ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
2
Рис. 26. Односторонняя быстросменная модельная плита для машинной формовки.
быстросменные вкладыши и дно делаются из древе сины. Для повышения долговечности части ящика со стороны набивки смеси защищены стальными наклад ками толщиной 3—5 мм. Сконструированные в расче те на формовочные и стержневые машины моделей 232, 233, 253М, М284, ящики такой конструкции пригодны также для ручной формовки стержней, а потому ши роко используются на предприятиях с многономенкла турным серийным, мелкосерийным и индивидуальным выпуском отливок.
Для подобных же условий были разработаны быст росменные модельные плиты, одна из конструкций ко торых показана на рис. 26. Чугунный корпус I прочно и надолго закрепляется на столе формовочной машины болтами через отверстия 4. При переналадке машины на выпуск других отливок сменяют деревянные вкла дыши с моделями 2, для закрепления которых в корпу се модельной плиты предусмотрены прижимные вин ты •?.
71
Современные модельные цехи отличаются широкой механизацией производственных процессов. Наряду с маятниковыми пилами, круглопильными, фуговаль ными, рейсмусовыми и другими станками для первич ной обработки древесины, а также специализирован ными станками участка нормалей, в модельных цехах предусматривается отделение механизированной обра ботки заготовок, оснащенное ленточными пилами, то карными, универсально-фрезерными, горизонтально фрезерными, вертикально-сверлильными, горизонталь ными копировально-фрезерными, торцово-зачистными и другими станками.
Широкая механизация применяется в цехах и на участках изготовления металлической модельной ос настки, когда основные операции осуществляются на токарных, строгальных, фрезерных, сверлильных и других металлорежущих станках.
Транспортные операции в модельных цехах произ водятся с помощью мостовых электрических кранов, кран-балок, злектротельферов, перемещающихся по монорельсам, электрокаров, автокаров и ручных те лежек.
В модельных цехах отдельных отечественных пред приятий успешно применяются оригинальные конст рукции моделей с приводными устройствами для пере мещения выступающих частей. Создаваемые высоко квалифицированными мастерами-умельцами, меха низированные модели позволяют упростить про цессы изготовления и сборки форм, снизить себестои мость получаемых отливок. В качестве примера на рис. 27 приводится конструкция механизированной модели, разработанной рационализаторами Горьков ского автомобильного завода — модельщиками А. С. Егеревым и Г. И. Долговым. Поворот вертикаль
но |
установленного |
во |
втулке 2 эксцентрика 3 во |
|||
круг собственной оси на |
90° |
заставляет убираться |
||||
выступающий вкладыш |
4 внутрь пустотелого |
кор |
||||
пуса |
1 |
модели за |
счет |
его |
поворота относительно |
|
оси 5. |
Это позволяет исключить установку в |
фор |
му одного стержня, резко снизить себестоимость от ливки за счет экономии расходов на изготовление, сушку, транспортировку и установку в форму этого стержня.
72
Рис. 27. Механизированная модель (а) и литейная форма для получения отливки корпусов водяного насоса по модели обыч ной конфигурации (б).
Бурный прогресс литейной технологии потребовал новых конструкций модельной оснастки. Так, внедре ние в производство стержневого пескодувного процес са вызвало необходимость создания металлических стержневых ящиков с отверстиями для надува сме си и вентами — сетками для выхода воздуха. В свя зи с освоением оболочковых песчано-смоляных форм и стержней появились конструкции металличе ских модельных плит и стержневых ящиков с систе мами электроподогрева. Предложенный в 1947 г. СОг-процесс изготовления форм и стержней потребо вал моделей и стержневых ящиков, снабженных сис темами каналов и отверстий для подвода углекисло го газа к слою облицовочной жидкостекольной смеси.
Учитывая высокие темпы развития и совершенство вания литейного производства, требующего большого количества разнообразной и специальной модельной
73
оснастки, в нашей стране и за рубежом создаются ос нащенные по последнему слову техники специализиро ванные модельные предприятия, работающие по зака зам литейных цехов. В этом случае применяется сбор ная оснастка, каждый элемент которой пронумерован. Номера элементов хранятся в памяти ЭВМ, плани рующей работу как литейного цеха, так и модельного предприятия.
