Файл: Дорошенко, Н. К. Научно-технический прогресс в орошаемом земледелии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
занные с использованием орошаемых земель, и в принципе может быть рекомендована для использова ния». И далее: «Предложение о введении в практику орошаемого земледелия «Паспорта и технологической карты поля орошаемого массива» с целью улучшения планирования и осуществления агротехнических, ме лиоративных и организационных мероприятии, на правленных на повышение продуктивности орошае мых земель, заслуживает в своей организационной основе одобрения». Изучать опыт высокопроизводи тельного использования поливной техники и ведения технологических карт орошаемых полей приезжали мелиораторы Ворошиловгра-дской, Запорожской и других областей Украины, Ставропольского края, Да гестанской АССР.
В Никопольском районе еще в 1971 году занялись организацией творческого соревнования специалистов и рабочих-новаторов за ускорение научно-техническо го прогресса.
Настоящая книга будет полезна для специалистов орошаемого земледелия, которые занимаются широ ким внедрением в производство достижений науки, техники и опыта передовиков, что позволит обеспе чить ежегодное получение проектной урожайности сельскохозяйственных культур на каждом поливном поле, добиться повышения качества продукции и уве личения чистого дохода с каждого гектара орошае мого поля. Только на этой основе можно добиться окупаемости капитальных вложений в строительство оросительных систем в сроки, предусмотренные проек тами. Орошаемые земли будут гарантировать полу чение высоких, устойчивых урожаев всех сельскохо зяйственных культур в засушливых районах Степи Украины.
Г. Н. СЕРОШТАН, начальник Дне пропетровского областного управле ния мелиорации и водного хозяйства
ПОСЕВЫ ПОЛИВАЮТ «ФРЕГАТЫ»
Широкозахватные дождевальные машины «Фре гат» (рис. 1) начали работать весной 1972 года в ордена Трудового Красного Знамени колхозе «Авро ра» Никопольского района. Появление таких устано вок вызвало большой интерес у работников сельского хозяйства Приднепровья. Да и кто может остаться
равнодушным, узнав, |
что |
дождевальный |
агрегат |
имеет ширину захвата почти полкилометра! |
|
||
На полях второй тракторно-полеводческой |
брига |
||
ды колхоза «Аврора» |
один |
агрегат использовали на |
поливе люцерны, второй — на поливе подсолнечника. Многоопорную дождевальную машину приезжали смотреть представители хозяйств Днепропетровщины, а также мелиораторы Запорожской, Донецкой, Ворошиловградской и других областей. Краткие
пояснения о |
«Фрегатах» давали |
операторы-мото |
ристы колхоза |
П. Н. Малиновский |
и Н. А. Гудзин- |
окий, окончившие специальные курсы на заводе-изго товителе широкозахватных установок. Более квали фицированные консультации для групп экскурсантов по вопросу устройства и эксплуатации «Фрегатов» давали инженерно-технические работники.
• Автоматизированная многоопорная дождевальная машина «Фрегат» предназначена для полива сельско хозяйственных культур. Она представляет собой дви жущийся по кругу трубопровод, установленный на 16 самоходных тележках на высоте 2,2 м от поверхности земли. Привод машины в движение — гидравличе ский, с использованием напора воды в подводящем трубопроводе. Машина может работать на участках со сложным рельефом и уклоном до 0,05.
С помощью передвижной насосной станции СИП75/100 вода для полива подается от гидранта закры той оросительной сети, а с помощью стоя'ка неподвиж-
9
0,32 мм/мин. Площадь, обслуживаемая за сезон на двух позициях, — 60—144 га (в зависимости от длины машины). Предел регулирования времени для пол ного оборота — 50—250 ч, предел регулирования нор мы полива 240—1200 мг1га (этот показательувели чивается пропорционально времени полного оборота).
