Файл: Дорошенко, Н. К. Научно-технический прогресс в орошаемом земледелии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

занные с использованием орошаемых земель, и в принципе может быть рекомендована для использова­ ния». И далее: «Предложение о введении в практику орошаемого земледелия «Паспорта и технологической карты поля орошаемого массива» с целью улучшения планирования и осуществления агротехнических, ме­ лиоративных и организационных мероприятии, на­ правленных на повышение продуктивности орошае­ мых земель, заслуживает в своей организационной основе одобрения». Изучать опыт высокопроизводи­ тельного использования поливной техники и ведения технологических карт орошаемых полей приезжали мелиораторы Ворошиловгра-дской, Запорожской и других областей Украины, Ставропольского края, Да­ гестанской АССР.

В Никопольском районе еще в 1971 году занялись организацией творческого соревнования специалистов и рабочих-новаторов за ускорение научно-техническо­ го прогресса.

Настоящая книга будет полезна для специалистов орошаемого земледелия, которые занимаются широ­ ким внедрением в производство достижений науки, техники и опыта передовиков, что позволит обеспе­ чить ежегодное получение проектной урожайности сельскохозяйственных культур на каждом поливном поле, добиться повышения качества продукции и уве­ личения чистого дохода с каждого гектара орошае­ мого поля. Только на этой основе можно добиться окупаемости капитальных вложений в строительство оросительных систем в сроки, предусмотренные проек­ тами. Орошаемые земли будут гарантировать полу­ чение высоких, устойчивых урожаев всех сельскохо­ зяйственных культур в засушливых районах Степи Украины.

Г. Н. СЕРОШТАН, начальник Дне­ пропетровского областного управле­ ния мелиорации и водного хозяйства

ПОСЕВЫ ПОЛИВАЮТ «ФРЕГАТЫ»

Широкозахватные дождевальные машины «Фре­ гат» (рис. 1) начали работать весной 1972 года в ордена Трудового Красного Знамени колхозе «Авро­ ра» Никопольского района. Появление таких устано­ вок вызвало большой интерес у работников сельского хозяйства Приднепровья. Да и кто может остаться

равнодушным, узнав,

что

дождевальный

агрегат

имеет ширину захвата почти полкилометра!

 

На полях второй тракторно-полеводческой

брига­

ды колхоза «Аврора»

один

агрегат использовали на

поливе люцерны, второй — на поливе подсолнечника. Многоопорную дождевальную машину приезжали смотреть представители хозяйств Днепропетровщины, а также мелиораторы Запорожской, Донецкой, Ворошиловградской и других областей. Краткие

пояснения о

«Фрегатах» давали

операторы-мото­

ристы колхоза

П. Н. Малиновский

и Н. А. Гудзин-

окий, окончившие специальные курсы на заводе-изго­ товителе широкозахватных установок. Более квали­ фицированные консультации для групп экскурсантов по вопросу устройства и эксплуатации «Фрегатов» давали инженерно-технические работники.

• Автоматизированная многоопорная дождевальная машина «Фрегат» предназначена для полива сельско­ хозяйственных культур. Она представляет собой дви­ жущийся по кругу трубопровод, установленный на 16 самоходных тележках на высоте 2,2 м от поверхности земли. Привод машины в движение — гидравличе­ ский, с использованием напора воды в подводящем трубопроводе. Машина может работать на участках со сложным рельефом и уклоном до 0,05.

С помощью передвижной насосной станции СИП75/100 вода для полива подается от гидранта закры­ той оросительной сети, а с помощью стоя'ка неподвиж-

9



0,32 мм/мин. Площадь, обслуживаемая за сезон на двух позициях, — 60—144 га (в зависимости от длины машины). Предел регулирования времени для пол­ ного оборота — 50—250 ч, предел регулирования нор­ мы полива 240—1200 мг1га (этот показательувели­ чивается пропорционально времени полного оборота).

