Файл: Дорошенко, Н. К. Научно-технический прогресс в орошаемом земледелии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ной работы дождевальных агрегатов ДДА-100М. С. К. Губа своим личным творческим планом преду смотрел .к концу девятой пятилетки создать орошае мое культурное пастбище площадью около 200 га, строительство которого началось весной 1973 года. Он также задался целью автоматизировать управле ние насосными станциями Краснянского и Капуловского орошаемых массивов.
Большинство специалистов колхоза имени Горь кого успешно осуществляют свои творческие замыслы. Так, бригадир специализированной бригады № 4 Ге рой Социалистического Труда агроном А. Я- Иегода внедрил опыт совхоза «Берестовой» Донецкой обла сти, неоднократного участника ВДНХ СССР по вы ращиванию высокого урожая овощей на поливных плантациях. Благодаря применению широкополосного способа сева его бригада в 1972 году собрала лука по 296 ц/га (рекордный урожай на Никопольщнне), или в два раза больше, чем предусмотрено обязательства ми. Экономический эффект от внедрения прогрессив ной технологии возделывания овощных культур на орошении по бригаде № 4 составил 12 тыс. руб.
По инициативе бригадира специализированной бригады № 3 этого же колхоза агронома Н. Г. Вороненко при орошении междурядий сада по бороздам в 1972 году внесены существенные изменения в тех-' нологию полива: для нарезки поливных борозд при менили бороздоделательный механизм, изготовленный рационализаторами бригады из описанного культива тора, и дооборудовали его щелерезами. Этим меха
низмом в агрегате с трактором |
Т-74 стали |
нарезать |
||||
борозды глубиной до |
25 см, а если применяли и ще- |
|||||
лерезы, то |
глубиной |
до |
40 см. |
Раньше |
|
борозды, |
нарезаемые |
специальным |
приспособлением |
в |
агрегате |
||
с трактором |
«Беларусь», |
имели |
глубину |
не |
'больше |
20см.
В1971 году при нарезке неглубоких борозд трак тором «Беларусь» оросительная вода напускалась в борозды длиной 35—40 м, а в 1972 году водой на полнялись более глубокие борозды и длинные—150—
180и даже 200 м. В результате поливальщики мень ше времени расходуют на перекрытие борозд пере носными щитами, что способствует повышению произ-
82
водительности их труда. Так, если при заполнении борозд, нарезанных трактором «Беларусь», одним по
ливальщиком |
поливается |
за |
смену |
площадь около |
||||
1 га, то при |
заполнении глубоких борозд— 1,8—2 га. |
|||||||
Кроме того, |
при |
нарезке борозд орудием в агрегате |
||||||
с трактором Т-74 |
отпадает |
необходимость |
предвари |
|||||
тельно проводить |
чизелевание |
междурядий. |
||||||
|
Специализированную бригаду № 5 в колхозе име |
|||||||
ни |
Горького |
с |
1972 |
года |
возглавляет |
коммунист |
||
А. |
Г. Вороненко, |
по |
специальности |
техник-мелиора |
тор. Позаимствовав опыт передовых бригадиров — ме далистов ВДНХ СССР, он .внедрил двухсменную, ра боту на всех тракторных агрегатах, использованных на огороде, и не только механизаторов, но и колхоз ников, обслуживающих машины и механизмы, агрегатируемые с тракторами, а также внедрил новые высокоурожайные сорта овощных культур, мелко групповую сдельщину на уходе за плантациями всех; овощных культур и уборке урожая. При таком мето де организации труда плантация разделяется на не сколько полосок, за каждой «з них закрепляется не большое по численности звено (из четырех кол хозниц) .
Внедрение прогрессивных методов не замедлило оказаться. Коллектив бригады своими силами свое временно выполняет все работы по уходу за овощны ми 'плантациями. Три трактора своевременно выпол няют такой объем работ, с каким в 1971 году не оправлялись четыре трактора, так как на них в две смены работали лишь одни 'механизаторы, да и то не ежедневно. При двухсменной работе механизаторов и членов овощеводческой бригады тракторные агрегаты работали по 16—17 часов.
Результаты внедрения достижений науки и* пере дового опыта были существенными: бригада, руко водимая А. Г. Вороненко, с минимальными затратами
труда и средств |
получила |
в '1972 |
году |
наивысший |
в |
||||
колхозе урожай овощей — по 236 |
ц/га, |
или на 45 |
ц/га |
||||||
больший, чем |
в |
1971 году, |
и |
вышла |
победителем |
в |
|||
социалистическом |
соревновании |
с бригадой |
№ |
4, |
|||||
возглавляемой |
|
Героем |
Социалистического |
Труда |
|||||
А. Я. Негодой. |
Экономический |
эффект |
от внедрения |
||||||
в огородной бригаде № 5 достижений |
науки |
и |
пере- |
||||||
С* |
|
83 |
|
|
|
|
|
|
дового опыта составил 32,3 тыс. руб. По результатам внутрихозяйственного расчета ее члены получили до плату в размере 34 коп. на заработанный рубль.