На каждой самоходной тележке имеется гидро привод, обеспечивающий ее движение по кругу. Са моходные тележки имеют систему автоматической синхронизации, механизм которой контролирует из гиб трубопровода в горизонтальной плоскости и регу лирует расход воды, подаваемой в гидропривод.
«Фрегат» можно использовать на орошаемом поле севооборота на одной или нескольких позициях. Для перевозки на другую позицию машина оборудована специальным устройством, позволяющим осущест влять буксировку ее трактором класса 5 т. Общий вес машины — 15 г.
Машина |
состоит |
из |
следующих основных узлов: |
|||
водопроводящего трубопровода, |
изготовленного |
из |
||||
стальных оцинкованных |
труб |
и |
установленного |
на |
||
А-образных |
тележках |
с гидроприводом; неподвижной |
||||
опоры с поворотным |
коленом, |
соединенным с трубо |
проводом, дождевальных аппаратов, системы автома тической синхронизации движения тележек, системы
электрической и |
механической |
аварийной |
защиты |
(рис. 2). Монтаж |
«Фрегата» |
выполняют |
непосред |
ственно на орошаемом участке. В'центре поля строят бетонный фундамент под неподвижную опору с пово
ротным коленом. |
|
|
Водопроводящий трубопровод |
установки |
состоит |
из стальных оцинкованных труб |
с приварными |
флан |
цами. Между фланцами ставятся уплотннтельные резиновые прокладки, а затем они соединяются бол тами. В нижней части каждой трубы установлены штуцеры для сливных клапанов, состоящих из седло вины, навинчивающейся на штуцер, и резинового кла пана. При достижении определенного давления эти штуцеры не выпускают воду. На верхней части каж дой короткой трубы имеется стояк для отбора воды'на гидропривод тележки, а на длинных трубах в верхней части приварены штуцеры для дождевальных аппа ратов.
11
5
Г
Рис. 2. Механизм |
автоматического |
управления |
и |
остановки |
|||
|
|
|
последней тележки: |
|
|
||
/ — ролик |
передний; |
2 — толкатель; |
3 — переходник; |
-I — стержень; |
|||
5 — ролик |
задний; |
6 — шкив |
клапана; |
7 — ш а р о в о й клапан; S — пла |
|||
стина толкателя; |
9— |
кронштейн; 10 — опора; / / — пружина; |
12 — ртут |
||||
|
|
|
ный |
выключатель. |
|
|
А-образная тележка состоит из рамы, тросовой опоры, колес и гидропривода. Основные части гидро привода (рис. 3): гидроцилиндр, клапан-распредели тель и механизм привода клапана-распределителя. Гидроцилиндр — это эмалированная труба, в которую входит поршень с манжетой. Шток поршня ввернут в основание, в котором имеется отверстие для подсое динения гидроцилиндра к раме. Клапан-распредели тель состоит из корпуса, штока, пружины, гайки и переходника. Клапан-распределитель крепится к фланцу основания. Механизм привода клапана-рас пределителя — это рычаг, пружина и две планки.
«Фрегат» оснащен среднеструйными дождеваль ными аппаратами четырех типоразмеров и одним концевым аппаратом, работающим по сектору и кру гу. Вращение дождевального аппарата вокруг оси происходит под действием струи ©оды, которая под давлением выходит из приводного сопла и ударяет
12
|
|
|
Рис. 3. |
Гидропривод: |
|
||
/ — верхняя |
крышка; |
2 — шпилька |
цилиндра; 3 — цилиндр; |
4 — м а н |
|||
ж е т а ; |
5 — поршень; |
6 — шток; |
7 — н и ж н я я |
крышка; 8 — силовой ры |
|||
чаг; |
9 — тяга |
переключения; |
10— |
скоба |
тяги; / / — шток |
клапана; |
12—кольцо; |
13 — основание; |
14 — клапан-распределнтель; 15 — тройник; |
||
16 — сливной |
кран; |
17— рычаг; 18 — пружина; 19 — планка; |
20 — седло |
|
клапана; 21 |
— корпус |
клапана; 22— регулировочный |
болт. |
криволинейную лопатку-коромысло. Для установки аппарата на дождевание по кругу оператор подни мает вверх палец перекидного рычага, закрепляя его так, чтобы упор двух шайб не касался пальца. Для полива по сектору палец перекидного рычага уста навливают между опорами двух шайб. Поворотом этих шайб вокруг вертикальной оси фиксируется не обходимый угол сектора.
