ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
Рис. 54. Схема литья в кокиль под воздействием ультразвука:
а) — отливок из серого чугуна; б) — отливок алюминиевых поршней мотоцикла.
Успешно был использован ультразвук при кокиль ной отливке поршней мотоцикла из алюминиевого сплава с большим (18—22%) содержанием кремния. Применение ультразвукового генератора УЗГ-10У и магнитострикционных преобразователей ПМС-15А, обеспечивающих подвод ультразвуковой энергии к от ливке 7 (рис. 54, б) через средний клин 5 и боковые клинья 6 кокиля 1, позволило в 5—6 раз измельчить крупные интерметаллические высококремнистые вклю чения и обеспечить их равномерное распределение по
149
сечению отливки. Это ликвидировало их выкрашиваемость при работе двигателя, благодаря чему резко сни зился износ цилиндра.
Оригинальный метод кокильного литья предложил советский специалист Л. А. Верте. Им сконструирован индукционный насос для перекачки металлических расплавов по трубам с помощью перемещающегося магнитного поля, которое одновременно подогревает расплав путем наведения в нем вихревых токов. Ко кильная установка с индукционным насосом позволит получать экономичные тонкостенные пустотелые от ливки. После заливки кокиля расплавом и кратковре менной его выдержки для образования достаточно прочной корки отливки заданной толщины из цент ральной ее части с помощью индукционного насоса выкачивают и возвращают в раздаточную печь или до затор незастывший расплав. Полученные таким обра зом пустотелые отливки наряду с легкостью будут об ладать повышенной прочностью. Их широкое приме нение позволит конструкторам резко уменьшить массу машин без-снижения эксплуатационных характери стик.
До сих пор на ряде предприятий заливка кокилей производится вручную с помощью мерных ложек и ковшей. Учитывая, что этот способ снижает темпера туру заливаемого в кокиль расплава и производитель ность машин, а также таит в себе опасность ожогов рабочих, в современных цехах, производящих отливки из алюминиевых сплавов, эта операция автоматизи руется и осуществляется с помощью магнитодинами ческих установок моделей МДН-4, МДН-6, МДН-6А конструкции Института проблем литья АН УССР, до затора модели Д-630 Тираспольского завода литейных машин имени С. М. Кирова и др.
Дозатор Д-630 предназначен для автоматической заливки больших (5—50 кг) доз алюминиевого распла ва в кокили, установленные на однопозиционные ма шины и карусельные установки. Дозаторы снабжены электронагревателями для поддержания необходимой температуры расплава в герметически закрытой фу терованной ванне, а также уровнемерами, которые контролируют максимальный и минимальный уровни расплава в дозаторе.
150
Поставленная перед литейным производством про блема повышения надежности литых изделий при од новременном снижении их массы может быть успешно решена путем повышения качества и прочностных ха рактеристик материала отливок. В связи с этими сооб ражениями перспективным процессом следует считать
литье в кокиль под низким регулируемым давлением.
Этот усовершенствованный кокильный способ литья обеспечивает повышение физико-механических свойств литого металла за счет подпитки затвердевающей в металлической форме отливки. Он также увеличивает коэффициент использования расплава (в ряде случаев до 98%) в связи с отсутствием литников и прибылей.
На рис. 55 показана схема установки для литья в кокиль под низким регулируемым давлением конст рукции Института проблем литья АН УССР. Она снаб жена автоматическим управлением заливки и предна значена для получения отливок из сплавов черных и цветных металлов. Система управления с программ ным устройством позволяет поддерживать заданный режим процесса заполнения кокиля расплавом, авто матически осуществлять работу установки. С помощью потенциометра программного устройства время за полнения формы может быть задано в пределах 7— 25 сек., что позволяет легко выбрать требуемый режим заливки.
Установка предназначена для отливки поршней и крышек различного назначения из алюминиевых спла вов, чугунных тракторных гильз, корпусов вращаю щихся токарных центров из высокопрочного чугуна, корпусов буровых коронок из легированной стали и других деталей массой 40—120 кг. Производительность установки в зависимости от вида расплава и массы отливки составляет 30—120 циклов заливки в час. Ра бочее избыточное давление в автоклаве достигает 2 кг/см2.
Для производства более крупных отливок (диамет ром до 900 мм, длиной до 1200 мм и массой до 300 кг) из алюминиевых сплавов в СССР создана специаль ная установка для литья под низким давлением моде ли ЛНД-2 с автоматическим рабочим циклом, обору дованная пневматической системой управления для заполнения кокиля расплавом.
151
S
ÎÜ 8
Рис. 55. Установка для литья в кокиль под низким давлением.
¡ _ индукционная плавильная |
печь;' |
2 — металлопровод; |
3 |
— авто |
клав; 4 — поворотное устройство; 5 — кокильный станок; |
6 |
— щит |
||
управления; 7 — асбоцементная |
труба; |
8 — крышка; 9 |
— днище; |
¡0, 11 — резиновые прокладки; 12 — тяги; 13 ~ штуцер для подвода воздуха в автоклав.
Выше было сказано о новом материале для форм — блочном графите, из которого делают многократно ис пользуемые кокили. Основные теоретические положе ния процессов литья в графитовые блочные формы —
кокили были разработаны автором в 1960 г. Получае мые в графитовых кокилях отливки характеризуются плотной мелкозернистой структурой, высокими меха ническими свойствами, повышенной точностью и ма лой шероховатостью поверхности и превосходят ана логичные показатели отливок, полученных в металли ческих кокилях.