На базе специализированной бригады № 5 созда на районная школа передового опыта 'совершенство вания организации труда и производства в орошае мом овощеводстве.
Можно назвать имена многих специалистов и ря довых умельцев, которые внесли значительную часть своего творческого труда во внедрение в производ ство нового, передового. Расскажем о некоторых из них.
В машине ДДН-70 (дальнеструйный дождеватель навесной) рабочее колесо «а валу насоса крепится посредством двух шпонок. При работе центробежного насоса (2100 об/мин) шпоночные канавки в ступице рабочего колеса и в вале насоса разбиваются. Насос
4без ремонта работает не более месяца. Быстро заме нить указанные детали зачастую невозможно из-за отсутствия запчастей. Кроме того, частая замена де талей приводит к длительным простоям агрегата в напряженный период проведения вегетационных по ливов и к перерасходу средств. Механик-контролер
ордена Трудового Красного Знамени колхоза «Авро ра» Н. П. Бабич совместно с рационализаторами И. И. Вяткиным, И. Н. Огиенко и Н. Е. Ищенко успешно решили проблему усовершенствования этого узла дождевального агрегата (рис. 13). Сделали они •это следующим образом.
Вал насоса 4 в посадочном месте ступицы рабо чего колеса протачивается и нарезается резьба М44Х ХЗ длиной 45 мм. Ступица рабочего колеса / соот ветственно тоже протачивается, и в ней нарезается
\резьба М59ХЗ длиной 50 мм. Между валом и ступи цей находится резьбовая втулка 2 из бронзы (разме ры втулки показаны на рисунке). При вращении вала насоса втулка работает на закручивание. Во избежа-_ ние прокручивания втулки насквозь на ней сделан буртик (для упора).
Производственное испытание под наблюдением главного инженера-механика колхоза «Аврора» В. А. Меньшова показало, что крепление рабочего колеса на валу насоса с помощью резьбы является
84
Рис. 13. Крепление рабочего колеса на валу насоса машины ДДН-70:
Л — заводское |
крепление; / — г а й к а |
крепления; |
2 — рабочее |
ко |
||
лесо; 3 — шпонки для |
крепления; 4 — вал |
насоса; |
Б — крепление, |
|||
усовершенствованное |
рационализаторами |
колхоза |
«Аврора»; |
1—• |
||
рабочее |
колесо; |
2 — резьбовая |
втулка; 3 — вал насоса. |
|
более надежным. Центробежный .насос машины ДДН-70 без ремонта указанного узла может работать полтора-два года, то есть до полного износа рабочего колеса. По такому способу переделывают и крепле ния в насосах агрегата ДДА-ЮОМ, но только резьбо вую втулку делают левой резьбы.
В 1973 году ев колхозе «Аврора» работают 38 ма шин ДДН-70 и 10 —типа ДДА-100 М, оборудованных насосами с усовершенствованными креплениями. В результате простои дождевальных агрегатов из-за технической.неисправности в центробежных насосах сведены до минимума.
Об ускорении научно-технического прогресса в орошаемом земледелии постоянную заботу проявляют десятки инженерно-технических работников Нико польского управления эксплуатации оросительных систем и хозяйств-водопользователей.
При подготовке к поливному сезону межхозяйст венной, а в некоторых хозяйствах и внутрихозяйствен ной оросительной сети ежегодно приходится выпол нять значительный объем работ по заделке швов между железобетонными плитами, уложенными на
85
откосах и на дно каналов и регулирующих бассейнов. Обычно их заделывают простым способом: сна чала кладут слой 'битума, а сверху — цементный раствор. Эти материалы под воздействием изменения температур недолговечны.
Заделку швов битумом и цементом чаще произ водят весной, перед началом поливного сезона. Если учесть, что только по Никопольской оросительной системе общая протяженность швов между железобе тонными плитами дестигает примерно 20 тыс. пог. м, то нетрудно представить себе размер затрат труда и материалов. Да и сама заделка швов, особенно на откосах, представляет собой один из сложных видов ремонтных работ. Обычно весна торопит с проведе нием ремонта оросительной сети. Если не успеть тща тельно проверить все швы и заделать потрескавшиеся (а часто и вывалившиеся), вода может просочиться под плиты. А эти недостатки уже можно устранить лишь проведением капитального ремонта.
