Файл: Ершов, А. П. Цвет и его применение в текстильной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
А. П. ЕРШОВ, А. А. ХАРХАРОВ
ЦВЕТ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ТЕКСТИЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЛЕНИНГРАД 1974.
Рекомендовано к печати Ленинградским институтом текстильной и легкой промышленности им. С. М. Кирова
УДК 535.6.65 : 677
Е р ш о в А. IX, X а р х а р о в А. А. Цвет и его применение в текстиль ной промышленности. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 164 с.
В книге изложены теоретические основы цветоведения и вопросы прак тического использования цвета в текстильной промышленности. Освещены три этапа формирования зрительного восприятия цвета: физический, психо физический и психологический. Рассмотрены вопросы трехкомпонеитнон теории цветового зрения, аддитивного смешения цветов, различные системы измерения цветов и колориметрические приборы для измерения цвета, а также вопросы практики использования цвета в текстильной промышлен ности. Подробно описаны методы физического, приближенно физического и метамерного воспроизведения цвета текстильных материалов. Освещены методы определения цветоразличения близких цветов, приведены расчетные формулы для расчета разнооттеночное™ и дана сравнительная оценка их.
Книга предназначена для инженерно-технических и научных работников текстильной, лакокрасочной, полиграфической и анилинокрасочной промыш ленности, а также для студентов вузов по указанным специальностям.
f .-ri—чиг». »« |
Air#** |
31602—172 076(02)—74 БЗ—30—66—1974
© Издательство Ленинградского университета, 1974 г.
ВВЕДЕНИЕ
Зрение играет решающую роль в познании человеком окру жающего мира. Цветовое зрение позволяет более четко отличать одни объекты материального мира от других и глубже позна вать их свойства.
Отражение внешнего мира органами чувств происходит при помощи ощущений. Материальный мир воздействует на органы чувств, раздражает их приемники и возбуждает нервные окон чания. Эти возбуждения передаются по нервной системе с боль шие полушария головного мозга и вызывают ощущения, которые отображают свойства тел, а не раздражение органа или воз буждение нервной системы. Так, например, нажав рукой на стол, человек ощущает твердость стола, а не болезненное дав ление на нервные клетки. Орган зрения дополняет информацию о форме, расположении, цвете стола, и в нашем сознании воз никает восприятие «образа внешнего мира». Восприятие (в на шем примере стола) является более высокой ступенью позна ния,, чем ощущение. При помощи восприятия в сознании возни кает объект внешнего мира и его свойства.
Более высокой формой познания являются представления. Они формируются на основании комплекса восприятий с учетом практического опыта, записанного в памяти. Так, в рассмотрен ном выше примере создается представление о столах, их свой ствах и назначении.
В эмпирическом познании действительности наиболее важное место среди других чувств принадлежит зрению. Восприятие цвета является одним из элементов рассматриваемого процесса, неотделимым от него. Вопросы теории и практики цвета выде лены в самостоятельную область знаний. Вместе с тем исследо ватель не должен забывать о ее роли и месте в процессе познания мира, чтобы не прийти к ложным выводам и противо речивым заключениям.
3
Широкое использование цвета в жизни и технике потребо вало решения ряда теоретических и практических вопросов. На первой стадии развития учение о цвете довольствовалось чисто субъективными методами сравнения и оценки. В дальнейшем эти методы перестали удовлетворять требованиям жизни и ста ли непригодными при развитии точных наук и особенно при внедрении электронных вычислительных машин. В результате возникла наука о цвете, с каждым днем все шире и глубже проникающая в разнообразные отрасли знаний. Эта наука полу чила название «цветоведение». Она рассматривает теоретиче ские и практические вопросы восприятия, воспроизведения и измерения цвета, а также объединяет данные о цвете, изу чаемые физикой, психофизикой и психологией.
Цветоведение тесно связано с рядом других наук. Физика дает возможность познать законы распространения, поглоще ния, отражения и рассеивания излучений, возбуждающих нерв ную систему сетчатки глаза. Психофизика рассматривает процес сы, происходящие в сетчатке глаза. Психология изучает законы, управляющие чувственным восприятием в целом, связывая ощу щения цвета с ощущениями, поступающими по другим каналам информации. В целом цветоведение рассматривает один из важ нейших вопросов философии — познание человеком материаль ного мира.
