Файл: Байкова, В. М. Химия после уроков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

 

 

Калинин И. А. Катализ. Гостехиздат, Μ., 1955.

 

Μ.,

Марголис Л.

Я- Волшебная палочка

химии. «Наука»,

1964, стр. 3—6.

 

Развитие химической

кинетики

в России.

Родный Н. И.

Очерки по истории химии. Изд. АН СССР., Μ., 1963, стр. 99.

1962,

Фоулз Г. Лекционные опыты по химии. Учпедгиз,

Μ.,

№ 448а и 4486, 508, 509, 510, 511, 512.

 

Учпедгиз.

X о д а к о в

Ю. В. Общая и неорганическая химия.

ЛА, 1959, стр. 122,

132.

 

 

 

 

9-й класс

Тема I. Теория электролитической диссоциации

Разделы темы, содержащие

Содержание внеклассной работы

вопросы истории химии

 

________________________________________

§2. Электролитиче­ Сванте Август Аррениус. Его жизнь

ская

диссоциация

и научная деятельность. Состав растворов

 

 

 

электролитов по Аррениусу. Теория элек­

 

 

 

тролитов по Аррениусу. Теория электроли­

§

13, 14.

Электролиз

тической диссоциации

и его практическое при­

Б. С. Якоби. Жизнь и деятельность. Ис­

менение

 

тория гальванопластики.

Занятие 1-е. Теория электролитической диссоциации.

План.

I. Доклады и сообщения: С. А. Аррениус, его

жизнь и деятельность. Создание теории электролитиче­

ской диссоциации. Б. С. Якоби. История и цель гальвано­

пластики. II. Практические занятия: Электролиз водного раствора медного купороса. Опыт Якоби, 1836 г. Метал­

лизация гальванопластическим способом изделий из

стекла, пластмасс, насекомых, кружев и т. д. Изготовле­

ние приборов для испытания электропроводности жидко­

стей. III. Кинофильмы «Электрический ток в химии», «Электролиз и его применение».

ЛИТЕРАТУРА:

Гуревич Μ. А. Сванте Аррениус. «Химия и жизнь», 1967. № 4, стр. 65.

Данилевский В. В. Открытие гальванопластики. Книга для чтения по химии. Ч. 2. Учпедгиз, Μ., 1956, стр. 24.

Каблуков И. А. Теория состава растворов электролитов, предложенная Аррениусом. Книга для чтения по химии. Ч. 2. Учпед­ гиз, Μ., 1956, стр. 19.

58


Одноралов Н. В. Занимательная гальванотехника. «Просве­ щение», Μ., 1965.

Радовский Μ. И. Борис Семенович Якоби. Μ.-Л., 1953.

Родный Н. И., Соловьев Ю. И.

Вильгельм

Оствальд.

«Наука», Μ., 1969.

 

Сванте Аррениус. «Химия и

жизнь»,

1967,

Страдынь Я. П.

№ 4, стр. 64.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старосельский П. И. Сванте Аррениус. «Наука и жизнь»,

1971, № 7, стр. 126.

К.

Ток

в электролитах.

«Просвещение», Μ.,

T у р ы ш е в

И.

1964.

 

 

Ю.

В.

Общая и неорганическая химия.

Учпедгиз,

X о д а к о в

1959, стр.

162.

 

 

 

Сванте

Август

Аррениус.

«Химия

Фигуровский Н. А.

в школе», 1958, № 2, стр. 15.

 

 

химии.

Учпедгиз,

Μ.,

1962,

Фоулз

Г.

Лекционные опыты по

№ 466,

471.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема II. Азот и фосфор

 

 

 

Разделы темы, содержащие

 

Содержание внеклассной

работы

 

вопросы истории химии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§

19.

Физические

История

открытия

азота.

Смысл

слово

свойства азота

 

 

«азот»

 

 

 

 

 

 

§ 23.

Аммиак

 

 

История

открытия

аммиака.

Историче­

 

 

 

 

 

ские опыты. Соль бога «Аммона»

 

 

§30. Производство синтетического аммиака

§25. Соли аммония

§

25.

Окислы азота

Открытие окиси

азота. Роль окислов

§ 27. Азотная кисло­

азота в истории химии. Закись азота («ве­

селящий

газ»), ее

физиологическое дей­

та

и ее

производство

ствие, открытие азотной кислоты И. Р. Та­

§

28.

Нитраты

убером.

Чилийская

селитра. Порох, его

применение

 

Занятие 2-е. История открытия азота.

План. I. Доклады и сообщения: Открытие азота.

Азот в технике. Азот и земледелие. II. Решение задан

№ 10—4, 10—12.

Занятие 3-є. История открытия аммиака.

План. I. Доклады и сообщения: Открытие аммиака.

История солей аммония: нашатыря, селитры. II. Практи­

ческие работы: Демонстрация высокой растворимости аммиака. Опыт с фонтаном ( № 166). Соединение хлори-

59



стого водорода с аммиаком («Дым без огня»). Опыт

Д. Пристли, 1774 г. (№ 168). Каталитическое окисление аммиака двуокисью марганца. Опыт Μ. Фарадея, 1827 г. ( № 222). III. Решение задач № 10—13, 10—22.