Большую ценность представляет инициатива тех ника-гидротехника В. X. Соляник. Использовав реко мендации ученых В. П. Батюка и Н. К. Василенко из УкрНИИГЙМа, проверенные на пятилетнем произ водственном опыте при омонолйчивании каменного крепления напорных откосов гидротехнических соору жений на участках управления защитных сооружений на Каховском водохранилище, В. X. Соляник решила использовать мастику политбутбит для заделки швов между железобетонными плитами каналов и бассей нов оросительной системы. Новый герметизирующий материал был сначала применен при заделке швов общей длиной 500 м между железобетонными плита ми канала. Результаты хорошие: шов будет гермети
зировать щель |
между |
плитами |
на протяжении 10— |
|||
12 |
лет. Стоимость заделки шва мастикой |
политбутбит |
||||
из |
расчета |
на |
1 пог. |
м—19—21 |
коп., |
а битумом и |
цементным |
раствором — 13-—15 коп. |
|
||||
|
Расчеты |
показывают, что если »в течение одного |
года заделать все швы между железобетонными пли тами каналов и бассейнов и других гидротехнических сооружений с применением нового герметизирующего материала, то дополнительные затраты на весь объем работ (20 тыс. пог. м) составят 1,2 тыс. руб. Но уже
86
в следующем году и в течение |
10—11 |
последующих |
|||||||||||
лет экономия |
(ежегодно) |
на ремонтных |
работах при |
||||||||||
подготовке оросительной системы к поливному сезону |
|||||||||||||
составит 3 тыс. руб. и около 300 |
|
чел-дней. |
|
|
|||||||||
За десять лет гарантийной службы швов из гер |
|||||||||||||
метизирующего |
материала |
политбутбит, |
благодаря |
||||||||||
уменьшению объема ремонтных |
работ |
и |
продлению |
||||||||||
срока службы |
креплений, |
будет |
|
сэкономлено |
более |
||||||||
30 тыс. руб., не говоря уже о том, |
что тщательная за |
||||||||||||
делка герметизирующих швов из политбутбита явля |
|||||||||||||
ется надежной гарантией того, что удастся избежать, |
|||||||||||||
за очень |
редким |
исключением, |
проникновения |
воды |
|||||||||
под железобетонные плиты, в почву. И если отпадет |
|||||||||||||
необходимость |
|
ежегодно |
ремонтировать |
крепления |
|||||||||
между железобетонными плитами, подготовку ороси |
|||||||||||||
тельной системы к поливному сезону можно будет за |
|||||||||||||
канчивать |
значительно раньше. |
|
|
|
|
|
|||||||
Политбутбит — нестареющий |
|
упругий |
материал, |
||||||||||
служит для заделки |
швов и зазоров в бетонной и ка |
||||||||||||
менной |
облицовке. |
В состав |
политбутбита |
входят: |
|||||||||
битум БН-4 — 70%, |
кубовые |
остатки синтеза жирных |
|||||||||||
кислот |
с |
содержанием |
углеродных |
атомов |
(более |
||||||||
20 ВЖК) — 10%; 5-процентный |
раствор полиизобути- |
||||||||||||
лена марки П-118 или |
П-200 в |
соляровом масле — |
|||||||||||
20%. Политбутбит отличается от других герметизи |
|||||||||||||
рующих |
|
материалов |
долговечностью, |
термоетой- » |
|||||||||
костью, |
водостойкостью |
и термопластичностыо |
благо |
||||||||||
даря полимерным добавкам. Кубовые остатки высо |
|||||||||||||
комолекулярных |
жирных |
кислот |
(ВЖК) |
способст |
|||||||||
вуют сохранению |
вязкости |
полимерной |
мастики, а |
||||||||||
полиизобутилен улучшает механические свойства по |
|||||||||||||
литбутбита — повышает |
сопротивляемость |
усталости |
|||||||||||
мастики, увеличивает сопротивление разрыву и отно |
|||||||||||||
сительное |
удлинение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Как приготовить мастику политбутбит? Сначала битум очищают от мусора, попавшего при транспор тировке и хранении, а затем разогревают в обычной битумоварке. При этом дозировка производится в котле-термосе, количество битума определяют по весу или объемной рейкой. В отдельной емкости разогре вают ВЖК. Затем сливают ВЖК в котел-термос вместе с битумом и интенсивно перемешивают в тече ние 5—10 мин. Полиизобутилен измельчают на ку-
87