деталей и параметров их соединений производится на основе принципа конструктивного подобия, в кото ром используются ряды предпочтительных чисел (ГОСТ 8032—56) и нормальных линейных размеров (ГОСТ 6636—69). Имеющиеся проверенные системы допусков и посадок на стандартные соедине ния деталей (резьбовые, шпоночные, шлицевые и др.) обеспечивают взаимозаменяемость деталей, входящих в соединение.
9
Г Л А В А I
Н Е Р А З Ъ Е М Н Ы Е С О Е Д И Н Е Н И Я
§ 1. СОЕДИНЕНИЯ ЗАПРЕССОВКОЙ
Соединения запрессовкой представляют собой неразъемные соеди нения деталей за счет напряженного состояния материалов в месте контакта. Они в основном применяются для цилиндрических деталей и в общем случае состоят из двух деталей: охватываемой (вала) и охватывающей (детали с отверстием).
Перед сборкой соединения диаметр охватываемой детали больше диаметра охватывающей.. Благодаря разности диаметров на сопря женных поверхностях создается напряженное состояние. Достоинст вом соединений запрессовкой является простота выполнения. Сборка соединений может производиться под прессом, нагревом охватываю щей детали или охлаждением охватываемой. Если соединение осу ществляется под прессом, то на валу предусматривают разжимающий конус (рис. 1 и 3), чтобы вал в процессе сборки не срезал материал отверстия.
Запрессовку используют для соединения металлических деталей между собой, а также для соединения металлических детали! с дета лями из эбонита, текстолита, фибры и других неметаллических мате риалов.
Соединения запрессовкой предназначены для передачи осевых усилий, направленных вдоль оси вала, крутящего момента или сов местного действия осевого усилия и крутящего момента. Под проч ностью соединений запрессовкой понимают их способность сопротив ляться действию нагрузок, стремящихся сместить одну деталь отно сительно другой.
Применяют |
два вида прессовых соединений: запрессовка |
на гладких и |
на рельефных цилиндрических поверхностях (на |
накатку). |
|
Запрессовка на гладких поверхностях обеспечивает лучшее цен трирование соединений деталей. Практически точность данного вида соединений равна точности цельноизготовленной детали. При запрес совке на накатку трудно обеспечить соосность соединенных деталей. Однако при малых размерах деталей запрессовка на гладких поверх ностях менее экономична, так как требует высокой точности размеров и высокого класса чистоты поверхности. Чистота обработки поверх ностей на накатке может быть значительно ниже.
10
Недостатками прессовых соединений являются повышенная кон центрация напряжений в месте контакта поверхностей и трудность контроля качества соединения.
П р о ч н о с т ь с о е д и н е н и й з а п р е с с о в к о й на г л а д к и х ц и л и н д р и ч е с к и х п о в е р х н о с т я х . Прочность собран ного соединения зависит от величины натяга б, т. е. разности между
диаметрами охватываемой и |
охватывающей деталей до сборки |
(рис. 1): |
|
В |
= dB dQi |
где dB— диаметр вала; do — диаметр отверстия. |
|
До оборки |
После сборки |
В результате сборки на сопряженных поверхностях (рис. 2) со здается удельное давление р, которое определяется по формуле
Р = |
( 1.01) |
где d — номинальный диаметр сопряженных поверхностей; Е\ и —
модули упругости охватываемой и охватывающей деталей соответст
венно; С\ |
и Сг — коэффициенты, значения которых определяются из |
|||
решения |
Ламе для |
толстостенных |
сосудов: |
|
|
^ |
d* + d\ |
„ |
d\ + <72 |
|
Cl — |
rf2 _ d\ ~~^ и |
62 — |
d* — d2 + to. |
где p-i и Ц2 — коэффициенты Пауссона.
Т а б л и ц а 1
Коэффициенты Сi и С2 (при коэффициентах Пауссона M-i = pi2=0,3)
dx |
d |
0,00 |
0,10 |
0,20 |
0,30 |
0,40 |
0,50 |
0,60 |
0,70 |
0,80 |
0,90 |
—г~ или —— |
|||||||||||
d |
d% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сг |
|
0.70 |
0.72 |
0.78 |
0.89 |
1,08 |
1,37 |
1,83 |
2,62 |
4,25 |
9,23 |
Сп |
|
— |
1,32 |
1.38 |
1,49 |
1,68 |
1,97 |
2,43 |
3,22 |
4,85 |
9,83 |
И
Если на соединение действует усилие Q, направленное вдоль оси,
то неподвижность соединения обеспечивается условием
Q < Л |
( 1.02) |
где F — сила трения, возникающая на контактируемых поверхностях.
Сила трения определяется в данном случае по формуле
F = pndlf, |
(1.03) |
где I — длина посадочной |
части |
(обычно Z= l-h l,5 d); f — коэффи
циент трения.
Из уравнений (1.01), (1.02)
и (1.03) можно определить расчет ную величину натяга, обеспечи
вающего неподвижность |
соедине |
||
ния при действии силы Q: |
|
||
Q |
/С , |
[С. |
|
5 > n lf |
(_L |
»^2 |
(1.04) |
I Е, ~ |
Е2 |
Если на соединение действует крутящий момент Л/Кр, тогда не подвижность соединения можно обеспечить при условии
2М кр
<F. (1.05)
Расчетная величина натяга при действии крутящего момента со гласно (1.04) и (1.05) равна
2Мкр Сх |
С |
о > Tddf |
< L 0 6 > |
При совместном действии осе вой силы и крутящего момента
условие неподвижности соединения будет
V |
2Мкр \а |
(1.07) |
|
d + Q2 <F |
и расчетная величина натяга согласно (1.04) и (1.07) определяется следующим выражением:
1 С1 с 2 |
Y |
2ЛГкр \* |
ь > n lf |
|
(1.08) |
12