Применение в модельных цехах прогрессивной тех нологии и новых материалов, а также широкое ис пользование средств комплексной механизации и ав томатизации обеспечат быстрое выполнение заказов литейщиков и высокое качество производимых модель ных комплектов при минимальной их себестоимости.
от ручной трамбовки
ДО АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
ЛИТЕЙНЫХ ЛИНИЙ-------
годы индустриализации и первых пятилеток, когда В восстанавливалась и крепла советская промыш
ленность, мы, литейщики старшего поколения, были участниками и свидетелями начала и бурного роста механизации литейного производства. Он начался с покупки оборудования за границей. Позднее на наших глазах появились первые советские формовочные ма шины и другое литейное оборудование московского завода «Красная Пресня».
Период после Великой Отечественной войны озна меновался мощным техническим прогрессом, который в корне изменил условия труда в литейных цехах. До статочно сказать, что в нашей стране механизировано 90% всех формовочных работ, в то время как на долю машинной формовки в царской России в 1913 г. при ходилось только 8%.
Современное литейное производство характерно комплексной механизацией технологических процес сов, механизированными потоками на непрерывно дви жущихся конвейерах (рис. 28), созданием и освоением автоматизированного оборудования, а также автома тических формовочных и литейных линий. Такие линии в настоящее время работают на многих отечественных заводах с серийным выпуском отливок.
На рис. 29 показан общий вид автоматизированной литейной линии модели 22821 конструкции ВНИИлитмаша. Изготовление форм происходит на 4-позицион- ном формовочном вибропрессовом автомате 1. Полу-
75
Рис. 28. |
Общий вид |
литейного напольного |
конвейера |
] — тележки; |
2 — рельсы; |
3 — приводная станция; |
4 — литейные фор |
мы; 5 — рольганги для сборки форм; 6 — движущаяся заливочная плат форма; 7 — разливочный ковш; 8 — монорельс; 9 — охладительный ко жух; 10 — решетка для выбивки отливок.
ченные на нем полуформы с помощью кантователя 2 поступают на транспортную линию 3, где в них уста навливаются стержни. Сборка полуформ производится механическим сборщиком 4, после чего готовые к за ливке формы транспортной линией 5 передаются на литейный горизонтально замкнутый конвейер 7 (на ри сунке показана только его часть). После наложения груза специальным грузоукладчиком 6 формы пере даются на заливочную площадку, в зону охлаждения и на автомат выбивки отливок из форм (они на рисун ке не .показаны). Освободившиеся после выбивки опо ки 8 конвейером 7 доставляются к транспортной ли нии 9, которая передает их формовочному автомату. Таким образом замыкается производственный цикл линии.
Сравнительно недавно выдала первую продукцию оригинальная автоматическая линия литейного цеха
76
Рис. 29. Автоматическая литейная линия.
серого чугуна Московского автозавода имени Лихаче ва для отливки гильз цилиндров двигателя автомобиля ЗИЛ-130. Такая литейная линия-автомат построена в автомобильной промышленности нашей страны впер вые. Полный цикл изготовления изделий на ней длит ся всего 20 сек., в то время как на механизированных линиях подобного назначения он занимает не менее минуты. Агрегат отличает высокая производитель ность — 1200 форм за смену.
Наряду с отмеченными выше линиями для произ водства отливок в разовых песчаных формах в послед ние годы были разработаны и вступили в строй авто матические литейные линии по выпуску отливок спе циальными методами литья. В качестве примера мож но сослаться на автоматические линии точного литья по выплавляемым моделям Горьковского и Минского автозаводов, успешно работающие линии для произ водства отливок в металлических и термоизоляцион ных кокилях; конвейерную кокильную линию москов ского завода «Водоприбор», выпускающую чугунные отливки.
Все это примеры вдохновенной творческой кон структорской мысли, свидетельство высокого уров ня развития технологии, науки и техники литейного производства в нашей стране.
Головной научной организацией по разработке кон струкций и созданию литейных машин в нашей стране является ВНИИлитмаш — Всесоюзный научно-иссле довательский институт литейного машиностроения. В последние годы институт проделал огромную работу по упорядочению типажа и организации выпуска в промышленных масштабах современного оборудова ния для литейных цехов. Одновременно в течение ряда лет он проводил работы, связанные с модернизацией конструкций литейных машин, результатом которой явился выпуск формовочных полуавтоматов и авто матов моделей 91226, 91227, 91267, 92271 и др., песко метов моделей 2А93, 2АП93, 296М и др., гаммы стерж невых пескодувных и пескострельных полуавтоматов моделей 28Б5, 28Б7, 28Б9, 305, 348 и др., смешиваю щих бегунов моделей 1А11, 1А12, 115М, 116 и в том числе № 1524 непрерывного действия с двумя чаша ми, дробеметного оборудования для очистки отливок
78
моделей 323, 353, ДК-10 и много других видов совре менного литейного оборудования.