На каждой самоходной тележке имеется гидро­ привод, обеспечивающий ее движение по кругу. Са­ моходные тележки имеют систему автоматической синхронизации, механизм которой контролирует из­ гиб трубопровода в горизонтальной плоскости и регу­ лирует расход воды, подаваемой в гидропривод.

«Фрегат» можно использовать на орошаемом поле севооборота на одной или нескольких позициях. Для перевозки на другую позицию машина оборудована специальным устройством, позволяющим осущест­ влять буксировку ее трактором класса 5 т. Общий вес машины — 15 г.

Машина

состоит

из

следующих основных узлов:

водопроводящего трубопровода,

изготовленного

из

стальных оцинкованных

труб

и

установленного

на

А-образных

тележках

с гидроприводом; неподвижной

опоры с поворотным

коленом,

соединенным с трубо­

проводом, дождевальных аппаратов, системы автома­ тической синхронизации движения тележек, системы

электрической и

механической

аварийной

защиты

(рис. 2). Монтаж

«Фрегата»

выполняют

непосред­

ственно на орошаемом участке. В'центре поля строят бетонный фундамент под неподвижную опору с пово­

ротным коленом.

 

 

Водопроводящий трубопровод

установки

состоит

из стальных оцинкованных труб

с приварными

флан­

цами. Между фланцами ставятся уплотннтельные резиновые прокладки, а затем они соединяются бол­ тами. В нижней части каждой трубы установлены штуцеры для сливных клапанов, состоящих из седло­ вины, навинчивающейся на штуцер, и резинового кла­ пана. При достижении определенного давления эти штуцеры не выпускают воду. На верхней части каж­ дой короткой трубы имеется стояк для отбора воды'на гидропривод тележки, а на длинных трубах в верхней части приварены штуцеры для дождевальных аппа­ ратов.

11


5

Г

Рис. 2. Механизм

автоматического

управления

и

остановки

 

 

 

последней тележки:

 

 

/ — ролик

передний;

2 — толкатель;

3 переходник;

-I — стержень;

5 — ролик

задний;

6 шкив

клапана;

7 — ш а р о в о й клапан; S — пла­

стина толкателя;

9—

кронштейн; 10 — опора; / / — пружина;

12 — ртут­

 

 

 

ный

выключатель.

 

 

А-образная тележка состоит из рамы, тросовой опоры, колес и гидропривода. Основные части гидро­ привода (рис. 3): гидроцилиндр, клапан-распредели­ тель и механизм привода клапана-распределителя. Гидроцилиндр — это эмалированная труба, в которую входит поршень с манжетой. Шток поршня ввернут в основание, в котором имеется отверстие для подсое­ динения гидроцилиндра к раме. Клапан-распредели­ тель состоит из корпуса, штока, пружины, гайки и переходника. Клапан-распределитель крепится к фланцу основания. Механизм привода клапана-рас­ пределителя — это рычаг, пружина и две планки.

«Фрегат» оснащен среднеструйными дождеваль­ ными аппаратами четырех типоразмеров и одним концевым аппаратом, работающим по сектору и кру­ гу. Вращение дождевального аппарата вокруг оси происходит под действием струи ©оды, которая под давлением выходит из приводного сопла и ударяет

12

 

 

 

Рис. 3.

Гидропривод:

 

/ — верхняя

крышка;

2 — шпилька

цилиндра; 3 — цилиндр;

4 — м а н ­

ж е т а ;

5 — поршень;

6 — шток;

7 — н и ж н я я

крышка; 8 — силовой ры­

чаг;

9 — тяга

переключения;

10

скоба

тяги; / / — шток

клапана;

12—кольцо;

13 — основание;

14 — клапан-распределнтель; 15 — тройник;

16 — сливной

кран;

17— рычаг; 18 — пружина; 19 — планка;

20 — седло

клапана; 21

— корпус

клапана; 22— регулировочный

болт.