Цветоведение находит применение в ряде производств, в том числе в анилинокрасочной и текстильной промышленности. Цвет играет большую роль в художественном оформлении изделий текстильной промышленности. Уровень развития производства, достигнутый к настоящему времени, требует разработки объек тивных методов контроля качества изделий по цвету, т. е. уста новления стандартов цветов и допусков на их отклонения. Кроме того, в последнее время начинают широко использовать цифро вые электронно-вычислительные машины для выбора красите лей и определения их концентраций для воспроизведения цвета стандарта. Большое значение имеет также изучение цветовых (колористических) свойств красителей’. Значение этих свойств позволяет выбирать наиболее ценные красители, экономно их расходовать, точно воспроизводить цвет, а также направить исследования по синтезу красителей на получение наиболее ценных для текстильной промышленности образцов.
Целью настоящего руководства является рассмотрение основных законов цветоведения и применения их для решения некоторых задач текстильной промышленности.
Электромагнитные излучения могут быть преобразованы в электрическую, механическую, химическую и другие формы энергии. Своеобразным преобразователем видимого излучения служит зрительный аппарат человека. В нем энергия излучения преобразуется в высшую форму движения — ощущение. Это преобразование лучистой энергии протекает в три этапа: физи ческий, психофизический и психологический (рис. 1). Вначале
4
|
|
|
|
В орган |
зрения |
В разные |
участки |
||
|
|
|
|
Т |
|
|
зрения |
|
|
|
|
|
|
Возникновение |
команд |
|
|||
|
|
|
|
|
Возникновение в |
|
|
||
|
|
|
|
|
сознании |
ощу |
|
|
|
|
|
Передача |
возбуж |
щения |
цвета |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
дений |
приемников |
|
|
|
|
|
|
ские свойства |
сре |
КЗС по трем са |
|
|
|
|
|
||
мостоятельным ка |
Возникновение |
|
|
||||||
ды |
|
Я о |
|||||||
|
налам |
в |
головной |
зрительных |
ощу |
||||
|
|
мозг |
|
|
щений |
|
|
к е |
|
|
|
|
|
|
|
о>о |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
а- а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
f* |
<L> |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 я |
|
|
|
|
|
|
Возникновение |
° S |
|||
|
|
|
|
|
а ' " |
||||
|
|
|
|
|
ощущений |
дру |
Нк Я] |
||
|
|
|
|
|
гих органов |
ОЯ Е- |
|||
|
|
|
|
|
\о я |
||||
|
|
|
|
|
ЧУВСТВ |
|
|
a |
cd и |
|
|
|
|
|
|
|
о, a а |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
g « |
|
|
|
|
|
|
|
|
° ч g |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
к а к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
й ЕВs |
|
|
|
|
|
|
Возникновение |
я |
о, |
||
|
|
|
|
|
о й « |
||||
|
|
|
|
|
элементов |
памя |
|
h Й |
|
|
|
|
|
|
Е « о |
||||
|
|
|
|
|
ти |
|
|
£ S п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 VO« |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-» |
о к |
Изучается физикой |
|
Изучается психофизикой |
|
Изучается |
психологией |
|
|||
Рис. |
1. Три этапа формирования зрительного |
|
восприятия |
|
|
|
|
|
ноток излучения проходит какую-либо среду от источника до глаза наблюдателя. В этой среде излучение подвергается отра жению, поглощению и рассеиванию. Как качественная, так и ко личественная сторона этих процессов зависит от оптических свойств среды и может быть точно рассчитана по законам физики.
Излучение, попавшее на сетчатку глаза, отличается от излу чения источника, и это отличие содержит в себе информацию об оптических свойствах среды, через которую прошло излуче ние. В сетчатке глаза видимое излучение воздействует на три преобразователя электромагнитной энергии, переводящие его в энергию нервных импульсов. Преобразователи часто называют приемниками сетчатки глаза, придавая им буквенные обозна чения К, 3 и С; первый из них наиболее чувствителен к излуче нию длинноволновой, второй — средней, а третий — коротко волновой частей спектра. Процессы, протекающие в приемниках кзс, являются объектом изучения психофизики цвета.