Большой вклад в оснащение литейных цехов обо рудованием вносит Одесский научно-исследователь ский институт специальных способов литья (НИИСЛ), который в последние годы разработал гамму универ сальных и специальных полуавтоматических устано вок, механизированных и автоматизированных кокиль ных линий, успешно работающих на отечественных предприятиях.
Выпуск литейного оборудования по разработанным ВНИИлитмашем, НИИСЛ и другими проектными ор ганизациями конструкциям осуществляют специали зированные заводы, которые (кроме завода «Красная Пресня») стали выпускать литейное оборудование только начиная с 1955 г. Создание мощной мате риальной базы литейного машиностроения позволило резко увеличить выпуск и уровень концентрации про изводства литейных машин, что благоприятно отрази лось на их качестве.
Имея мощную материальную базу, ВНИИлитмаш смог приступить к проектированию и созданию ком плексно-механизированных и автоматизированных смесеприготовительных систем, формовочных, стерж невых и литейных линий. В последние годы этим ин ститутом спроектированы автоматизированные систе мы приготовления смесей производительностью 90, 180, 270 и 360 м3/час, литейные блок-линии проходного типа моделей АЛ91А271, АЛ91265СК, АЛ92265, авто матические линии формовки в опоках размером 500 X Х400Х150 мм моделей 22811 и 22821, типовая авто матическая линия формовки и выбивки для массо вого производства опочных форм размером 900X X700x350 мм модели ЗЛ22914 и др„ которые уже ра ботают в литейных цехах или внедряются на цеитролитах.
Совсем недавно государственная^ комиссия реко мендовала к промышленному испытанию новую авто матическую линию по изготовлению литейных форм для отливок, спроектированную ВНИИлитмашем. Рука человека почти не прикасается к формам во время производственного цикла, а производительность линии в расчете на одного рабочего в 5 раз выше, чем
79
участка машинной формовки, и в 20 раз больше, чем при ручной формовке. Новая линия будет давать в год до 10 тыс. т отливок весом до 30 кг.
Чтобы механизировать процессы изготовления осо бо крупных форм и стержней, ВНИИлитмаш разра ботал конструкции гаммы стационарных и передвиж ных рукавных пескометов с дистанционным и про граммным управлением производительностью от 12,5 до 50 м3/час, с вылетом рукавов от 3200 до 9000 мм, производство которых осуществляет новосибирский за вод «Сиблитмаш».
Отечественное литейное производство развивается гармонично: наряду с высокими темпами механизации и автоматизации производственных процессов боль шое внимание уделяется разработке новых процессов, позволяющих повысить качество отливок, снизить трудоемкость работ, улучшить условия труда. Этот принцип подтверждается опытом работы стале литейного цеха ленинградского Кировского завода, разработавшего новый, прогрессивный метод фор мовки.
Учитывая неэффективность издавна существующе го метода пресеования смеси в опоке под низким (2— 2,5 кг/см2) удельным давлением, не обеспечивающим равномерную степень ее уплотнения, работники этого цеха в 1955 г. начали эксперименты по разработке по добного же процесса, но с применением более высо кого (12—20 кг/см2) удельного давления. В результате напряженной творческой работы были разработаны и освоены в производственных условиях новый, прогрес сивный метод формовки и — на его основе — авто матическая прессовая литейная линия модели АПФЛ-2 с дистанционным управлением.
Посетивший завод корреспондент «Правды» Ю. За харов в своей статье писал: «...Заглянем в сталели тейный цех завода. По винтовой лестнице поднимаемся в застекленную кабину, из которой виден огромный пролет литейки. В кабине — мозг автоматической ли нии. На щите управления мигают зеленые, фиолето вые, желтые, розовые огоньки. Рядом с пультом у рас крытого окна сидит молодой паренек. Он глядит вниз на движущийся конвейер и улыбается:
— Вы только посмотрите, какой темп! — повора
80