криволинейную лопатку-коромысло. Для установки аппарата на дождевание по кругу оператор подни­ мает вверх палец перекидного рычага, закрепляя его так, чтобы упор двух шайб не касался пальца. Для полива по сектору палец перекидного рычага уста­ навливают между опорами двух шайб. Поворотом этих шайб вокруг вертикальной оси фиксируется не­ обходимый угол сектора.

13


Система тросов состоит из поддерживающих тро­ сов, которые устанавливаются в вертикальной плос­ кости, тросов-растяжек — в горизонтальной плоскости и тросов-уравнителей — в верхнем поясе. При монта­ же этой системы особое внимание уделяют регули­ ровке натяжения горизонтальных тросов-растяжек. Неравномерное их натяжение может вызвать искрив­ ление трубопровода по всей длине. Поэтому тросы должны быть натянуты туго, но не чрезмерно.

Система автоматической синхронизации движения: тележек (рис. 4 ) — э т о регулирующий дроссельный «лапан с приводом, а также тяги, которые прикреп­ ляются к водопроводящей трубе с обеих сторон теле­ жек и к хомутам. Нажимной рычаг, поворачиваясь вокруг оси, регулировочным болтом, ввернутым в. рычаг, нажимает на шток регулировочного клапана и открывает проход воды в гидроцилиндр. Количестзоводы, поступающей в гидроцилиндр, зависит от сте-

Рис.

4. Система

автоматической синхронизации

движения те ­

 

 

 

лежек:

 

 

 

/ — регулирующий

оинт;

2 — н а ж и м н о й рычаг;

3 — стержень; 4 — хо­

мут;

5 — дроссельный

клапан; 6 — шток

клапана;

7 — кронштейн;

S — ртутный переключатель; 9 маятник;

10^-

скоба;

/ / — указатели

маятника.

14

пени

перемещения рычага,

а перемещение

последне­

го — от изгиба

водопроводящего

трубопровода, кото­

рый

передается

через тяги

на

стержень.

Оператор-

моторист перед пуском машины должен отрегулиро­ вать положение стержня.

Механическая аварийная защита «Фрегата» обес­ печивается с помощью шарового клапана, располо­ женного на последней тележке, и проволоки, протя­ нутой вдоль всего трубопровода. Один конец прово­ локи закрепляют на фланце поворотного клапана колена неподвижной опоры, другой через стяжнуюгайку и пружину соединяют с тягой шарового клапа­ на.. По роликам проволока проходит через промежу­ точные тележки. При изгибе трубопровода проволока натягивается и поворачивает шар клапана. При этом проходное сечение клапана уменьшается, что и вызы­ вает уменьшение количества воды, поступающей в: гидропривод последней тележки. При полном пере­ крытии проходного сечения клапана последняя те­ лежка останавливается. Затем через систему автома­ тической синхронизации останавливается и уста­ новка.

Система электрической аварийной защиты состоит из ртутных выключателей, установленных на маятни­ ках механизма привода регулирующих клапанов те­ лежек. На стержне имеются скобы, которые при дви­ жении стержня поворачивают маятник с ртутными выключателями. Эти выключатели соединены после­ довательно и воздействуют на реле, находящееся на неподвижной опоре. При чрезмерном (недопустимом) искривлении трубопровода ртутные выключатели раз­ мыкают (за счет разворота) цепь управления реле,, которое отключает привод насосной станции, и подача воды в трубопровод прекращается.

Ртутный выключатель размещен на маятниковом рычаге, который закреплен на поворотном колене не­ подвижной опоры. Для остановки «Фрегата» после завершения кругового цикла полива служит планка, укрепленная на неподвижной опоре. Маятниковый рычаг, задевая планку, наклоняется, и ртутный вы­ ключатель размыкает цепь управления реле.

Эффективность дождевания зависит от правильно­ го соотношения между поливной нормой воды, про-