Информация о количестве и качестве излучения поступает в головной мозг и вызывает в нашем сознании ощущения цвета и света. Эти ощущения вместе с ощущениями других органов чувств, данными памяти и зрительными ощущениями формы тела, расположения, протяженности, прозрачности и т. и. под вергаются логической обработке, в результате чего возникает восприятие объекта внешнего мира и формируются команды, подаваемые как органу зрения, так и в другие участки тела.
Ф и з и ч е с к и й этап формирования зрительного восприятия протекает под воздействием электромагнитных колебаний от 380 до 760 нм. Эта часть спектра носит название видимого излучения в отличие от не видимых человеком излучений. Каче ственно видимые излучения характеризуются длинами волн монохроматических излучений, входящих в состав сложных излу чений; количественно же мощностью каждого из монохромати ческих излучений, выражаемой чаще всего в ваттах. Видимые излучения измеряются радиометрами, принцип работы которых
заключается в преобразовании |
энергии |
видимого излучения |
в электрическую и измерении |
последней. |
Зная коэффициент |
перехода одной энергии в другую, нетрудно рассчитать энергию
видимого |
излучения. |
этап |
формирования |
зрительного |
П с и х о ф и з и ч е с к и й |
||||
восприятия протекает в |
сетчатке |
глаза, и в результате его |
||
головной |
мозг получает |
информацию о количестве |
и качестве |
видимого излучения. Оценка видимого излучения человеком по тому действию, которое оно производит на приемники КЗС сет чатки глаза, носит название света. Свет является количествен ной характеристикой воздействия видимого излучения на сет чатку глаза и определяется суммарной величиной возбуждения приемников КЗС. Эта величина зависит от количества излуче
ния, приходящегося на единицу поверхности сетчатки |
глаза. |
Чем больше попадает фотонов на эту поверхность, тем |
больше |
6
величина возбуждения нервов сетчатки глаза и тем больше величина света. Освещенность сетчатки постоянно регулируется изменением перекрытия глаза веком, изменением величины зрачка, перестройкой цветовоспринимающих элементов сетчатки глаза и т. и. В результате такой регулировки орган зрения не определяет величину света. При формировании зрительного вос приятия основную роль играет относительная оценка величин света. Количественно свет измеряется при помощи фотометров путем установления тождества суммарного возбуждения прием ников кзс как от образца, так и от эталона.
Кроме суммарного возбуждения приемников КЗС можно рассматривать возбуждения каждого из приемников в отдель ности. Эти величины отображают спектральный состав излуче ния и характеризуют его цвет. Оценка видимого излучения органом зрения по величинам возбуждения трех приемников сетчатки глаза носит название цвета. Понятие цвета включает в себя как качественную, так и количественную характеристику света, поскольку суммарное возбуждение дает величину цвета, а относительные возбуждения каждого из приемников КЗС характеризуются цветностью излучения.
Непосредственно измерить цвет по величинам возбуждения приемников КЗС не представляется возможным. Поэтому при бегают к помощи трех эталонов цвета, возбуждения которых принимают за единицу. При измерении цвета определяют, ка кие количества эталонных цветов нужно взять, чтобы каждый из приемников глаза возбуждался в одинаковой степени от образца и эталонов. Приборы, позволяющие производить такие
измерения, носят |
название колориметров. |
В ГОСТе 13088-67 «Колориметрия. Термины, определения» |
|
цвет определяется |
как «объект колориметрических измерений, |
свойство, общее всем спектральным составам излучения, визу ально не различимым в колориметрических условиях наблюде ния». Поскольку цвет определяется уровнями возбуждения трех приемников сетчатки глаза, то в соответствии с определением ГОСТа «цвет есть аффинная векторная величина трех изме рений».
При сопоставлении физического и психофизического этапов обращает на себя внимание разный характер изучаемых объек тов, подчиненных разным законам и измеряемых разными вели чинами. Взаимосвязь этих этапов сложна и для количественных
расчетов требует наличия |
экспериментальных |
данных. |
П с и х о л о г и ч е с к и й |
э т а п зрительного |
восприятия отно |
сится к высшей нервной деятельности человека и является по следней фазой отображения реального мира в нашем сознании. В цветоведении рассматриваются два элемента сознания: ощу щение и восприятие цвета.
Получить представление о специфике ощущения цвета
можно, если рассматривать цвет какой-либо |
поверхности тела |
с помощью фотометра. В окуляре прибора |
наблюдается окра |
7