Графитовые кокили рекомендуется применять при массовом и крупносерийном производстве несложных фасонных отливок из серого чугуна, медных и алюми ниевых сплавов массой до 500 кг. В них отливают
152
стальные колеса железнодорожного транспорта, брон зовые и стальные втулки, медные стержни, а также фасонные отливки небольшой массы из разнообразных сплавов. Учитывая резкое повышение плотности ме талла за счет высокой скорости его кристаллизации в графитовом кокиле, этот метод литья следует особен но рекомендовать для производства заготовок литых деталей машин, к которым предъявляются жесткие требования в отношении их гидравлической плотности, способности работать в условиях повышенных давле ний и износостойкости (крышки, гильзы и поршни ци линдров, золотниковые втулки, фланцы и корпуса пат ронов токарных станков, детали насосов, части гидро аппаратуры и т. д.).
На рис. 56 показана схема установки для литья под низким давлением стальных колес железнодорож ного транспорта (масса колеса 330 кг) в блочных гра фитовых формах. Вначале наполненный расплавлен ной сталью разливочный ковш 2 опускают в бетонный автоклав 3, который закрывают крышкой с сифонной огнеупорной трубкой 1. После впуска в автоклав сжа того до 2 ат воздуха сталь по трубке 1 поступает в гра фитовую форму 4. Для предупреждения подъема верх ней полуформы давлением заливаемого расплава в установке предусмотрены упоры 5, приводимые в действие пневматическими цилиндрами. После запол нения формы сталью (этот момент контролируется уровнем расплава в прибылях 6) опускается графи товая пробка 7. При этом поступление стали в форму прекращается и одновременно снимается давление воз духа в автоклаве. Отлитые в графитовых формах ко леса получают с допуском около 0,05 мм по всем раз мерам, кроме диаметра, для которого допускается от клонение до 2 мм. Стойкость графитовой формы — 400 заливок. При 20 переточках в ней можно получить 8 тыс. колес, отличающихся высокими эксплуатацион ными свойствами.
На ряде отечественных заводов, использующих ду говые сталеплавильные печи, успешно применяют очень дешевые кокили, выточенные из отработанных печных графитовых электродов. В них получают сталь ные, чугунные и бронзовые цилиндрические отливки диаметром 100-г-300 мм. Особенно эффективно приме-
153
5 |
7 |
5 |
1
Рис. 56. Схема установки для литья колес в графитовых формах под низким давлением.
нение графитовых блочных кокилей для отливок из медных сплавов, так как отсутствие химического взаи модействия между расплавом бронзы или латуни с уг леродом кокиля обеспечивает высокое качество по верхности отливок. На Минском автомобильном заво де перевод на литье в графитовые кокили серийно вы пускаемых бронзовых втулок четырех наименований (ранее они отливались в песчано-глинистых формах) с годовой программой 5—6 тыс. шт. позволил сэконо мить за счет уменьшения припусков на механическую
154
обработку 9020 кг бронзы (без учета эффекта от сни жения брака отливок).
Таким образом, по сравнению с металлическими графитовые кокили имеют ряд преимуществ: их теп лопроводность, термическая и химическая стойкость более высоки; длительность и трудоемкость механиче ской обработки графитовых кокилей значительно ни же, так как графит легко режется деревообрабатываю щим инструментом. Кроме того, надо учесть отсутст вие привариваемое™ заливаемого расплава к кокилю и необходимости производить термическую обработку для повышения его стойкости и, наконец, в 3 раза меньшая масса формы при тех же размерах.
Литье в кокиль — перспективный метод получения высококачественных отливок. Поэтому в директивах XXIV съезда КПСС намечено увеличить за пятилетие выпуск кокильных машин с полуавтоматическим и ав томатическим циклом работы в 2,5 раза.
Ж№ ПОД ДАВЛЕНИЕМ
ожно ли в литейных цехах получать готовые к Мсборке детали машин? На этот вопрос литейщики дают положительный ответ, имея в виду литье под дав лением. Этот способ литья является одним из наиболее прогрессивных, так как позволяет получать очень сложные по конфигурации и точные по размерам (см. табл. 1) отливки с минимальной толщиной стенок, до стигающей 0,5 мм, с литыми отверстиями малого диа метра в 1—2 мм, а также литой резьбой из алюминие вых, магниевых, медных и цинковых сплавов. Масса получаемых алюминиевых отливок достигает 65, а цинковых — 90 кг. Вследствие этого литье под давле нием получило широкое распространение в авпаприборостроении, в автомобильной, электротехнической и других отраслях промышленности.
Литье под давлением было предложено в середине XIX века и впервые использовано изобретателем пе чатного станка-линотипа англичанином Ленстоном при отливке типографских шрифтов. В 1877 г. немец кий инженер Дузенберг получил патент на поршневую машину для литья под давлением, а первая пневмати ческая машина для этого метода литья была сконст руирована в 1907 г. голландцем Ван-Вагнером.
Внастоящее время процесс литья производится на специальных высокомеханизированных и автоматизи рованных машинах, которые делятся на два основных типа: с холодной и горячей камерой сжатия расплава.
Вмашинах первого типа тигель с расплавом уста навливается отдельно, а в машинах второго типа