13
Система тросов состоит из поддерживающих тро сов, которые устанавливаются в вертикальной плос кости, тросов-растяжек — в горизонтальной плоскости и тросов-уравнителей — в верхнем поясе. При монта же этой системы особое внимание уделяют регули ровке натяжения горизонтальных тросов-растяжек. Неравномерное их натяжение может вызвать искрив ление трубопровода по всей длине. Поэтому тросы должны быть натянуты туго, но не чрезмерно.
Система автоматической синхронизации движения: тележек (рис. 4 ) — э т о регулирующий дроссельный «лапан с приводом, а также тяги, которые прикреп ляются к водопроводящей трубе с обеих сторон теле жек и к хомутам. Нажимной рычаг, поворачиваясь вокруг оси, регулировочным болтом, ввернутым в. рычаг, нажимает на шток регулировочного клапана и открывает проход воды в гидроцилиндр. Количестзоводы, поступающей в гидроцилиндр, зависит от сте-
Рис. |
4. Система |
автоматической синхронизации |
движения те |
|||
|
|
|
лежек: |
|
|
|
/ — регулирующий |
оинт; |
2 — н а ж и м н о й рычаг; |
3 — стержень; 4 — хо |
|||
мут; |
5 — дроссельный |
клапан; 6 — шток |
клапана; |
7 — кронштейн; |
||
S — ртутный переключатель; 9 — маятник; |
10^- |
скоба; |
/ / — указатели |
маятника.
14
пени |
перемещения рычага, |
а перемещение |
последне |
||
го — от изгиба |
водопроводящего |
трубопровода, кото |
|||
рый |
передается |
через тяги |
на |
стержень. |
Оператор- |
моторист перед пуском машины должен отрегулиро вать положение стержня.
Механическая аварийная защита «Фрегата» обес печивается с помощью шарового клапана, располо женного на последней тележке, и проволоки, протя нутой вдоль всего трубопровода. Один конец прово локи закрепляют на фланце поворотного клапана колена неподвижной опоры, другой через стяжнуюгайку и пружину соединяют с тягой шарового клапа на.. По роликам проволока проходит через промежу точные тележки. При изгибе трубопровода проволока натягивается и поворачивает шар клапана. При этом проходное сечение клапана уменьшается, что и вызы вает уменьшение количества воды, поступающей в: гидропривод последней тележки. При полном пере крытии проходного сечения клапана последняя те лежка останавливается. Затем через систему автома тической синхронизации останавливается и уста новка.
Система электрической аварийной защиты состоит из ртутных выключателей, установленных на маятни ках механизма привода регулирующих клапанов те лежек. На стержне имеются скобы, которые при дви жении стержня поворачивают маятник с ртутными выключателями. Эти выключатели соединены после довательно и воздействуют на реле, находящееся на неподвижной опоре. При чрезмерном (недопустимом) искривлении трубопровода ртутные выключатели раз мыкают (за счет разворота) цепь управления реле,, которое отключает привод насосной станции, и подача воды в трубопровод прекращается.
Ртутный выключатель размещен на маятниковом рычаге, который закреплен на поворотном колене не подвижной опоры. Для остановки «Фрегата» после завершения кругового цикла полива служит планка, укрепленная на неподвижной опоре. Маятниковый рычаг, задевая планку, наклоняется, и ртутный вы ключатель размыкает цепь управления реле.
Эффективность дождевания зависит от правильно го соотношения между поливной нормой воды, про-