Занятие 4-е. Окислы азота. Азотная кислота и ее соли.

План. I. Доклады и сообщения: Открытие окиси

азота. Веселящий газ и его открытие. И. Р. Глаубер — первооткрыватель азотной кислоты. Открытие пороха.

II. Практические работы: Получение азотной кислоты из

селитры.

 

Опыт И. Р. Глаубера,

1648

г., Μ. Фарадея,

1827 г.

(№ 191). III. ЛИТЕРАТУРАРешение задач :№ 10—99, 10—123.

 

Могилевский Б.

Л. Гемфри Дэви. Учпедгиз, Μ.,

1958.

стр.

Моисеев Г.

Рудольф Глаубер. «Химия и жизнь», 1970, № 10,

51.

 

 

 

 

В. Общая и неорганическая

химия.

Учпедгиз,

М,

Ходаков Ю.

1959, стр. 413, 432, 435, 444, 453.

 

 

 

и происхождение

 

Фигуровский Н. А. Открытие элементов

их названий.

«Наука», Μ., 1970, стр. 45.

химии.

Учпедгиз,

Μ., 1962,

 

Фоулз

Г.

Лекционные опыты по

№ 153,

166,

168,

191,

216, 209, 222.

 

 

 

 

 

Разделы темы, содержащие

Содержание внеклассной работы

вопросы истории химии

 

 

 

 

 

 

§

32.

Фосфор

 

 

История

открытия

фосфора.

Открытие

 

 

 

 

 

 

 

фосфина

 

 

 

 

 

§

34.

Фосфор

в

при­

История

спичек. Исторические опыты

роде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 5-е. Открытие фосфора и его соединений.

План. I. Доклады и сообщения: История открытия фосфора. История спичек. Открытие фосфина. II. Демон­ страция опытов (проводит учитель) : получение фосфина

действием фосфора на едкую щелочь. Опыт Генгембри, 1783 г.; Е. Ф. Горуп-Бизаней, 1859—1868 гг. (№ 376). Го­

рение фосфора в закрытом сосуде. Опыт Д. Резерфорда,

1772 г. (№ 66). III. Практическая работа: Изготовление долгогорящих спичек. IV. Решение задач № 10—195,

10—228.

ЛИТЕРАТУРА:

Коновалов В. И. Техника безопасности при работах по хи­ мии. «Просвещение», Μ., 1973, стр. 62.

Милюков О. Спички. «Химия и жизнь», 1967, № 4, стр. 15.

СО


Таубе ∏. P., Руденко Е. И. От водорода до... нобелия? «Высшая школа», Μ., 1961, стр. 118.

Фигуровский Н. А. Открытие элементов и происхождение их названий. «Наука», Μ., 1970, стр. 134.

Фоулз Г. Лекционные опыты по химии. Учпедгиз, Μ., 1962, № 66 и 376.

Ходаков Ю. В. Рассказы об азоте и фосфоре. Учпедгиз, Μ., 1958.

Тема III. Минеральные удобрения

Разделы темы, соде ржащие

Содержание внеклассной работы

 

вопросы истории химии

 

 

 

 

 

 

§ 39. Азотные удоб­

Первые

опыты,

доказывающие

роль

рения

 

азота в питании растений.

Первое

бакте­

 

 

риальное удобрение — нитрагин (1937 г.).

 

 

Производство азотных удобрений

в Рос­

 

 

сии и в СССР

 

 

 

§ 40.

Фосфорные

История

открытия

хибинского апатита

удобрения

 

и нефелина. А. Е. Ферсман — открыватель

 

 

Хибин

 

 

 

 

§ 41. Калийные удоб­

Открытие калийных удобрений. История

рения

 

открытия

Соликамского

месторождения.

 

 

Производство поташа на

Руси

 

Занятие 6-е. Минеральные удобрения.

План. I. Доклады и сообщения. Первые азотные

удобрения и роль их в питании растений. Хибинский апа­

тит и нефелин. А. Е. Ферсман — открыватель Хибин. Ис­ тория калийных удобрений: а) производство поташа на

Руси, б) карналлит, в) Соликамские месторождения

II. Практические работы: Закладка опытов по выявлению влияния азота, фосфора и калия на рост и развитие рас­

тений. Приготовление питательных смесей.

ЛИТЕРАТУРА:

Бонштедт-Куплетская Э. Μ. В хибинских экспедициях. А. Е. Ферсман. Жизнь и деятельность. «Наука», Μ., 1965, стр. 262.

Виттенбург П. В. Открыватель Хибин. А. Е. Ферсман. Жизнь и деятельность. «Наука», Μ., 1965, стр. 254.

Герасимовский В. И. На поиски богатств Хибин и Ловозера. А. Е. Ферсман. Жизнь и деятельность. «Наука», Μ., 1965,

стр. 258.

Гостев Μ. Μ. Химический кружок в школе. АПН РСФСР, Μ., 1958, стр. 109.

Ходаков Ю. В. Общая и неорганическая химия. Учпедгиз, Μ., 1959, стр. 455, 465, 640.

Gl